Напоминание

"Развитие музыкальной выразительности в классе домры"


Автор: Гайдукова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДШИ№5
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие музыкальной выразительности в классе домры"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДШИ№5» г. Тулы

Открытый урок

«Развитие музыкальной выразительности

в классе домры»

Подготовила: Гайдукова Ольга Николаевна

преподаватель по классу домры

высшей квалификационной категории.

2020

Тема: «Развитие музыкальной выразительности

в классе домры»

Ученица: Пашникова Евгения

Цель

урока: активизировать

творческую

фантазию

учащего ся,

вызвать сознательное отношение к содержанию и характеру музыкального

произведения,

к

его

музыкальному

образу,

к

средствам

музыкальной

выразительности.

Задачи:

Обучающие:

- проработать и закрепить изученные приёмы звукоизвлечения и артикуляции

(легато, стаккато), соответствующие образным характеристикам выбранных

пьес и упражнений;

-закрепить

знания

о

выразительных

средствах

музыки

(мелодия,

ритм,

динамика, темп, лад и гармония, регистр, тембр), о строении фразы (деление

на мотивы, ее динамику - начало, подъем, кульминацию, спад);

- ознакомиться с техникой интонирования, необходимой для передачи эмоций

и чувств в музыке.

Развивающие:

-развить

навыки

полноценного

художественного

восприятия,

раскрытия

музыкальных образов, эмоционального содержания произведений;

- привить навыки умения слушать свое исполнение со стороны и исправлять

замеченные недостатки;

-расширить

кругозор

учащегося

и

его

представление

о

тембровом

разнообразии домры;

Воспитательные:

-

воспитание

устойчивого

интереса

обучающегося

к

игре

на

домре

и

традиционной музыкальной культуре;

- воспитание коммуникабельности и толерантности;

-

в о с п и т а н и е

э м о ц и о н а л ь н о й

о т з ы в ч и в о с т и

н а исполняемые

и в о с п р и н и м а е м ы е

м у з ы к а л ь н ы е

п р о и з в е д е н и я ;

- подготовка учащегося к участию в концертах.

Форма учебного занятия: индивидуальная;

Тип учебного занятия: комбинированное занятие;

Материально-техническое оснащение урока: классная комната, две домры,

фортепиано, пюпитр, нотные пособия.

Методические

приемы:

объяснение,

наглядный

метод,

игровой

метод,

сравнение, самоконтроль, практическая работа.

Используемые современные технологии обучения:

Технология личностно-ориентированного обучения;

Здоровьесберегающие технологии;

План урока

1. Организационный этап (2 мин.).

2. Проверка домашнего задания (2-3 мин).

3. Основная тема урока:

- знакомство с такими выразительными средствами, как: дикция, интонация,

музыкальная фразировка (5-6 мин.);

- творческие задания (5 мин.);

- работа над дикцией, артикуляцией и интонацией, раскрытием музыкальных

образов, эмоционального содержания произведений (15-20 мин.);

4. Заключительный этап. Закрепление учебного материала. Задание на дом (3-

5 мин.).

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие,

знакомство

с

участниками

открытого

занятия.

Задача

учителя – подготовить ученика психологически к открытому уроку. Создать

дружелюбную,

располагающую

к

творчеству

обстановку,

заинтересовать

темой урока, озвучить план урока, настроить ученика на активную работу.

Задачи для обучающегося: подготовка рабочего места, принятие удобной

правильной посадки.

2.Проверка домашнего задания

В качестве подготовки к открытому уроку ученику предлагалось дома

вспомнить и закрепить знания о выразительных средствах музыки.

Преподаватель

: Вспомним, о

чем

мы

говорили

на

предыдущих

уроках. Музыка говорит языком звуков. А звуки могут отличаться по высоте

звучания (высокие, низкие, средние), динамике (силе звука), тембру (окраске,

колориту), длительности (восьмые, четвертные, половинные, целые). Они

могут

складываться

в

мелодию

(одноголосная

музыкальная

мысль)

или

аккорды (лад, гармония, слаженность звуков). В музыке есть ритм (сочетание

различных длительностей), темп (скорость исполнения).

3.Основной этап

Начнем

с

упражнений.

Упражнения-

форма

игры

для

ребенка,

создающая условия для активного поиска образно-звуковых характеристик

динамическими

и

тембральными возможностями

инструмента.

Условные

названия даны для активизации музыкально- художественных представлений.

В

прошлом

году

мы

играли

упражнения

«Песенка

указательного

пальчика», «Грустная

кукушечка», где

больше

задействованы

1,

2,

и

3

пальцы. В этом году продолжаем работать над дальнейшем техническим

развитием. Играем упражнения для 4 пальца. Всем упражнениям мы даем

названия и стараемся играть их в характере. Это способствует развитию

ассоциативно-эмоционального

мышления

ученика.

Упражнение

«Марш

маленького пальчика». Говорим о том, что если это марш, то исполнять

нужно ритмично, четко, громко. Следующее упражнение «Гусеница». Здесь

учимся

додерживать

звуки.

Используем

для

исполнения

кантилены,

для

достижения связности. Переходим к пьесам.

Сейчас

в

исполнении

Жени

мы

услышим

произведение

В.

Шаинского

«Песенка

крокодила

Гены». При

знакомстве

с

этим

произведением

мы

выяснили, что крокодил Гена сказочный персонаж, вспомнили мультфильм и

слова песни. И сейчас мы сравниваем музыкальные фразы с прямой речью,

отличительными

особенностями

которой

являются

хорошая

дикция

и

правильная интонация.

Дикция – это ясное, отчётливое произношение. Проигрываем пьесу и следим

за

слитным

и

отчетливым

произношением

фраз.

Во

второй

части

произведения необходимо играть, как бы поднимаясь по лесенке, с каждой

нотой прибавляя силу звука, устремляясь к вершине, а затем спускаясь.

Очень важно дать понять ученику, что при игре «пиано» пальцы не должны

быть вялыми, а звуки невнятными. Даже шёпотом можно говорить, чётко

артикулируя слова, следить за тем, чтобы в восходящем движении пальчики

левой

руки

вставали

друг

за

другом,

не

поднимаясь.

А

в

нисходящем

движении

необходимо

по

одному

приподнимать

пальцы

невысоко

над

грифом. Нотки должны «перетекать» одна в другую, чтобы движения как у

гусеницы были плавными, а не скачкообразными, как у кузнечика. При этом

помогает такой прием как сольфеджирование, то есть пропевание мелодии

голосом, где учащийся берет дыхание точно в указанном в тексте месте.

Переходим к следующей пьесе над которой мы работаем, к русской народной

песни «Куманек».

Вопрос: - Расскажи о характере исполнения песни «Куманек»?

Ответ: - Пьеса весёлая, задорная, энергичная, танцевальная.

Вопрос: - Что ты должен чувствовать, исполняя её?

Ответ: - Радость, счастье, воодушевление, веселье, беззаботность.

Пьеса

исполняется

с

остановками

для

более

тщательного

прорабатывания материала.

Эту

пьесу

мы

готовим

к

академическому

концерту.

Работаем

над

фразировкой,

четким

исполнением

аккордов.

Проигрываем

с

концертмейстером, как на концерте.

Творческие задания для ученика.

Творческое задание: Повторить за преподавателем песенку «Андрей-

воробей»

на

ноте

«до»,

прижатой

2

пальцем.

Затем,

по

заданию

преподавателя,

сыграть

её

от

имени

хитрой

лисы,

диктора

телевидения,

барабанщика. При игре нужно менять не только настроение, тембр, темп,

силу звука, но и ритм, в соответствии с выбранным образом.

Переходим к следующему произведению. Русская народная песня «Как

в

лесу-лесу,

лесочке».

Контроль

над

качественным

исполнением

каждой

нотки, чётким ровным звучанием. "Дослушиваем" окончание музыкальных

фраз. Звук мягкий, без толчков. Штрих легато. Мелодия напевная. Медиатор

гладит струну.

Еще в нашем репертуаре есть пьеса «Прыгает зайчик». Говорим о

характере этого произведения. Стаккато (итал. Staccato - отрывисто) – штрих

применяется для извлечения коротких отрывистых звуков.

4. Заключительный этап.

В конце занятия очень важно подвести итог проделанной на уроке

работы.

Осознавая

важность

художественно-эмоциональной

окраски

исполняемой

музыки,

произведение,

исполняемое

учащимся,

обретёт

объёмное звучание, наполнится смыслом, переживаниями. Юный музыкант

скорее

найдёт

духовную

связь

с

окружающим

миром,

повысит

свой

интеллект.

Домашнее

задание:

продолжить

работу

над

произведениями,

привнося

в

исполнение

эмоционально-художественную

окраску.

Играть

произведения

«Куманек»

и

«Песенку

крокодила

Гены»

как

на

концерте.

Готовимся

к

академическому концерту.

Список литературы

1. К.Г Мострас «Система домашних занятий скрипача» 1956г.

2. М.А. Ижболдин «Технический комплекс по классу 3-х струнной домры»

2002г.

3. В. Рябов «Формирование основ двигательной техники»1988г.

4. А.Я. Александров «Школа игры на 3-х струнной домре» Москва. Музыка.

1990

5.В.Чунин

«Школа

игры

на

3-х

струнной

домре»

Москва.

1990

6 . Б . В . А с а ф ь е в

« О

м у з ы к а л ь н о м

и с п о л н и т е л ь с т в е »

7. В. Круглов «Искусство игры на домре».



В раздел образования