Напоминание

"Использование русских народных игр при проведении календарно-обрядовых праздников"


Автор: Кузнецова Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №9 Д/С "ТОПОЛЁК"
Населённый пункт: г.о. Клин, с. Спас-Заулок
Наименование материала: статья
Тема: "Использование русских народных игр при проведении календарно-обрядовых праздников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование русских народных игр при проведении календарно-

обрядовых праздников»

Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных

салочек, ловушек, пряток! Кто придумал эти игры? Когда они возникли? На

этот вопрос есть только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и

песни.

Русские народные игры имеют давнюю историю, они сохранились и

дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в

поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народные

игры

оказывают

большое

внимание

на

воспитание

ума,

характера,

воли,

развивают

нравственные

чувства,

физически

укрепляют

ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному

творчеству. Народные игры включают в единое действие и детей, и взрослых,

они классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много

юмора, шуток, соревновательного задора.

В нашем детском

саду разработаны программы по приобщению детей к

народной культуре. Исходя из того, что важным условием развития интереса

детей к устному народному творчеству, поддерживания интереса детей к

культуре

предков,

служит

развивающая

среда,

педагоги

ДОУ

особое

внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды.

В ДОУ

действует этнографический музей « Русская изба», что помогает педагогам

более

тесному

приобщению

детей

к

культуре

и

быту

своего

народа,

к

приобщению к истокам русской народной культуры. Таким образом, в ДОУ

приоритетным направлением по познавательно-речевому и художественно -

эстетическому направлению выбран фольклор, разработана Программа по

данному направлению.

Программа

разработана

для

всех

возрастных

групп

с

учётом

тематического планирования. Содержание Программы построено с учётом

ФГТ,

которые

предполагают

тематическое

планирование,

утверждённое

основной

общеобразовательной

Программой

дошкольного

образования

МДОУ №9 «Тополёк».

Также, по запросам родителей (анкетирование) в группе мной организован

фольклорный

кружок,

разработана

Программа

кружка.

Программа

дополнительного образования детей дошкольного возраста.

Народная

игра

исторически

сложившееся

общественное

явление,

самостоятельный вид деятельности. Издревле в играх

ярко отражались

образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о

чести,

смелости,

мужестве,

желание

обладать

силой,

ловкостью,

выносливостью,

быстротой

и

красотой

движений,

проявлять

смекалку,

выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

По

содержанию

все

народные

игры

классически

лаконичны,

образны,

выразительны

и

эмоциональны,

а

народные

игры

с

пением

ещё

и

музыкальны. Все

эти

игры

мы

используем

в

проведении

календарно-

обрядовых праздников. Игры условно можно разделить на виды:

а) подвижные (спортивные) игры;

б) обрядовые (календарные);

в) по отношению к природе (природные);

г) трудовые (бытовые)

д) с ведущим (водящим);

ж) драматические (с элементами театрализованных действий)

К

подвижным

(спортивным)

играм

относятся

игры

соревновательного

характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость,

быстроту, ориентировку в пространстве ( «Горелки», «Ловишки», «Прятки»,

«Звонари», «Бубен» и др.)

Обрядовые

(календарные)

игры, это

игры,

которые

имели

связь

с

народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них

уже давно утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори,

гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.

По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно

относился к природе, прославлял и берёг её. Эти игры не только воспитывают

любовь

и

доброе

отношение

к

окружающему

миру,

но

и

имеют

познавательное

значение:

дети

знакомятся

с

окружающей

природой.

Это

игры:

«Сорока»,

«У

медведя

во

бору»,

«Заинька»,

«Паучок»,

«Ворон»,

«Олень» и др.

Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского

народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я

весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)

Игры с ведущим (водящим) – игры, где игрок выполняет какое-то действие

или

ведёт

игру.

(«Звонари»,

«Отгадай,

чей

голосок»,

«Море

волнуется»,

«Сижу на камушке»).

Игры забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же

время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К

ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По

кочкам», «Баба сеяла горох», и др.

Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это

игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в

какого - то героя игры и выполнять его действия («Заинька, выходи», «Волк-

волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)

Так как все народные игры проводились по – разному, их, в свою очередь,

можно, так же условно, разделить на 3 типа:

- хороводные или круговые. Это основная группа. («Заинька», «Каравай»,

«Ворон», «Пирог», «Паучок» и др.)

- некруговые или «стенка на стенку». («Бояре», «В царя», «Плетень» и

др.)

- хороводы

шествия

или

выполнение

разного

вида

движения:

завитушки,

змейка,

рассыпная.

(«Хмель»,

«Ручеёк»,

«Вейся,

капустка»,

«Улитка» и др.)

Работа по знакомству детей с народными играми начинается с 3 лет. В этом

возрасте

детей

привлекают,

в

основном, игры-забавы

(«Коза

рогатая»,

«Ладушки

и

др.)

и

некоторые игры

спортивного

характера,

такие

как

«Ловишки»

и

«Прятки»,

игры природные («Паучок»,

«Сорока»

и

др.),

драматические

(«Заинька»,

«Дрёма»

«

И

уже

в

средней

группы

мы

используем все виды народных игр. Что касается типов народных игр, то в

младшем

дошкольном

возрасте

используются хороводные

и

ч а с т ь игр

хороводов – шествий, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются

народные игры всех типов.

В нашем ДОУ на доступном детям уровне знакомят детей

с народными

играми, народным календарем.

Праздники:

календарные,

фольклорные,

обрядовые,

где принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их

участие от возраста к возрасту.

В детском саду

регулярно проводятся народные праздники: Осенины или

Капустница,

Рождество

или

Зимние

святки,

Масленица,

Пасха,

праздник

Берёзки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети.

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется

подбору

народных

игр,

которые

соответствуют

содержанию

праздника,

интересные и доступные для ребят.

Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует

главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника народными

играми стимулирует

интерес

детей,

усиливает

их

впечатления

и

переживания,

обогащает

художественное

и

эстетическое

восприятие.

А

главное,

обеспечивает

естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их

сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить

семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий

для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального

и коллективного творчества детей и родителей способствует единению

педагогов, родителей и детей.

Родители стали активными участниками педагогического процесса:

принимают участие в проведении русских народных праздников,

в изготовлении атрибутов в музее «Русская изба»,

в украшении группы к русским народным праздникам,

участвуют в играх,

активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

При любой форме организации праздника для дошкольников необходимо

помнить следующие:

недопустимо

перерастание

детского

праздника

в

развлекательное

зрелище для взрослых.

необходимо

рациональное

распределение

физической

нагрузки

в

разные виды деятельности (с учетом уровня развития и физической

подготовленности)

при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей

к

мероприятию (беседы, подготовка детских костюмов, атрибутов,

сувениров)

При планировании и подготовке праздника необходимо:

обозначить задачи праздника, дату, время, место его поведения.

подготовить показательные выступления: стихи, песни, музыкальные,

хороводные, народные игры.

обозначить порядок проведения соревнований, игр, состязаний.

Успешность праздника во многом зависит

от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.



В раздел образования