Автор: Гунько Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО "Турочакская ДШИ" Иогачский филиал
Населённый пункт: Республика Алтай Турочакский район с.Иогач
Наименование материала: статья
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИНО
Раздел: дополнительное образование
«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИНО»
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый
человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем
мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и
его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема
здоровья
детей
встает
особенно
остро,
потому
что
состояние
здоровья
подрастающего
поколения
является
показателем благополучия
общества,
отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.
Большинство
детей
школьного
возраста
имеют
различные
отклонения
в
состоянии
здоровья:
ослабление
зрения,
опорно-двигательного
аппарата,
неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по
болезни ведут к пробелам в знаниях. Таким образом, целью данной работы
является
изучение
опыта
использования
здоровьесберегающих
технологий
применительно к практике преподавания игре на фортепиано.
Что
же
такое
здоровьесберегающие
образовательные
технологии?
Под
здоровьесберегающими
образовательными
технологиями
(ЗОТ)
в
широком
смысле
можно
понимать
все
технологии,
использование
которых
в
образовательном
процессе
идет
на
пользу
здоровья
учащихся.
К
здоровьесберегающим
будут
относиться
педагогические
приемы,
методы
и
технологии,
которые
не
наносят
вреда
здоровью
учащихся
и
педагогов,
обеспечивают
им
безопасные
условия
пребывания,
обучения
и
работы
в
образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности
каждого
ребенка,
создавать
условия
для
развития
его
уверенности
в
себе,
инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности.
Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы
риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий
обучения
возрастным
особенностям
детей,
несоответствие
условий
обучения
санитарно-гигиеническим
требованиям
и
т.д. Модернизация
образования
предполагает
обязательное
внедрение
здоровьесберегающих
технологий
в
учебный процесс.
Поскольку основой любого образовательного процесса является занятие, то и его
влияние на здоровье учащихся является наиболее важной частью в этой сфере.
Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика, касаются
сугубо педагогических аспектов проведения занятия. Однако почти каждый из
этих элементов связан с проблемой сохранения здоровья учащихся.
Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам.
Следует поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха,
уровень освещенности и т.п. Отметим, что утомляемость школьников и риск
аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения этих условий.
Главный упор, который мы делаем на занятиях– это рациональная организация
урока, использование активных форм и методов обучения: динамические паузы,
расслабление
под
музыку
и
включение
игровых
моментов
на
занятиях,
гимнастику для глаз.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем, является важной
составной частью занятия. К ним относятся следующие виды учебной работы:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная
работа.
Нормой
считается
использование
4–7
видов
работы
за
занятие,
но
не
менее
трех.
Однообразие
урока
способствует
утомлению
учащегося.
Вместе
с
тем
необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой
требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой
утомляемости.
Следует учитывать
продолжительность
и
чередование
различных
видов
учебной
деятельности. Нормой
продолжительности
одного
вида
работы
считается
7-10
минут.
Необходимо
чередовать
различные
виды
слуховой,
двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется
разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые
ученик знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий.
Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных
пика.
Первый
подъем
приходится
на
9-11
часов,
второй
–
на
16-18
часов.
Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели.
Из
опыта
работы
можно
с
уверенностью
сказать,
что
после
выходных
в
понедельник
не
следует
проводить
академических
концертов,
зачетов
и
экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким
образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду.
Использование
методов,
способствующих
активизации
инициативы
и
творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся методы
свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества и
т.д.); активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, ролевая
игра,
ученик
как
исследователь
и
др.);
методы,
направленные
на
развитие
интеллекта,
эмоций,
общения,
воображения,
самооценки
и
др.
Эти
приемы
помогут
снять
признаки
утомления,
а
хроническое
утомление
-
это
одна
из
главных причин истощения ресурсов здоровья школьников.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых
технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами
организации
учебных
занятий,
дает
возможность
укрепить
мотивацию
на
обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать
положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой
урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это эффективный
способ самореализации и самовыражения.
Психологический
комфорт
ученика
на
уроке -
это
важное
условие
для
сохранения
здоровья
ученика.
Его
поза
должна
соответствовать
характеру
задачи, которую педагог перед ним поставил. Ребенок приходит на занятия
после
того,
как
провел
полдня
в
школе,
отсидев
за
партой,
а
здесь
опять
приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно
смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у 6-7-
летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата,
происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут
ребенок не может сидеть в одном положении. У детей мышцы плечевого пояса и
бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в
вынужденной
позе
ему
очень
трудно.
Ребенку
следует
давать
возможность
подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу.
Физкультминутки
и
паузы являются
обязательной
составной
частью
урока.
Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой
является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями
каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения
упражнений.
Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую
моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них
становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических
рисунков,
раскладывание
знакомых
песенок
на
карточках.
С
удовольствием
выполняют дети различные пальчиковые упражнения.
Для
снятия
напряжения
с
глаз
можно
делать
с
ребенком
гимнастические
упражнения: подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать
восьмерки глазами. Это не займет много времени, но принесет несомненную
пользу.
Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков
на
уроках
фортепиано
является
рациональное
использование
разнообразных
средств
и
форм
физического
воспитания
при
оптимальной
двигательной
активности,
соответствующей
гигиеническим
нормам
на
основе
возрастных
особенностей детей.
Рациональная
организация
урока
включает
в
себя
разнообразные
виды
деятельности,
частоту
их
чередования,
насыщенность
урока,
смену
позы,
физические
и
эмоциональные
разрядки.
Все
это
снимает
проблемы
переутомления, отсутствие интереса к игре на инструменте, дети будут сохранять
активность до конца урока, им будет нравиться узнавать все больше нового
В
заключение
хочется
подчеркнуть,
что
реализация
здоровьесберегающей
образовательной модели подтверждает эффективность применения современных
здоровьесберегающих
технологий
на
уроках
фортепиано,
достигая
при
этом
положительных
результатов.
Обогащение
учащегося
опытом
эмоционального
отношения к действительности является важным аспектом духовного развития
ребенка - его духовного здоровья. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не
под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и
будет стремиться к ней - выиграют, в конечном счете, наши дети. Пробудить
заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать
первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой
должен стремиться преподаватель.