Напоминание

Профессинальные ступени


Авторы: Лысенко Наталья Васильевна, Заиченко Анна Александровна
Должность: методист, педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУДО ЦДОД
Населённый пункт: Барабинск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессинальные ступени
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

Барабинского района Новосибирской области

«Центр дополнительного образования детей»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ

(педагогическая практика)

Авторский коллектив:

Лысенко Наталья Васильевна,

методист МБОУДО ЦДОД;

Заиченко Анна Александровна,

педагог-психолог МБОУДО ЦДОД

г. Барабинск, 2020

Методически

е

материалы

реализуемой

практики

Таблица 1

Персональный компетентностный профиль педагога

1.ФИО_______________________________________________________

2. должность __________________________________

3. отдел _________________________________________

4. категория____________________________________________________

5. образование, стаж работы

Организационная работа с учащимися ОВЗ + -

со способными уч-ся + -

1.Социально-психологическая компетентность (коммуникативная)

Перечислить темы выступлений и уровень презентации

__________________________________________________

Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)

Умение

конструироват

ь

п р я м у ю

связь

Умение

слушат

ь

Умение

поощрят

ь

Бесконфликтно

е общение

«Эмпатия»

(диагностическ

ое

исследование)

2.

Информационная компетентность

Ука з ат ь

и с т оч н и к и

п о п ол н е н и я

п р о ф е с с и о н а л ь н ы х

з н а н и й

_____________________________________________________

Наличие обратной связи (формы взаимодействия с родителями)

_________________________________________________________

Взаимодействие с педагогами (педагоги - коллеги, видео уроки)

________________________________________________________

3.

Регулятивная компетентность

Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)

Целеполагани

е

Планировани

е

Устойчива

я

активность

Оценка

результатов

своей

деятельност

и

Эффективное

планирование

(тестирование

)

4. Правовая компетентность

Перечислите

законодательные

и

нормативно-правовые

документы,

изученные вами

___________________________________________________________

5. Профессиональная компетентность

Перечислите современные образовательные технологии, применяемые вами в

работе

_________________________________________________________

Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)

Методически

е

материалы,

используемы

е

в

подготовке

и

реализации

данной

практики

Литература:

1.

Бурцева

О.И.

Профессиональное

портфолио

учителя:

Методическое

пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2013.

2.

Введенский

В.

Моделирование

профессиональной

компетентности

педагога// Педагогика,2003, №10

3. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как

объект исследования. Монография СПб: СПбГУПМ, 2002.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа

компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 381 с.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход

в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.

Методическое обоснование материала

«Профессиональные ступени»

Материал

«Профессиональные

ступени»

представляет

целенаправленную

системную работу с педагогическими кадрами МБОУДО ЦДОД.

Ценность представляемого методического материала заключается в единстве действий

методического и психологического компонента организации педагогических советов. Каждая

встреча педагогов проходит на площадке, совмещающей в себе потенциал методического

сопровождения (актуализация знаний, проработка позиций нормативных документов и т.д.) и

психологического ресурса (осознание собственных возможностей, получение нового опыта в

интерактивной форме, развитие профессиональных компетенций).

Выбор

форм

организации

профессиональных

встреч

основан

на

интерактивном

подходе.

На

наш

взгляд

и

дальнейшее

подтверждение

в

виде

достижений

педагогов,

интерактивное

взаимодействие

с

учетом

профессиональных

потребностей

(актуальность

выбора

темы

педагогического

совета)

значительно

улучшает

качество

образовательного

процесса.

Педагоги

получают

возможность

проявить

свои

навыки,

продемонстрировать

наиболее удачные формы взаимодействия и познакомиться с актуальной информацией по

предлагаемой теме.

Педагогической

находкой

является

составленный

нами

«Персональный

компетентностный профиль педагога». По отзывам педагогов дополнительного образования

предлагаемая табличная форма отслеживания перспективности развития профессиональной

компетентности актуальна и результативна. Деятельность по заполнению профиля позволяет

педагогу

осознать

свои

риски

и

потенциальные

возможности

и

наглядно

видеть

свой

профессиональный ресурс.

Представленный опыт универсален в своем содержании и может транслироваться в

других

образовательных

организациях.

Тематический

компонент,

формы

организации

педагогического совета и составляющие персонального компетентностного профиля педагога

могут быть изменены с учетом потребностей ОО.

Педагогический

совет

нашего

образовательного

учреждения

представляет

собой

особое

организационно-развивающее

пространство,

которое

способствует

развитию

и

совершенствованию каждого участника образовательного процесса.

Содержание

педагогических

советов

ориентировано

на

единый

процесс

развития

качеств

отдельного

педагога.

На

наш

взгляд,

только

персонифицированный

подход

в

совершенствовании педагога дополнительного образования позволяет достичь поставленной

цели перед всем коллективом.

Обращаясь

к

рассмотрению

важной

темы

для

каждого

человека,

работающего

в

системе

дополнительного

образования,

т.е.

к

размышлению

над

профессиональной

компетентностью

педагога

в

современных

образовательных

условиях,

на

наш

взгляд,

необходимо уточнить понятия «мобильность». Мобильность в широком смысле (от лат.

mobilis - подвижный, подвижной) подвижность, способность к быстрому передвижению,

действию, выполнению заданий.

Для того чтобы произвести изменения в своей профессиональной позиции, педагог

должен обладать определенными личностными качествами и способностями: подвижность;

открытость новому; креативность мышления; коммуникативность; умение адаптироваться к

изменяющимся

условиям

деятельности;

активность,

быстрота,

самостоятельность

и

ответственность

в

принятии

решений;

нацеленность

на

успех

и

постоянное

самосовершенствование; умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие;

способность к обучаемости, самообучаемости; умение отслеживать и правильно оценивать

состояние окружающего пространства и т.д.

Введение

профессиональных

стандартов,

направленных

на

получение

регламентированных действий и запланированных результатов, всегда связано не только с

получением

возможности

определить

четко

свои

профессиональные

компетенции,

но

и

возникновением ситуаций «несоответствия задаваемым параметрам».

Профессионально грамотное разъяснение положений в предлагаемом стандарте и

организация

мотивационного

пространства

для

педагогического

коллектива

позволяют

значительно

снизить

риски

и

расширить

зону

перспективности

для

развития

профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного образования.

Одним из ключевых моментов в период внедрения профессионального стандарта в

учреждениях

дополнительного

образования

является

создание

команды

специалистов,

сопровождающих

педагогов

(административная,

методическая

и

психологическая

поддержка).

На

базе

нашего

учреждения

(МБОУДО

ЦДОД)

в

течение

2017-2019гг.

были

проведены

педагогические

советы,

содержание

которых

способствовало

осознанию

и

принятию

педагогами

необходимости

развивать

свои

профессиональные

компетенции,

обусловленные потребностями современного образования.

Содержательный компонент педагогических советов и выбор форм их проведения

(квест,

деловая

игра,

мозговой

штурм

и

т.д.)

способствовали

пониманию

педагогами

поставленных задач в профессиональном стандарте и разработке собственных программ

развития.

Однако важно отметить, что необходимость соответствия нормам, расширение границ

ответственности

за

полученный

результат

в

значительной

степени

увеличивают

риск

непринятия нового и подсознательный уход в пространство «педагогической пассивности».

Именно в этот период важно организовать психолого-методическое сопровождение

педагогов и создать условия для развития их мотивационной сферы. Этому в значительной

мере способствуют профессиональные встречи, проводимые нами в форме тренинговых

занятий, индивидуальных и групповых консультаций.

Содержание

каждого

педагогического

совета

представляет

собой

модель

взаимодействия

методического

и

психологического

сопровождения

педагогов

дополнительного образования

и позволяет повысить конкурентоспособность педагогов,

способствует

формированию

позитивного

отношения

к

жизни,

овладению

приемами,

направленными на повышение стрессоустойчивости, и расширению границ презентаций

профессионального опыта.

Результативность

форм

организации

и

тематического

содержания

педагогических

советов подтверждается результативным участием педагогов дополнительного образования в

городских, областных, Всероссийских конкурсах, выставках: зональный

этап конкурса

«Сердце отдаю детям», региональный этап конкурса «Сердце отдаю детям» - диплом II

степени; районный конкурс «Педагог года» - 1 место, участие в муниципальном этапе

конкурсного

отбора

участников

проекта

«Лидеры

нового

поколения.

Образование

Новосибирской

области

-

2035».

Педагогический

коллектив

принял

участие

в

международной образовательной выставке "УчСиб" 2019. " - серебряная медаль выставки

УчСиб 2019", конкурс "Секрет успеха" – дипломы первой и второй степени.

Настоящее

время

для

педагогов

дополнительного

образования

ознаменовано

переходом от размышлений к выполнению требований, определенных приказом Минтруда

России

от

05.05.2018

N

298н

"Об

утверждении

профессионального

стандарта

"Педагог

дополнительного образования детей и взрослых".

Эффективность взаимодействия методической и психологической служб

в рамках

организации

педагогических

советов

МБОУДО

ЦДОД

подтверждается

не

только

положительными

отзывами,

но

и

повышением

качества

педагогической

деятельности

(Диаграмма 1,2).

Диаграмма 1.

Уровень образования педагогических работников/ чел.

2017-2018

2018-2019

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

Вывод: данные диаграммы указывают на высокий процентный показатель педагогов,

имеющих \ получающих

в настоящее время

высшее профессиональное образование.

Педагоги дополнительного образования со средним специальным образованием проявляют

инициативу в повышении своего образовательного уровня.

Диаграмма 2.

Сравнительный анализ уровня квалификации педагогических кадров

2017-2018

2018-2019

0

5

10

15

20

25

30

35

40

45

41

44

33

41

3

3

23

13

Вывод:

данные

диаграммы

указывают

на

положительную

динамику

и

высокий

процентный показатель педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию

(41%

2017-2018

, 44%

2018-2019

) и первую квалификационную категорию (33%

2017-2018

, 41%

2018-2019

).

Процентный показатель параметра «без категории» снизился с 23%

2017-2018

до 13%

2018-

2019

.

Еще одним важным аспектом в организации педагогических советов МБОУДО ЦДОД

является применение положений компетентностного подхода.

Потребности современного общества, ставящие перед системой образования, в том

числе и дополнительной, новые задачи и цели, изменяют качественный подход, в первую

очередь, к профессионализму самих педагогов.

Компетентностный

подход

получил

свое

развитие

в

образовании

после

изучения

предъявляемых требований к потенциальному работнику. Успешность человека в обществе

основывается

на

профессиональной

универсальности,

то

есть

его

умении

работать

в

коллективе,

быть

стрессоустойчивым,

владеть

навыками

бесконфликтного

общения,

воспринимать

инновационную

информацию.

Получается,

что

при

сохранении

объема

получаемых

предметных

знаний,

педагогам

необходимо

отметить

их

практическую

жизненную направленность. Здесь мы согласны с мнением отечественных ученых (В.П.

Беспалько, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) о

том, что основная задача современного образования состоит в формировании у учащихся

ключевых компетенций.

Однако наша профессиональная позиция строится на том, что

заниматься

развитием

компетенций

учащихся

может

педагог,

сам

обладающий

профессиональной компетентностью.

Давайте обратимся к содержанию таких важных понятий указанного подхода как

«компетентность» и «компетенция». В педагогической литературе отсутствует единая точка

зрения

на

содержание

понятий

«компетенция»,

«компетентность».

Мы

предлагаем

обратиться к следующему содержанию указанных понятий.

Компетенция

личностные

и

межличностные

качества,

способности,

навыки

и

знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В

настоящее

время

понятие

«компетентность»

расширено,

в

него

включены

личностные

качества

человека.

Под

компетентностью

подразумевается

обладание

человеком

соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету

деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под

профе ссиональной

компетентно стью

понимает ся

с о в о к у п н о с т ь

профессиональных

и

личностных

качеств,

необходимых

для

успешной

педагогической

деятельности.

Развитие

профессиональной

компетентности

это

развитие

творческой

индивидуальности,

восприимчивости

к

педагогическим

инновациям,

способностей

адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в

профессиональной

деятельности

для

эффективного

обучения

и

воспитания,

способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная

компетентность

значимое

профессиональное

качество,

включающее

речевые

навыки,

навыки

взаимодействия

с

окружающими

людьми,

экстраверсию, эмпатию;

информационная

компетентность

объем

информации

педагога

о

себе,

воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная

компетентность

умение

педагога

управлять

своим

поведением,

контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;

социальная

компетентность

готовность

и

способность

к

социальному

взаимодействию в разных жизненных сферах, единство социальной адаптированности

и мобильности.

Компетентностный

подход

в

системе

дополнительного

образования

предполагает

системную и целенаправленную деятельность всех участников образовательного процесса по

развитию профессиональной педагогической компетентности.

Для педагогов дополнительного образования Барабинского района нами составлен

персональный компетентностный профиль. Форма данного профиля универсальна и может

быть

видоизменена

в

зависимости

от

потребностей

образовательной

организации

(актуальный набор компетенций педагога). Представленный профиль позволяет педагогам

отследить динамику развития собственных профессиональных компетенций

(таблица 1 -

методические материалы реализуемой практики).

Литература:

1.

Бурцева О.И. Профессиональное портфолио учителя: Методическое пособие. М.: УЦ

«Перспектива», 2013.

2.

Введенский

В.

Моделирование

профессиональной

компетентности

педагога//

Педагогика,2003, №10

3.

Гришина

И.В.

Профессиональная

компетенция

руководителя

школы

как

объект

исследования. Монография СПб: СПбГУПМ, 2002.

4.

Зимняя

И.А.

Ключевые

компетентности

как

результативно-целевая

основа

компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 381 с.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.

Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.



В раздел образования