Автор: Ежгурова Надежда Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: БМАДОУ "Детский сад №18"
Населённый пункт: г. Березовский, п. Монетный, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование логопедических сказок с детьми дошкольного возраста как средства коррекции речевых нарушений".
Раздел: дошкольное образование
«Использование логопедических сказок с детьми дошкольного возраста
как средства коррекции речевых нарушений».
В последние годы наблюдается устойчивый рост речевых нарушений у
детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и в основном,
имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь,
развитие
высших
психических
функций,
состояние
общей
и
мелкой
моторики,
ориентирование
в
пространстве,
эмоционально-волевая
сфера,
творческая
активность.
Если
эти
нарушения
вовремя
не
исправить
в
дошкольном
возрасте,
то
в
будущем
возникнут
трудности
общения
с
окружающими,
мешая
детям
в
полной
мере
раскрыть
свои
природные
способности и интеллектуальные возможности.
Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и
интеграции
ребенка,
имеющего
речевое
нарушение,
в
среду
нормально
развивающихся сверстников. Поэтому на
современном этапе поиск новых
форм и методов обучения и воспитания детей является одним из актуальных
вопросов педагогики.
Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания,
необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Сказка как
сокровищница русского народа, находит применение в различных областях
работы
с
воспитанниками
дошкольного
возраста
и
является наиболее
универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
Одним
из
видов
инноваций
в
логопедиче ской
п р а кт и ке
являются логосказки.
Логопедическое
воздействие
в
игровой,
сказочной
форме
является
эффективным
и
результативным
методом
воздействия
в
работе логопеда.
Основной
целью
использования
логосказок
-
всестороннее,
последовательное
развитие
речи
детей
и
связанных
с
ней
психических
процессов
.
Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий
развитию
всех
сторон
речи,
воспитанию
нравственных
качеств,
а
также
активизации
психических
процессов
(внимания,
памяти,
мышления,
воображения).
Логосказки могут использовать в своей работе не только логопеды, но и
другие специалисты, а также воспитатели, имеющие в своих группах детей с
речевыми
нарушениями.
Сказки
могут
проводятся
как
целое
занятие,
дидактическая
игра,
театрализованное
представление.
Чтение
сказок,
их
сочинение, разыгрывание
сказочных
сюжетов,
формируют
у
детей
положительную
мотивацию
к
занятиям. При
отборе
сказок
учитываются
речевые,
возрастные,
физиологические
и
психологические
особенности
детей. Нередко приходится адаптировать сюжет сказки с учётом вербальных
и невербальных возможностей детей.
Выделяют несколько видов логосказок:
- артикуляционные (выполнение артикуляционных упражнений вызывают у
детей
интерес
к
органам
артикуляции,
развивают
их
подвижность,
активизируют зрительное восприятие);
-
пальчиковые
(развивают
мелкую
моторику,
кисти
руки,
графических
навыки, стимулируют
действие
речевых
зон
коры
головного
мозга,
что
п о л о ж и т е л ь н о
с к а з ы в а е т с я
н а
р а з в и т и и
р е ч и
д е т е й ) ;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно
связанны с речью);
-
фонетические
(предусматривают
работу
над
нарушенным
звуком
или
группой звуков, подбирается речевой материал на автоматизируемый звук
или дифференцируемыми звуками);
-
лексико
–
грамматические
(способствуют
обогащению,
активизации
словарного запаса, закреплению знаний грамматических категорий)
- сказки,
способствующие формированию связной речи;
- сказки по обучению грамоте (знакомят с гласными и согласными звуками,
буквами, закрепляют зрительные образы букв формируют и дифференцируют
понятия «звук
—
буква»,
развивают
зрительное
и
слуховое
внимание,
фонематический слух).
Использование
логосказок
в
коррекционной
-
развивающей
деятельности позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с
ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое
общение,
оказывать
ненавязчивое
воспитательное
воздействие,
пополнять
запас
знаний
и
сведений,
совершенствовать
психические
процессы
(внимание,
восприятие,
воображение,
память,
мышление),
развивать
все
стороны речи.