Напоминание

"Использование логопедических сказок с детьми дошкольного возраста как средства коррекции речевых нарушений".


Автор: Ежгурова Надежда Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: БМАДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: г. Березовский, п. Монетный, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование логопедических сказок с детьми дошкольного возраста как средства коррекции речевых нарушений".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование логопедических сказок с детьми дошкольного возраста

как средства коррекции речевых нарушений».

В последние годы наблюдается устойчивый рост речевых нарушений у

детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и в основном,

имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь,

развитие

высших

психических

функций,

состояние

общей

и

мелкой

моторики,

ориентирование

в

пространстве,

эмоционально-волевая

сфера,

творческая

активность.

Если

эти

нарушения

вовремя

не

исправить

в

дошкольном

возрасте,

то

в

будущем

возникнут

трудности

общения

с

окружающими,

мешая

детям

в

полной

мере

раскрыть

свои

природные

способности и интеллектуальные возможности.

Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и

интеграции

ребенка,

имеющего

речевое

нарушение,

в

среду

нормально

развивающихся сверстников. Поэтому на

современном этапе поиск новых

форм и методов обучения и воспитания детей является одним из актуальных

вопросов педагогики.

Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания,

необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как

сокровищница русского народа, находит применение в различных областях

работы

с

воспитанниками

дошкольного

возраста

и

является наиболее

универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.

Одним

из

видов

инноваций

в

логопедиче ской

п р а кт и ке

являются логосказки.

Логопедическое

воздействие

в

игровой,

сказочной

форме

является

эффективным

и

результативным

методом

воздействия

в

работе логопеда.

Основной

целью

использования

логосказок

-

всестороннее,

последовательное

развитие

речи

детей

и

связанных

с

ней

психических

процессов

.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий

развитию

всех

сторон

речи,

воспитанию

нравственных

качеств,

а

также

активизации

психических

процессов

(внимания,

памяти,

мышления,

воображения).

Логосказки могут использовать в своей работе не только логопеды, но и

другие специалисты, а также воспитатели, имеющие в своих группах детей с

речевыми

нарушениями.

Сказки

могут

проводятся

как

целое

занятие,

дидактическая

игра,

театрализованное

представление.

Чтение

сказок,

их

сочинение, разыгрывание

сказочных

сюжетов,

формируют

у

детей

положительную

мотивацию

к

занятиям. При

отборе

сказок

учитываются

речевые,

возрастные,

физиологические

и

психологические

особенности

детей. Нередко приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных

и невербальных возможностей детей.

Выделяют несколько видов логосказок:

- артикуляционные (выполнение артикуляционных упражнений вызывают у

детей

интерес

к

органам

артикуляции,

развивают

их

подвижность,

активизируют зрительное восприятие);

-

пальчиковые

(развивают

мелкую

моторику,

кисти

руки,

графических

навыки, стимулируют

действие

речевых

зон

коры

головного

мозга,

что

п о л о ж и т е л ь н о

с к а з ы в а е т с я

н а

р а з в и т и и

р е ч и

д е т е й ) ;

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно

связанны с речью);

-

фонетические

(предусматривают

работу

над

нарушенным

звуком

или

группой звуков, подбирается речевой материал на автоматизируемый звук

или дифференцируемыми звуками);

-

лексико

грамматические

(способствуют

обогащению,

активизации

словарного запаса, закреплению знаний грамматических категорий)

- сказки,

способствующие формированию связной речи;

- сказки по обучению грамоте (знакомят с гласными и согласными звуками,

буквами, закрепляют зрительные образы букв формируют и дифференцируют

понятия «звук

буква»,

развивают

зрительное

и

слуховое

внимание,

фонематический слух).

Использование

логосказок

в

коррекционной

-

развивающей

деятельности позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с

ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое

общение,

оказывать

ненавязчивое

воспитательное

воздействие,

пополнять

запас

знаний

и

сведений,

совершенствовать

психические

процессы

(внимание,

восприятие,

воображение,

память,

мышление),

развивать

все

стороны речи.



В раздел образования