Автор: Валиева Зифина Мирхазияновна Должность: учитель татарского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Матвеевская СОШ" Населённый пункт: село Старая Матвеевка, Мензелинский муниципальный район Наименование материала: проектная работа Тема: "Комнатные растения в жизни людей" Раздел: полное образование
Проектно-
исследовательская
работа
«Моё
зд о р о вье »
по
теме
«Комнатные
растения
в
жизни
людей»
Тема:
Комнатные
растения
в
жизни
людей
С о д е р ж а н и е :
1 .
В в е д е н и е
2 .
А к т у а л ь н о с т ь
3 .
П р о б л е м а
4 .
Объект
и
предмет
исследования
5 .
Цель
и
задачи
6 .
Этапы
и с с л е д о в а н и я
7 .
Ход
и с с л е д о ва н и я
8 .
З а к л юч е н и е
9 .
Л и т е р а т у р а
1.
Введе ние
С
приходом
осени,
зимы,
с
наступлением
весны
многие
люди,
в
том
ч и с ле
и
у ч е н и к и
н а ш е го
к ла с с а ,
н ач и н а ют
с т р а д ат ь
п р о с т уд о й .
Симптомы
простуды:
головная
боль,
лихорадка,
боль
в
горле,
насморк,
к а ш е л ь .
С
э т о й
п р о б л е м о й
с т а л к и в а ю т с я
м н о г и е
л ю д и
р а з н ы х
в о з р а с т о в ,
о с о б е н н о
т я ж е л о
п е р е н о с я т
е е
д е т и
и
л юд и
п о ж и л о г о
возраста.
Лекарственные
средства
для
этой
категории
людей
явл яют ся
д о с т а т о ч н о
д о р о г и м и
и
ч а щ е
в с е г о
в л и я ю щ и м и
н а
р а б о т у
д р у г и х
о р г а н о в .
2.
А кту а л ь н о с т ь
Поэтому
актуально
найти
другие
средства,
не
м ед и ка м е н то з н ы е ,
для
профилактики
и
лечения
про студы.
Такими
средствами
я в л я ю т с я
лечение
с
использованием
целительных
свойств
комнатных
раст ений.
3.
Проблема
Что
это
за
растения-целители
и
как
с
их
помощью
п р е од о л е т ь
п р о с т уд у ?
4.
Объект
исследования
–
комнатные
растения
класса
и
дома.
П р е д м е т
и с с л е д о в а н и я
–
к о м н а т н ы е
р а с т е н и я - ц е л и т е л и ,
используемые
при
лечении
п р о с туд ы.
5.
Ц е л ь :
изучит ь
целебны е
свойст ва
комнат ны х
раст ений
и
выявить
способы
их
применения
в
профилактике
и
лечении
простуды
З а д а ч и :
-
изучить
литературу
и
другие
источники
информации
по
данной
т е м е ;
-
изучить
роль
комнатных
растений
в
жилых
помещениях;
-
составить
таблицу
комнатных
р а с т е н и й - ц е л и т е л е й ;
-
изучить
многообразие
растений-целителей
в
классе
и
дома;
-
выявить
роль
комнатных
растений
в
профилактике
и
л еч е н и и
простуды
и
разработать
рекомендации
по
их
использованию
«Лечебница
на
п о д о ко н н и к е » .
П р о е к т н ы й
п р о д у к т :
с о в е т ы ,
р е к о м е н д а ц и и
« Л е ч е б н и ц а
н а
п о д о ко н н и к е » .
6.
Этапы
и с с л ед о ва н и я :
-
Поисково-теоретический
(анализ
литературы
и
других
источников
и н ф о р м а ц и и ) ;
-
Опытно-экспериментальный
(картинка
цветов
к л а с с а ) ;
-
Заключительно-обобщающий
(картинка
«Лечебница
на
п о д о ко н н и к е » ) .
7.
Ход
работы
а)
Поисково-теоретиче ский
э т ап
Комнатные
растения
имеют
не
только
красивый
внешний
вид
и
являют ся
украшением
комнат,
но
и
обладают
лечебными
с в о й с т в а м и ,
становятся
помощниками
в
борьбе
со
многими
недугами.
« З е л е н ы е
д р у з ь я »
в н о с я т
в
н а ш у
ж и з н ь
г а р м о н и ю
и
умиротворенность,
рядом
с
ними
мы
ощущаем
прилив
энергии
и
в
то
ж е
в р е м я
о т д ы х а е м .
В е щ е с т в а ,
в ы д е л я е м ы е
р а с т е н и я м и ,
п о в ы ш а ю т
р а б о т о с п о с о б н о с т ь ,
н о р м а л и зу ю т
с о н .
С в о е й
к р а с о т о й ,
ко л д о в с к и м
ароматом
растения
дарят
нам
ра до с ть.
Поселившись
в
нашем
доме,
растения:
-
улучшают
климат
в
комнате;
-
отфильтровывают
частички
пыли
в
воздухе;
-
охлаждают
летом
воздух
за
счет
испарения;
-
повышают
влажность
во зд у ха;
-
понижают
содержание
углекислого
газа
в
воздухе;
-
повышают
содержание
кислорода
в
воздухе;
-
действуют
успокаивающе
и
возбуждающе;
-
способствуют
снятию
стрессов,
улучшают
с амоч увст в ие;
-
«вытягивают»
из
воздуха
вредные
веще ства;
-
являются
индикатором
микроклимата
в
жилом
помещении.
С
целью
профилактики
простудных
заболеваний
необходимо
дома
и
в
классе
разме стить
растения,
которые
выделяют
ф и то о р г а н и ч е с к и е
в е щ е с т в а .
Э т о ,
к о н е ч н о ,
н е
с м о ж е т
п о л н о с т ь ю
о б е з о п а с и т ь
о т
з а б о л е в а н и й ,
н о
з н а ч и т е л ь н о
с н и з и т
ко л и ч е с т в о
б о л е з н е т в о р н ы х
микробов
в
воздухе.
Это
мирт,
бегония,
пеларгония,
диффенбахия,
бересклет
и
д р .
Растения,
снижающие
общее
содержание
микробных
клеток
в
воздухе
п о м е щ е н и й .
Ц в е т ы
Максимальный
уровень
снижения,
в
%
Б е г о н и я
8 0
М и р т
8 0
П е л а р г о н и я
8 0
Р о з м а р и н
8 0
Д и ф ф е н б а х и я
7 0
С а н с е в и е р и я
7 0
Э в к а л и п т
7 0
Тр а д е с к а н ц и я
7 0
Б е р е с к л е т
5 0
А л о э
4 0
б)
Опытно-экспериментальный
э т а п
В
коллекции
нашего
класса
и
моего
дома
есть
следующие
виды
р а с т е н и й - ц е л и т е л е й :
-
алоэ
-
апе л ь с ин
-
бе р е с к л е т
-
бе гон и я
-
лимон
-
мирт
-
т р а д е с к а н ц и я
-
примула
-
эв ка л и п т
-
д и фф е н б а х и я
-
ка л а н хо э
-
х л о р о фи тум
-
ка м н е лом ка
Изучив
целебные
свойства
комнатных
растений,
были
в ы я вл е н ы
растения,
целительные
свойства
которых
можно
использовать
при
лечении
п р о с т уд ы .
в)
Заключительно-обобщающий
э т а п
Лечебница
на
подоконнике
Есть
в
травах
и
цветах
целительная
сила
Для
всех,
умеющих
их
тайны
разгадать.
Р.
Рож д е с т в е н с к и й
А л о э
Родина
–
тропические
районы
Африки.
Декоративное
р а с т е н и е .
Образует
прикорневые
розетки
мясистых
колючих
л и с т ь е в .
В
быту
называют
столетником.
При
про студе
сок
листьев
а л о э
и с п о л ь з у ю т
д л я
п о л о с к а н и я
г о р л а ,
д л я
з а к а п ы в а н и я
в
н о с
п р и
н а с м о р к е .
В
сочетании
с
медом,
настойку
применяют
как
общеукрепляющее
средство,
а
также
в
борьбе
с
кашлем.
Л и м о н
Родина
–
Индия.
Н е б о л ь ш о е
в еч н о з е л е н о е
д е р е в о
с
ко л юч и м и
в е т к а м и .
Л и с т ь я
я й ц е в и д н ы е ,
з а о с т р е н н ы е
н а
к о н ц е
и
з у б ч а т ы е
п о
к р а ю ,
с о
с во е обра з н ы м
а роматом.
П лоды
ова ль н ой
ф ормы
с
же лтой
кож у р о й ,
кислой
сочной
м якотью.
П л од ы
л и м о н а
п р и м е н я ю т
к а к
в и т а м и н н о е ,
ж а р о п о н и ж а ю щ е е ,
отхаркивающее
средство.
Очень
полезно
при
ангине
жевать
кусочек
лимона
с
ко ж у р о й .
М и р т
Родина
–
Южная
Европа.
В еч н о з е л е н о е
д е р е в о .
Л и с т ь я
м е л к и е ,
кож и с т ы е ,
п р о д о л г о в а т о -
яйцевидные,
с
приятным
а роматом.
Н а с т о й к и
и
о т в а р ы
и з
л и с т ь е в
и м е ю т
а н т и б а к т е р и а л ь н о е
и
антивирусное
действие.
Лечат
грипп,
ангину,
ОРЗ.
К а л а н хо э
Родина
–
Африка.
С у к к ул е н т н о е
т р а в я н и с т о е
р а с т е н и е
д о
1
м
в ы с о т о й .
Л и с т ь я
мясистые,
зубчатые,
зеленого
ц в е т а .
В
народе
называют
«комнатным
женьшенем».
С о к
л и с т ь е в
кол а н хо э
и с п ол ь зуе т с я
д л я
п р о ф и л а кт и к и
г р и п п а ,
простуды,
так
как
обладает
противомикробным
и
противовирусным
действ ием.
Соком,
разбавленным
водой,
полощут
горло,
а
также
закапывают
его
в
нос
при
насморке.
Э в к а л и п т
Родина
–
Авст ра лия.
Вечнозелено е
растение
с
красивыми
с еро-зелеными
листь ями
с
характерным
з а п а хом .
Листья
эвкалипта
содержат
эфирное
масло,
дубильные
вещества,
кислоты.
Э в ка ли п тово е
ма с ло
обла да е т
ба кт е ри ц и дн ы ми
с вой с т ва ми ,
е г о
применяют
для
ингаляций
от
болезней
органов
дыхания
и
п р о с т уд ы .
Также
используется
при
лечении
ларингита,
ангины,
как
противокашлевое
с р е д с т в о .
П р и м ул а
Родина
–
Китай.
Бе сст ебель но е
т равянисто е
раст ение
до
0,3
м
в ы сотой.
Л и с т ь я
про стые,
округлые,
собраны
в
прикорневую
розетку.
Цветки
к ру п н ы е ,
до
5-7
см
в
диаметре.
В
народной
медицине
применяют
настойку
и з
листьев
как
отхаркивающее
с р ед с т в о .
Корнями,
отваренными
в
молоке,
можно
лечить
лихорадку.
Листья
заваривают
как
чай
и
пьют
при
авитаминозе.
8.
З а к л юч е н и е
В
х о д е
и с с л е д о в а н и я
в ы я с н и л о с ь ,
ч т о
м о ж н о
и с п о л ь з о в а т ь
к о м н а т н ы е
р а с т е н и я
в
п р о ф и л а к т и к е
и
л е ч е н и и
п р о с т у д ы .
П р и
у п о т р е б л е н и и
л е к а р с т в е н н ы х
р а с т е н и й
б о л ь н о й
п о л у ч а е т
ц е л ы й
комплекс
соединений,
которые
влияют
на
его
организм
гораздо
м я г ч е ,
чем
синтетиче ские
с р е д с т ва .
Н о
н а д о
п о м н и т ь ,
ч т о
п р и м е н я т ь
р а с т е н и я
н у ж н о
к р а й н е
о с т о р о ж н о .
О ч е н ь
м н о г и е
л е к а р с т в е н н ы е
р а с т е н и я
и м е ю т
противопоказания
и
являются
а л л е р ге н а м и .
Обязательно
посоветуйтесь
с
вр ач ом !
9.
Литература
:
1.
«Целебные
и
магические
свойства
растений»
Железнов
В.
П . ,
Ростов
–
на
–
Дону,
«Феникс»
2001.
2 .
Н .
К а з а р и н о в а ,
К .
Т к а ч е н к о
« З д о р о в ь е
д а р я т
к о м н а т н ы е
растения»,
Санкт-Петербург
ИД
«Нева»,
2 0 0 4 .
3.
В.
В.
Воронцов
«Целительные
комнатные
растения»,
М.:
ЗАО
«Фитон+»,
2 0 0 4 .
4 .
К .
Л ю ц и с
« Р а с т и т е л ь н ы й
м и р
в
к а р т и н к а х »
-
М . :
Р у с с к о е
энциклопедиче ское
товарище ство,
2 0 0 4 .