Автор: Семенкова Наталья Георгиевна
Должность: учитель технологии,обж
Учебное заведение: МКОУ Кантемировская ООШ
Населённый пункт: р.п.Кантемировка,Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Выявление и поддержка одарённых детей"
Раздел: среднее образование
Выявление и поддержка одарённых детей.
«Одаренность человека — это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий
к себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать
все необходимое, чтобы он вырос
и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы
рассмотреть и развить способности всех его представителей. Именно в школе должны
закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются
на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они
читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои
вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными
областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести
школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои
способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого
внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил
звезду.
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим
обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)
в том или ином виде деятельности.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик:
интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и
настойчивости. Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно
входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как
только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в
которых человек может достичь больших успехов.
Сегодня одаренными детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты,
художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Классификация одаренности
По формам проявления различают:
явную одаренность (достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает
сомнения)
скрытую одаренность (проявляется в замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке»
никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры,
когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов)
По широте проявления различают:
общую одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности);
специальную одаренность (обнаруживает себя в конкретных видах деятельности).
Специальные виды одарённости
-Музыкальное дарование
-Художественная одаренность
-Математическая одаренность
-Литературное дарование
-Социальная одаренность
Работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в
направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех
личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие
индивидуальных способностей; постоянное соотнесение учебных и индивидуальных
способностей .Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они
стараются объять необъятное, у них много идей и желаний.
Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования
интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
Одна из важнейших целей при работе с ОД — создание условий, стимулирующих
развитие творческого мышления.
В нашей школе созданы оптимальные условия для развития ОД:
1. Создана система выявления ОД:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с
внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады
Принципы работы с одарёнными детьми
1.
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для
развития личности;
2.
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
3.
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
4.
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
5.
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества
Формы работы с одаренными учащимися
групповые занятия с сильными учащимися;
факультативы, спецкурсы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
различные конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
сотрудничество с другими школами
Для поддержки одаренных детей используем:
индивидуальный подход на уроках;
дополнительные занятия с одаренными учащимися;
участие в школьных и городских олимпиадах;
психологические консультации, тренинги, тестирование;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также
спортивных секций по интересам;
использование современных средств информации;
создание детских портфолио.
Уровень сотрудничества в учебной деятельности — актуальная проблема для педагогов,
работающих с одаренными школьниками. Такое сотрудничество должно
характеризоваться: созданием на уроке доверительных межличностных отношений,
взаимной личной информированностью, признанием права учащегося на ошибку,
обсуждением с учащимися целей и задач совместной деятельности, использованием на
уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побудительного
стимула к учению.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся возможна при использовании
современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих
индивидуализировать учебный процесс, а учащимся — проявить самостоятельность в
планировании, организации и контроле своей деятельности.
Работа по развитию творческих способностей может быть организована при
проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе. По
окончанию учебного года руководители предметных МО определяют сроки декад и 1–2
крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы.
Создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления,— одна из
важнейших целей при работе с одаренными детьми. По результатам многих
психологических исследований, развитие креативности учащихся происходит при
обеспечении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
создание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над
чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все
новых и более сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятельности (найти
ответы!), использование различных видов мышления, стимулирование оценкой для
анализа ответов, а не для награды или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме
того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость,
акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно
уделять внимание и специальному обучению различным аспектам творческого мышления:
поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и оригинальности. Сейчас в
жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах
наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для
того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.
Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают
трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-
психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному
психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их
изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.
Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий
потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе
может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком
одарённости. Задача учителя состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого
конкретного ребёнка.
Подводя итог хочется определить работу с одаренными детьми через некоторые
положения:
1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного,
дополнительного и индивидуального образования.
2. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся по программе.
3. Психологам школы совместно с классными руководителями регулярно проводить
диагностику по изучению способностей учащихся и систематически анализировать
результативность их развития.
4. Стимулировать творческую деятельность педагогов и работать по созданию условий
для удовлетворения их потребностей .