Автор: Бабукова Алина Маратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с №173
Населённый пункт: г.Тольятти
Наименование материала: статья
Тема: Робототехника как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Робототехника как средство развития творческого воображения у
детей старшего дошкольного возраста
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что проблема
развития
творческого
воображения
детей
актуальна
тем,
что
этот
психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы
творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы
на
страницах
психологической
и
педагогической
литературы
все
чаще
ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об
определении сущности механизмов воображения.
В
современном
обществе
резко
повысился
социальный
престиж
интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания,
научить их читать, писать и считать, а не способствовать чувствовать, думать
и творить. Современные дети знают больше, чем их сверстники 10-15 лет
назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже
восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они
проявляют
равнодушие
и
черствость,
их
интересы
ограничены,
а
игры
однообразны. Проблема развития игровой деятельности дошкольников - одна
из актуальных задач современной педагогической науки, теории и практики
дошкольного образования.
Введение робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлена
требованиями
ФГОС
ДО
к
формированию
предметно-пространственной
развивающей
среде,
востребованностью
развития
широкого
кругозора
старшего
дошкольника
и
формирования
предпосылок
универсальных
учебных
действий.
Как
показали
исследования
Л.С.
Выготского,
В.В.
Дывадова,
Е.И.
Игнатьева,
С.Л.
Рубинштейна,
Д.Б.
Эльконина,
В.А.
Крутецкого
и
других,
воображение
выступает
не
только
предпосылкой
эффективного
усвоения
детьми
новых
знаний,
и
является
условием
творческого
преобразования
имеющихся
у
детей
знаний,
способствует
саморазвитию
личности,
т.е.
в
значительной
степени
определяет
эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОО.
В
детской
игре
воображение
не
только
ярко
проявляется,
но
и
развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя,
дошкольник создает новые образы, а самое главное, причудливо комбинирует
старые.
Самый
короткий
путь
эмоционального
раскрепощения
ребенка,
снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению -
это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать
робототехника.
По
мнению
Л.С.
Выготского,
интерес
способен
активизировать
состояние коры головного мозга. С целью развития творческого воображения
у
ребенка
необходимо,
прежде
всего,
формирование
многих
интересов.
Дошкольника, как правило, интересует буквально все. Проявление данного
интереса
имеет
объективную
целесообразность,
так
как
именно
интерес
способствует
расширению
жизненного
опыта
ребенка,
знакомит
его
с
разными
деятельностями,
способен
активизировать
его
различные
способности.
Несмотря
на
это,
в
действительности
узнать,
увидеть,
«попробовать все» не всегда посильно ребенку, и здесь на помощь приходит
фантазия. Процесс, в котором протекает фантазия, способен обогатить опыт
ребенка, ввести его в воображаемой форме в ситуации и сферы, которые он
не встречает в реальной жизни. Посредством фантазий, ребенок способен
попасть
в
такие
ситуации
и
пробует
такие
виды
деятельности,
какие
в
реальной действительности ему недоступны.
Робототехника сегодня - одна из самых динамично развивающихся
областей
промышленности.
Сегодня
невозможно
представить
жизнь
в
современном
мире
без
механических
машин,
запрограммированных
на
создание
и
обработку
продуктов
питания,
пошив
одежды,
сборку
автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.
Уже
с
детского
сада
дети
имеют
возможность
посещать
клубы
и
инновационные
центры,
посвященные
робототехнике
и
высоким
технологиям. Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно организовать и
умело оборудовать, а также использовать соответствующую образовательную
среду,
в
которой
правильно
направить
ребёнка
к
познанию.
Внедрение
робототехники
на
занятиях
по
конструированию
в
ДОО
происходит
посредством интеграции во все образовательные области, как в совместной
организованной
образовательной
деятельности,
так
и
в
самостоятельной
деятельности детей в течение дня. В процессе конструирования дошкольники
развивают творческое воображение. На наш взгляд, одна из основных целей в
робототехники
–
научить
детей
творчески
работать
вместе.
Сегодня
совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер
взаимодействия востребованы как никогда раньше.
В результате освоения воспитанниками программы по робототехнике
предполагается достижение следующих целевых ориентиров:
Дети имеют представление:
- об основных принципах построения роботов;
- о принципах работы некоторых датчиков и двигателей;
Дети знают:
- названия и назначения основных комплектующих моделей/роботов;
- значение технических терминов;
Дети умеют:
- устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать результат и искать новые пути решения;
- творчески мыслить при создании действующих моделей;
- работать в группе, договариваться с партнёрами.