Напоминание

Неопределённая форма глагола


Автор: Светлана Николаевна Хохлова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №5 г. Киренска"
Населённый пункт: г.Киренск
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: Неопределённая форма глагола
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Учитель

Хохлова Светлана Николаевна

Предмет

Русский язык

Класс

5 ласс

Тип урока

Урок построения системы знаний.

Тема

Неопределённая форма глагола

Цель

Создать

условия

для

формирования

умения

распознавать

глаголы

неопределённой

форме;

способствовать

развитию

навыка

определения

инфинитива

по

его

признакам

в

текстах

художественных произведений, употребления его в речи; содействовать воспитанию интереса к

русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Основные термины, понятия

Неопределённая форма глагола, инфинитив.

Используемые приёмы

«Кластер», «Круги по воде», «Верное –неверное утверждение»

Планируемый результат: вспомнят признаки глагола в неопределённой форме, отработают навык распознавания и употребления

инфинитива в текстах художественных произведений ; знать отличительные признаки глаголов в неопределённой форме; умение работать

с различными текстами, составлять предложения по картине описательного характера.

Предметные умения

Личностные УУД

:

Демонстрируют способность к самооценке и взаимопроверке на основе

наблюдения за своими действиями и действиями соседа по парте.

Регулятивные УУД: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в для

решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях

общения.

Познавательные УУД: ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические –

умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: умеют формулировать собственное мнение и позицию

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Ресурсы

Книгопечатная продукция: учебник, индивидуальные рабочие листы.

Технические средства обучения: проектор, экран

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

1.Организационный

(этап мотивации)

Подготовка

учащихся

к

работе

на

уроке:

выработка

на

личностно

значимом

уровне

внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний и умений

Активизация

соответствующих

мыслительных

операций

(анализ,

обобщение,

классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).

3.Постановка учебной задачи.

Обеспечение

мотивации

для

принятия

обучающимися

цели

учебно-познавательной

деятельности.

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

4.Закрепление опорных знаний и способов

деятельности

Установление правильности и осознанности учебного материала, выявление пробелов, их

коррекция, определение способов действий на уровне применения знаний на практике.

5. Рефлексивно -оценочный

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения

знаниями.

Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.Организацион

ный

(этап

мотивации)

-Проверим готовность к уроку.

- Сегодня урок у нас не простой. Я предлагаю вам заочную экскурсию в агентство по

трудоустройству, а я сегодня для вас в роли руководителя агентства, прошу любить и жаловать.

- Проведём небольшое интервью. Какие профессии знаете? Кем ба хотели стать в будущем?

Хорошо. У нас есть, что вам сегодня предложить, вы даже сможете освоить некоторые

профессии, кроме того, вас ждут и испытания на прочность и даже игры.

Приветствуют

учителя.

Организуют своё

рабочее место.

Проявляют

эмоциональную

отзывчивость.

2.Актуализация

опорных

знаний и

умений

3.Постановка

учебной

задачи.

- Любая работа должна выполняться по плану

На доске план работы агентства. Подумайте и составьте правильно план (пункты перепутаны,

самостоятельное составление плана учениками )

1.Определить

2. Вспомнить

3.Закрепить

4. Обобщить

5. Оценить

О т в е ч а ю т

н а

вопрос

у ч и т е л я .

Выполняют

поставленные

задания.

Контролируют

выполнение

заданий.

- Посмотрите на пункты плана, с точки зрения русского языка, Что вы можете об этом сказать.

Обоснуйте свой ответ.

Первый пункт плана определить. Что мы должны определить ?(тему над которой наше агентство

будет работать)

О чём мы сегодня будем говорить? (О неопределённой форме глагола)

- Подберите синоним к слову неопределённая форма глагола? (инфинитив)

Глядя на оставшиеся пункты плана попробуем поставить цели урока.(вспомнить правило о

неопредёлённой форме глагола, закрепить знания о глаголах в неопределённой форме, обобщить

изученный материал о глаголах , оценить свою работу на уроке)

Работать будете на индивидуальных листах. Обратите внимание; рядом с каждым заданием есть

кружок - это место для оценивания своей работы.

Критери - всё получилось- 3 балла

- получилось не всё-2 балла

- ничего не получилось-1 бал

Спросите, если что непонятно.

-Чтобы работа была продуктивной, безошибочной. Я предлагаю вам вспомнить всё, что вы знаете

о глаголе в неопределённой форме.

Предлагаю вам по группам попробовать составить кластер?

Н.Ф.

-Просим группы представить ваше правило. Посмотрите, что у меня получилось на слайде и с

правилом в учебнике стр. 103

Дополните свой кластер.

Кто может дать полную характеристику глаголу в неопределённой форме.

Запишите 5 глаголов, основываясь на правило, выделите окончание.. (н.ф). на своих

индивидуальных листах, задание № 1

Что у вас получилось?

Оцените свою работу. По трехбалльной системе.

Оценивают свою

работу.

Отвечают на

вопрос учителя.

Выполняют

поставленные

задания.

Выполняют

групповое задание.

4.Закрепление

опорных

знаний и

способов

деятельности

Тема есть. цели перед собой поставили, а теперь вперёд покорять вершины предложенных мною

профессий

1.И так какая профессия нас ждёт в первую очередь.

Исследователь Кто такой исследователь в вашем понимании? Что может делать исследователь?

Каких исследователей знаете?

Задаение. «Юные исследователи текста». №2

Задание на карточке. Работаем в парах. Распределите работу в парах

Карточка. Исследуй данный текст, найди в нём все глаголы в неопределённой форме.

Надо же было мне во сне на Северном полюсе очутиться! Как начал я зябнуть, мёрзнуть,

дрожать, трястись и зубами стучать. Стал я на себя кофты натягивать и шубы надевать,

голову заматывать, кутать, на руки дышать. И ещё прыгать и в ладоши хлопать, чтоб

согреться. Принялся костёр разжигать и от ветра прятаться. Ужасно я начал злиться и

сердиться на свой сон! И тут как раз проснулся

Самопроверка на слайде.

По каким признакам определили глаголы Н.Ф,

Оцените работу друг друга в выполнении этого задания. Как вам в роли исследователей?

2.Предлагаю вам побыть редакторами. №3

Кто такой редактор? Где и какую работу выполняют редакторы?

Наше следующее задание называется «Редактор»

Отредактировать предложенный вам текст

1.Простой уровень

Вставить пропущенные окончания в тексте

Полезные советы

Когда просыпаешься, нельзя лежа .. в постели. Надо сразу встава .. и сдела ..

зарядку. Упражнения нужно выполняя .. медленно. Между упражнениями

неоходимо дела .. небольшие паузы для отдыха. Нельзя задержива .. дыхание,

надо дыша .. ровно, спокойно. Зарядку нужно дела .. при открытой форточке.

2Уровень повышенной сложности.

1)

Раскрыв скобки и поставив глаголы в нужную форму

Полезные советы

Когда просыпаешься, нельзя ( лежу ) в постели. Надо сразу ( встаю и сделаю)

зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями

.

.

Слушают учителя.

Под руководством

учителя

выполняют задание

в парах.

Применяют навык

смыслового чтения.

Обучающиеся под

руководством

учителя

анализируют

задания для

определения

уровня сложности,

выбирают задание

по уровню

сложности,

производят

проверку,

самооценку.

неоходимо( делаю ) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание,

надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

Дополнительное задание:

У существительных определить падеж.

Проверка,чтение получившегося текста.

Оцените свою работу.в данной профессии.

Физминутка

Нам предлагают

всем по очереди произнести по глаголу в неопределённой форме, чтобы его

можно было изобразить.

3 . Предлагаю вам освоить профессию художников. Чем могут работать художники?

Каких

художников знает? Как называют художников, которые изображают природу? Рисовать мы будем

не кистью, а словами.

Задание «Словесные художники» №4

Посмотрите на картину. Что это за картина. Кто автор картины. Подумайте и опишите

эту

картину глаголами в неопределённой форме

А теперь запишите 2-3 предложения по картине, используя составленные вами глаголы.

Проверка. Чтение предложений.

Оцените свою работу. Как вам работалось в роли художников.

4. А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется «Кот в мешке» №5

Внимание мешок, и два мешка на доске.

Как вы думаете, что там? Наводящий вопрос – это

устойчивое сочетание слов (фразеологизмы), они имеют ещё одно название ( идиомы).Какие

фразеологизмы знаете.

Мой мешок с фразеологизмами, а ваши мешки пусты.

Задание командное, одна команда вытягивает фразеологизм, и пытается заменить его глаголом в

неопределённой форме. Правильный ответ приносит бал в ваш мешок, промах, предоставляет

право ответить соперникам.

Приступаем к игре.

Задания

Бить баклуши – бездельничать,

Водить за нос – обманывать

Прикусить язык- замолчать

Надуть губы – обидеться

Болеть душой- переживать

Делать из мухи слона- преувеличивать

Ждать у моря погоды- надеяться

Точить лясы- болтать.

Зарубить себе на носу – запомнить.

Высказывают своё

мнение, активно

участвуют в игре,

оценивают свои

способности.

Выполняют

задание

творческого

характера,

анализируют

выполненное

задание.

Отвечают на

вопрос.

Составляют

предложения.

Активно участвуют

в работе с

фразеологизмами,

развивают речь,

высказывают своё

мнение, выполняют

самооценку

проделанной

работы.

Реветь белугой- рыдать.

Клевать носом- дремать

Пропустить мимо ушей- прослушать

Вставлять палки в колёса- мешать

Провалиться сквозь землю- исчезнуть

Оцените своё участие в данной игре.

А теперь я на правах руководителя агентство предлагаю вам вспомнить, как называется глагол

в неопределённой форме. (инфинитив)

У

вас

это

слово

записано

вертикально.

Предлагаю

овладеть

профессией «Составители».№6

Записать на каждую букву этого слова глагол – инфинитив, т. е в неопределённой форме.

И

Н

Ф

И

И

Н

И

Т

И

В

Проверка.

Оцените себя в данной профессии.

Агентство благодарит вас за плодотворную работу и предлагает

вам обобщить всё над чем вы работали в и предлагаю игру «Верное –неверное утверждение»

Верное утверждение +, неверное утверждении - №7

1. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?(+)

2.Глаголы в неопределённой форме имеют окончание ть, ти (+)

3. У инфинитива можно определить время, лицо, число? (-)

4. В глаголе стеречь, беречь – чь – это часть корня (+)

5. В пословице «Жить-Родине служить»- 2 глагола в неопределённой форме.(+)

Проверка

++-++

Молодцы!

Составляют слова

по заданию

учителя,

развивают речь

Самостоятельно

выполняют

тестовое задание

5.Рефлексивно-

оценочный

А сейчас посчитайте все заработанные вами баллы. В роли какой профессии вам было интересно,

трудно, скучно. Где могут пригодиться профессии, которые сегодня были нами освоены. Оцените

свою работу в агентстве.

Если вы заработали:

20-21 баллов-5

16-19 баллов-4

12-15 баллов -3

Ниже 12 – 2

Все ли пункты плана были нами выполнены.

Предлагаю вам нашу визитку, если вы заинтересовались какой либо профессией.

Домашнее задание на выбор:

1.

Найти сказки с употреблением глаголов в инфинитиве

2.

Составить самим сказку с использованием глаголов в неопределённой форме.

Делают выводы,

анализируют свою

работу,



В раздел образования