Напоминание

Робототехника как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Бабукова Алина Маратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №173
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Робототехника как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Робототехника как средство развития творческого воображения у

детей старшего дошкольного возраста

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что проблема

развития

творческого

воображения

детей

актуальна

тем,

что

этот

психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы

творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы

на

страницах

психологической

и

педагогической

литературы

все

чаще

ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об

определении сущности механизмов воображения.

В

современном

обществе

резко

повысился

социальный

престиж

интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания,

научить их читать, писать и считать, а не способствовать чувствовать, думать

и творить. Современные дети знают больше, чем их сверстники 10-15 лет

назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже

восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они

проявляют

равнодушие

и

черствость,

их

интересы

ограничены,

а

игры

однообразны. Проблема развития игровой деятельности дошкольников - одна

из актуальных задач современной педагогической науки, теории и практики

дошкольного образования.

Введение робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена

требованиями

ФГОС

ДО

к

формированию

предметно-пространственной

развивающей

среде,

востребованностью

развития

широкого

кругозора

старшего

дошкольника

и

формирования

предпосылок

универсальных

учебных

действий.

Как

показали

исследования

Л.С.

Выготского,

В.В.

Дывадова,

Е.И.

Игнатьева,

С.Л.

Рубинштейна,

Д.Б.

Эльконина,

В.А.

Крутецкого

и

других,

воображение

выступает

не

только

предпосылкой

эффективного

усвоения

детьми

новых

знаний,

и

является

условием

творческого

преобразования

имеющихся

у

детей

знаний,

способствует

саморазвитию

личности,

т.е.

в

значительной

степени

определяет

эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОО.

В

детской

игре

воображение

не

только

ярко

проявляется,

но

и

развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя,

дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует

старые.

Самый

короткий

путь

эмоционального

раскрепощения

ребенка,

снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению -

это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать

робототехника.

По

мнению

Л.С.

Выготского,

интерес

способен

активизировать

состояние коры головного мозга. С целью развития творческого воображения

у

ребенка

необходимо,

прежде

всего,

формирование

многих

интересов.

Дошкольника, как правило, интересует буквально все. Проявление данного

интереса

имеет

объективную

целесообразность,

так

как

именно

интерес

способствует

расширению

жизненного

опыта

ребенка,

знакомит

его

с

разными

деятельностями,

способен

активизировать

его

различные

способности.

Несмотря

на

это,

в

действительности

узнать,

увидеть,

«попробовать все» не всегда посильно ребенку, и здесь на помощь приходит

фантазия. Процесс, в котором протекает фантазия, способен обогатить опыт

ребенка, ввести его в воображаемой форме в ситуации и сферы, которые он

не встречает в реальной жизни. Посредством фантазий, ребенок способен

попасть

в

такие

ситуации

и

пробует

такие

виды

деятельности,

какие

в

реальной действительности ему недоступны.

Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся

областей

промышленности.

Сегодня

невозможно

представить

жизнь

в

современном

мире

без

механических

машин,

запрограммированных

на

создание

и

обработку

продуктов

питания,

пошив

одежды,

сборку

автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.

Уже

с

детского

сада

дети

имеют

возможность

посещать

клубы

и

инновационные

центры,

посвященные

робототехнике

и

высоким

технологиям. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и

умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную

среду,

в

которой

правильно

направить

ребёнка

к

познанию.

Внедрение

робототехники

на

занятиях

по

конструированию

в

ДОО

происходит

посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной

организованной

образовательной

деятельности,

так

и

в

самостоятельной

деятельности детей в течение дня. В процессе конструирования дошкольники

развивают творческое воображение. На наш взгляд, одна из основных целей в

робототехники

научить

детей

творчески

работать

вместе.

Сегодня

совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер

взаимодействия востребованы как никогда раньше.

В результате освоения воспитанниками программы по робототехнике

предполагается достижение следующих целевых ориентиров:

Дети имеют представление:

- об основных принципах построения роботов;

- о принципах работы некоторых датчиков и двигателей;

Дети знают:

- названия и назначения основных комплектующих моделей/роботов;

- значение технических терминов;

Дети умеют:

- устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать результат и искать новые пути решения;

- творчески мыслить при создании действующих моделей;

- работать в группе, договариваться с партнёрами.



В раздел образования