Автор: Скичко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №5 "Вишенка"
Населённый пункт: Краснодарский край, Новокубанский район, ст. Советская
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность как средство формирования доброжелательных взаимоотношений между дошкольниками.
Раздел: дошкольное образование
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного и доброжелательного
отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных
задач нравственного воспитания. В детском саду, где дети имеют равные
права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения,
затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая
действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость,
печаль и т.п.
Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне
организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в
целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать
совместно, произвольно управлять своим поведением.
Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависит от его
личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической
позиции родителей. Семья оказывает большое влияние на становление
личности ребенка.
«В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего
мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней
раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой,
преобразовать ее и себя», потому именно игре посвящены труды многих
педагогов и психологов. Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что
игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у
детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства.
Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в
процессе игровой деятельности.
Для
формирования
социально-коммуникативных
умений
и
навыков,
дружеских
чувств,
воспитания
отзывчивости,
заботы,
доброты,
справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам,
уважительного
отношения
к
пожилым
людям
необходимо
создать
благоприятные условия.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у
дошкольников являются:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей
общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние
на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую
очередь
используются
естественно
возникающие
ситуации,
например,
связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением.
Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают
взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.
Для
формирования
у
воспитанников
доброжелательных
отношений,
педагоги используют все доступные формы и методы работы:
-
дидактические,
подвижные,
сюжетно-ролевые,
театрализованные,
проблемные и народные игры;
- непосредственно образовательная деятельность;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
- беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
- организация выставок детского творчества;
- метод проектов и др.
Основное
содержание
игры
детей
заключается
в
выполнении
определенных
действий
с
игрушками,
воспроизведении
действий
людей;
детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у
старших
дошкольников
содержанием
становятся
правила
общественного
поведения и общественные отношения между людьми.
Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать
еще легче, чем просто в обычной жизни.
Через
определенный
сюжет,
содержание
и
роль
в
ходе
игры
можно
формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое
условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются
гуманные чувства.
Наиболее
благоприятны
такие
игры,
в
которых
гуманные
проявления
входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", «Скорая помощь», а
также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща,
вместе
принимать
решения,
находить
выход
их
ситуаций:
"Капитаны",
"Строители" и др.
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника
обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях
Игра
как
единое
целое.
В
ней
не
выделяют
разные
планы
взаимоотношений
детей:
план
сюжетно-ролевых
отношений,
и
план
отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых
атрибутов,
корректирующих
выполнение
роли.
Считается,
что
ребенок,
изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым
усваивает
их.
Принимая
в
игре
на
себя
какие-либо
роли,
дети
должны
вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с
предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны,
и
необходимость
их
использования
с
другой,
является
движущей
силой
проникновения ребенка в мир человеческих отношений.
Ребенок,
последовательно
разыгрывая
все
роли
в
одной
игровой
ситуации,
действительно
изменяет
свою
позицию
-
это
называют
«эмоциональной децентрацией», т.е. умением выделять переживания других
людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой
самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой
и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек
зрения.
Но полноценной и всесторонней координация становится возможной
лишь
в
рамках
высокоразвитой
игровой
деятельности.
На
более
низких
уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т.к.
сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Ролевые функции детей
взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью
говорящего и ролью того, к кому она обращена.
А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:
- сюжетно-ролевые отношения;
- реальные отношения по поводу игры.
Сюжетно-ролевые
отношения,
являясь
своеобразным
материальным
этапом,
на
который
моделируется
сфера
человеческих
взаимоотношений,
преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и
лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми,
которые регулируются нравственными нормами.
Таким
образом,
неоценимо
значение
игры
(сюжетно-ролевой
в
частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь
ребёнок
формируется
при
выполнении
правил
в
сюжетно-ролевых
отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по
поводу игры.
Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе
которого
наиболее
эффективно
осуществляется
физическое,
умственное,
речевое и нравственное развитие дошкольников.
В
условиях
спонтанного
развития
игровая
деятельность
детей
не
достигает необходимого уровня и вплоть до конца дошкольного возраста
представляет
собой
отдельные
игровые
действия,
носящие
стереотипный
процессуальный характер. Для того чтобы превратить игру дошкольников в
ведущую деятельность, которая, как и в условиях нормального детства, могла
бы оказывать всестороннее развивающее действие на психическое развитие
детей, необходимо осуществлять с ними систематическую педагогическую
работу.
Обучение
дошкольников
сюжетно-ролевым
играм
направлено
на
воспитание у них навыков коллективных взаимоотношений.
Главной задачей воспитателя является развитие у детей творческого
игрового воображения, способности перевоплощаться в образы реальных и
сказочных
персонажей,
формирование
умения
использовать
различные
средства
для
передачи
многообразных
явлений
действительности.
Необходимо,
чтобы
в
процессе
подготовки
к
играм
у
дошкольников,
возникало стремление воплотить в игре все то, что они увидели в жизни:
трудовую деятельность взрослых, разнообразные бытовые процессы, явления
общественной жизни и т.д.воспитатель дружба