Авторы: Лысенко Наталья Васильевна, Заиченко Анна Александровна
Должность: методист, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУДО ЦДОД
Населённый пункт: Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессинальные ступени
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Барабинского района Новосибирской области
«Центр дополнительного образования детей»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ
(педагогическая практика)
Авторский коллектив:
Лысенко Наталья Васильевна,
методист МБОУДО ЦДОД;
Заиченко Анна Александровна,
педагог-психолог МБОУДО ЦДОД
г. Барабинск, 2020
Методически
е
материалы
реализуемой
практики
Таблица 1
Персональный компетентностный профиль педагога
1.ФИО_______________________________________________________
2. должность __________________________________
3. отдел _________________________________________
4. категория____________________________________________________
5. образование, стаж работы
Организационная работа с учащимися ОВЗ + -
со способными уч-ся + -
1.Социально-психологическая компетентность (коммуникативная)
Перечислить темы выступлений и уровень презентации
__________________________________________________
Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)
Умение
конструироват
ь
п р я м у ю
связь
Умение
слушат
ь
Умение
поощрят
ь
Бесконфликтно
е общение
«Эмпатия»
(диагностическ
ое
исследование)
2.
Информационная компетентность
Ука з ат ь
и с т оч н и к и
п о п ол н е н и я
п р о ф е с с и о н а л ь н ы х
з н а н и й
_____________________________________________________
Наличие обратной связи (формы взаимодействия с родителями)
_________________________________________________________
Взаимодействие с педагогами (педагоги - коллеги, видео уроки)
________________________________________________________
3.
Регулятивная компетентность
Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)
Целеполагани
е
Планировани
е
Устойчива
я
активность
Оценка
результатов
своей
деятельност
и
Эффективное
планирование
(тестирование
)
4. Правовая компетентность
Перечислите
законодательные
и
нормативно-правовые
документы,
изученные вами
___________________________________________________________
5. Профессиональная компетентность
Перечислите современные образовательные технологии, применяемые вами в
работе
_________________________________________________________
Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)
Методически
е
материалы,
используемы
е
в
подготовке
и
реализации
данной
практики
Литература:
1.
Бурцева
О.И.
Профессиональное
портфолио
учителя:
Методическое
пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2013.
2.
Введенский
В.
Моделирование
профессиональной
компетентности
педагога// Педагогика,2003, №10
3. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как
объект исследования. Монография СПб: СПбГУПМ, 2002.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа
компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 381 с.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход
в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.
Методическое обоснование материала
«Профессиональные ступени»
Материал
«Профессиональные
ступени»
представляет
целенаправленную
системную работу с педагогическими кадрами МБОУДО ЦДОД.
Ценность представляемого методического материала заключается в единстве действий
методического и психологического компонента организации педагогических советов. Каждая
встреча педагогов проходит на площадке, совмещающей в себе потенциал методического
сопровождения (актуализация знаний, проработка позиций нормативных документов и т.д.) и
психологического ресурса (осознание собственных возможностей, получение нового опыта в
интерактивной форме, развитие профессиональных компетенций).
Выбор
форм
организации
профессиональных
встреч
основан
на
интерактивном
подходе.
На
наш
взгляд
и
дальнейшее
подтверждение
в
виде
достижений
педагогов,
интерактивное
взаимодействие
с
учетом
профессиональных
потребностей
(актуальность
выбора
темы
педагогического
совета)
значительно
улучшает
качество
образовательного
процесса.
Педагоги
получают
возможность
проявить
свои
навыки,
продемонстрировать
наиболее удачные формы взаимодействия и познакомиться с актуальной информацией по
предлагаемой теме.
Педагогической
находкой
является
составленный
нами
«Персональный
компетентностный профиль педагога». По отзывам педагогов дополнительного образования
предлагаемая табличная форма отслеживания перспективности развития профессиональной
компетентности актуальна и результативна. Деятельность по заполнению профиля позволяет
педагогу
осознать
свои
риски
и
потенциальные
возможности
и
наглядно
видеть
свой
профессиональный ресурс.
Представленный опыт универсален в своем содержании и может транслироваться в
других
образовательных
организациях.
Тематический
компонент,
формы
организации
педагогического совета и составляющие персонального компетентностного профиля педагога
могут быть изменены с учетом потребностей ОО.
Педагогический
совет
нашего
образовательного
учреждения
представляет
собой
особое
организационно-развивающее
пространство,
которое
способствует
развитию
и
совершенствованию каждого участника образовательного процесса.
Содержание
педагогических
советов
ориентировано
на
единый
процесс
развития
качеств
отдельного
педагога.
На
наш
взгляд,
только
персонифицированный
подход
в
совершенствовании педагога дополнительного образования позволяет достичь поставленной
цели перед всем коллективом.
Обращаясь
к
рассмотрению
важной
темы
для
каждого
человека,
работающего
в
системе
дополнительного
образования,
т.е.
к
размышлению
над
профессиональной
компетентностью
педагога
в
современных
образовательных
условиях,
на
наш
взгляд,
необходимо уточнить понятия «мобильность». Мобильность в широком смысле (от лат.
mobilis - подвижный, подвижной) подвижность, способность к быстрому передвижению,
действию, выполнению заданий.
Для того чтобы произвести изменения в своей профессиональной позиции, педагог
должен обладать определенными личностными качествами и способностями: подвижность;
открытость новому; креативность мышления; коммуникативность; умение адаптироваться к
изменяющимся
условиям
деятельности;
активность,
быстрота,
самостоятельность
и
ответственность
в
принятии
решений;
нацеленность
на
успех
и
постоянное
самосовершенствование; умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие;
способность к обучаемости, самообучаемости; умение отслеживать и правильно оценивать
состояние окружающего пространства и т.д.
Введение
профессиональных
стандартов,
направленных
на
получение
регламентированных действий и запланированных результатов, всегда связано не только с
получением
возможности
определить
четко
свои
профессиональные
компетенции,
но
и
возникновением ситуаций «несоответствия задаваемым параметрам».
Профессионально грамотное разъяснение положений в предлагаемом стандарте и
организация
мотивационного
пространства
для
педагогического
коллектива
позволяют
значительно
снизить
риски
и
расширить
зону
перспективности
для
развития
профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного образования.
Одним из ключевых моментов в период внедрения профессионального стандарта в
учреждениях
дополнительного
образования
является
создание
команды
специалистов,
сопровождающих
педагогов
(административная,
методическая
и
психологическая
поддержка).
На
базе
нашего
учреждения
(МБОУДО
ЦДОД)
в
течение
2017-2019гг.
были
проведены
педагогические
советы,
содержание
которых
способствовало
осознанию
и
принятию
педагогами
необходимости
развивать
свои
профессиональные
компетенции,
обусловленные потребностями современного образования.
Содержательный компонент педагогических советов и выбор форм их проведения
(квест,
деловая
игра,
мозговой
штурм
и
т.д.)
способствовали
пониманию
педагогами
поставленных задач в профессиональном стандарте и разработке собственных программ
развития.
Однако важно отметить, что необходимость соответствия нормам, расширение границ
ответственности
за
полученный
результат
в
значительной
степени
увеличивают
риск
непринятия нового и подсознательный уход в пространство «педагогической пассивности».
Именно в этот период важно организовать психолого-методическое сопровождение
педагогов и создать условия для развития их мотивационной сферы. Этому в значительной
мере способствуют профессиональные встречи, проводимые нами в форме тренинговых
занятий, индивидуальных и групповых консультаций.
Содержание
каждого
педагогического
совета
представляет
собой
модель
взаимодействия
методического
и
психологического
сопровождения
педагогов
дополнительного образования
и позволяет повысить конкурентоспособность педагогов,
способствует
формированию
позитивного
отношения
к
жизни,
овладению
приемами,
направленными на повышение стрессоустойчивости, и расширению границ презентаций
профессионального опыта.
Результативность
форм
организации
и
тематического
содержания
педагогических
советов подтверждается результативным участием педагогов дополнительного образования в
городских, областных, Всероссийских конкурсах, выставках: зональный
этап конкурса
«Сердце отдаю детям», региональный этап конкурса «Сердце отдаю детям» - диплом II
степени; районный конкурс «Педагог года» - 1 место, участие в муниципальном этапе
конкурсного
отбора
участников
проекта
«Лидеры
нового
поколения.
Образование
Новосибирской
области
-
2035».
Педагогический
коллектив
принял
участие
в
международной образовательной выставке "УчСиб" 2019. " - серебряная медаль выставки
УчСиб 2019", конкурс "Секрет успеха" – дипломы первой и второй степени.
Настоящее
время
для
педагогов
дополнительного
образования
ознаменовано
переходом от размышлений к выполнению требований, определенных приказом Минтруда
России
от
05.05.2018
N
298н
"Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Педагог
дополнительного образования детей и взрослых".
Эффективность взаимодействия методической и психологической служб
в рамках
организации
педагогических
советов
МБОУДО
ЦДОД
подтверждается
не
только
положительными
отзывами,
но
и
повышением
качества
педагогической
деятельности
(Диаграмма 1,2).
Диаграмма 1.
Уровень образования педагогических работников/ чел.
2017-2018
2018-2019
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Вывод: данные диаграммы указывают на высокий процентный показатель педагогов,
имеющих \ получающих
в настоящее время
высшее профессиональное образование.
Педагоги дополнительного образования со средним специальным образованием проявляют
инициативу в повышении своего образовательного уровня.
Диаграмма 2.
Сравнительный анализ уровня квалификации педагогических кадров
2017-2018
2018-2019
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
41
44
33
41
3
3
23
13
Вывод:
данные
диаграммы
указывают
на
положительную
динамику
и
высокий
процентный показатель педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию
(41%
2017-2018
, 44%
2018-2019
) и первую квалификационную категорию (33%
2017-2018
, 41%
2018-2019
).
Процентный показатель параметра «без категории» снизился с 23%
2017-2018
до 13%
2018-
2019
.
Еще одним важным аспектом в организации педагогических советов МБОУДО ЦДОД
является применение положений компетентностного подхода.
Потребности современного общества, ставящие перед системой образования, в том
числе и дополнительной, новые задачи и цели, изменяют качественный подход, в первую
очередь, к профессионализму самих педагогов.
Компетентностный
подход
получил
свое
развитие
в
образовании
после
изучения
предъявляемых требований к потенциальному работнику. Успешность человека в обществе
основывается
на
профессиональной
универсальности,
то
есть
его
умении
работать
в
коллективе,
быть
стрессоустойчивым,
владеть
навыками
бесконфликтного
общения,
воспринимать
инновационную
информацию.
Получается,
что
при
сохранении
объема
получаемых
предметных
знаний,
педагогам
необходимо
отметить
их
практическую
жизненную направленность. Здесь мы согласны с мнением отечественных ученых (В.П.
Беспалько, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) о
том, что основная задача современного образования состоит в формировании у учащихся
ключевых компетенций.
Однако наша профессиональная позиция строится на том, что
заниматься
развитием
компетенций
учащихся
может
педагог,
сам
обладающий
профессиональной компетентностью.
Давайте обратимся к содержанию таких важных понятий указанного подхода как
«компетентность» и «компетенция». В педагогической литературе отсутствует единая точка
зрения
на
содержание
понятий
«компетенция»,
«компетентность».
Мы
предлагаем
обратиться к следующему содержанию указанных понятий.
Компетенция
–
личностные
и
межличностные
качества,
способности,
навыки
и
знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В
настоящее
время
понятие
«компетентность»
расширено,
в
него
включены
личностные
качества
человека.
Под
компетентностью
подразумевается
–
обладание
человеком
соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету
деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под
профе ссиональной
компетентно стью
понимает ся
с о в о к у п н о с т ь
профессиональных
и
личностных
качеств,
необходимых
для
успешной
педагогической
деятельности.
Развитие
профессиональной
компетентности
–
это
развитие
творческой
индивидуальности,
восприимчивости
к
педагогическим
инновациям,
способностей
адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в
профессиональной
деятельности
для
эффективного
обучения
и
воспитания,
способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная
компетентность
–
значимое
профессиональное
качество,
включающее
речевые
навыки,
навыки
взаимодействия
с
окружающими
людьми,
экстраверсию, эмпатию;
информационная
компетентность
–
объем
информации
педагога
о
себе,
воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная
компетентность
–
умение
педагога
управлять
своим
поведением,
контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;
социальная
компетентность
–
готовность
и
способность
к
социальному
взаимодействию в разных жизненных сферах, единство социальной адаптированности
и мобильности.
Компетентностный
подход
в
системе
дополнительного
образования
предполагает
системную и целенаправленную деятельность всех участников образовательного процесса по
развитию профессиональной педагогической компетентности.
Для педагогов дополнительного образования Барабинского района нами составлен
персональный компетентностный профиль. Форма данного профиля универсальна и может
быть
видоизменена
в
зависимости
от
потребностей
образовательной
организации
(актуальный набор компетенций педагога). Представленный профиль позволяет педагогам
отследить динамику развития собственных профессиональных компетенций
(таблица 1 -
методические материалы реализуемой практики).
Литература:
1.
Бурцева О.И. Профессиональное портфолио учителя: Методическое пособие. М.: УЦ
«Перспектива», 2013.
2.
Введенский
В.
Моделирование
профессиональной
компетентности
педагога//
Педагогика,2003, №10
3.
Гришина
И.В.
Профессиональная
компетенция
руководителя
школы
как
объект
исследования. Монография СПб: СПбГУПМ, 2002.
4.
Зимняя
И.А.
Ключевые
компетентности
как
результативно-целевая
основа
компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 381 с.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.
Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.