Напоминание

Рабочая программа элективного курса Актуальные вопросы современной политики


Автор: Лединская Александра Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ 30
Населённый пункт: Город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа элективного курса Актуальные вопросы современной политики
Раздел: полное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №30»

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. директора МБОУ « СШ №30»

_________Н.А. Власенко

«_____»_______ 2019 г.

Рабочая программа

по дополнительным платным образовательным

услугам

Тема курса: «Актуальные проблемы

современной политики»

Учитель: Мамбетов Эрнис Мурзиянович

Класс: 10 – 11

Всего часов в неделю: 2 часа

Срок реализации программы: 1 октября 2019 года – 30 апреля 2020 года

Количество часов: 58

Уровень: среднее общее образование (10 – 11 классы)

Рабочую программу составил _____________ Лединская А.Ю.

подпись

расшифровка подписи

«РАССМОТРЕНО»

на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол № ___ от «_ »__2019 г.

Руководитель кафедры

____________ /Ильина Т.В./

«СОГЛАСОВАНО»

на заседании НМС

Протокол № ____ от «___» ____2019 г.

Председатель НМС:

____________ /Власенко Н.А./

г. Норильск

2019 год

Пояснительная записка.

Серьёзные

изменения,

происходящие

в

нашей

стране

и

мире,

создают

непростые

условия

для

взросления

старшеклассников.

Только

высокий

уровень

социально-политической активности, ответственность, компетентность юношества

будет залогом дальнейшего благополучия и процветания нашей страны. Сегодня у

достаточно

широких

слоёв

общества

возникли

потребности

осмысления

современного

политического

состояния

стран,

их

месте

в

мире,

внутренней

политической ситуации, прогноз на будущее. Современное общество возлагает на

образование

социально-политические

функции,

реализация

которых

позволяет

обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный

контроль,

социальную

мобильность,

устойчивое

развитие

общества,

его

интернационализацию и включенность в общемировые процессы.

Актуальность

программы

в том,

что

в

обществе

растёт

политическая

активность, однако недостаточна политическая грамотность у граждан. Политология

занимает видное место среди наук об обществе, так как она изучает политику, роль

которой в жизни очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и

активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на

отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека.

Педагогическая

целесообразность программы

заключается

в формировании

гражданской

позиции

и

осознанного

отношения

к

происходящим

событиям

во

внутренней

и

внешней

политике.

На

занятиях

углубляются

знания

и

умения,

полученные на уроках истории и обществознания.

Данная рабочая программа

курса "Актуальные проблемы современной

политики" 11 класса составлена на основании следующих документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

2012 г. № 273-ФЗ;

Приказ Минобразования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 (редакция от 19. 10. 2009

г. с изменениями от 31.01.2012 г.) «Об утверждении федерального компонента

государственных образовательных стандартов начального общего, основного

общего и среднего (полного) общего образования»;

Устав МБОУ «СШ № 30»,

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

от 29 декабря 2010 г. N 189 (в редакции изменения № 1, утверждённые

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 06.

2011 г. % 85)

Приказ Минобразования РФ от 02.03.2004 № 1312 (редакция от 02.06.2011 г.)

«Федеральный базисный учебный план»;

Учебный план МБОУ «СШ № 30» на 2019-2020 учебный год

Программа рассчитана на 58 часов.

Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе

расширения

и

углубления

знаний

в

сфере

политического

развития,

умения

и

навыков,

помогающих

ориентироваться

в

сложностях

современной

политики

и

ознакомление

учащихся

с

основными

вопросами

и

закономерностями

развития

политического процесса на современном этапе.

Задачи.

1.

Способствовать

самоопределению

ученика

или

выбору

профессиональной

деятельности через интерес к данной области знания.

2.

Создавать

положительную

мотивацию

обучения

на

планируемом

профиле

и

знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности

3.

Активизировать

познавательную

деятельность

школьника,

повышать

информационную и коммуникативную компетентность.

4. Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции,

что способствует воспитанию истинного гражданина страны.

5. Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного

курса с предметом «Обществознание»;

6 . Рассмотреть на занятиях круг вопросов политической сферы, необходимых для

формирования

активной

гражданской

позиции

у

представителей

российской

молодёжи;

7.

Способствовать

развитию

умения

критически

воспринимать

и

анализировать

политические события, учить грамотно формулировать собственную точку зрения,

опираясь не только на знания, полученные в урочное время, но и те, которые

п р и о б р е т е н ы

в

С М И

и

н а

с а й т а х

гл о б а л ь н о й

с е т и

И н т е р н е т ;

8.

Воспитывать

потребность

в

критическом

восприятии

и

осмыслении

происходящих событий в стране и мире, желание приобретать знания и применять в

дальнейшем, полученные навыки на занятиях элективного курса.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса

В условиях строительства демократического общества формируется новый

тип человека. В обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию её

законов.

Это

вызвано

становлением

правового

государства

и

демократической

политической

системы,

формированием

политических

партий

и

движений,

вовлечением

в

политику

больших

масс

людей.

Вместе

с

тем

всё

явственнее

ощущается дефицит знаний о политике, её закономерностях и нормах. Учащиеся

должны

иметь

основные

первоначальные

знания

в

области

политологии,

быть

достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной

политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития

учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия,

отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого

человека,

но

и

в

учебной,

научно-исследовательской,

общественной

и

профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в

сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в

основе истинного народовластия. Политология дает подготовку по методологии

анализа

политической

жизни,

вырабатывает

необходимые

мировоззренческие

и

ценностные критерии оценки текущих событий, умение связывать политические

знания с общественной практикой. Следует заметить, что в курсе " Политология"

более

полно

освещены

вопросы

политической

системы,

чем

в

курсе

"Обществоведения" в старших классах.

Учащиеся

должны

знать:

основные

термины

и

понятия

из

области

политического; иметь представления о том, что такое государство и как работает

государственный аппарат; основные точки зрения на различные аспекты и проблемы

политики.

Учащиеся

должны

уметь:

грамотно

и

с

пониманием

объяснять

происходящие политические события; работать с текстом учебника и историческим

документом,

выделять

главное,

сравнивать

и

обобщать,

делать

выводы;

использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять

свою точку зрения и аргументировать свои позиции;

участвовать в дискуссиях,

оппонировать

в

спорах,

находить

компромиссы

Программа

ориентирована

на

занятия в виде лекций, дискуссий, упражнений, практической и самостоятельной

работой над учебным материалом, тестирование.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Гаджиев К.С. Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.:

Просвещение, 1993г.-256с.

2. Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.

3. История политических и правовых учений. М., 1996.

4. Когда убивает государство. М.,1989.

5. Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов

средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.

6. Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для

средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования,

2001.

7. Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.

8. Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.

9.

Юдовская

А.Я.,

Морозова

С.Н.

Становление

гражданского

общества:

исторические истоки. М., 2006.

10. Материалы из печатных, телерадиокоммуникативных СМИ и сайтов Интернет.

Календарно – тематический план элективного курса

урока

Тема урока, раздела

Кол-

во

часов

Дата

по

плану

Коррек

ция

Требования к уровню

подготовки учащихся

Тема 1 Политика как искусство управления обществом

1-2

Понятие политики и ее виды

2

Знать

определение

понятий,

структуру

пол итиче с ко го

устройства

3-4

Политические конфликты.

Классификация. Современные

политические конфликты

2

Знать

и

понимать

понятие

"конфликт",

"политический

конфликт". Рассказывать о его

видах,

стадиях

развития

и

современных

политических

конфликтах

5-6

Власть: ее виды и критерии

эффективности. Проблемы

современной власти

2

Знать

и

понимать

понятие

"Власть".

Рассказывать

о

ее

видах. Уметь составлять план

по данной теме

7-8

Политическое развитие и его

способы: эволюция,

революция,

реформы

2

Рассказывать

о

структуре

политического развития

9-10

Политическая система общества

и ее развитие в современных

условиях

2

Рассказывать

о

структуре

политического развития

11-12

Политические партии.

Современные партии и их

представители.

2

Знать

определение

понятия

" п ол и т и ч е с ка я

п а р т и я " .

Рассказывать

о

функциях

партий.

Знать

современные

партии и их представителей

13-14

Профсоюзы. История развития

профсоюзного движения.

Влияние профсоюзного

движения на внутреннюю

политику государства.

2

Знать

определение

понятия

"профсоюз", история развития

профсоюзного

д в ижения.

В л и я н и е

п р о ф с о ю з н о г о

движения

на

внутреннюю

политику.

15-16

Религиозные организации. Виды

и формы религиозных

организаций.

2

Знать и рассказывать о видах и

ф о р м а х

р е л и г и о з н ы х

организаций

17-18

Средства массовой информации

и их влияние на мировую

политическую обстановку.

2

Рассказывать

о

современном

значении СМИ

19-20

Политическое лидерство.

Проблемы влияния лидера на

мировую политическую

обстановку.

2

П о н я т и е

п о л и т и ч е с ко г о

л и д е р с т в а .

Ф о р м ы

политического лидерства

Знать

понятие

политического

л и д е р с т в а .

Ф о р м ы

политического

лидерства.

Рассказывать

о

современных

политических лидерах

21-22

Политическая элита и

проявление в современном мире.

2

Понятие

политической

элиты

и

формы

его

проявления

в

современном мире

Уметь составлять развернутый

план

по

теме

"Политические

элиты и их роль в развитии

общества"

23-24

Политическая культура.

Проблемы и значение

политической культуры на

развитие общества

2

Знать

понятие

политической

к ул ь т у р ы

и

е е

ф о р м ы .

З н ач е н и е

п о л и т и ч е с ко й

к у л ь т у р ы

н а

р а з в и т и е



В раздел образования