Напоминание

Игровая деятельность как средство формирования доброжелательных взаимоотношений между дошкольниками.


Автор: Скичко Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №5 "Вишенка"
Населённый пункт: Краснодарский край, Новокубанский район, ст. Советская
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность как средство формирования доброжелательных взаимоотношений между дошкольниками.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ

ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Воспитание у детей дошкольного возраста гуманного и доброжелательного

отношения к сверстникам является на современном этапе одной из главных

задач нравственного воспитания. В детском саду, где дети имеют равные

права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения,

затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая

действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя с ним радость,

печаль и т.п.

Проблему формирования детских взаимоотношений невозможно решить вне

организации совместной детской деятельности и педагогического процесса в

целом. Во взаимодействии со сверстниками дети учатся действовать

совместно, произвольно управлять своим поведением.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависит от его

личностных особенностей, условий его жизни в семье и педагогической

позиции родителей. Семья оказывает большое влияние на становление

личности ребенка.

«В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего

мира, его отношения к нему - то есть внутренний мир ребенка. В ней

раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой,

преобразовать ее и себя», потому именно игре посвящены труды многих

педагогов и психологов. Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что

игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у

детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства.

Формирование положительных взаимоотношений у дошкольников в

процессе игровой деятельности.

Для

формирования

социально-коммуникативных

умений

и

навыков,

дружеских

чувств,

воспитания

отзывчивости,

заботы,

доброты,

справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам,

уважительного

отношения

к

пожилым

людям

необходимо

создать

благоприятные условия.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у

дошкольников являются:

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям

проявлять добрые чувства к окружающим.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей

общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние

на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую

очередь

используются

естественно

возникающие

ситуации,

например,

связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением.

Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают

взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой.

Для

формирования

у

воспитанников

доброжелательных

отношений,

педагоги используют все доступные формы и методы работы:

-

дидактические,

подвижные,

сюжетно-ролевые,

театрализованные,

проблемные и народные игры;

- непосредственно образовательная деятельность;

- моделирование и анализ заданных ситуаций;

- сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

- беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

- рассматривание картин и иллюстраций;

- решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

- организация выставок детского творчества;

- метод проектов и др.

Основное

содержание

игры

детей

заключается

в

выполнении

определенных

действий

с

игрушками,

воспроизведении

действий

людей;

детей среднего возраста – в воспроизведении отношений между взрослыми; у

старших

дошкольников

содержанием

становятся

правила

общественного

поведения и общественные отношения между людьми.

Когда дети играют, ситуации проявления доброты, внимания, организовать

еще легче, чем просто в обычной жизни.

Через

определенный

сюжет,

содержание

и

роль

в

ходе

игры

можно

формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое

условие этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются

гуманные чувства.

Наиболее

благоприятны

такие

игры,

в

которых

гуманные

проявления

входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", «Скорая помощь», а

также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща,

вместе

принимать

решения,

находить

выход

их

ситуаций:

"Капитаны",

"Строители" и др.

Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника

обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях

Игра

как

единое

целое.

В

ней

не

выделяют

разные

планы

взаимоотношений

детей:

план

сюжетно-ролевых

отношений,

и

план

отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых

атрибутов,

корректирующих

выполнение

роли.

Считается,

что

ребенок,

изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым

усваивает

их.

Принимая

в

игре

на

себя

какие-либо

роли,

дети

должны

вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с

предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны,

и

необходимость

их

использования

с

другой,

является

движущей

силой

проникновения ребенка в мир человеческих отношений.

Ребенок,

последовательно

разыгрывая

все

роли

в

одной

игровой

ситуации,

действительно

изменяет

свою

позицию

-

это

называют

«эмоциональной децентрацией», т.е. умением выделять переживания других

людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой

самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой

и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек

зрения.

Но полноценной и всесторонней координация становится возможной

лишь

в

рамках

высокоразвитой

игровой

деятельности.

На

более

низких

уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т.к.

сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Ролевые функции детей

взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью

говорящего и ролью того, к кому она обращена.

А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:

- сюжетно-ролевые отношения;

- реальные отношения по поводу игры.

Сюжетно-ролевые

отношения,

являясь

своеобразным

материальным

этапом,

на

который

моделируется

сфера

человеческих

взаимоотношений,

преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и

лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми,

которые регулируются нравственными нормами.

Таким

образом,

неоценимо

значение

игры

(сюжетно-ролевой

в

частности) для нравственного формирования личности дошкольника, ведь

ребёнок

формируется

при

выполнении

правил

в

сюжетно-ролевых

отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по

поводу игры.

Игра представляет собой важнейший вид деятельности, в процессе

которого

наиболее

эффективно

осуществляется

физическое,

умственное,

речевое и нравственное развитие дошкольников.

В

условиях

спонтанного

развития

игровая

деятельность

детей

не

достигает необходимого уровня и вплоть до конца дошкольного возраста

представляет

собой

отдельные

игровые

действия,

носящие

стереотипный

процессуальный характер. Для того чтобы превратить игру дошкольников в

ведущую деятельность, которая, как и в условиях нормального детства, могла

бы оказывать всестороннее развивающее действие на психическое развитие

детей, необходимо осуществлять с ними систематическую педагогическую

работу.

Обучение

дошкольников

сюжетно-ролевым

играм

направлено

на

воспитание у них навыков коллективных взаимоотношений.

Главной задачей воспитателя является развитие у детей творческого

игрового воображения, способности перевоплощаться в образы реальных и

сказочных

персонажей,

формирование

умения

использовать

различные

средства

для

передачи

многообразных

явлений

действительности.

Необходимо,

чтобы

в

процессе

подготовки

к

играм

у

дошкольников,

возникало стремление воплотить в игре все то, что они увидели в жизни:

трудовую деятельность взрослых, разнообразные бытовые процессы, явления

общественной жизни и т.д.воспитатель дружба



В раздел образования