Автор: Коротовских Наталья Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Проект "Буду чисто говорить и со звуками дружить"
Тема: Автоматизация звукопроизношения
Раздел: дошкольное образование
«Буду чисто говорить
и со звуками дружить
»
Тема проекта: «Буду чисто говорить и со звуками дружить»
Проект подготовила:
учитель – логопед: Коротовских Н. С.
Актуальность:
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является, подготовка
детей к школе. Показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная,
хорошо развитая речь. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на
деятельности и поведении ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения
детей дошкольного возраста, показал, что значительную часть составляют дети 5 – 7 летнего
возраста, не овладевшие в нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют
основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей
необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время нервно-психический статус детей
обладает наибольшей пластичностью.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется
преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть
в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение
и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так
необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект
устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Проект «Буду чисто говорить и со звуками дружить!» направлен на создание условий для
полноценного речевого развития дошкольников. В данном проекте отражены направления в
коррекционной работе с детьми, имеющими нарушениями речи: постановка и автоматизация
нарушенных звуков. Данный проект представляется как способ организации коррекционного
процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, воспитателей, родителей.
Проблема: нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при
обучении в школе.
Гипотеза: предположим, что применение комплекса занимательного материала будет
способствовать развитию звуковой культуры речи.
Тип проекта: образовательный, практико-ориентированный
Участники проекта: учитель – логопед, дети подготовительной группы, воспитатели,
родители воспитанников
Продолжительность: краткосрочный (4 недели)
Цель
проекта:
коррекция
звукопроизношения
детей
посредством
занимательного
наглядно-
дидактического материала, с привлечением родителей.
Задачи проекта:
1.
Вызвать у ребенка желание самостоятельно участвовать в процессе коррекции речи.
2.
Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования
грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
3.
Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать
артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое
восприятие).
4.
Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.
5.
Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские
отношения совместной творческой деятельностью.
Ожидаемый результат:
Дети:
Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию
фонематического восприятия, выработке хорошей дикции;
Преодолению речевого негативизма;
Быстрой и эффективной постановке и автоматизации звуков у детей;
Родители:
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых
недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в рабочих тетрадях.
Родители
используют
материалы
с информационно-методического
стенда
«Советы
логопеда».
Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей
в вопросах речевого развития ребенка.
Педагоги:
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и
воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы.
Итог проекта:
Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.
Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей
дошкольного возраста способствует:
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и
выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Этапы реализации:
Подготовительный этап:
изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;
подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с
детьми;
провести диагностику детей, анкетирование с родителями.
заинтересовать детей в участии в проекте.
Распределение детей на подгруппы (по автоматизации звуков)
2. Основной этап (практический):
развивать звуковую культуру речи на всех занятиях: коррекционных, математики, музыки,
изодеятельности и т.д.;
осуществлять речевое развитие во всех режимных моментах: утренний приём,
коррекционная работа, прогулка, учебная деятельность, используя занимательный
материал;
приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (папки-раскладушки,
уголок «Советы логопеда», консультации, беседы, открытые занятия).
3. Заключительный этап:
диагностика детей.
родительское собрание.
анкетирование родителей.
открытое итоговое занятие.
Этапы работы
Методическая работа
I Этап
(подготовительный)
1.
Подбор и анализ методической литературы и интернет- ресурсов по теме
проекта.
2. Составление плана работы над проектом.
3. Подбор дидактических пособий и игр.
4. Подбор аудио – и видеоматериала;
5. Подбор пальчиковых, артикуляционных гимнастик по темам;
6. Разработка мероприятий;
9. Оформление папок – передвижек для родителей;
10. Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
II. Этап основной
(практический)
С детьми
1 неделя «Звуки с-з»
Пальчиковая гимнастика: «Снится сладкий сон Степану».
Артикуляционная гимнастика «Прогулка Язычка»
Альбом на автоматизацию звуков с - з. Совместная работа с воспитателем.
Альбом «Буду чисто говорить»
Игры: «Улитка», «Лабиринты», «Где спрятался звук», «Соня собирается в
отпуск», «Гантели», «Кто спрятался за стогом», «Найди место звука в слове»,
«Маленькие художники – Саня и Зоя».
Чистоговорки со звуками с – з
Электронные игры: «Игры со слогами», «В гостях у звука с»
Мнемотаблицы и мнемосказки на звуки с-з.
2 неделя «Звуки ш - ж»
Пальчиковая гимнастика:
«Петушок нашел мешок», « В темноте шумел
камыш».
Артикуляционная гимнастика «Веселый ежик»
Пальчиковая гимнастика: «Дедушка Ежок», «Ходит ежик без дорожек»
Альбом на автоматизацию звуков ш, ж. Совместная работа с воспитателем.
Альбом «Буду чисто говорить»
Игры: «Улитка», «Лабиринты», «Где спрятался звук», «Дедушка Шнюк»,
Электронные игры: «Играем и учимся вместе со Смешариками», «Мышки»,
«Ванюшкины подушки», «Дедушкины башмаки», «Машина»
Мнемотаблицы на звуки ш,ж
3 неделя «Звук л»
Пальчиковая гимнастика:
«Сел за стол голодный слон», Сделали чучело мы
из соломы.
Артикуляционная гимнастика «Прогулка с Лунтиком»
Альбом на автоматизацию звуков л, ль. Совместная работа с воспитателем.
Альбом «В гостях у Лунтика»
Игры: «На плоту», «Что съела лягушка»
Электронные игры: «Клад», «Колины и Олины улитки», «Золушка».
Мнемотаблицы на звуки л, ль
4 неделя «Звуки р- рь»
Пальчиковая гимнастика:
«Тигр», «Мышь в углу прогрызла норку», «У
Варвары в сарафане»
Артикуляционная гимнастика «Строгий тигр»
Альбом на автоматизацию звуков р, рь. Совместная работа с воспитателем.
Альбом «В гостях у Лунтика»
Игры: «Соберем космонавта в полет», «Пазлы», «Русалка и рыбак»,
«Теремок», «Улитка», «Доберись до финиша», «На берегу потеряли…»
Электронные игры: «Заведи моторчик», «Рыбалка», «Лабиринт», «Составь
предложение»
Мнемотаблицы на звуки р, рь
Совместная работа родителей с детьми
1 неделя «Звуки с-з»
Консультация «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»
2 неделя «Звуки ш-ж»
Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для
развития мышц артикуляционного аппарата».
3 неделя «Звук л»
Консультация – практикум « Автоматизация поставленных звуков дома».
Игровые приемы
4 неделя «Звук р»
Картотека заданий для автоматизации звуков р-рь
3 этап –
Заключительный
Фотовыставка «Вместе весело играть »
Презентация проекта родитеям и педагогам
Лэпбук «Автоматизация звуков»
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с
речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне
возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного,
полноценного освоения детьми новых умений и навыков.