Автор: Филимонов Михаил Геннадьевич
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ВГСПУ"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: научная статья
Тема: ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Раздел: среднее образование
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
М.Г. Филимонов
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-
педагогический университет», Россия, Волгоград.
Аннотация: в данной статья рассматривается проблема влияния игры
на образование и воспитание младших школьников. Опираясь на
особенности воспитания и образования младшего подростка, целью
статьи является выявления условий игры как метода воспитания и
образования младшего подростка.
Ключевые слова: игра, дидактические игры, младший подросток,
воспитание и образование.
Актуальная ещё с давних времён проблема воспитания и образования
младших
подростков
постоянно
обсуждается
психологами
и
педагогами.
У
многих
авторов
научных
статей,
исследований,
учебников по данной проблеме существуют свои точки зрения (М.В.
Матюхина,
Л.С.
Выготский,
Г.И.
Щукина
и
др)[2-3].
Некоторые
совпадают, а иногда и расходятся.
Игра - это особая деятельность, которая возникает в детстве и длится
на
протяжении
всей
жизни
человека.
Каждый
период
жизни
и
развития
ребёнка
сопровождается
своей
приоритетной
деятельностью. Под приоритетной деятельностью подразумевается
та,
которая
в
своём
процессе
формирует
основные
психические
процессы
и
качества
личности,
присущие
данному
конкретному
возрасту [5]. Сущность игровой деятельности младшего подростка
заключается в том, что дети находят в ней различные стороны жизни,
особенности взаимоотношений взрослых, пополняют свои знания о
мире и действительности. Игра является средством познания детьми
мира, в котором они живут и окружающей среды.
Главным компонентом в педагогической системе Ф. Фребеля является
теория игры. Рассматривая детскую игру, Фребель описывал её как
«свободное
проявление
внутреннего
мира.
Игра
–
мостик
от
внутреннего
мира
к
природе».
Для
Фребеля
природа
являлась
многообразной и единой сферой. [1]
Анализируя
различные
источники
можно
уточнить
особенности
образования
и
воспитания
младшего
школьника.
Для
данного
возраста подростков характерна высокая любознательность в форме
познавательного интереса. В этом возрасте они стремятся высказать
своё мнение, поучаствовать в дискуссиях, доказывая правоту своей
точки
зрения.
Подросток становится способным к более сложному аналитико-
синтетическому восприятию явлений.
Используя
эмпирический
метод
исследования,
а
также
и
метод
наблюдения было проведено небольшое исследования влияние игры
на воспитание младшего подростка. Использовалась дидактическая
игра
из
учебно-методического
пособия
[6].
Исследование
было
направлено на воспитание коммуникации и взаимопомощи между
детьми. Оно проводилось в лагере с одним из отрядов по следующим
этапам:
1 этап - постановка цели и задачи исследования
2 этап – проведение самого исследования и сбор эмпирического
материала
3 этап - обработка полученных данных
После
проведения
этапов
последовал
метод
наблюдения
на
протяжении нескольких дней, с целью выявления влияния игры.
В ходе всего эксперимента было выявлено, что игровая деятельность
помогает ребёнку лучше воспринять окружающую действительность,
проявить качества его личности или же воспитать новые.
В следствии чего можно сделать вывод, что игровая деятельность
является одним из особых инструментов в воспитании и образовании
младшего подростка.
Используемая литература:
1) Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической
мысли.- М.,2003. 90с.
2) Выготский Л.С. Психологическая психология. – М., 1983.
3) Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.,
2014.
4) Проблемы формирование познавательных интересов учащихся /
Под ред. Г.И. Щукиной. – М., 2015.
5) Битяева М. Психолого-педагогическое сопровождение
школьников на этапе перехода из начального в среднее звено. - М.:
Управление школой. - 2002, №40. - С.20-25.
6) Спутник вожатого: учебно-методическое пособие / сост. Л.Б.
Камышева, Н.М. Борытко, Е.Ю. Комиссарова; под ред. Н.М.
Борытко; Комитет по делам молодёжи Волгоградской области,
ГБОУ ДПО ВО ИМПСР; ВРОДО «Созвездие талантов». – 2-е изд.,
испр. и доп. – Волгоград: ООО «Т-Пресс», 2013. – 166с : ил.