Напоминание

"Выявление и поддержка одарённых детей"


Автор: Семенкова Наталья Георгиевна
Должность: учитель технологии,обж
Учебное заведение: МКОУ Кантемировская ООШ
Населённый пункт: р.п.Кантемировка,Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Выявление и поддержка одарённых детей"
Раздел: среднее образование





Назад




Выявление и поддержка одарённых детей.

«Одаренность человека — это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания. Необходимо холить

и лелеять, ухаживать за ним, сделать

все необходимое, чтобы он вырос

и дал обильный плод»

В. А. Сухомлинский

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы

рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны

закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются

на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не

удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они

читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои

вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными

областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести

школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои

способности.

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого

внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил

звезду.

Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим

обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое

определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда

выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)

в том или ином виде деятельности.

Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик:

интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и

настойчивости. Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно

входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как

только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.

Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в

которых человек может достичь больших успехов.

Сегодня одаренными детьми называют:

детей с интеллектом выше среднего;

детей с высоким уровнем творческих способностей;

детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты,

художники, математики, шахматисты);

детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Классификация одаренности

По формам проявления различают:

явную одаренность (достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает

сомнения)

скрытую одаренность (проявляется в замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке»

никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры,

когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов)

По широте проявления различают:

общую одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности);

специальную одаренность (обнаруживает себя в конкретных видах деятельности).

Специальные виды одарённости

-Музыкальное дарование

-Художественная одаренность

-Математическая одаренность

-Литературное дарование

-Социальная одаренность

Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в

направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех

личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие

индивидуальных способностей; постоянное соотнесение учебных и индивидуальных

способностей .Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они

стараются объять необъятное, у них много идей и желаний.

Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.

В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:

• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,

• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования

интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.

Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих

развитие творческого мышления.

В нашей школе созданы оптимальные условия для развития ОД:

1. Создана система выявления ОД:

— психолого-педагогическое исследование первоклассников;

— системное наблюдение за детьми из класса в класс,

— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,

— системное диагностирование психологом.

2. Организация учебного процесса

— нестандартные уроки,

— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,

— работа с дополнительной литературой,

— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,

— предпрофильное и профильное обучение,

3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с

внеклассной работой по предмету

— организация исследовательской работы учащихся,

— опережающие задания творческого плана,

— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,

— обеспечение базового дополнительного образования:

(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),

— проведение научно-практических конференций в средних и старших классах,

4. Общеразвивающие мероприятия

— традиционные мероприятия в школе

— предметные декады

Принципы работы с одарёнными детьми

1.

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для

развития личности;

2.

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

3.

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

4.

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном

участии учителя;

5.

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,

помощи, наставничества

Формы работы с одаренными учащимися

групповые занятия с сильными учащимися;

факультативы, спецкурсы;

кружки по интересам;

занятия исследовательской деятельностью;

различные конкурсы;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

сотрудничество с другими школами

Для поддержки одаренных детей используем:

индивидуальный подход на уроках;

дополнительные занятия с одаренными учащимися;

участие в школьных и городских олимпиадах;

психологические консультации, тренинги, тестирование;

конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также

спортивных секций по интересам;

использование современных средств информации;

создание детских портфолио.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов,

работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно

характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений,

взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку,

обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на

уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного

стимула к учению.

Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании

современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих

индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в

планировании, организации и контроле своей деятельности.

Работа по развитию творческих способностей может быть организована при

проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе. По

окончанию учебного года руководители предметных МО определяют сроки декад и 1–2

крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы.

Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из

важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих

психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при

обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:

создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над

чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все

новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти

ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для

анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме

того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость,

акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно

уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления:

поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности. Сейчас в

жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах

наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для

того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.

Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают

трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-

психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному

психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их

изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.

Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий

потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе

может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком

одарённости. Задача учителя состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого

конкретного ребёнка.

Подводя итог хочется определить работу с одаренными детьми через некоторые

положения:

1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного,

дополнительного и индивидуального образования.

2. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся по программе.

3. Психологам школы совместно с классными руководителями регулярно проводить

диагностику по изучению способностей учащихся и систематически анализировать

результативность их развития.

4. Стимулировать творческую деятельность педагогов и работать по созданию условий

для удовлетворения их потребностей .



В раздел образования