Напоминание

"Работа в материале"


Авторы: Сафронова Анастасия Юрьевна, Стадников Александр Анатольевич
Должность: преподаватель декоративно-прикладного отделения
Учебное заведение: МУДО "Турочакская детская школа" Иогачский филиал
Населённый пункт: с. Иогач
Наименование материала: Программа по учебному предмету "Работа в материале"
Тема: "Работа в материале"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИОГАЧСКИЙ ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУРОЧАКСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Декоративно прикладное творчество»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

ПО.01. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

ПО.01.УП.07.

Работа в материале

Иогач 2018

1

Одобрено: Утверждаю:

Педагогическим советом Директор МУДО

МУДО «Турочакская ДШИ»

«Турочакская ДШИ» _____________/О.Ю.Душкина

Дата рассмотрения Дата утверждения

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области

декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество";

Дополнительная

предпрофессиональная

общеобразовательная

программа

в

области

декоративно-прикладного искусства "Декоративно-прикладное творчество" разработана на

основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и

условиям

реализации

дополнительной

предпрофессиональной

общеобразовательной

программы

в

области

декоративно-прикладного

искусства

«Декоративно-прикладное

творчество» (далее ФГТ)

Содержание

2

Наименование раздела

Стр.

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

7

3.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

8

4.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

19

5.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

19

6.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

21

7.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

23

1.Пояснительная записка

3

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном

процессе

Программа учебного предмета «Работа в материале» разработана на

основании и с учётом федеральных государственных требовании к

дополнительным предпрофессиональным программам в области

изобразительного искусства «Прикладное творчество», «Композиция

прикладная», «Рисунок».

Программа включает в себя два основных раздела: «Резьба по дереву»

и

«Керамика».

Учебные

занятия

по

этим

разделам составлены исходя из

возрастных возможностей детей, они спланированы по возрастанию степени

сложности

и

проводятся

параллельно,

что

позволяет

более

глубоко

познакомить учащихся с традиционными видами ремесел, что играет важную

роль в передаче традиций из поколения в поколение.

Знакомясь на уроках с различными техниками и видами декоративного

творчества, они узнают о его многообразии, учатся создавать своими руками

предметы, в которые вкладывают свои чувства, эмоции, развивают свое

воображение и фантазию.

Программа учебного предмета «Работа в материале» направлена на

создание условий для познания учащимися приёмов работы в различных

материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих

способностей каждого ребёнка, на формирование основ целостного

восприятия эстетической культуры, через пробуждение интереса к

национальной культуре, традиций народа Алтая и художественного ремесла

данной местности.

Цели учебного предмета «Работа в материале»

Раздел «Резьба по дереву»

Цель данного раздела - познакомить учащихся с наследием

художественной обработки дерева, привить любовь к данному

традиционному художественному ремеслу, обучить практическим навыкам

резьбы по дереву, умению создавать собственные творческие композиции в

традициях местного художественного промысла, раздел предусматривает

последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить

учащимся, развитие с первых занятий не только навыков технического

ремесла, но и творческого начала.

Он построен таким образом, что учащиеся со всеми основными

традиционными видами художественной резьбы по дереву, получают знания

по технологии изготовления резных изделии из дерева и их отделке, сведения

об инструментах для выполнения резьбы, знакомятся с правилами

безопасности при работе с режущими инструментами и т. д.

4

Важным этапом на пути создания учащимися самостоятельных

композиции является копирование образцов народной резьбы по дереву в

художественных музеях. Копирование позволяет понять и усвоить не только

разные виды и технику, но и типовые композиции резьбы по дереву.

Зарисовки, созданные во время копирования произведений народных

умельцев, должны рассматриваться, как ценный методический фонд, на

основе которого учениками разрабатываются собственные творческие

композиции. Лучшие зарисовки народных образцов используются на

занятиях, а также при организации отчётных итоговых выставок в школе.

Раздел «Керамика»

Целью данного раздела программы «Работа в материале» является

художественно- эстетическое развитие личности учащегося на основе

приобретённых им в процессе освоения программы учебного предмета

художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Выявление одарённых детей в области декоративно - прикладного

искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения,

реализующие основные профессиональные образовательные программы в

области декоративно искусства.

Задачи учебного предмета «Работа в материале»

Раздел «Резьба по дереву»

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению резных

работ, в том числе:

знаний свойств древесины, их возможностей и эстетических качеств;

знаний разнообразных техник резьбы;

умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях

пространственно-воздушной среды;

умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру

человека;

навыков в использовании основных техник и материалов;

навыков последовательного ведения резных работ;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,

позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные

образовательные программы в области изобразительного искусства.

Раздел «Керамика»

-познакомить учащихся с технологией изготовления керамических изделий,

различными способами – их формования и декорирования;

-развивать чувства материала и пластической формы;

-познакомить

учащихся

с

основами

художественного

конструирования

керамических изделий, построения орнаментов и выполнения эскизов;

-развивать творческие способностей и художественный вкус учащихся через

анализ

гармонии

и

целесообразности

форм

изделий

и

художественных

5

приемов их отделки; развивать вкус, способность к анализу и эстетической

оценке увиденного;

-формировать у обучающихся основ целостной эстетической культуры через

познание художественного образа керамических изделий, народных традиций

искусства керамики;

-формировать у обучающихся уважительное отношения к труду, к народным

традициям;

Срок реализации учебного предмета

Учебный предмет «Работа в материале» реализуется при 8(9) - летнем сроке

обучения 5-6 лет – с 4 по 8(9) класс.

Вид учебной

работы, аттестации,

учебной нагрузки

Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации

Всего

часов

Классы

4

5

6

7

8

Полугодия

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Аудиторные

занятия

60

72

75

90

75

90

75

90

75

90

792

Самостоятельная

работа

30

36

37.5

45

37.5

45

37.5

45

37.5

45

396

Максимальная

учебная нагрузка

90

108

112.5

135

112.5

135

112.5

135

112.5

135

1188

Вид

промежуточной

аттестации

З.

З.

З.

З.

Э

Форма проведения учебных занятий

Занятия по разделам предмета «Работа в материале» и проведение

консультаций

осуществляется

в

форме

мелкогрупповых

занятий

(численностью от 4 до 10 человек).

Продолжительность уроков - 40 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить

процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и

индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную

работу.

6

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все

аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующее:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

• практический;

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной

образовательной программы являются наиболее продуктивными при

реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на

проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного

творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным

фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными

изданиями

основной

и

дополнительной

учебной

и

учебно-методической

литературой

Занятия проводятся в специально оборудованных классах-мастерских,

должны иметься в наличие необходимые материалы и инструменты.

7

2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

СВЕДЕНИЯ О ЗАТРАТАХ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ.

При реализации программы «Работа в материале» с нормативным сроком

обучения 8- лет составляет 5 лет (4-8 класс), общая трудоемкость

1188 часа, из

них:

учебный раздел «Резьба по дереву» 693 часа (462 аудиторных занятий,

231 часов самостоятельной работы), учебный раздел «Керамика» 495 часов

(330 часов аудиторных занятий, 165 часов самостоятельной работы)

При реализации программы «Работа в материале» с дополнительным

годом обучения предмет осваивается 6 лет

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел «Резьба по дереву»

Первый год обучения

Наименование темы

Вид учебного

занятия

Максимальная

учебная нагрузка

Задание для

самостоятельной

работы

Аудиторное задание

I полугодие

Раздел 1. Введение

1.1.

Народное декоративное искусство. Резьба

по дереву в России

урок

2

1

3

1.2.

Местный промысел резьбы по дереву

Урок

2

1

3

Раздел 2.Знакомство с художественно-

техническими приёмами геометрической

резьбы

2.1.

Древесина и её свойства.

урок

2

1

3

2.2

Инструктаж по технике безопасности.

Подготовка инструментов к работе.

урок

8

3

5

2.3.

Знакомство с приёмами геометрической

резьбы

урок

16

8

8

2.4

Приёмы работы. Выполнение простых

композиций

урок

15

7

8

45

15

30

8

II полугодие

2.5.

Резной геометрический орнамент. Законы

построения орнамента

урок

18

6

12

2.6.

Создание несложных изделий в технике

трёхгранно- выемчатой резьбы

урок

18

6

12

2.7.

Упражнения в технике контурной резьбы

урок

18

6

12

54

18

36

Второй год обучения

Наименование темы

Вид учебного

занятия

Максимальная

учебная нагрузка

Задание для

самостоятельной

работы

Аудиторное

задание

I полугодие

Раздел 3.Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву

3.1 Знакомство с плоскорельефной

резьбой по дереву. Её

художественные особенности

урок

22

7

15

3.2

Худ ож е с т в е н н о - т е х н и ч е с к и е

приёмы плоскорельефной резьбы

урок

22

7

15

3.3 Создание вариантов плоско

рельефной резьбы

урок

23

8

15

67

22

45

II полугодие

Раздел 4. Изучение художественно- технических приёмов местного

промысла резьбы по дереву

4.1

.

Ассортимент изделий местного

промысла резьбы по дереву

урок

40

13

27

4.2 Создание вариантов резьбы на

готовой типовой форме

урок

41

14

27

81

27

54

9

Третий год обучения

Наименование темы

Вид учебного

занятия

Максимальная

учебная нагрузка

Задание для

самостоятельной

работы

Аудиторное

задание

I полугодие

4.3.

Знакомство с культурным наследием

народов Горного Алтая

урок

16

6

10

4.4.

Создание изделий в традиционном

национальном стиле.

урок

52

17

35

68

23

45

II полугодие

4.5

Изучение многоплановой резьбы

«пейзаж» по наглядным работам

мастера

урок

40

13

27

4.6

Создание резных работ «пейзаж»

урок

41

14

27

81

27

54

Четвертый год обучения

Наименование темы

Вид учебного

занятия

Максимальна я

учебная

нагрузка

Задание для

самостоятель

ной работы

Аудиторное

задание

I полугодие

Раздел 5. Изучение особенностей глухой, накладной и ажурной резьбы

по дереву

5.1

Художественные центры глухой,

накладной и ажурной резьбы по

дереву (домовая резьба)

урок

20

7

13

5.2

Домовая резьба в культурной жизни

народа.

урок

21

7

14

10

5.3

Особенности в домовой резьбе

урок

27

9

18

68

23

45

II полугодие

5.4

Создание изделий по глухой,

накладной и ажурной резьбе

урок

81

27

54

81

27

54

Пятый год обучения

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная

нагрузка

Задание для

самостоятельно й работы

Аудиторное задание

I полугодие

Раздел 6. Изучение объёмной резьбы по дереву

6.1

Исторический обзор развития

объёмной резьбы по дереву в России

урок

7

2

5

6.2

Знакомство и беседы с местными

мастерами по объёмной резьбе

урок

15

5

10

6.3.

Создание изделии объёмной формы урок

45

15

30

67

22

45

II полугодие

6.4

Объёмная скульптурная резьба

урок

81

27

54

81

27

54

11

Шестой год обучения

Наименование темы

Вид учебного

занятия

Максимальна я

учебная нагрузка

Задание для

самостоятель ной

работы

Аудиторное

задание

I полугодие

Раздел 7.Изучение резьбы по дереву в русском стиле на предметах быта

и зодчестве

7.1.

Знакомство с резьбой на предметах

быта

урок

7

2

5

7.2.

Приёмы художественного

оформление точёных изделий

резьбой

урок

15

5

10

7.3.

Приёмы резьбы по объёмным

заготовкам

урок

45

15

30

67

22

45

II полугодие

7.4.

Создание резьбы по объёмным

заготовкам и бытовой утвари

урок

54

27

54

54

27

54

12

Содержание программы «Работа в материале»

раздел «Резьба по дереву»

Первый год обучения

Раздел 1. Введение

Тема 1.1.Народное декоративное искусство. Резьба по дереву в России

Народное искусство, его виды: резьба и роспись по дереву, вышивка,

кружево, керамика, художественная обработка кости и металла, узорное

ткачество, лаковая миниатюра и д. р.

Особенности народного искусства.

Творчество народных мастеров-резчиков по дереву русского Севера,

Богородска, Хотькова.

Самостоятельная работа: собрать информацию о деревянной игрушке

Тема 1.2. Местный промысел резьбы по дереву

История местного промысла резьбы по дереву, его художественные

особенности.

Производственный цикл.

Экскурсия на предприятие народных художественных промыслов резьбы

по дереву.

Технологический процесс изготовления художественных изделий из

дерева.

Оборудование и инструменты рабочего места резчика, токаря, столяра,

отделочника.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Потомственные художники и мастера местного художественного

промысла.

Самостоятельная работа: собрать материал о местных мастерах плотницкого

дела.

Раздел 2. Знакомство с художественно-техническими приёмами

геометрической резьбы

Тема 2.1.Древесина и её свойства. Инструменты для резьбы и подготовка

их к работе. Инструктаж по технике безопасности.

13

Природная текстура древесины. Расположение и характер рисунка волокон

древесины при резьбе по дереву. Влажность и сушка древесины. Рабочее

место резчика по дереву и его оборудование.

Инструменты для резьбы по дереву. Выбор инструментов для различных

видов резьбы. Подготовка инструментов для резьбы по дереву.

Освоение учащимися навыков заточки инструментов для резьбы.

Самостоятельная работа: сделать зарисовки на бумаге спилов дерева разных

пород

Тема 2.2.Основные виды геометрической резьбы

Художественно-технические приёмы геометрической резьбы по дереву.

Художественные изделия, украшенные геометрической резьбой.

Образцы народного искусства, современные изделия художественного

промысла

Приёмы резьбы параллельных линии вдоль поперёк волокон.

Начальные приёмы геометрической контурной и скобчатой резьбы.

Приёмы резьбы «шашечек», «сетки».

Создание вариантов композиций освоенных приёмов резьбы на дощечках.

Техника безопасности при работе с режущими инструментами.

Трёхгранно-выемчатая резьба.

Техническая и художественная стороны трёхгранно- выемчатой резьбы.

Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Узор «трёхстороннее сияние

со срезкой», узор «розетка с сиянием». Выполнение узоров «куличок»,

«змейка», «витейка», «бусы», «ёлочка», « с колышек», «чешуйка», «шишки»,

«лесенки», «кубики», «решётка».

Самостоятельная работа: придумать свои геометрические узоры, зарисовать

на бумаге.

Тема 2.3. Резной геометрический орнамент. Создание несложных изделий

в технике трёхгранно- выемчатой резьбы

Копирование типовых несложных композиций с отобранных образцов.

Понятие о композиции (ритм, симметрия, выявление центра,

равновесия и т.д.) на наличниках окон, в украшении бытовой утвари.

Создание эскизов геометрических узоров для разделочной доски.

Перевод узора на поверхность изделия из дерева.

Выполнение резьбы несложного изделия.

Основные виды отделки художественных изделий с резьбой.

Отделка готового изделия.

Самостоятельная работа: Сбор материала для собственной композиции

14

Тема 2.4. Резьба несложного изделия в технике контурной или скобчатой

резьбы.

Современные изделия народных художественных промыслов,

украшенные контурной и скобчатой резьбой.

Копирование образцов народной резьбы по дереву (использовать

интернет).

Разработка эскизов композиций в технике скобчатой и контурной

резьбы для оформления несложных изделий.

Инструменты для скобчатой и контурной резьбы. Подготовка

инструментов к работе.

Выполнение созданных композиций в материале и отделка изделий.

Самостоятельная работа: Просмотреть в библиотеке книги по резьбе и

выбрать для копирования нужный материал.

Второй год обучения

Раздел 3. Изучение и освоение плоскорельефной резьбы по дереву

Тема3.1.Художественные центры плоскорельефной резьбы по дереву.

Исторический обзор развития промыслов плоскорельефной резьбы по дереву

( использование видео материала). Её художественные особенности.

Абрамцево- кудринская резьба. Краткий анализ её художественных и

технических особенностей.

Тема 3.2. художественно- технические приёмы плоскорельефной резьбы

Инструменты для создания плоскорельефной резьбы.

Резьба с заоваленным контуром.

Выполнение на дощечках узора «розетки» в технике заоваленного контура.

Резьба с подушечным фоном.

Выполнение несложных узоров с подушечным фоном.

Выполнение узоров резьбы с подобранным фоном.

Самостоятельная работа: Изучить подробно построение «розеток», слепить

«розетку» из пластилина

Тема 3.3.Создание вариантов плоскорельефной резьбы на типовой форме

Копирование образцов плоскорельефной резьбы на бумаге.

Метод вариантного повтора в народном декоративно- прикладном искусстве.

Разработка эскизов композиций плоско - рельефной резьбы для различного

ассортимента: декоративное панно, блюда, шкатулки и т. д.

Выполнение в материале разработанных композиций.

15

Самостоятельная работа: Просмотреть видео материал по плоскорельефной

резьбе

Раздел 4. изучение художественно-технических приёмов местного

промысла резьбы по дереву

Тема 4.1. Ассортимент изделий местного промысла резьбы по дереву

Экскурсия на предприятие.

Ассортимент выпускаемых предприятием изделий, их художественные и

технические особенности.

Самостоятельная работа: Подготовить доклад о местном мастере

Тема 4.2. Создание вариантов резьбы на готовой типовой форме.

Копирование образцов местного промысла резьбы по дереву.

Разработка эскизов резьбы для конкретной формы. Связь формы и декора.

Выполнение работы в материале и отделка изделия.

Третий год обучения

Тема 4.3.Знакомство с культурным наследием народов Горного Алтая.

Резьба по дереву на предметах быта коренных жителей.

Просмотр видео материалов с орнаментальной резьбой.

Копирование орнаментальных резных изделий на бумаге.

Самостоятельная работа: вылепить из пластилина орнаментальные

фрагменты

Тема 4.4.Создание изделий в традиционном национальном стиле

Разработка эскизов композиций с элементами национальных орнаментов и

скифского звериного стиля.

Выполнение созданных композиций в материале и отделка изделии.

Самостоятельная работа: подготовить зарисовки алтайских орнаментов

Тема 4.5. Изучение многоплановой резьбы «пейзаж»

Поэтапный разбор готового изделия мастера.

Выявление композиционного центра в резной работе «пейзаж»

Порядок ведения многоплановой резьбы

Самостоятельная работа: Выполнить эскиз для резьбы (на переднем плане

животное)

Тема 4.6.Создание резных работ «пейзаж»

16

Создание эскизов композиции для резьбы «пейзаж» (родная природа Горного

Алтая) с ярко выраженным переднем планом.

Выполнение композиции в материале и отделка изделии

Самостоятельная работа: Просмотреть иллюстрации пейзажей, разобрать по

планам

Четвёртый год обучения

Раздел 5. Изучение особенности глухой, накладной и ажурной резьбы по

дереву.

Тема 5.1. Художественные центры глухой, накладной и ажурной резьбы

по дереву

Исторический обзор художественных центров глухой, накладной и ажурной

резьбы.

Художественные возможности и образная выразительность глухой,

накладной и ажурной резьбы.

Просмотр видео материалов (резьба в русском зодчестве, домовая резьба)

Самостоятельная работа: сделать копии резьбы фасада дома с ажурной

резьбой

Тема 5.2. Создание изделий с глухой, накладной и ажурной резьбой

Копирование орнаментов глухой, накладной и ажурной (прорезной) резьбы

по дереву, применяемых в оформлении домов.

Художественно- технические приёмы по данным видам резьбы

Инструменты, применяемые в работе.

Импровизация в народном искусстве.

Создание вариантов эскизов композиции для резьбы изделии.

Выполнение созданных композиции в материале и отделка изделии.

Самостоятельная работа: подборка материала по накладной резьбе

Пятый год обучения

Раздел 6. Изучение объёмной резьбы по дереву

Тема 6.1.Художественные промыслы объёмной резьбы по дереву в

России

Исторический обзор развития промыслов объёмной резьбы по дереву.

Художественные особенности объёмной резьбы.

Экскурсия в производственный цех. Беседа с мастерами по изготовлению

объёмной резьбы.

17

Самостоятельная работа: вылепить из пластилина фигурку медведя

Тема 6.2. Создание изделий объёмной формы.

Зарисовка резных и долблённых изделий: ложек, ковшей, деревянных

игрушек и др.

Разработка собственных композиций объёмных форм деревянных изделий

Единство формы изделия и его декор.

Инструменты для объёмной резьбы по дереву. Последовательность

выполнения объёмной резьбы.

Выполнение объёмной резьбы по дереву в материале и отделка изделия.

Шестой год обучения

Раздел 7.Изучение резьбы по дереву в русском стиле на предметах

быта и зодчестве

Тема 7.1.Знакомсво с резьбой на предметах быта русского народа

Просмотр видео материалов (Резьба в русском стиле, русский дом, резьба на

бытовой утвари и т. д.)

Копирование резьбы по дереву на сундуках, прялках и других предметах

Самостоятельная работа: Поинтересоваться у родителей и бабушек о наличие

резных изделий в доме

Тема 7.2. Приёмы художественного оформления по токарным изделиям

Способы художественной резьбы по токарным изделиям

Виды резьбы, использованные по токарным изделиям

Самостоятельная работа: собрать материал о современном декоре токарных

изделий

Тема 7.3.Создание резьбы по объёмным заготовкам

Разработка эскизов для резьбы на точёной заготовке пасхального яйца

Работа в материале и обработка готового изделия

Разработка эскиза для резьбы на точёной заготовке шкатулке

Работа в материале и обработка готового изделия

18

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел «Керамика»

Первый год обучения

4 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

1.1

Вводное занятие. Беседа о керамике

1.2

Приготовление

глины

основного

мат е р и а л а

д л я

и з г о т о в л е н и я

керамических изделий.

2

Основные приемы лепки

1ч30

мин

4ч30мин

2.1

Форма предмета, способы объемной

лепки. Лепка из целого куска

2.2

Лепка методом сборки из отдельных

деталей.

30 мин

1ч30

мин

2.3

Игрушки на пальчик

3

С п о с о б ы

д е к о р и р о в а н и я

керамических изделий

3.1

Скульптурные способы декора

3.2

Сочетание

различных

методов

декора. Пласт «Осень».

30 мин

1ч30

мин

3.3

Ежик

в

лесу.

Использование

сита,

пресса для чеснока, мешковины

30 мин

1ч30

мин

4

Лепка

по

русским

народным

сказкам

4.1

Знакомство с русскими сказками и

ми фа ми ,

в ы б о р

п е р с о н а ж е й ,

рисунки

4.2

Лепка персонажей мифов и сказок

4.3

Роспись

плакетки,

составление

19

коллективной композиции

5

Новогодние композиции

5.1

Разработка эскиза “символ года”

5.2

Л е п к а

с и м в о л а

г о д а

п о

собственному замыслу

5.3

Оформление

работ

к

новогодней

выставке

6

Русская керамическая игрушка

1ч30

мин

6.1

Филимоновская

игрушка.

Лепка

всадника на коне.

30 мин

1ч30

мин

6.2

Ды мко вс ка я

и гру шка .

Л е п к а

дымковской лошадки.

30 мин

1ч30

мин

6.3

Лепка свистульки

30 мин

1ч30

мин

7

С п о с о б ы

и з г о т о в л е н и й

пустотелых изделий

10ч

7.1

И згото вле н и е

к е р а м и ч е с ко г о

изделия

способом

жгута.

Лепка

горшочка.

30 мин

1ч30

мин

7.2

Декорирование горшочка.

7.3

Пластовый метод. Лепка кашпо.

30 мин

1ч30

мин

7.4

Декорирование кашпо.

7.5

Роспись готовых изделий

30 мин

1ч30

мин

8

Декоративный рельеф

6

8.1

Понятие о рельефе. Эскиз рельефа

«Мир моря»

8.2

Лепка рельефа

8.3

Роспись изделия

9

Бижутерия из глины

9.1

Кулоны из глины

30 мин

1ч30

мин

9.2

Керамические бусы

30 мин

1ч30

мин

10

«Творческие работы»

12ч

2ч30ми

9ч30ми

20

н

н

10.1

Сувениры к дню Святого Валентина

30 мин

1ч30

мин

10.2

Сувениры к 8 Марта

30мин

1ч30

мин

10.3

Сувениры

к

Дню

защитников

Отечества

30мин

1ч30

мин

10.4

Конкурсные, выставочные работы к

юбилейным датам (например, к 60 -

летию ВОВ, к дню космонавтики и

пр.)

30 мин

2ч30мин

Итого:

66часа

Второй год обучения

5 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

итого

теорит.

практич.

1

Введение

1.1

Вводное занятие

2

С п о с о б ы

д е к о р и р о в а н и я

керамических изделий

2.1

Тиснение. Использование различных

предметов и фактурных тканей.

3

Лепка

по

русским

народным

сказкам

3.1

Знакомство с русскими сказками и

мифами, выбор персонажей, эскизы.

3.2

Лепка персонажей мифов и сказок

3.3

Роспись

фигурок,

со ставление

коллективной композиции

4

Технология «отминка»

30мин

7ч30мин

4.1

Формовка

тарелочки

в

технике

«отминка»

30мин

3ч30мин

4.2

Эскиз росписи тарелочки

4.3

Роспись тарелочки

5

Новогодние композиции

10ч

10ч

21

5.1

Рождественский колокольчик

5.2

Творческая новогодняя композиция

5.3

Оформление

работ

к

новогодней

выставке

6

Русская керамическая игрушка

6.1

Дымковская

игрушка.

Беседа

с

зарисовкой.

6.2

Лепка барыни

6.3

Лепка свистульки

7

Способы изготовлений пустотелых

изделий

10ч

1ч30ми

н

8ч30мин

7.1

Способ изготовления керамического

и зд е л и я

и з

с п и р а л е й .

Л е п к а

горшочка.

30мин

1ч30мин

7.2

Ленточный

способ.

Лепка

вазочки

ленточным способом

30мин

3ч30мин

7.3

Пластовый метод.

30мин

3ч30мин

8

Декоративный рельеф

8.1

Понятие

о

рельефе,

горельефе,

барельефе.

8.2

Создание

и

лепка

творче ской

композиции по своему замыслу

9

Бижутерия из глины

9.1

Кулоны из глины

30мин

1ч30мин

9.2

Керамические бусы

30мин

1ч30мин

9.3

Лепка бижутерии по своему замыслу

10

«Творческие работы»

10ч

10.1

Сувениры к 8 Марта

30мин

1ч30мин

10.2

Сувениры

к

Дню

защитников

Отечества

30мин

1ч30мин

10.3

Конкурсные, выставочные работы к

юбилейным датам (пример, к 60 -

летию ВОВ, к дню космонавтики и

пр.)

Итого:

66 часов

Третий год обучения

6 класс

22

Наименование разделов, тем

Количество часов

итого

теорит.

практич.

1

Введение

1.1

Вводное занятие

2

Художественные

особенности

работ из керамики

2.1

Художественные особенности работ

из керамики.

2.2

Карандашница пластовым методом

30мин

1ч30мин

2.3

Подсвечник «Колдовское дерево»

30мин

3ч30мин

3

Гл и н я н а я

и г р у ш к а

р а з н ы х

народов

10ч

10ч

3.1

Л е п к а

с л о ж н ы х

с ю ж е т о в

в

дымковской игрушке

3.2

Лепка абашевской игрушки (олень,

всадник, дама)

3.3

Лепка

по

мотивам

н а р од н о й

игрушки

3.4

Роспись народных игрушек

4

Способы изготовления пустотелых

изделий

4.1

Л и т ь е

в

г и п с о в ы е

ф о р м ы ,

приготовление шликера.

4.2

Декоративное оформление отливок

5

Народная керамика

5.1

З н а к о м с т в о

с

п р и к л а д н ы м

творчеством

керамистов

разных

народов.

5.2

Украшение

и

обереги

древних

алтайцев

5.3

Роспись готовых работ

6

Новогодние

и

рождественские

композиции

30мин

5ч30мин

6.1

Лепка сувенира «Символ года»

6.2

Рождественский ангел

30мин

1ч30мин

23

6.3

Рождественский колокольчик

7

Лепка «Облепом»

30мин

5ч30мин

7.1

Знакомство

с

техникой.

Эскиз,

зарисовка копилки

30мин

1ч30мин

7.2

Изготовление копилки

2

2

7.3

Роспись и оформление изделия

2

2

8

«Творческие работы»

18ч

16ч

8.1

Сувениры к дню Святого Валентина

30мин

3ч30мин

8.2

Пасхальные композиции

30мин

3ч30мин

8.3

Конкурсные, выставочные работы к

юбилейным датам (например, к Дню

Победы, к Дню Космонавтики и др.)

10ч

Итого:

66 часов

Четвертый год обучения

7 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

итого

теорит.

практич.

1

Введение

1.1

Вводное занятие

2

Художественная керамика

10ч

2.1

Кашпо

пластовым

методом

с

растительным орнаментом

30мин

1ч30мин

2.2

Декоративное

решение

натюрморта

в рельефе

30мин

1ч30мин

2.3

Композиция на тему «Осень»

2.4

Роспись готовых работ

3

Способы изготовления пустотелых

изделий

30мин

3ч30мин

3.1

Способ «выбирания».

3.2

Способ «выбирания». Декоративный

замок с рельефом по собственному

замыслу.

30мин

1ч30мин

4

Декоративная маска

4.1

Эскиз маски

30мин

30мин

4.2

Лепка формы маски из глины

30мин

1ч30мин

4.3

Роспись и лакировка маски

5

Глиняная игрушка

1ч30ми

6ч30мин

24

н

5.1

Лепка

по

мотивам

н а р од н о й

игрушки

30мин

1ч30мин

5.2

Лепка свистулек сложной формы

5.3

Роспись изделий

6

Новогодние

и

рождественские

композиции

10ч

10ч

6.1

Разработка

и

лепка

новогоднего

сувенира

6.2

Творческая новогодняя композиция

6.3

Оформление выставки

7

Народная керамика

7.1

Создание

творческих

произведений

по

мотивам

алтайского

искусства

( с ю ж е т н ы е /

с к у л ь п т у р н ы е

композиции, обереги, панно)

7.2

Роспись готовых работ

8

«Творческие работы»

20ч

3.5

16.5

8.1

Сувениры к 8 Марта

30мин

1ч30мин

8.2

Сувениры

к

Дню

защитников

Отечества

30мин

1ч30мин

8.3

Пасхальные композиции

30мин

3ч30мин

8.4

Конкурсные, выставочные работы к

юбилейным датам (например, к Дню

Победы, к Дню Космонавтики и др.)

12ч

10ч

Итого:

66 часов

Пятый год обучения

8 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

итог

о

теорит.

практич.

1

Введение

1.1

Вводное занятие

2

Художественная керамика

10ч

2.1

Разработка

и

изготовление

изделия

пластовым методом

30 мин

1ч30мин

2.2

Декоративное

решение

пейзажа

в

30 мин

1ч30мин

25

рельефе

2.3

Тематическая композиция

2.4

Роспись готовых работ

3

Способы изготовления пустотелых

изделий

4

30 мин

30мин

3.1

Способ

«выбирания».

Изготовление

изделия

по

собственному

замыслу.

Разработка эскиза.

15мин

1ч45мин

Способ

«выбирания».

Изготовление

изделия

по

собственному

замыслу.

Лепка

15 мин

1ч45мин

4

Изразец.

Выполнение

творческой

работы

1ч30ми

н

6ч30мин

4.1

Эскиз изразца.

30мин

1ч30мин

4.2

Цветовое решение

30мин

1ч30мин

4.3

Выполнение изразца в материале

30мин

1ч30мин

4.4

Роспись изразца

5

Декоративное блюдо. Выполнение

творческой работы

10ч

6

Новогодние

и

рождественские

композиции

6.1

Разработка

и

лепка

с у в е н и р а

«Символ года»

6.2

Творческая новогодняя композиция

7

Народная керамика

7.1

Создание

творческих

произведений

по мотивам алтайского искусства

7.2

Роспись готовых работ

8

«Творческие работы»

16ч

13ч

8.1

Сувениры к 8 Марта

30мин

1ч30мин

8.2

Сувениры

к

Дню

з а щ и т н и ко в

Отечества

30мин

1ч30мин

8.3

Конкурсные, выставочные работы к

юбилейным датам (например, к Дню

Победы, к Дню Космонавтики и др.)

12ч

10ч

Итого:

66 часов

26

Содержание программы «Работа в материале»

раздел «Керамика»

Первый год обучения 4 класс

Раздел 1. «Введение»

Тема 1.1. Беседа о керамике. Керамика в народном декоративном

искусстве России

Искусство керамики, виды керамики: гончарная, майоликовая

керамика, свистульки, малая пластика, фарфор.

Творчество народных мастеров - керамистов.

Самостоятельная работа: собрать информацию о любом виде керамики.

Тема 1.2. Приготовление глины – основного материала для изготовления

керамических изделий.

Техника безопасности при работе в мастерской керамики. Виды глин,

способ приготовления глиняной массы. Пластичная и тощая глины, способы

проверки и улучшения качества.

Самостоятельная работа: собрать информацию о местных видах глин.

Раздел 2. «Основные приемы лепки»

Тема 2.1 Форма предмета, способы объемной лепки. Лепка из целого

куска

Пластичность глины, способ изменения формы «вытягивание», его

преимущества и недостатки.

Самостоятельная работа: придумать изделие, подходящее для данного

способа лепки.

Тема 2.2 Лепка методом сборки отдельных деталей.

Что такое «шликер», его использование в качестве соединительного

клея.

Самостоятельная работа: Разработка эскиза простого изделия.

Тема 2.3 Игрушки на пальчик

27

Использование известных способов работы с глиной для изготовления

простой игрушки.

Самостоятельная работа: разработка персонажей пальчикового театра.

Раздел 3. «Способы декорирования керамических

изделий»

Тема 3.1Скульптурные способы декора

Виды декора керамических изделий. Скульптурный способ, его

преимущества и недостатки.

Самостоятельная работа: Эскиз плакетки с декором.

Тема 3.2Сочетание различных методов декора. Пласт «Осень».

Изготовление плакетки на тему «Осень» с использованием известных

способов декора.

Самостоятельная работа: разработка плакетки на свободную тему.

Тема 3.3Ежик в лесу. Использование сита, пресса для чеснока,

мешковины

Использование сита, пресса для чеснока, мешковины и др. для

декорирования изделия.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Раздел 4 «Лепка по русским народным сказкам»

Тема 4.1 Знакомство с русскими сказками и мифами, выбор персонажей,

рисунки

Выбор персонажей из сказок и мифов России и Алтая, их характеров.

Самостоятельная работа: Эскиз плакетки

Тема 4.2 Лепка персонажей мифов и сказок

Использование известных способов работы с глиной для изготовления

изделия.

Самостоятельная работа: цветовое решение плакетки.

Тема 4.3 Роспись плакетки, составление коллективной композиции

Роспись работы, составление общей композиции.

Самостоятельная работа: эскиз по другим мифам и/или сказкам.

Раздел 5 «Новогодние композиции»

Тема 5.1 Разработка эскиза “символ года”

Разработка эскиза изделия, выбор типа изделия (плакетка, подвеска,

брелок и пр.) и способа его изготовления, декора.

Самостоятельная работа: Поиск подходящего изображения для

дальнейшей работы

Тема 5.2 Лепка символа года по собственному замыслу

Выполнение работы в материале, декор работы.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 5.3 Оформление работ к новогодней выставке

Роспись работ, их оформление (шнурки, подвязки и пр.) составление

общей композиции.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов работ в другой технике

декора.

28

Раздел 6 «Русская керамическая игрушка»

Тема 6.1 Филимоновская игрушка. Лепка всадника на коне.

Филимоновская игрушка, ее основные особенности. Лепка всадника

на коне из одного куска.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 6.2 Дымковская игрушка. Лепка дымковской лошадки.

Дымковская игрушка, ее основные особенности. Лепка лошадки.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 6.3 Лепка свистульки

Основные моменты и ошибки при лепке свистка, правильное

выполнение работы.

Самостоятельная работа: продумать форму и цветовое решение своего

изделия.

Раздел 7 «Способы изготовлений пустотелых изделий»

Тема 7.1 Изготовление керамического изделия способом жгута. Лепка

горшочка.

Что такое жгутик, способ его правильного «катания» и приклеивания к

основанию изделия. Выполнение изделия.

Самостоятельная работа: разработка декора изделия.

Тема 7.2 Декорирование горшочка.

Выполнение декора с использованием известных техник.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 7.3 Пластовый метод. Лепка кашпо.

Правильное раскатывание глиняной массы, «раскрой» деталей кашпо,

склейка на шликер.

Самостоятельная работа: разработка декора изделия.

Тема 7.4 Декорирование кашпо.

Выполнение декора с использованием известных техник.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 7.5 Роспись готовых изделий

Роспись изделий с использованием простых трафаретов.

Самостоятельная работа: разработка альтернативной росписи.

Раздел 8 «Декоративный рельеф»

Тема 8.1 Понятие о рельефе. Эскиз рельефа «Мир моря»

Понятие рельефа, их виды, выполнение эскиза на тему мир моря

(рыбки, медузы, водоросли, морские коньки и звезды, пр.)

Самостоятельная работа: выполнение эскизов.

Тема 8.2 Лепка рельефа

Выполнение плоскостной работы.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

Тема 8.3 Роспись изделия

Выбор цветового решения. Роспись /тонировка работ.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

29

Раздел 9 «Бижутерия из глины»

Тема 9.1 Кулоны из глины

Понятие «кулон», разработка эскизов и выполнение работы.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 9.2 Керамические бусы

Правильное выполнение шара/сферы. Разработка эскизов и

выполнение работы

Самостоятельная работа: выполнение эскизов.

Раздел 10 «Творческие работы»

Тема 10.1 Сувениры к дню Святого Валентина

Выполнение эскизов и изготовление сувениров к дню Св. Валентина

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 10.2 Сувениры к 8 Марта

Выполнение эскизов и изготовление сувениров к 8 Марта

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 10.3 Сувениры ко Дню защитников Отечества

Выполнение эскизов и изготовление сувениров ко Дню защитников

Отечества

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

Тема 10.4 Конкурсные, выставочные работы к юбилейным датам

(например, к 60 - летию ВОВ, к дню космонавтики и пр.)

Выполнение эскизов и изготовление работ к юбилейным датам,

конкурсным, выставочным работам.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

Второй год обучения 5 класс

Раздел 1 «Введение»

Тема 1.1 Вводное занятие

Техника безопасности при работе в мастерской керамики.

Особенности приготовления глиняной массы, влияние вида и «послушности»

глины от ее состава.

Самостоятельная работа: Поиск информации о добавках в глиняную

массу.

Раздел 2 «Способы декорирования керамических изделий»

Тема 2.1 Тиснение. Использование различных предметов и фактурных

тканей.

Виды и основные способы декорирования изделий, тиснение с

использованием различных материалов и тканей.

Самостоятельная работа: поиск подходящих тканей и материалов для

тиснения.

Раздел 3 «Лепка по русским народным сказкам»

Тема 3.1 Знакомство с русскими сказками и мифами, выбор персонажей,

эскизы.

30

Выбор персонажей из сказок их характеров.

Самостоятельная работа: Эскиз фигурки

Тема 3.2 Лепка персонажей мифов и сказок

Использование известных способов работы с глиной для изготовления

фигурки персонажа.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 3.3 Роспись фигурок, составление коллективной композиции

Выбор цветового решения. Роспись /тонировка работ.

Самостоятельная работа: альтернативное цветовое решение.

Раздел 4 «Технология «отминка»

Тема 4.1 Формовка тарелочки в технике «отминка»

Знакомство с техникой «Отминка в гипсовой форме», выполнение

работы.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов росписи тарелочки.

Тема 4.2 Эскиз росписи тарелочки

Дополнение эскизов, поиск цветового решения.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов.

Тема 4.3 Роспись тарелочки

Роспись тарелочки согласно эскизу.

Самостоятельная работа: разработка простого орнамента в круге.

Раздел 5 «Новогодние композиции»

Тема 5.1 Рождественский колокольчик

Разработка эскиза и выполнение работы согласно теме

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 5.2 Творческая новогодняя композиция

Разработка эскизов и выполнение плоскостной работы на тему

«Новый год».

Самостоятельная работа: выполнение эскизов композиции.

Тема 5.3 Оформление работ к новогодней выставке

Роспись /тонировка работ, и подготовка их к выставке.

Самостоятельная работа: разработка елочных украшений.

Раздел 6 «Русская керамическая игрушка»

Тема 6.1 Дымковская игрушка. Беседа с зарисовкой.

Традиционная дымковская игрушка, ее особенности.

Самостоятельная работа: Поиск информации о формах дымковской

игрушки.

Тема 6.2 Лепка барыни

Выполнение работы с использованием известных техник.

Самостоятельная работа: Поиск информации о цветовом решении

дымковской игрушки.

Тема 6.3 Лепка свистульки

Лепка свистка в форме гусыни

31

Самостоятельная работа: выполнение эскизов.

Раздел 7 «Способы изготовлений пустотелых изделий»

Тема 7.1 Способ изготовления керамического изделия из спиралей.

Лепка горшочка.

Изготовление горшочка способом «жгута», лепка формы по заданному

образцу.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов декора.

Тема 7.2 Ленточный способ. Лепка вазочки ленточным способом

Ленточный способ изготовления изделий, плюсы и минусы способа.

Изготовление горшочка ленточным способом, лепка формы по заданному

образцу.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов декора.

Тема 7.3 Пластовый метод.

Способ пласта, нюансы и основные ошибки. Изготовление горшочка

методом/способом «пласта», лепка формы по заданному образцу.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов декора.

Раздел 8 «Декоративный рельеф»

Тема 8.1 Понятие о рельефе, горельефе, барельефе.

Рельеф, горельеф, барельеф. Отличия и схожесть.

Самостоятельная работа: поиск и систематизация информации о

рельефе и барельефе.

Тема 8.2 Создание и лепка творческой композиции по своему замыслу

Выполнение эскизов и изготовление плоскостного изделия с рельефом

по своему замыслу.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Раздел 9 «Бижутерия из глины»

Тема 9.1 Кулоны из глины

Изготовление подвесок и кулонов на определенную тему с

использованием ранее полученных знаний.

Самостоятельная работа: разработка эскизов кулонов.

Тема 9.2 Керамические бусы

Изготовление керамических бусин различной формы и их

композиционно правильное сочетание с использованием ранее полученных

знаний.

Самостоятельная работа: разработка эскизов в цвете.

Тема 9.3 Лепка бижутерии по своему замыслу

Изготовление различной бижутерии на свободную тему с

использованием ранее полученных знаний

Самостоятельная работа: поиск изображений бижутерии

выполненной из керамики.

Раздел 10 «Творческие работы»

Тема 10.1 Сувениры к 8 Марта

32

Выполнение эскизов и изготовление сувениров к 8 Марта

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 10.2 Сувениры ко Дню защитников Отечества

Выполнение эскизов и изготовление сувениров ко Дню защитников

Отечества

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

Тема 10.3 Конкурсные, выставочные работы к юбилейным датам

(например, к 60 - летию ВОВ, к дню космонавтики и пр.)

Выполнение эскизов и изготовление работ к юбилейным датам,

конкурсным, выставочным работам.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

Третий год обучения 6 класс

Раздел 1 «Введение»

Тема 1.1 Вводное занятие

Техника безопасности при работе в мастерской керамики. Шамот как

добавка, как использовать и зачем.

Самостоятельная работа: Анализ информации о добавках в глиняную

массу.

Раздел 2 «Художественные особенности работ из керамики»

Тема 2.1 Художественные особенности работ из керамики.

Какие существуют объективные ограничения при работе с глиной и

возможные пути решения проблем при воплощении задуманного. Показ

работ, фотографий, изображений и пр.

Тема 2.2 Карандашница пластовым методом

Выполнение изделия пластовым способом с дальнейшим декором

тиснением (отпечатки листьев)

Самостоятельная работа: разработка эскизов.

Тема 2.3 Подсвечник «Колдовское дерево»

Разработка эскизов и выполнение работы с использованием ранее

полученных знаний.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Раздел 3 «Глиняная игрушка разных народов»

Тема 3.1Лепка сложных сюжетов в дымковской игрушке

Сюжеты в дымковской игрушке. Разработка эскизов и лепка по

образцам/фотографям/изображениям

Самостоятельная работа: придумать свой сюжет

Тема 3.2Лепка абашевской игрушки (олень, всадник, дама)

Традиционные особенности формы и цветового решения абашевской

игрушки. Эскиз, лепка

Самостоятельная работа: Составление композиции с использованием

абашевской и дымковской игрушек.

Тема 3.3 Лепка по мотивам народной игрушки

33

Разработка эскизов и лепка изделий по мотивам народной игрушки

Самостоятельная работа: Поиск информации и изображений по

традиционной росписи глиняных игрушек

Тема 3.4 Роспись народных игрушек

Цветовое решение в традиционной росписи глиняных игрушек,

копирование образцов/фотографий/изображений

Самостоятельная работа: поиск изображений глиняных игрушек

Раздел 4 «Способы изготовления пустотелых изделий»

Тема 4.1 Литье в гипсовые формы, приготовление шликера.

Краткий экскурс в историю, показ технологии литья, способа

приготовления литьевого шликера, добавки к нему.

Самостоятельная работа: Разработка эскизов изделий.

Тема 4.2 Декоративное оформление отливок

Показ технологии оправки литьевых изделий, возможный декор и/или

оформление отливок.

Самостоятельная работа: Доработка эскизов изделий.

Раздел 5 «Народная керамика»

Тема 5.1 Знакомство с прикладным творчеством керамистов разных

народов.

Художественная керамика разных народов. Особенности и общие

черты. Зарисовки, эскизы.

Самостоятельная работа: поиск информации по легендам и мифам

Горного Алтая.

Тема 5.2 Украшение и обереги древних алтайцев

Форма оберегов, функционал украшений и оберегов древних

алтайцев. Эскиз, лепка.

Самостоятельная работа: цветовое решение оберегов и украшений.

Тема 5.3 Роспись готовых работ

Роспись работ согласно эскиза.

Самостоятельная работа: разработка своего «оберега»

Раздел 6 «Новогодние и рождественские композиции»

Тема 6.1 Лепка сувенира «Символ года»

Разработка эскиза изделия, выбор типа изделия (скульптура, плакетка,

подвеска, брелок и пр.) и способа его изготовления, декора. Лепка изделия

Самостоятельная работа: Поиск подходящего цветового решения.

Тема 6.2 Рождественский ангел

Рождество как праздник, персонажи, их стилизация. Разработка

эскизов, лепка небольших плоскостных изделий.

Самостоятельная работа: разработка дополнительных эскизов.

Тема 6.3 Рождественский колокольчик

Разработка эскиза колокольчика, его декора, лепка изделия.

Самостоятельная работа: разработка дополнительных эскизов.

Раздел 7 «Лепка «Облепом»

34

Тема 7.1 Знакомство с техникой. Эскиз, зарисовка копилки

Знакомство с техникой «облепа», дополнительные материалы и

приспособления, плюсы и минусы способа.

Самостоятельная работа: разработка эскизов копилки.

Тема 7.2 Изготовление копилки

Изготовление копилки в технике «облепа», декорирование изделия.

Самостоятельная работа: разработка эскизов.

Тема 7.3 Роспись и оформление изделия

Роспись/тонировка изделия, при необходимости оформление

(приклеивание различных аксессуаров)

Самостоятельная работа: разработка альтернативного цветового

решения работы.

Раздел 8 «Творческие работы»

Тема 8.1 Сувениры ко дню Святого Валентина

Разработка эскизов сувениров (сердечки, купидоны и т.п.), лепка

сувениров.

Самостоятельная работа: поиск возможных форм и дизайна сувениров

на заданную тему.

Тема 8.2 Пасхальные композиции

Пасха как традиция и праздник. Поиск композиционного решения

плоскостного изделия, стилизация. Изготовление подарка к празднику.

Самостоятельная работа: разработка эскизов.

Тема 8.3 Конкурсные, выставочные работы к юбилейным датам

(например, к Дню Победы, к Дню Космонавтики и др.)

Выполнение эскизов и изготовление работ к юбилейным датам,

конкурсным, выставочным работам.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

Четвертый год обучения 7 класс

Раздел 1 «Введение»

Тема 1.1 Вводное занятие

Техника безопасности при работе в мастерской керамики, обжиговая

печь, утельный и политой режимы обжига.

Раздел 2 «Художественная керамика»

Тема 2.1 Кашпо пластовым методом с растительным орнаментом

Выполнение эскиза кашпо и растительного орнамента, изготовление

кашпо способом пласта (раскрой и склейка). Декорирование растительным

орнаментом любым способом (процарапывание, резьба, налеп, нанесение

шликера и пр.).

Самостоятельная работа: эскиз работы с альтернативным способом

декорирования.

Тема 2.2 Декоративное решение натюрморта в рельефе

35

Стилизация, использование перекрытия форм и правильного

направления плоскостей для декоративного решения натюрморта в рельефе.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза

Тема 2.3 Композиция на тему «Осень»

Выполнение эскиза композиции «Осень», изготовление плоскостной

работы.

Самостоятельная работа: Разработка цветового решения изделий

выполненных на прошлых занятиях.

Тема 2.4 Роспись готовых работ

Выполнение росписи/тонировки работ согласно эскиза.

Самостоятельная работа: выполнение эскиза на тему «Зима».

Раздел 3 «Способы изготовления пустотелых изделий»

Тема 3.1 Способ «выбирания».

Знакомство с методом выбирания, инструментами и техникой

выполнения, возможными ошибками и способами их избежать. Практические

рекомендации.

Самостоятельная работа: эскиз декоративного замка с рельефом.

Тема 3.2 Способ «выбирания». Декоративный замок с рельефом по

собственному замыслу.

Выполнение способом выбирания декоративного замка с рельефом по

собственному замыслу.

Самостоятельная работа: цветовое решение работы.

Раздел 4 «Декоративная маска»

Тема 4.1 Эскиз маски

Маски народов мира, их значение, традиционные формы и цветовое

решение. Эскиз формы декоративной маски по собственному замыслу.

Самостоятельная работа: Эскиз цветового решения декоративной

маски.

Тема 4.2 Лепка формы маски из глины

Выполнение в материале декоративной маски с использованием

различных, подходящих для этого способов.

Самостоятельная работа: Доклад об одной из традиционных масок

мира, ее значении и применении.

Тема 4.3 Роспись и лакировка маски

Декорирование маски, ее роспись и покрытие акриловым лаком.

Самостоятельная работа: Эскиз альтернативного цветового решения

декоративной маски.

Раздел 5 «Глиняная игрушка»

Тема 5.1 Лепка по мотивам народной игрушки

Разработка эскиза и лепка малой пластики по мотивам народной

игрушки.

36

Самостоятельная работа: Составление композиции из серии изделий

по мотивам народной игрушки.

Тема 5.2 Лепка свистулек сложной формы

Разработка эскиза и лепка свистулек сложной формы по собственному

замыслу.

Самостоятельная работа: Выполнение эскиза свистулек сложной

формы по собственному замыслу, цветовое решение.

Тема 5.3 Роспись изделий

Роспись/тонировка и оформление (при необходимости) малой

пластики и свистулек, лакирование акриловым лаком.

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов.

Раздел 6 «Новогодние и рождественские композиции»

Тема 6.1 Разработка и лепка новогоднего сувенира

Разработка новогоднего сувенира с использованием различных

гороскопов. Лепка изделий.

Самостоятельная работа: разработать цветовое решение сувенира.

Тема 6.2 Творческая новогодняя композиция

Разработка и выполнение в материале композиции на тему «Новый

год».

Самостоятельная работа: Выполнение альтернативного эскиза.

Тема 6.3 Оформление выставки

Раздел 7 «Народная керамика»

Тема 7.1 Создание творческих произведений по мотивам алтайского

искусства (сюжетные/ скульптурные композиции, обереги, панно)

Тема 7.2 Роспись готовых работ

Раздел 8 «Творческие работы»

Тема 8.1 Сувениры к 8 Марта

Выполнение эскизов и изготовление сувениров к 8 Марта

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 8.2 Сувениры к Дню защитников Отечества

Выполнение эскизов и изготовление сувениров ко Дню защитников

Отечества

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

Тема 8.3 Пасхальные композиции

Пасха как традиция и праздник. Поиск композиционного решения

изделия и декора. Выполнение работы.

Самостоятельная работа: разработка эскизов.

Тема 8.4 Конкурсные, выставочные работы к юбилейным датам

(например, к Дню Победы, к Дню Космонавтики и др.)

Выполнение эскизов и изготовление работ к юбилейным датам,

конкурсным, выставочным работам.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

37

Пятый год обучения 8 класс

Раздел 1 «Введение»

Тема 1.1Вводное занятие

Техника безопасности при работе в мастерской керамики.

Особенности приготовления цветного ангоба (шликера), техники выполнения

ангобирования.

Самостоятельная работа: Поиск информации о цветных добавках в

глиняную массу.

Раздел 2 «Художественная керамика»

Тема 2.1 Разработка и изготовление изделия пластовым методом

Разработка эскиза, шаблонов и изготовление изделия методом пласта

(раскатывание глиняного теста, раскрой заготовок, склейка)

Самостоятельная работа: Выполнение эскизов рельефа и цветового

решения работы.

Тема 2.2 Декоративное решение пейзажа в рельефе

Пейзажные изображения в керамике. Особенности и декоративные

способы выполнения. Показ примеров и практические рекомендации.

Самостоятельная работа: Поиск возможных вариантов оформления

работ, цветовое решение.

Тема 2.3 Тематическая композиция

Разработка эскиза керамической композиции на заданную общую

тему, выполнение работы в материале, декорирование работы известными

способами.

Самостоятельная работа: цветовое решение изделий выполненных

ранее.

Тема 2.4 Роспись готовых работ

Доработка цветового решения и роспись работ выполненных ранее с

использованием гуаши, ангобов, акриловых красок и лака.

Раздел 3 «Способы изготовления пустотелых изделий»

Тема 3.1 Способ «выбирания». Разработка эскиза.

Разработка эскиза формы изделия сложной конфигурации

выполняемой в технике «выбирание» по собственному замыслу.

Самостоятельная работа: Выполнение эскиза.

Тема 3.2 Способ «выбирания». Лепка

Выполнение в материале изделия сложной конфигурации в технике

«выбирание».

Самостоятельная работа: Выполнение эскиза в цвете.

Раздел 4 «Изразец. Выполнение творческой работы»

Тема 4.1 Эскиз изразца.

Изразец и его применение. Разработка орнаментального сегмента

рельефа.

Самостоятельная работа: Разработка орнаментального сегмента

рельефа.

Тема 4.2 Цветовое решение

38

Разработка цветового решения орнаментального сегмента рельефа.

Самостоятельная работа: выполнение альтернативного орнамента и

его цветового решения.

Тема 4.3 Выполнение изразца в материале

Изразец и его конструктивные особенности. Выполнение изразца в

материале, декорирование.

Тема 4.4 Роспись изразца

Роспись элементов рельефа изразца согласно эскизу.

Раздел 5 «Декоративное блюдо. Выполнение творческой работы»

Выполнение эскиза декоративного блюда, его выполнение в материале

и роспись.

Самостоятельная работа: разработать альтернативное цветовое

решение блюда.

Раздел 6 «Новогодние и рождественские композиции»

Тема 6.1 Разработка и лепка сувенира «Символ года»

Разработка эскиза новогоднего сувенира с использованием различных

гороскопов. Лепка изделий с использованием любой техники.

Самостоятельная работа: разработать цветовое решение сувенира.

Тема 6.2 Творческая новогодняя композиция

Разработка эскизов плоскостной/скульптурной композиции на выбор

учащегося. Выполнение композиции в материале.

Самостоятельная работа: Разработать оформление композиции с

использованием природных материалов.

Раздел 7 «Народная керамика»

Тема 7.1 Создание творческих произведений по мотивам алтайского

искусства

Разработка сюжетных/ скульптурных композиций, оберегов, панно по

мотивам алтайского эпоса.

Самостоятельная работа: поиск иллюстраций к мифам и сказкам

Горного Алтая.

Тема 7.2 Роспись готовых работ

Выполнение росписи работ выполненных ранее согласно эскизу.

Самостоятельная работа: разработать цветовое решение

Раздел 8 «Творческие работы»

Тема 8.1 Сувениры к 8 Марта

Выполнение эскизов и изготовление сувениров к 8 Марта

Самостоятельная работа: цветовое решение изделия.

Тема 8.2 Сувениры к Дню защитников Отечества

Выполнение эскизов и изготовление сувениров ко Дню защитников

Отечества

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

Тема 8.3 Конкурсные, выставочные работы к юбилейным датам

(например, к Дню Победы, к Дню Космонавтики и др.)

39

Выполнение эскизов и изготовление работ к юбилейным датам,

конкурсным, выставочным работам.

Самостоятельная работа: выполнение эскизов в цвете.

4.Требования к уровню подготовки обучающихся

по разделу «Резьба по дереву»

- знания:

• понятий о народном декоративном искусстве

• знакомство с местным промыслом резьбы по дереву;

• о работе с инструментами;

• о композиции в резьбе по дереву;

• о нюансах в работе с древесиной;

- умения:

•безопасное владение инструментами;

• четко выделять композиционный центр;

• собирать материал для работы над композицией;

умение копировать фрагменты резьбы на бумаге;

- навыки:

• владения техникой работы с режущими инструментами ;

• поэтапной работы над резной композицией;

выполнение разных видов резьбы;

выполнять нужную отделку готового изделия

Требования к уровню подготовки обучающихся

по разделу «Керамика»

- знания:

• понятий о народном декоративном искусстве

• знакомство с различными видами керамики;

• о работе с инструментами;

• о нюансах в работе с пластилином, гипсом и глиной;

- умения:

•безопасное владение инструментами и материалами;

• четко выделять образ и/или композиционный центр работы;

40

• собирать материал для работы над композицией;

• различать виды керамики

- навыки:

• владения техникой работы с пластическими материалами;

• выполнения разных способов декорирования изделий;

• выполнения оправки, замывки изделия

5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает

оперативное

управление

учебным

процессом

и

выполняет

обучающую,

проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет

аудиторного

времени,

предусмотренного

на

учебный

предмет

в

виде

проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы

над

композицией,

выставления

оценок

и

пр.

Преподаватель

имеет

возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры

по разделам программы.

Форма промежуточной аттестации:

• зачет - творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

Форма итоговой аттестации:

• экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в

счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде

творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам

могут

выставляться

и

по

окончании

четверти.

Преподаватель

имеет

возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры

по разделам программы (текущий контроль).

Тематика экзаменационных заданий в конце каждого учебного года может

быть

связана

с

планом

творческой

работы,

конкурсно-выставочной

деятельностью образовательного учреждения.

Итоговая аттестация (экзамен) проводится за пределами

аудиторных занятий

в форме итогового просмотра-выставки:

• при сроке освоения образовательной программы «Работа в материале» 8 лет

-в 8 классе,

• при сроке освоения образовательной программы «Работа в материале» 9 лет

-в 9 классе.

41

Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая

свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся

определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.

Итоговая работа по каждому разделу может быть выполнена в

технике любого раздела. Работа рассчитана на второе полугодие выпускного

класса.

Критерии оценок

5 («отлично») – технически качественное и художественно осмысленное

выполнение

задания,

отвечающее

всем

требованиям

на

данном

этапе

обучения;

4 («хорошо») –

грамотное выполнение задание с небольшими

недочетами (как в техническом плане, так и в художественном;

3 («удовлетворительно») - выполнение задания с большим количеством

недочетов,

а

именно:

неграмотное

и

невыразительное

композиционное

решение, слабое владение техникой, неумение анализировать свою работу,

незнание методики последовательного выполнения работы.

2 («неудовлетворительно») – комплекс недостатков, являющийся

следствием

нерегулярных

занятий,

невыполнение

программы

учебного

предмета;

«зачет» (без оценки) – отражает достаточный уровень подготовки на

данном этапе обучения;

«не аттестован» (без оценки) – недостаточное для оценки количество и

качество выполненного за определенный период обучения материала или его

отсутствие.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является

основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может

быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно

оценить работу учащегося.

6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции

следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу

творчески

подойти

к

преподаванию

учебного

предмета,

применять

42

разработанные

им

методики;

разнообразные

по

техникам

и

материалам

задания.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических

занятий,

самостоятельной

работы

по

сбору

натурного

материала

и

т.п.)

должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа

предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой:

1. Обзорная беседа о предлагаемых темах.

2. Выбор сюжета и техники исполнения.

3.

Сбор

подготовительного

изобразительного

материала

и

изучение

материальной культуры.

4. Копирование сюжетов и орнаментов (резьба/керамика).

5. Упражнения по резьбе и керамике по законам композиции, по техникам

исполнения.

6. Варианты композиционных эскизов на бумаге.

7. Выполнение работы в материале.

Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы,

постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание

эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна

законченная резная работа, может быть и серия работ. Техника исполнения и

эскиз работы обсуждается с преподавателем.

Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При

всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна

именно данному ученику.

После выбора основной темы и начинается индивидуальная работа с

каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к

справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки,

эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные работы по резьбе по дереву просматриваются

преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор

материала, эскиз, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику

глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления

его творческой индивидуальности.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на

выполнение

домашнего

задания

детьми,

посещение

ими

учреждений

культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих

мероприятиях,

конкурсах

и

культурно-просветительской

деятельности

образовательного учреждения.

43

7. Рекомендуемая литература для учащихся:

Раздел (Резьба по дереву)

1.

Абросимова А.А., Каплан Н.И., Итлянская Т.Б. Художественная резьба

по дереву, кости и рогу. - М.: Высшая школа, 1978.

2.

Дементьев С.В. .Резьба по дереву. – Издательский дом МСП, 2000

Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по

дереву. – Ь., 1986

3.

Абросимова А.А., Каплан Н.И., Итлянская Т.Б. Художественная резьба

по дереву, кости и рогу. - М.: Высшая школа, 1978.

4.

Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах

(художественная обработка бересты и соломки, плетение из лозы,

корня). М.: Просвещение, 1979.

5.

Вишневская B.М, Каплан Н.И., Буданов C.М. Русская народная резьба

и роспись по дереву. - М., 1956.

6.

Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. - М., 1972.

7.

Двойникова Е.С., Лялин И.В. Художественная резьба по дереву. - М.;

Высшая школа, 1972.

8.

Званцев М.H. Нижегородская резьба. - М., 1969.

9.

Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М., 1974.

10.Резьба по дереву. Сост. Рыженко В.И. – М., Гамма Пресс, 2001

11.

12.Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. – Ь., 1981

44

13.Прозоровский И.И. Технология отделки столярных изделий. – М., 1991

Раздел (Керамика)

1.

Федотов Г.Я. Глина и керамика. - М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47

2.

Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005

3.

Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович,

М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77 школа, 1979

4.

Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики.

М.: Высшая школа, 1979

5.

Федорова З.С. История художественной керамики: учебное пособие./

З.С. Федорова, Р.Р. Мусина.- М МГХПА Им. Строгонова, 2010. -360с. –

ISBN 978-5-87627-007-1

6.

Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985

7.

Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное

пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004

8.

Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. - М.:

РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29

9.

Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.:

АСТ-ПРЕСС, 1997

10. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в

детском кружке. - М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28

11. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник»,

2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25

45



В раздел образования