Напоминание

Автоматизация звукопроизношения


Автор: Коротовских Наталья Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Проект "Буду чисто говорить и со звуками дружить"
Тема: Автоматизация звукопроизношения
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Буду чисто говорить

и со звуками дружить

»

Тема проекта: «Буду чисто говорить и со звуками дружить»

Проект подготовила:

учитель – логопед: Коротовских Н. С.

Актуальность:

Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка

детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная,

хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на

деятельности и поведении ребенка.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения

детей дошкольного возраста, показал, что значительную часть составляют дети 5 – 7 летнего

возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют

основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей

необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей

обладает наибольшей пластичностью.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется

преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть

в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение

и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так

необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.

При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект

устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Проект «Буду чисто говорить и со звуками дружить!» направлен на создание условий для

полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в

коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация

нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного

процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.

Проблема: нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при

обучении в школе.

Гипотеза: предположим, что применение комплекса занимательного материала будет

способствовать развитию звуковой культуры речи.

Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный

Участники проекта: учитель – логопед, дети подготовительной группы, воспитатели,

родители воспитанников

Продолжительность: краткосрочный (4 недели)

Цель

проекта:

коррекция

звукопроизношения

детей

посредством

занимательного

наглядно-

дидактического материала, с привлечением родителей.

Задачи проекта:

1.

Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи.

2.

Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования

грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.

3.

Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать

артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое

восприятие).

4.

Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.

5.

Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские

отношения совместной творческой деятельностью.

Ожидаемый результат:

Дети:

Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию

фонематического восприятия, выработке хорошей дикции;

Преодолению речевого негативизма;

Быстрой и эффективной постановке и автоматизации звуков у детей;

Родители:

Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых

недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в рабочих тетрадях.

Родители

используют

материалы

с информационно-методического

стенда

«Советы

логопеда».

Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей

в вопросах речевого развития ребенка.

Педагоги:

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

- удовлетворенность собственной деятельностью;

- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и

воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.

Итог проекта:

Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста способствует:

- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и

выразительной;

- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

- сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Этапы реализации:

Подготовительный этап:

изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;

создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;

подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с

детьми;

провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

заинтересовать детей в участии в проекте.

Распределение детей на подгруппы (по автоматизации звуков)

2. Основной этап (практический):

развивать звуковую культуру речи на всех занятиях: коррекционных, математики, музыки,

изодеятельности и т.д.;

осуществлять речевое развитие во всех режимных моментах: утренний приём,

коррекционная работа, прогулка, учебная деятельность, используя занимательный

материал;

приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (папки-раскладушки,

уголок «Советы логопеда», консультации, беседы, открытые занятия).

3. Заключительный этап:

диагностика детей.

родительское собрание.

анкетирование родителей.

открытое итоговое занятие.

Этапы работы

Методическая работа

I Этап

(подготовительный)

1.

Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме

проекта.

2. Составление плана работы над проектом.

3. Подбор дидактических пособий и игр.

4. Подбор аудио – и видеоматериала;

5. Подбор пальчиковых, артикуляционных гимнастик по темам;

6. Разработка мероприятий;

9. Оформление папок – передвижек для родителей;

10. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.

II. Этап основной

(практический)

С детьми

1 неделя «Звуки с-з»

Пальчиковая гимнастика: «Снится сладкий сон Степану».

Артикуляционная гимнастика «Прогулка Язычка»

Альбом на автоматизацию звуков с - з. Совместная работа с воспитателем.

Альбом «Буду чисто говорить»

Игры: «Улитка», «Лабиринты», «Где спрятался звук», «Соня собирается в

отпуск», «Гантели», «Кто спрятался за стогом», «Найди место звука в слове»,

«Маленькие художники – Саня и Зоя».

Чистоговорки со звуками с – з

Электронные игры: «Игры со слогами», «В гостях у звука с»

Мнемотаблицы и мнемосказки на звуки с-з.

2 неделя «Звуки ш - ж»

Пальчиковая гимнастика:

«Петушок нашел мешок», « В темноте шумел

камыш».

Артикуляционная гимнастика «Веселый ежик»

Пальчиковая гимнастика: «Дедушка Ежок», «Ходит ежик без дорожек»

Альбом на автоматизацию звуков ш, ж. Совместная работа с воспитателем.

Альбом «Буду чисто говорить»

Игры: «Улитка», «Лабиринты», «Где спрятался звук», «Дедушка Шнюк»,

Электронные игры: «Играем и учимся вместе со Смешариками», «Мышки»,

«Ванюшкины подушки», «Дедушкины башмаки», «Машина»

Мнемотаблицы на звуки ш,ж

3 неделя «Звук л»

Пальчиковая гимнастика:

«Сел за стол голодный слон», Сделали чучело мы

из соломы.

Артикуляционная гимнастика «Прогулка с Лунтиком»

Альбом на автоматизацию звуков л, ль. Совместная работа с воспитателем.

Альбом «В гостях у Лунтика»

Игры: «На плоту», «Что съела лягушка»

Электронные игры: «Клад», «Колины и Олины улитки», «Золушка».

Мнемотаблицы на звуки л, ль

4 неделя «Звуки р- рь»

Пальчиковая гимнастика:

«Тигр», «Мышь в углу прогрызла норку», «У

Варвары в сарафане»

Артикуляционная гимнастика «Строгий тигр»

Альбом на автоматизацию звуков р, рь. Совместная работа с воспитателем.

Альбом «В гостях у Лунтика»

Игры: «Соберем космонавта в полет», «Пазлы», «Русалка и рыбак»,

«Теремок», «Улитка», «Доберись до финиша», «На берегу потеряли…»

Электронные игры: «Заведи моторчик», «Рыбалка», «Лабиринт», «Составь

предложение»

Мнемотаблицы на звуки р, рь

Совместная работа родителей с детьми

1 неделя «Звуки с-з»

Консультация «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»

2 неделя «Звуки ш-ж»

Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для

развития мышц артикуляционного аппарата».

3 неделя «Звук л»

Консультация – практикум « Автоматизация поставленных звуков дома».

Игровые приемы

4 неделя «Звук р»

Картотека заданий для автоматизации звуков р-рь

3 этап –

Заключительный

Фотовыставка «Вместе весело играть »

Презентация проекта родитеям и педагогам

Лэпбук «Автоматизация звуков»

Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с

речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне

возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного,

полноценного освоения детьми новых умений и навыков.



В раздел образования