Автор: Уколова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Краснодарский край город Армавир
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка как средство формирования у детей 4-5лет представлений о нормах поведения"
Раздел: дошкольное образование
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ
В современном обществе все чаще происходят случаи проявления у детей
таких качеств как агрессивность, жестокость, демонстративность, которые
возникают по отношению к сверстникам и взрослым. На данное поведение
ребенка влияет множество факторов, но одна из причин - это отсутствие
положительного
примера
по
соблюдению
морально
-этических
норм.
Современные мультипликации и комиксы несут в себе не только яркость и
динамичность сюжета, но и пагубно влияющие на детскую психику элементы
единоборств, споров, конкуренции и даже жестокости.
Под
влиянием
современной
культуры
в
мышлении
ребенка
зарождаются
неправильные
представления
о
морально-этических
нормах.
Данный
негативный эффект подтверждает, что вопросы моральных ценностей как
никогда актуальны, особенно в дошкольном возрасте, когда закладываются
основы отношения ребенка к миру и к окружающим (родителям, сверстникам
и т.д.). Для решения данной задачи эффективным средством является чтение
сказок.
Федеральные
государственные
стандарты
дошкольного
образования,
определяющие содержание и методику дошкольного образования, в качестве
одной из задач педагогической деятельности определяют задачу воспитания
детей
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
и
принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и на этой основе формирование общей культуры личности детей, в
частности, развития их социальных, нравственных качеств, ответственности
ребенка.
Педагогической практикой дошкольного образования накоплен значительный
опыт
формирования
культуры
поведения
у
детей.
Классические
литературные
произведения
всегда
считались
эталоном
высоких
норм
и
ценностей, они благоприятно влияют на ребенка и выступают как средство
умственного, эстетического и нравственного воспитания. Но, не менее важно,
что сказки вызывают у детей неподдельный интерес, их сюжет не менее ярок
по сравнению с современными мультипликациями и комиксами, а смысловая
нагрузка
намного
насыщеннее.
Морально-этические
нормы
передаются
в
сказках за счет представления образцов положительных и отрицательных
по ступков
героев,
раскрывают
про стые
и
сложные
си туац и и
взаимоотношений, из которых герои ищут совместный выход без проявлений
жестокости, помогая друг другу.
Через сказки детям передается важное значение таких качеств, как доброта,
искренность, взаимопомощь, целеустремленность, понимание и пр. Примеры
ситуаций в сказочной форме помогают детям справиться с аналогичными
ситуациями в реальной жизни, избегая агрессивных действий и споров. С
помощью
чтения
сказок
воспитатель
может
помочь
детям
в
усвоении
и
принятии
норм
общества.
Главное,
чтобы
воспитатель
создавал
все
необходимые
условия
для
восприятия
сказок
детьми
и
способствовал
возникновению интереса у детей к прочтению сказочных сюжетов [26].
Данный
эффект
достигается
за
счет
выразительного
чтения,
разбора
ситуаций. После того, как у ребенка возникнет интерес к изучению сказок, с
каждым новым прочитанным сюжетом у него будут формироваться важные
моральные
качества,
а
также
он
будет
избегать
проявления
негативных
качеств, которые усвоил на примере сказочных персонажей.
Таким
образом,
чтение
сказок
-
это
не
просто
воспроизведение
образов
главных героев, и передача сюжетных линий произведений. Чтение сказок -
это, в первую очередь, эффективное средство воспитания, способствующее
передаче в занимательной форме морально-этических норм, благоприятно
влияющих на поведение ребенка.
Мораль - в узком смысле слова значит учение о нравственном.
Мораль - это принятые в обществе представления о хорошем и плохом,
правильном
и
неправильном,
добре
и
зле,
а
так
же
совокупность
норм
поведения, вытекающих из этих представлений.
Добро - это стремление к гармоничной целостности во внутреннем мире
человека
и
во
внутреннем.
Если
Добро
понимается
как
положительная
сторона, то зло - отрицательная. Зло разрушает внутренний мир человека.
Разрушение внутреннего мира каждого человека в отдельности приводит к
разложению общества. А так же происходит разрушение межличностных
связей, вследствие чего происходит разложение общества.
Отвести человека от зла, направить на путь истинный, путь добра - это
является целью морали. Каждому человеку важно осознавать необходимость
поддержания благодеяния, принимать это как личную задачу.
Но
в
современном
обществе
сказкам
уделяется
все
меньше
и
меньше
внимания.
Дети
предпочитают
им
современные
мультфильмы,
комиксы,
компьютерные игры. Родители не уделяют прочтению сказок своим детям
должного
внимания,
что
пагубно
влияет
на
развитие
ребенка
и
на
его
взаимоотношения в коллективе сверстников.
Как писал русский педагог и писатель К.Д. Ушинский: «Книга является
великим достижением культуры и могучим средством воспитания ребенка».
И сказки, в этом плане, как нельзя лучше отражают воспитывающую силу в
формировании
представлений
о
нравственном
поведении
ребенка.
Содержание
сказок
при
раскрытии
и
прочтении
оказывает
влияние
на
формирование нравственной оценки и суждений у дошкольников. Сказка
преподносит ребенку первые уроки о понятиях нравственного поведения,
закладывает представления о зле и добре, о взаимопомощи, взаимовыручке и
дружбе,
о
доброжелательности
и
правдивости,
демонстрирует
примеры
победы добра над злом, торжество справедливости и силу дружбы.
В любой сказке отображается понятие нравственных норм и их проявление в
содержании
произведения.
Например,
в
сказках
«Сестрица
Аленушка
и
братец
Иванушка»
и
«Гуси-лебеди»
показывается
важность
послушания
старших, проявление уважения к их словам. В сказке «Маша и медведь»
прослеживается предостережение о том, что детям не стоит отлучаться от
близких и ходить в одиночестве (по лесу), потому что ребенка может ожидать
опасность. Но в случае затруднительных ситуаций, сказки всегда показывают
пример того, что не стоит опускать руки, нужно верить в себя и стараться
найти выход из сложившейся ситуации, помнить о торжестве добра над злом.
В таких сказках, как «Морозко», «Золушка» и «Ховрошечка» раскрываются
понятия доброты и трудолюбия, а в сказках «Мужик и медведь» и «Лиса и
козел»
торжествует
честность
и
мудрость.
В
сказке
«Два
жадных
медвежонка» детям приводится пример последствий качества жадности и
поощряется проявление щедрости.
На основе оценки поступков и поведения героев сказок у детей формируются
понятия «хорошо» и «плохо». При прослушивании сказок ребенок оценивает
не только действия героя, но и их направленность на других персонажей, а
также характер положительного или отрицательного воздействия. В возрасте
4-5 лет у детей возникает по отношению к героям сказок нравственная
аргументация. Так дети четко прослеживают и сопоставляют героев сказок с
нравственными
качествами:
в
сказке
«Хаврошечка»
мачеха
несет
в
себе
черты
жестокости,
а
Крошечка-
хаврошечка,
напротив,
является
олицетворением трудолюбия и доброты. Также, понятным является для детей
образ кота в сказке «Кот, петух и лиса», в котором отражаются такие качества,
как
трудолюбие
и
помощь
ближним,
а
в
лисе
раскрывается
проявление
хитрости и коварства.
В
детском
саду
детей
знакомят
с
лучшими
произведениями
народного
творчества
и
за
счет
этого
реализуют
ряд
взаимосвязанных
задач
по
нравственному, эстетическому и познавательному развитию ребенка. Главное,
отслеживать
соответствие
художественной
литературы
ее
основным
критериям
и
требованиям:
тематике,
объему
и
содержанию,
а
также
соблюдать принципы грамотного прочтения произведения детям.
«В программе под редакцией В.В. Гербовой, Н.Е. Вераксы «От рождения до
школы» размещены определенные списки художественной литературы для
каждой возрастной группы. В данных списках представлено устное народное
творчество России и зарубежных стран, а также произведения зарубежных и
русских авторов. Данные рекомендации по материалам распределяются с
учетом
воспитательной
работы,
которая
проводится
в
ходе
непрерывной
образовательной
деятельности
и
в
режимных
моментах.
Воспитателям
необходимо знать с какими произведениями знакомить детей в зависимости
от возрастной группы и с какими произведениями дети уже знакомы, чтобы
закреплять
нравственные
нормы,
полученные
в
ходе
прочтения
сказок.
Грамотное
распределение
процесса
прочтения
сказок
в
непрерывной
образовательной деятельности и режимных моментах позволит осуществить
воспитателю
работу
по
формированию
представлений
о
нравственных
качествах комплексно и целенаправленно»