Автор: Гайдукова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДШИ№5
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальной выразительности в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДШИ№5» г. Тулы
Открытый урок
«Развитие музыкальной выразительности
в классе домры»
Подготовила: Гайдукова Ольга Николаевна
преподаватель по классу домры
высшей квалификационной категории.
2020
Тема: «Развитие музыкальной выразительности
в классе домры»
Ученица: Пашникова Евгения
Цель
урока: активизировать
творческую
фантазию
учащего ся,
вызвать сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального
произведения,
к
его
музыкальному
образу,
к
средствам
музыкальной
выразительности.
Задачи:
Обучающие:
- проработать и закрепить изученные приёмы звукоизвлечения и артикуляции
(легато, стаккато), соответствующие образным характеристикам выбранных
пьес и упражнений;
-закрепить
знания
о
выразительных
средствах
музыки
(мелодия,
ритм,
динамика, темп, лад и гармония, регистр, тембр), о строении фразы (деление
на мотивы, ее динамику - начало, подъем, кульминацию, спад);
- ознакомиться с техникой интонирования, необходимой для передачи эмоций
и чувств в музыке.
Развивающие:
-развить
навыки
полноценного
художественного
восприятия,
раскрытия
музыкальных образов, эмоционального содержания произведений;
- привить навыки умения слушать свое исполнение со стороны и исправлять
замеченные недостатки;
-расширить
кругозор
учащегося
и
его
представление
о
тембровом
разнообразии домры;
Воспитательные:
-
воспитание
устойчивого
интереса
обучающегося
к
игре
на
домре
и
традиционной музыкальной культуре;
- воспитание коммуникабельности и толерантности;
-
в о с п и т а н и е
э м о ц и о н а л ь н о й
о т з ы в ч и в о с т и
н а исполняемые
и в о с п р и н и м а е м ы е
м у з ы к а л ь н ы е
п р о и з в е д е н и я ;
- подготовка учащегося к участию в концертах.
Форма учебного занятия: индивидуальная;
Тип учебного занятия: комбинированное занятие;
Материально-техническое оснащение урока: классная комната, две домры,
фортепиано, пюпитр, нотные пособия.
Методические
приемы:
объяснение,
наглядный
метод,
игровой
метод,
сравнение, самоконтроль, практическая работа.
Используемые современные технологии обучения:
Технология личностно-ориентированного обучения;
Здоровьесберегающие технологии;
План урока
1. Организационный этап (2 мин.).
2. Проверка домашнего задания (2-3 мин).
3. Основная тема урока:
- знакомство с такими выразительными средствами, как: дикция, интонация,
музыкальная фразировка (5-6 мин.);
- творческие задания (5 мин.);
- работа над дикцией, артикуляцией и интонацией, раскрытием музыкальных
образов, эмоционального содержания произведений (15-20 мин.);
4. Заключительный этап. Закрепление учебного материала. Задание на дом (3-
5 мин.).
Ход урока
1.Организационный этап
Приветствие,
знакомство
с
участниками
открытого
занятия.
Задача
учителя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать
дружелюбную,
располагающую
к
творчеству
обстановку,
заинтересовать
темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу.
Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, принятие удобной
правильной посадки.
2.Проверка домашнего задания
В качестве подготовки к открытому уроку ученику предлагалось дома
вспомнить и закрепить знания о выразительных средствах музыки.
Преподаватель
: Вспомним, о
чем
мы
говорили
на
предыдущих
уроках. Музыка говорит языком звуков. А звуки могут отличаться по высоте
звучания (высокие, низкие, средние), динамике (силе звука), тембру (окраске,
колориту), длительности (восьмые, четвертные, половинные, целые). Они
могут
складываться
в
мелодию
(одноголосная
музыкальная
мысль)
или
аккорды (лад, гармония, слаженность звуков). В музыке есть ритм (сочетание
различных длительностей), темп (скорость исполнения).
3.Основной этап
Начнем
с
упражнений.
Упражнения-
форма
игры
для
ребенка,
создающая условия для активного поиска образно-звуковых характеристик
динамическими
и
тембральными возможностями
инструмента.
Условные
названия даны для активизации музыкально- художественных представлений.
В
прошлом
году
мы
играли
упражнения
«Песенка
указательного
пальчика», «Грустная
кукушечка», где
больше
задействованы
1,
2,
и
3
пальцы. В этом году продолжаем работать над дальнейшем техническим
развитием. Играем упражнения для 4 пальца. Всем упражнениям мы даем
названия и стараемся играть их в характере. Это способствует развитию
ассоциативно-эмоционального
мышления
ученика.
Упражнение
«Марш
маленького пальчика». Говорим о том, что если это марш, то исполнять
нужно ритмично, четко, громко. Следующее упражнение «Гусеница». Здесь
учимся
додерживать
звуки.
Используем
для
исполнения
кантилены,
для
достижения связности. Переходим к пьесам.
Сейчас
в
исполнении
Жени
мы
услышим
произведение
В.
Шаинского
«Песенка
крокодила
Гены». При
знакомстве
с
этим
произведением
мы
выяснили, что крокодил Гена сказочный персонаж, вспомнили мультфильм и
слова песни. И сейчас мы сравниваем музыкальные фразы с прямой речью,
отличительными
особенностями
которой
являются
хорошая
дикция
и
правильная интонация.
Дикция – это ясное, отчётливое произношение. Проигрываем пьесу и следим
за
слитным
и
отчетливым
произношением
фраз.
Во
второй
части
произведения необходимо играть, как бы поднимаясь по лесенке, с каждой
нотой прибавляя силу звука, устремляясь к вершине, а затем спускаясь.
Очень важно дать понять ученику, что при игре «пиано» пальцы не должны
быть вялыми, а звуки невнятными. Даже шёпотом можно говорить, чётко
артикулируя слова, следить за тем, чтобы в восходящем движении пальчики
левой
руки
вставали
друг
за
другом,
не
поднимаясь.
А
в
нисходящем
движении
необходимо
по
одному
приподнимать
пальцы
невысоко
над
грифом. Нотки должны «перетекать» одна в другую, чтобы движения как у
гусеницы были плавными, а не скачкообразными, как у кузнечика. При этом
помогает такой прием как сольфеджирование, то есть пропевание мелодии
голосом, где учащийся берет дыхание точно в указанном в тексте месте.
Переходим к следующей пьесе над которой мы работаем, к русской народной
песни «Куманек».
Вопрос: - Расскажи о характере исполнения песни «Куманек»?
Ответ: - Пьеса весёлая, задорная, энергичная, танцевальная.
Вопрос: - Что ты должен чувствовать, исполняя её?
Ответ: - Радость, счастье, воодушевление, веселье, беззаботность.
Пьеса
исполняется
с
остановками
для
более
тщательного
прорабатывания материала.
Эту
пьесу
мы
готовим
к
академическому
концерту.
Работаем
над
фразировкой,
четким
исполнением
аккордов.
Проигрываем
с
концертмейстером, как на концерте.
Творческие задания для ученика.
Творческое задание: Повторить за преподавателем песенку «Андрей-
воробей»
на
ноте
«до»,
прижатой
2
пальцем.
Затем,
по
заданию
преподавателя,
сыграть
её
от
имени
хитрой
лисы,
диктора
телевидения,
барабанщика. При игре нужно менять не только настроение, тембр, темп,
силу звука, но и ритм, в соответствии с выбранным образом.
Переходим к следующему произведению. Русская народная песня «Как
в
лесу-лесу,
лесочке».
Контроль
над
качественным
исполнением
каждой
нотки, чётким ровным звучанием. "Дослушиваем" окончание музыкальных
фраз. Звук мягкий, без толчков. Штрих легато. Мелодия напевная. Медиатор
гладит струну.
Еще в нашем репертуаре есть пьеса «Прыгает зайчик». Говорим о
характере этого произведения. Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) – штрих
применяется для извлечения коротких отрывистых звуков.
4. Заключительный этап.
В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке
работы.
Осознавая
важность
художественно-эмоциональной
окраски
исполняемой
музыки,
произведение,
исполняемое
учащимся,
обретёт
объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант
скорее
найдёт
духовную
связь
с
окружающим
миром,
повысит
свой
интеллект.
Домашнее
задание:
продолжить
работу
над
произведениями,
привнося
в
исполнение
эмоционально-художественную
окраску.
Играть
произведения
«Куманек»
и
«Песенку
крокодила
Гены»
как
на
концерте.
Готовимся
к
академическому концерту.
Список литературы
1. К.Г Мострас «Система домашних занятий скрипача» 1956г.
2. М.А. Ижболдин «Технический комплекс по классу 3-х струнной домры»
2002г.
3. В. Рябов «Формирование основ двигательной техники»1988г.
4. А.Я. Александров «Школа игры на 3-х струнной домре» Москва. Музыка.
1990
5.В.Чунин
«Школа
игры
на
3-х
струнной
домре»
Москва.
1990
6 . Б . В . А с а ф ь е в
« О
м у з ы к а л ь н о м
и с п о л н и т е л ь с т в е »
7. В. Круглов «Искусство игры на домре».