Напоминание

"Сказка как средство формирования у детей 4-5лет представлений о нормах поведения"


Автор: Уколова Галина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Краснодарский край город Армавир
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка как средство формирования у детей 4-5лет представлений о нормах поведения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ

В современном обществе все чаще происходят случаи проявления у детей

таких качеств как агрессивность, жестокость, демонстративность, которые

возникают по отношению к сверстникам и взрослым. На данное поведение

ребенка влияет множество факторов, но одна из причин - это отсутствие

положительного

примера

по

соблюдению

морально

-этических

норм.

Современные мультипликации и комиксы несут в себе не только яркость и

динамичность сюжета, но и пагубно влияющие на детскую психику элементы

единоборств, споров, конкуренции и даже жестокости.

Под

влиянием

современной

культуры

в

мышлении

ребенка

зарождаются

неправильные

представления

о

морально-этических

нормах.

Данный

негативный эффект подтверждает, что вопросы моральных ценностей как

никогда актуальны, особенно в дошкольном возрасте, когда закладываются

основы отношения ребенка к миру и к окружающим (родителям, сверстникам

и т.д.). Для решения данной задачи эффективным средством является чтение

сказок.

Федеральные

государственные

стандарты

дошкольного

образования,

определяющие содержание и методику дошкольного образования, в качестве

одной из задач педагогической деятельности определяют задачу воспитания

детей

на

основе

духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей

и

принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества и на этой основе формирование общей культуры личности детей, в

частности, развития их социальных, нравственных качеств, ответственности

ребенка.

Педагогической практикой дошкольного образования накоплен значительный

опыт

формирования

культуры

поведения

у

детей.

Классические

литературные

произведения

всегда

считались

эталоном

высоких

норм

и

ценностей, они благоприятно влияют на ребенка и выступают как средство

умственного, эстетического и нравственного воспитания. Но, не менее важно,

что сказки вызывают у детей неподдельный интерес, их сюжет не менее ярок

по сравнению с современными мультипликациями и комиксами, а смысловая

нагрузка

намного

насыщеннее.

Морально-этические

нормы

передаются

в

сказках за счет представления образцов положительных и отрицательных

по ступков

героев,

раскрывают

про стые

и

сложные

си туац и и

взаимоотношений, из которых герои ищут совместный выход без проявлений

жестокости, помогая друг другу.

Через сказки детям передается важное значение таких качеств, как доброта,

искренность, взаимопомощь, целеустремленность, понимание и пр. Примеры

ситуаций в сказочной форме помогают детям справиться с аналогичными

ситуациями в реальной жизни, избегая агрессивных действий и споров. С

помощью

чтения

сказок

воспитатель

может

помочь

детям

в

усвоении

и

принятии

норм

общества.

Главное,

чтобы

воспитатель

создавал

все

необходимые

условия

для

восприятия

сказок

детьми

и

способствовал

возникновению интереса у детей к прочтению сказочных сюжетов [26].

Данный

эффект

достигается

за

счет

выразительного

чтения,

разбора

ситуаций. После того, как у ребенка возникнет интерес к изучению сказок, с

каждым новым прочитанным сюжетом у него будут формироваться важные

моральные

качества,

а

также

он

будет

избегать

проявления

негативных

качеств, которые усвоил на примере сказочных персонажей.

Таким

образом,

чтение

сказок

-

это

не

просто

воспроизведение

образов

главных героев, и передача сюжетных линий произведений. Чтение сказок -

это, в первую очередь, эффективное средство воспитания, способствующее

передаче в занимательной форме морально-этических норм, благоприятно

влияющих на поведение ребенка.

Мораль - в узком смысле слова значит учение о нравственном.

Мораль - это принятые в обществе представления о хорошем и плохом,

правильном

и

неправильном,

добре

и

зле,

а

так

же

совокупность

норм

поведения, вытекающих из этих представлений.

Добро - это стремление к гармоничной целостности во внутреннем мире

человека

и

во

внутреннем.

Если

Добро

понимается

как

положительная

сторона, то зло - отрицательная. Зло разрушает внутренний мир человека.

Разрушение внутреннего мира каждого человека в отдельности приводит к

разложению общества. А так же происходит разрушение межличностных

связей, вследствие чего происходит разложение общества.

Отвести человека от зла, направить на путь истинный, путь добра - это

является целью морали. Каждому человеку важно осознавать необходимость

поддержания благодеяния, принимать это как личную задачу.

Но

в

современном

обществе

сказкам

уделяется

все

меньше

и

меньше

внимания.

Дети

предпочитают

им

современные

мультфильмы,

комиксы,

компьютерные игры. Родители не уделяют прочтению сказок своим детям

должного

внимания,

что

пагубно

влияет

на

развитие

ребенка

и

на

его

взаимоотношения в коллективе сверстников.

Как писал русский педагог и писатель К.Д. Ушинский: «Книга является

великим достижением культуры и могучим средством воспитания ребенка».

И сказки, в этом плане, как нельзя лучше отражают воспитывающую силу в

формировании

представлений

о

нравственном

поведении

ребенка.

Содержание

сказок

при

раскрытии

и

прочтении

оказывает

влияние

на

формирование нравственной оценки и суждений у дошкольников. Сказка

преподносит ребенку первые уроки о понятиях нравственного поведения,

закладывает представления о зле и добре, о взаимопомощи, взаимовыручке и

дружбе,

о

доброжелательности

и

правдивости,

демонстрирует

примеры

победы добра над злом, торжество справедливости и силу дружбы.

В любой сказке отображается понятие нравственных норм и их проявление в

содержании

произведения.

Например,

в

сказках

«Сестрица

Аленушка

и

братец

Иванушка»

и

«Гуси-лебеди»

показывается

важность

послушания

старших, проявление уважения к их словам. В сказке «Маша и медведь»

прослеживается предостережение о том, что детям не стоит отлучаться от

близких и ходить в одиночестве (по лесу), потому что ребенка может ожидать

опасность. Но в случае затруднительных ситуаций, сказки всегда показывают

пример того, что не стоит опускать руки, нужно верить в себя и стараться

найти выход из сложившейся ситуации, помнить о торжестве добра над злом.

В таких сказках, как «Морозко», «Золушка» и «Ховрошечка» раскрываются

понятия доброты и трудолюбия, а в сказках «Мужик и медведь» и «Лиса и

козел»

торжествует

честность

и

мудрость.

В

сказке

«Два

жадных

медвежонка» детям приводится пример последствий качества жадности и

поощряется проявление щедрости.

На основе оценки поступков и поведения героев сказок у детей формируются

понятия «хорошо» и «плохо». При прослушивании сказок ребенок оценивает

не только действия героя, но и их направленность на других персонажей, а

также характер положительного или отрицательного воздействия. В возрасте

4-5 лет у детей возникает по отношению к героям сказок нравственная

аргументация. Так дети четко прослеживают и сопоставляют героев сказок с

нравственными

качествами:

в

сказке

«Хаврошечка»

мачеха

несет

в

себе

черты

жестокости,

а

Крошечка-

хаврошечка,

напротив,

является

олицетворением трудолюбия и доброты. Также, понятным является для детей

образ кота в сказке «Кот, петух и лиса», в котором отражаются такие качества,

как

трудолюбие

и

помощь

ближним,

а

в

лисе

раскрывается

проявление

хитрости и коварства.

В

детском

саду

детей

знакомят

с

лучшими

произведениями

народного

творчества

и

за

счет

этого

реализуют

ряд

взаимосвязанных

задач

по

нравственному, эстетическому и познавательному развитию ребенка. Главное,

отслеживать

соответствие

художественной

литературы

ее

основным

критериям

и

требованиям:

тематике,

объему

и

содержанию,

а

также

соблюдать принципы грамотного прочтения произведения детям.

«В программе под редакцией В.В. Гербовой, Н.Е. Вераксы «От рождения до

школы» размещены определенные списки художественной литературы для

каждой возрастной группы. В данных списках представлено устное народное

творчество России и зарубежных стран, а также произведения зарубежных и

русских авторов. Данные рекомендации по материалам распределяются с

учетом

воспитательной

работы,

которая

проводится

в

ходе

непрерывной

образовательной

деятельности

и

в

режимных

моментах.

Воспитателям

необходимо знать с какими произведениями знакомить детей в зависимости

от возрастной группы и с какими произведениями дети уже знакомы, чтобы

закреплять

нравственные

нормы,

полученные

в

ходе

прочтения

сказок.

Грамотное

распределение

процесса

прочтения

сказок

в

непрерывной

образовательной деятельности и режимных моментах позволит осуществить

воспитателю

работу

по

формированию

представлений

о

нравственных

качествах комплексно и целенаправленно»



В раздел образования