Автор: Лединская Александра Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СШ 30
Населённый пункт: Город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа элективного курса Актуальные вопросы современной политики
Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №30»
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о. директора МБОУ « СШ №30»
_________Н.А. Власенко
«_____»_______ 2019 г.
Рабочая программа
по дополнительным платным образовательным
услугам
Тема курса: «Актуальные проблемы
современной политики»
Учитель: Мамбетов Эрнис Мурзиянович
Класс: 10 – 11
Всего часов в неделю: 2 часа
Срок реализации программы: 1 октября 2019 года – 30 апреля 2020 года
Количество часов: 58
Уровень: среднее общее образование (10 – 11 классы)
Рабочую программу составил _____________ Лединская А.Ю.
подпись
расшифровка подписи
«РАССМОТРЕНО»
на заседании кафедры
гуманитарных дисциплин
Протокол № ___ от «_ »__2019 г.
Руководитель кафедры
____________ /Ильина Т.В./
«СОГЛАСОВАНО»
на заседании НМС
Протокол № ____ от «___» ____2019 г.
Председатель НМС:
____________ /Власенко Н.А./
г. Норильск
2019 год
Пояснительная записка.
Серьёзные
изменения,
происходящие
в
нашей
стране
и
мире,
создают
непростые
условия
для
взросления
старшеклассников.
Только
высокий
уровень
социально-политической активности, ответственность, компетентность юношества
будет залогом дальнейшего благополучия и процветания нашей страны. Сегодня у
достаточно
широких
слоёв
общества
возникли
потребности
осмысления
современного
политического
состояния
стран,
их
месте
в
мире,
внутренней
политической ситуации, прогноз на будущее. Современное общество возлагает на
образование
социально-политические
функции,
реализация
которых
позволяет
обеспечить безопасность общества в самом широком ее понимании, социальный
контроль,
социальную
мобильность,
устойчивое
развитие
общества,
его
интернационализацию и включенность в общемировые процессы.
Актуальность
программы
в том,
что
в
обществе
растёт
политическая
активность, однако недостаточна политическая грамотность у граждан. Политология
занимает видное место среди наук об обществе, так как она изучает политику, роль
которой в жизни очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и
активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на
отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека.
Педагогическая
целесообразность программы
заключается
в формировании
гражданской
позиции
и
осознанного
отношения
к
происходящим
событиям
во
внутренней
и
внешней
политике.
На
занятиях
углубляются
знания
и
умения,
полученные на уроках истории и обществознания.
Данная рабочая программа
курса "Актуальные проблемы современной
политики" 11 класса составлена на основании следующих документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Минобразования РФ от 05.03. 2004 г. № 1089 (редакция от 19. 10. 2009
г. с изменениями от 31.01.2012 г.) «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования»;
Устав МБОУ «СШ № 30»,
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
от 29 декабря 2010 г. N 189 (в редакции изменения № 1, утверждённые
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 06.
2011 г. % 85)
Приказ Минобразования РФ от 02.03.2004 № 1312 (редакция от 02.06.2011 г.)
«Федеральный базисный учебный план»;
Учебный план МБОУ «СШ № 30» на 2019-2020 учебный год
Программа рассчитана на 58 часов.
Цель: выявление способностей, склонностей и интересов учащихся на основе
расширения
и
углубления
знаний
в
сфере
политического
развития,
умения
и
навыков,
помогающих
ориентироваться
в
сложностях
современной
политики
и
ознакомление
учащихся
с
основными
вопросами
и
закономерностями
развития
политического процесса на современном этапе.
Задачи.
1.
Способствовать
самоопределению
ученика
или
выбору
профессиональной
деятельности через интерес к данной области знания.
2.
Создавать
положительную
мотивацию
обучения
на
планируемом
профиле
и
знакомить учащихся с ведущими понятиями и видами деятельности
3.
Активизировать
познавательную
деятельность
школьника,
повышать
информационную и коммуникативную компетентность.
4. Формировать познавательные интересы на основе активной жизненной позиции,
что способствует воспитанию истинного гражданина страны.
5. Систематизация начальных знаний по политологии, связь данного элективного
курса с предметом «Обществознание»;
6 . Рассмотреть на занятиях круг вопросов политической сферы, необходимых для
формирования
активной
гражданской
позиции
у
представителей
российской
молодёжи;
7.
Способствовать
развитию
умения
критически
воспринимать
и
анализировать
политические события, учить грамотно формулировать собственную точку зрения,
опираясь не только на знания, полученные в урочное время, но и те, которые
п р и о б р е т е н ы
в
С М И
и
н а
с а й т а х
гл о б а л ь н о й
с е т и
И н т е р н е т ;
8.
Воспитывать
потребность
в
критическом
восприятии
и
осмыслении
происходящих событий в стране и мире, желание приобретать знания и применять в
дальнейшем, полученные навыки на занятиях элективного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 10 класса
В условиях строительства демократического общества формируется новый
тип человека. В обществе возрастает интерес к политической жизни, к познанию её
законов.
Это
вызвано
становлением
правового
государства
и
демократической
политической
системы,
формированием
политических
партий
и
движений,
вовлечением
в
политику
больших
масс
людей.
Вместе
с
тем
всё
явственнее
ощущается дефицит знаний о политике, её закономерностях и нормах. Учащиеся
должны
иметь
основные
первоначальные
знания
в
области
политологии,
быть
достаточно информированными и компетентными для ориентации в современной
политической жизни общества. Курс интересен и актуален на данном этапе развития
учащегося. Умение отбирать нужную информацию, объяснять те или иные действия,
отличать события от фактов пригодятся не только в повседневной жизни любого
человека,
но
и
в
учебной,
научно-исследовательской,
общественной
и
профессиональной деятельности. Кроме того, курс направлен на закрепление в
сознании молодого поколения тех гуманистических ценностей, которые лежат в
основе истинного народовластия. Политология дает подготовку по методологии
анализа
политической
жизни,
вырабатывает
необходимые
мировоззренческие
и
ценностные критерии оценки текущих событий, умение связывать политические
знания с общественной практикой. Следует заметить, что в курсе " Политология"
более
полно
освещены
вопросы
политической
системы,
чем
в
курсе
"Обществоведения" в старших классах.
Учащиеся
должны
знать:
основные
термины
и
понятия
из
области
политического; иметь представления о том, что такое государство и как работает
государственный аппарат; основные точки зрения на различные аспекты и проблемы
политики.
Учащиеся
должны
уметь:
грамотно
и
с
пониманием
объяснять
происходящие политические события; работать с текстом учебника и историческим
документом,
выделять
главное,
сравнивать
и
обобщать,
делать
выводы;
использовать свои знания с целью разрешения политических проблем, определять
свою точку зрения и аргументировать свои позиции;
участвовать в дискуссиях,
оппонировать
в
спорах,
находить
компромиссы
Программа
ориентирована
на
занятия в виде лекций, дискуссий, упражнений, практической и самостоятельной
работой над учебным материалом, тестирование.
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Гаджиев К.С. Введение в политологию: Книга для учащихся старших классов. М.:
Просвещение, 1993г.-256с.
2. Демидов А.И., Мальков А.В. Политология в вопросах и ответах. М.,1998.
3. История политических и правовых учений. М., 1996.
4. Когда убивает государство. М.,1989.
5. Кравченко А.И. Основы социологии и политики: учебное пособие для студентов
средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2002г.- 384с.
6. Мушинский В. О. Азбука политики. Введение в политическую науку: учебник для
средней школы. М.: Международные отношения, Центр гуманитарного образования,
2001.
7. Политология (под редакцией Марченко Н.М.) М., 1997.
8. Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М.,2003.
9.
Юдовская
А.Я.,
Морозова
С.Н.
Становление
гражданского
общества:
исторические истоки. М., 2006.
10. Материалы из печатных, телерадиокоммуникативных СМИ и сайтов Интернет.
Календарно – тематический план элективного курса
№
урока
Тема урока, раздела
Кол-
во
часов
Дата
по
плану
Коррек
ция
Требования к уровню
подготовки учащихся
Тема 1 Политика как искусство управления обществом
1-2
Понятие политики и ее виды
2
Знать
определение
понятий,
структуру
пол итиче с ко го
устройства
3-4
Политические конфликты.
Классификация. Современные
политические конфликты
2
Знать
и
понимать
понятие
"конфликт",
"политический
конфликт". Рассказывать о его
видах,
стадиях
развития
и
современных
политических
конфликтах
5-6
Власть: ее виды и критерии
эффективности. Проблемы
современной власти
2
Знать
и
понимать
понятие
"Власть".
Рассказывать
о
ее
видах. Уметь составлять план
по данной теме
7-8
Политическое развитие и его
способы: эволюция,
революция,
реформы
2
Рассказывать
о
структуре
политического развития
9-10
Политическая система общества
и ее развитие в современных
условиях
2
Рассказывать
о
структуре
политического развития
11-12
Политические партии.
Современные партии и их
представители.
2
Знать
определение
понятия
" п ол и т и ч е с ка я
п а р т и я " .
Рассказывать
о
функциях
партий.
Знать
современные
партии и их представителей
13-14
Профсоюзы. История развития
профсоюзного движения.
Влияние профсоюзного
движения на внутреннюю
политику государства.
2
Знать
определение
понятия
"профсоюз", история развития
профсоюзного
д в ижения.
В л и я н и е
п р о ф с о ю з н о г о
движения
на
внутреннюю
политику.
15-16
Религиозные организации. Виды
и формы религиозных
организаций.
2
Знать и рассказывать о видах и
ф о р м а х
р е л и г и о з н ы х
организаций
17-18
Средства массовой информации
и их влияние на мировую
политическую обстановку.
2
Рассказывать
о
современном
значении СМИ
19-20
Политическое лидерство.
Проблемы влияния лидера на
мировую политическую
обстановку.
2
П о н я т и е
п о л и т и ч е с ко г о
л и д е р с т в а .
Ф о р м ы
политического лидерства
Знать
понятие
политического
л и д е р с т в а .
Ф о р м ы
политического
лидерства.
Рассказывать
о
современных
политических лидерах
21-22
Политическая элита и
проявление в современном мире.
2
Понятие
политической
элиты
и
формы
его
проявления
в
современном мире
Уметь составлять развернутый
план
по
теме
"Политические
элиты и их роль в развитии
общества"
23-24
Политическая культура.
Проблемы и значение
политической культуры на
развитие общества
2
Знать
понятие
политической
к ул ь т у р ы
и
е е
ф о р м ы .
З н ач е н и е
п о л и т и ч е с ко й
к у л ь т у р ы
н а
р а з в и т и е