Автор: Кузнецова Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9 Д/С "ТОПОЛЁК"
Населённый пункт: г.о. Клин, с. Спас-Заулок
Наименование материала: статья
Тема: "Использование русских народных игр при проведении календарно-обрядовых праздников"
Раздел: дошкольное образование
«Использование русских народных игр при проведении календарно-
обрядовых праздников»
Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных
салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На
этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и
песни.
Русские народные игры имеют давнюю историю, они сохранились и
дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в
поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Народные
игры
оказывают
большое
внимание
на
воспитание
ума,
характера,
воли,
развивают
нравственные
чувства,
физически
укрепляют
ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному
творчеству. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых,
они классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много
юмора, шуток, соревновательного задора.
В нашем детском
саду разработаны программы по приобщению детей к
народной культуре. Исходя из того, что важным условием развития интереса
детей к устному народному творчеству, поддерживания интереса детей к
культуре
предков,
служит
развивающая
среда,
педагоги
ДОУ
особое
внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды.
В ДОУ
действует этнографический музей « Русская изба», что помогает педагогам
более
тесному
приобщению
детей
к
культуре
и
быту
своего
народа,
к
приобщению к истокам русской народной культуры. Таким образом, в ДОУ
приоритетным направлением по познавательно-речевому и художественно -
эстетическому направлению выбран фольклор, разработана Программа по
данному направлению.
Программа
разработана
для
всех
возрастных
групп
с
учётом
тематического планирования. Содержание Программы построено с учётом
ФГТ,
которые
предполагают
тематическое
планирование,
утверждённое
основной
общеобразовательной
Программой
дошкольного
образования
МДОУ №9 «Тополёк».
Также, по запросам родителей (анкетирование) в группе мной организован
фольклорный
кружок,
разработана
Программа
кружка.
Программа
дополнительного образования детей дошкольного возраста.
Народная
игра
–
исторически
сложившееся
общественное
явление,
самостоятельный вид деятельности. Издревле в играх
ярко отражались
образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о
чести,
смелости,
мужестве,
желание
обладать
силой,
ловкостью,
выносливостью,
быстротой
и
красотой
движений,
проявлять
смекалку,
выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
По
содержанию
все
народные
игры
классически
лаконичны,
образны,
выразительны
и
эмоциональны,
а
народные
игры
с
пением
ещё
и
музыкальны. Все
эти
игры
мы
используем
в
проведении
календарно-
обрядовых праздников. Игры условно можно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные) игры;
б) обрядовые (календарные);
в) по отношению к природе (природные);
г) трудовые (бытовые)
д) с ведущим (водящим);
ж) драматические (с элементами театрализованных действий)
К
подвижным
(спортивным)
играм
относятся
игры
соревновательного
характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость,
быстроту, ориентировку в пространстве ( «Горелки», «Ловишки», «Прятки»,
«Звонари», «Бубен» и др.)
Обрядовые
(календарные)
игры, это
игры,
которые
имели
связь
с
народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них
уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори,
гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно
относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают
любовь
и
доброе
отношение
к
окружающему
миру,
но
и
имеют
познавательное
значение:
дети
знакомятся
с
окружающей
природой.
Это
игры:
«Сорока»,
«У
медведя
во
бору»,
«Заинька»,
«Паучок»,
«Ворон»,
«Олень» и др.
Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского
народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я
весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие
или
ведёт
игру.
(«Звонари»,
«Отгадай,
чей
голосок»,
«Море
волнуется»,
«Сижу на камушке»).
Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же
время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К
ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По
кочкам», «Баба сеяла горох», и др.
Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это
игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в
какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-
волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь,
можно, так же условно, разделить на 3 типа:
- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай»,
«Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)
- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и
др.)
- хороводы
–
шествия
или
выполнение
разного
вида
движения:
завитушки,
змейка,
рассыпная.
(«Хмель»,
«Ручеёк»,
«Вейся,
капустка»,
«Улитка» и др.)
Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 3 лет. В этом
возрасте
детей
привлекают,
в
основном, игры-забавы
(«Коза
рогатая»,
«Ладушки
и
др.)
и
некоторые игры
спортивного
характера,
такие
как
«Ловишки»
и
«Прятки»,
игры природные («Паучок»,
«Сорока»
и
др.),
драматические
(«Заинька»,
«Дрёма»
«
И
уже
в
средней
группы
мы
используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в
младшем
дошкольном
возрасте
используются хороводные
и
ч а с т ь игр
хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются
народные игры всех типов.
В нашем ДОУ на доступном детям уровне знакомят детей
с народными
играми, народным календарем.
Праздники:
календарные,
фольклорные,
обрядовые,
где принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их
участие от возраста к возрасту.
В детском саду
регулярно проводятся народные праздники: Осенины или
Капустница,
Рождество
или
Зимние
святки,
Масленица,
Пасха,
праздник
Берёзки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется
подбору
народных
игр,
которые
соответствуют
содержанию
праздника,
интересные и доступные для ребят.
Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует
главному назначению – радовать детей.
Насыщенность народного праздника народными
играми стимулирует
интерес
детей,
усиливает
их
впечатления
и
переживания,
обогащает
художественное
и
эстетическое
восприятие.
А
главное,
обеспечивает
естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их
сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить
семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий
для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального
и коллективного творчества детей и родителей способствует единению
педагогов, родителей и детей.
Родители стали активными участниками педагогического процесса:
принимают участие в проведении русских народных праздников,
в изготовлении атрибутов в музее «Русская изба»,
в украшении группы к русским народным праздникам,
участвуют в играх,
активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.
При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо
помнить следующие:
•
недопустимо
перерастание
детского
праздника
в
развлекательное
зрелище для взрослых.
•
необходимо
рациональное
распределение
физической
нагрузки
в
разные виды деятельности (с учетом уровня развития и физической
подготовленности)
•
при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей
к
мероприятию (беседы, подготовка детских костюмов, атрибутов,
сувениров)
При планировании и подготовке праздника необходимо:
•
обозначить задачи праздника, дату, время, место его поведения.
•
подготовить показательные выступления: стихи, песни, музыкальные,
хороводные, народные игры.
•
обозначить порядок проведения соревнований, игр, состязаний.
Успешность праздника во многом зависит
от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.