Напоминание

"Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ".


Автор: Мамбетов Эрнис Мурзиянович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СШ №43"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ".
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя РФ».

Учитель: Мамбетов Эрнис Мурзиянович

Класс:

У ч е б н и к : Обществознание.

9

класс:

учебник

для

общеобразоват.

Учреждений/Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др./; под ред. Л.Н.

Боголюбова, А.И. Матвеева; М.: Просвещение, 2013г.

Цели:

Образовательные:

ознакомить

учащихся

с

видами

Конституций,

историей

становления

конституционализма

в

нашей

стране,

Конституцией

Российской

Федерации – законом, имеющим высшую юридическую силу;

Развивающие: развивать критическое мышление, навыки групповой работы,

умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

Воспитательные: дальнейшее

воспитание

гражданского

долга,

чувства

уважения к Основному закону страны – Конституции, становление политической и

правовой культуры учащихся.

Ожидаемый учебный результат:

1.

Учащиеся смогут дать определение Конституции, видам конституций, получат

понятие

о

структуре

Конституции

РФ,

знания

об

истории

становления

конституционализма в нашей стране.

2.

Работа

в

группах

позволит

дать

ответ

на

вопрос:

«Почему

Конституцию

называют законом высшей юридической силы?» и усвоить, как в Конституции

РФ решены главные задачи, стоящие перед ней.

Методы обучения: проблемный, частично- поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,

индивидуальная.

Оборудование: проектор,

компьютер,

презентация

к

данному

уроку,

текст

Конституции РФ у каждого ученика.

Ход урока.

Эпиграфы к уроку:

- Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение

- Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на

судне – к остальному экипажу. Благополучное плавание – цель, к которой стремятся

все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности.

Аристотель

I. Организационный момент.

- Объяснить эпиграф урока.

На последних уроках мы с вами начали изучать такую важную тему как «Право»,

правоотношения, нормы права, правонарушения и юридическая ответственность.

Давайте вспомним, что они означают и какую роль играют в нашей жизни. (ответы

обучающихся)

В одной из первых тем мы с вами изучили нормативно-правовые акты. Давайте

вспомним, что они представляют из себя. А что такое правовое государство. Чем

руководствуется правовое государство?

II. Изучение нового материала.

Конституция – это основной закон страны. Вот сегодня мы и поговорим об

этом.

Тема

нашего

урока

Конституция

Российской

Федерации.

Эта

тема

рассчитана

на

два

часа.

На

этом

уроке

мы

познакомимся

с

содержанием

Конституции

РФ,

поработаем

с

текстом

документа

и

проанализируем

статьи

основного закона. В ходе нашей работы мы сможем убедиться в том, что каждый

гражданин должен уважать и соблюдать Конституцию своего государства.

План

1.

Исторический путь России к демократической Конституции.

2.

Общая характеристика Основного закона страны.

1. Рассказ учителя.

- Что означает понятие «Конституция»? (слайд 4, приложение)

В

переводе

с

латинского

понятие

«Конституция»

означает

установление,

учреждение, устройство.

Конституцию принято называть основным законом страны, поскольку только

этот закон имеет высшую юридическую силу. Это значит, что все иные законы,

правовые

акты,

принимаемые

в

государстве,

должны

ориентироваться

на

Конституцию и не могут ей противоречить.

Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом

документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США

в 1787 году.

В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении

всего XIX века. (слайд 5,приложение)

Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.

Пестелю и Н. Муравьеву. Их горькую судьбу вы, конечно же, помните.

Следующая

попытка

создания

Конституции

была

предпринята

в

период

правления

Александра

II

царя-реформатора.

Во

время

его

правления

было

отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же

годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан

конституционный проект, который так и не был принят.

Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в

XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании

государственного

порядка»,

по

которому

народ

получал

политические

и

гражданские

права

и

свободы,

а

страна

новый

законодательный

орган

Государственную думу.

Этот документ фактически принято считать первой русской Конституцией.

Потом были четыре советские Конституции (слайд 6, приложение):

1918 г. – Конституция РСФСР

1924 г. – Конституция СССР

1936 г. – «сталинская» Конституция

1977 г. – «брежневская» Конституция.

Но многие положения этих законов не работали, оставались лишь на бумаге.

Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались

коренные

преобразования.

А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием

была

принята

Конституция

Российской

Федерации

первая

Конституция

демократической России.

Общая характеристика Конституции Российской Федерации.

Ныне действующая Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел

1), заключительных и переходных положений (раздел 2).(слайд 7)

Преамбула

вступительная,

вводная

часть,

в

которой

дана

краткая

характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Заключительные

и

переходные

положения

содержат

9

частей,

в

которых

устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется

порядок применения законов, содержаться правила о порядке и сроках вступления в

силу новых конституционных норм и прекращении действия прежних.

Найдите в учебнике (стр.106-107) ответ на такой вопрос:

Чем Конституция отличается от других законов Российской Федерации?

Ответы:

- закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы и

обязанности

человека

и

гражданина,

определяет

форму

государства,

систему

высших органов государственной власти;

- является основным источником права;

- обладает высшей юридической силой;

- отличается стабильностью;

- характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Перед Конституцией стоят три главные задачи:

1. закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

2. упорядочить государственную власть;

3. утвердить правосудие.

А сейчас давайте поближе познакомимся с текстом Конституции РФ.

Каждая группа получает свое задание, работает с соответствующими статьями

Конституции и выступает с результатами своей работы.

Задание для 1 группы:

1.

Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия

«демократическое», «Федеративное», «правовое» государство, «республиканская

форма правления»?

2.

Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?

3.

Каково устройство РФ?

4.

Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.

Задание для 2 группы.

1.

Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и

гражданина.

2.

Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.

3.

Как государство гарантирует равенство прав и свобод?

Задание для 3 группы:

1.

Могут ли быть права без обязанностей? Почему?

2.

Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.

3.

С какого возраста мы приобретаем свои права?

4.

В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?

Выступление групп с результатами работы.

Работа в конце урока.

Классификация прав и свобод

III. Закрепление изученного на уроке.

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас.

Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной

системы, о правах и обязанностях граждан.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: “Поэтом можешь

ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и

многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах,

сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить

чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по

достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам

строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.

Домашнее

задание:

параграф

12-13,

задание

1-2

на

с.

118,

«Типы

субъектов

Российской Федерации» (Глава 3).

Задание для 1 группы:

1.

Прочитайте статью 1. Что представляет собой РФ? Что означают понятия

«демократическое», «Федеративное», «правовое» государство, «республиканская

форма правления»?

2.

Прочитайте статью 3. Кто является носителем власти? Что это означает?

3.

Каково устройство РФ?

4.

Прочитайте статью 11 и назовите органы власти.

Задание для 2 группы.

1.

Просмотрите главу 2 и назовите самые важные права и свободы человека и

гражданина.

2.

Найдите в главе статьи, которые имеют к вам непосредственное отношение.

3.

Как государство гарантирует равенство прав и свобод?

Задание для 3 группы:

1.

Могут ли быть права без обязанностей? Почему?

2.

Просмотрите главу 2 и назовите обязанности гражданина нашей страны.

3.

С какого возраста мы приобретаем свои права?

4.

В каком возрасте мы можем осуществлять свои права в полном объеме?



В раздел образования