Автор: Евгения Сергеевна Журило
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 "Дюймовочка"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении".
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном
образовательном учреждении».
Форма проведения: консультация для педагогов и родителей.
Автор: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Дюймовочка», Журило Евгения
Сергеевна.
Назначение: материал будет интересен как дошкольным педагогическим работникам, так
и современным родителям.
Цель: изменение отношения современного общества к людям с ограниченными
возможностями здоровья.
Задача: показать важность решения проблемы обучения детей с ограниченными
возможностями в современных условиях развития общества.
Долгие годы в нашей стране происходило деление детей на нормативно развивающихся и
на детей инвалидов. Дети–инвалиды практически не имели возможности получить полноценное
образование, проявить свои возможности и таланты. Идея инклюзии появилась в рамках тех
глобальных
изменений,
которые
произошли
в
мировоззрении
людей
о
понимании
прав
человека, о его достоинстве, о его идентичности. В российской образовательной практике
инклюзивное
образование
–
это
первая
инновация.
Инициаторами
данной
программы
выступили родители детей-инвалидов. Им на помощь пришли педагоги, которые считают, что
такое образование будет полезно не только детям с ОВЗ, но и для всего образования в целом.
Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться
вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих
друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения
качественного
образования
и
психологической
адаптации
в
обществе,
детям
с
особыми
потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Для того чтобы
данная
идея
воплотилась
в
жизнь,
необходимо,
чтобы
взгляды
общества
на
людей
с
о с о б е н н о с т я м и
р а з в и т и я
к а р д и н а л ь н о
и з м е н и л и с ь .
В стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании учителю-логопеду уже
сегодня приходится работать с детьми не только с тяжелыми нарушениями речи, но и с детьми с
нарушением интеллекта, слуха, зрения, детьми инвалидами.
Совершенствование
системы
образования
в
соответствии
с
Законом
Российской
Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику общеобразовательных учреждений
комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с
его
возрастом
адекватных
условий
для
развития,
формирования
полноценной
личности,
получения должного образования. «Основное внимание важно уделять интеграции детей с
раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или
близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более
раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников» (письмо
Минобразования России от 16.01.2002, В.А.Болотов).
Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного
детства
служит
залогом
сохранения
нервно-психического
здоровья
и
социализации
детей,
успешного становления учебной деятельности. Речевые трудности могут повлечь за собой
определенные
негативные
проявления
во
всех
сферах
жизни
детей,
в
определенной
мере
предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и
явлениях окружающей действительности. Именно логопункт в детском саду является примером
инклюзивного обучения дошкольников, поскольку при этой форме логопедической помощи
дети значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.
Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все
дети, независимо от их физический, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту
жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных
учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим
подопечным необходимую специальную поддержку.
Целью работы учителя-логопеда является осуществление логопедической деятельности,
направленной на коррекцию речевых недостатков детей с особыми возможностями здоровья и
детей-инвалидов,
обеспечение
индивидуально-личностного
подхода
к
каждому
ребенку
в
подготовке к школьному обучению и социальной адаптации.
Задачи
Коррекционные:
Выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения.
Осуществлять коррекцию речи в соответствии с речевыми нарушениями.
Формировать коммуникативные навыки у дошкольников.
Воспитательные:
Создавать
эмоциональный
комфорт,
ощущение
радости
от
совместной
деятельности и общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Задачи инклюзивного образования:
Сохранять
и
укреплять
физическое,
нервно-психическое
здоровье
детей,
используя здоровьесберегающие методики и технологии.
Эффективно
использовать
резервные
возможности
во спит ательно-
образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и социума.
Внедрять инновационные технологии и формы работы, повышающие степень
эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Активно пропагандировать логопедические знания среди педагогов и родителей.
Реализация задач обучения и воспитания детей с проблемами в развитии осуществляется
с учетом специфических принципов специального обучения:
1.
Принципы коррекционного обучения
Принцип
комплексного
подхода
к
диагностике
и
реализации
потенциальных
возможностей детей в обучении и воспитании. Коррекция нарушений развития возможна только
при учете результатов диагностики и анализа ситуации развития.
Принцип ранней диагностики. Принцип основан на учете сензетивных периодов
развития ребенка и предполагает оказание помощи в условиях дошкольного образовательного
учреждения.
Принцип
достижения
максимально
доступного
уровня
образовательной
подготовки для интеграции и социальной адаптации. Данный принцип предполагает введение в
содержание образования методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего
развития.
Принцип
создания
коррекционно-развивающей
среды
как
средства
логопедической работы.
Обеспечение специальным игровым и дидактическим материалом.
Обеспечение последовательного введения ребенка в информационное поле,
которое
обеспечивает
развитие
коммуникативного,
сенсорного,
моторного,
интеллектуального и социального развития.
Влияние среды и формирование компенсаторных способов ориентации на
основе активизации сохранных анализаторов, мышления, речи, памяти.
Установление связи ребенка с его окружением, доступность коррекционно-
развивающей среды, обеспечивающей социальную адаптацию.
2.
Принципы инклюзивного образования
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное
образование
может
осуществляться
только
в
контексте
реальных
взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
На
сегодняшний
день
проблема
инклюзивного
образования
является
актуальной.
С
каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и
чтобы
отвечать
запросам
общества,
необходимо
поддерживать
культуру
инклюзивного
образования, реализовывать инклюзивную практику. Ежегодно в дошкольном учреждении дети
четырех-пятилетнего
возраста
проходят
психолого-логопедическую
диагностику
для
своевременного выявления нарушений в формировании высших психических функций, что
позволяет вовремя скоррегировать имеющийся дефект развития. По результатам диагностики
дети с отклонениями в речевом и/или психическом развитии в сопровождении родителей
направляются
на
городскую
ПМПК.
Специалисты
городской
ПМПК
дают
родителям
рекомендации о перспективах дальнейшего обучения и воспитания их ребенка. За родителями
остается право выбора дошкольного учреждения, которое будет посещать их ребенок. Для
дальнейшего сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья собирается
ПМПк того образовательного учреждения, которое выбрали родители ребенка. В его состав
входит
координатор
по
инклюзии,
педагог-психолог,
учитель-логопед,
социальный
педагог,
воспитатели,
медсестра.
Каждый
специалист
консилиума
оценивает
со стояние
психофизического
развития
ребенка
и
дает
прогноз
его
возможностей
в
плане
развития,
воспитания
и
социальной
адаптации,
в
соответствии
со
своей
специализацией.
Тип
отклоняющегося развития, оценка причин и механизмов конкретного отклоняющегося развития,
определение направлений психологической коррекционной работы, ее последовательности и
тактики определяет педагог-психолог. Характер речевого недоразвития выявляется учителем-
логопедом, который определяет условия и форму сопровождения, адекватные возможностям
ребенка в рамках данного вида дошкольного образовательного учреждения. Сформированность
образовательных навыков оценивается воспитателем. Социальную ситуацию развития, среду, в
которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса
семьи оценивает социальный педагог.
После оценки психофизического состояния ребенка ПМПк решает следующие задачи:
Разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута.
Динамическая
оценка
эффективности
мероприятий
по
социальной
адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Моделирование
индивидуально
ориентированных
образовательных
и
коррекционно-развивающих
программ
на
основе
использования
существующих
программ и гибких технологий, учитывающих особенности психофизического развития
детей данной категории.
Изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с
ограниченными возможностями здоровья (изменение соотношения индивидуальных и
групповых форм работы, время пребывания ребенка в среде сверстников и т.д.).
Координация взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения
по организации инклюзивной практики.
При выявлении изменений психофизического и соматического состояний
направлять родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.
На период реализации индивидуального образовательного маршрута назначается куратор
сопровождения
–
логопед.
Он
отслеживает
динамику
развития
ребенка
и
эффективность
оказываемой помощи, выступает с инициативой повторных направлений на городскую ПМПК,
ведет
координацию
всех
специалистов,
проводит
работу
с
родителями.
Также
проводится
работа с родителями нормативных детей с целью убеждения их в том, что нахождение в группе
ребенка с ограниченными возможностями здоровья не навредит их собственным детям, а даст
возможность
быть
терпимее
и
нравственнее.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
предполагает
включение
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
коллектив
сверстников
через
сопровождающих
его
взрослых
(воспитатели
группы,
учитель-логопед,
музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и др.). Педагоги должны
руководствоваться тем, что разработка индивидуального образовательного маршрута, прежде
всего,
направлена
на
формирование
тех
психологических
новообразований,
которые
соответствуют возрасту ребенка, но еще не возникли. Задачи индивидуальной программы
развития решаются на индивидуальных занятиях с ребенком и частично на групповых. В
течение недели задания отрабатываются в комплексе всеми специалистами образовательного
учреждения и дома с родителями. Каждый квартал подводятся итоги работы, ставятся новые
цели и задачи.
В заключении необходимо отметить, что инклюзивное образование успешно протекает
при следующих условиях:
1.
Наличие лидера, который понимает идеологию инклюзии и может создать
особую атмосферу, подбирать правильную команду.
2.
Подготовленная среда, которая должна быть доступной и развивающей.
3.
Должна
быть
хорошо
обученная
междисциплинарная
команда
специалистов.
4.
Адекватное нормативно-правовое обеспечение на государственном уровне.
5.
Учреждение,
реализующее
инклюзивное
образование,
должно
стать
открытой системой взаимодействия с социумом.
6.
Методическое
обеспечение,
т.е.
адаптация
программ,
их
постоянная
доработка с учетом последующих достижений.
Таким
образом,
одной
из
ключевых
задач
успешной
реализации
инклюзивного
образования является подготовка специалистов для психолого-педагогического сопровождения,
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Документ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования.
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009г. № 665.
2. А.Н. Гусева, М.М. Цапенко, В.Н. Ярыгин, Н.Г. Максутова. Образовательный маршрут.
Методическое пособие. ТМ., 2009 г.
3.
А.А.
Наумов,
Т.Э.
Токарева,
И.В.
Возняк,
Л.В.
Годовникова.
Сборник.
Нормативные
документы. Программы адаптации, коррекции и развития, Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Л.В. Годовникова, И.В. Возняк, А.А. Морозов, А.В. Белицкая. Коррекционно-развивающие
технологии в ДОУ. Волгоград: «Учитель», 2009г.
5. И.А. Смирнова. Специальное образование. Санкт Петербург: Детство-пресс, 2003г.
6.
Журнал
«Управление
дошкольным
образовательным
учреждением».
Тема
номера:
«Инклюзивное образование» № 6, 2010г.
7.
Журнал
«Логопед».
Тема
номера:
«Законотворческие
инициативы
в
специальном
и
инклюзивном образовании»: № 4, 2011г., № 6, 7, 2012г.
8. Л.С. Вакуленко. Журнал «Логопед». Статья «Дошкольная логопедическая служба в свете
инклюзивного обучения»: № 4, 2011г.
9.
О.А.
Степанова.
Научно-методическое
пособие.
Организация
логопедической
работы
в
дошкольном образовательном учреждении. М.: Творческий центр, 2004г.
10. А.А. Наумов. Специальный педагог дошкольного учреждения. Нормативные документы.
Программы адаптации, коррекции и развития. Волгоград: Учитель, 2012г.
11. Инклюзивное образование// Методические рекомендации по организации инклюзивного
образовательного процесса в детском саду: М., Центр «Школьная книга» 2010 г.
12. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г.
13. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.:
Владос, 2011 г.
14. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008 г.