Напоминание

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИНО


Автор: Гунько Ольга Дмитриевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МУ ДО "Турочакская ДШИ" Иогачский филиал
Населённый пункт: Республика Алтай Турочакский район с.Иогач
Наименование материала: статья
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИНО
Раздел: дополнительное образование





Назад




«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФОРТЕПИНО»

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый

человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем

мире. Уровень современной жизни предъявляет высокие требования к человеку и

его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема

здоровья

детей

встает

особенно

остро,

потому

что

состояние

здоровья

подрастающего

поколения

является

показателем благополучия

общества,

отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.

Большинство

детей

школьного

возраста

имеют

различные

отклонения

в

состоянии

здоровья:

ослабление

зрения,

опорно-двигательного

аппарата,

неврологические нарушения, что ведет к отставанию в учебе, так как пропуски по

болезни ведут к пробелам в знаниях. Таким образом, целью данной работы

является

изучение

опыта

использования

здоровьесберегающих

технологий

применительно к практике преподавания игре на фортепиано.

Что

же

такое

здоровьесберегающие

образовательные

технологии?

Под

здоровьесберегающими

образовательными

технологиями

(ЗОТ)

в

широком

смысле

можно

понимать

все

технологии,

использование

которых

в

образовательном

процессе

идет

на

пользу

здоровья

учащихся.

К

здоровьесберегающим

будут

относиться

педагогические

приемы,

методы

и

технологии,

которые

не

наносят

вреда

здоровью

учащихся

и

педагогов,

обеспечивают

им

безопасные

условия

пребывания,

обучения

и

работы

в

образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к личности

каждого

ребенка,

создавать

условия

для

развития

его

уверенности

в

себе,

инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности.

Педагоги, сохраняя здоровье детей, должны свести к минимуму все факторы

риска: стрессовое воздействие на ребенка, несоответствие методик и технологий

обучения

возрастным

особенностям

детей,

несоответствие

условий

обучения

санитарно-гигиеническим

требованиям

и

т.д. Модернизация

образования

предполагает

обязательное

внедрение

здоровьесберегающих

технологий

в

учебный процесс.

Поскольку основой любого образовательного процесса является занятие, то и его

влияние на здоровье учащихся является наиболее важной частью в этой сфере.

Большинство критериев, о которых говорит традиционная методика, касаются

сугубо педагогических аспектов проведения занятия. Однако почти каждый из

этих элементов связан с проблемой сохранения здоровья учащихся.

Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам.

Следует поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха,

уровень освещенности и т.п. Отметим, что утомляемость школьников и риск

аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения этих условий.

Главный упор, который мы делаем на занятиях– это рациональная организация

урока, использование активных форм и методов обучения: динамические паузы,

расслабление

под

музыку

и

включение

игровых

моментов

на

занятиях,

гимнастику для глаз.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем, является важной

составной частью занятия. К ним относятся следующие виды учебной работы:

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная

работа.

Нормой

считается

использование

4–7

видов

работы

за

занятие,

но

не

менее

трех.

Однообразие

урока

способствует

утомлению

учащегося.

Вместе

с

тем

необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой

требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой

утомляемости.

Следует учитывать

продолжительность

и

чередование

различных

видов

учебной

деятельности. Нормой

продолжительности

одного

вида

работы

считается

7-10

минут.

Необходимо

чередовать

различные

виды

слуховой,

двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется

разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые

ученик знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий.

Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных

пика.

Первый

подъем

приходится

на

9-11

часов,

второй

на

16-18

часов.

Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели.

Из

опыта

работы

можно

с

уверенностью

сказать,

что

после

выходных

в

понедельник

не

следует

проводить

академических

концертов,

зачетов

и

экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким

образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду.

Использование

методов,

способствующих

активизации

инициативы

и

творческого самовыражения учащихся. К таким методам относятся методы

свободного выбора (беседа, выбор приемов исполнения, свобода творчества и

т.д.); активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, ролевая

игра,

ученик

как

исследователь

и

др.);

методы,

направленные

на

развитие

интеллекта,

эмоций,

общения,

воображения,

самооценки

и

др.

Эти

приемы

помогут

снять

признаки

утомления,

а

хроническое

утомление

-

это

одна

из

главных причин истощения ресурсов здоровья школьников.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых

технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами

организации

учебных

занятий,

дает

возможность

укрепить

мотивацию

на

обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать

положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой

урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это эффективный

способ самореализации и самовыражения.

Психологический

комфорт

ученика

на

уроке -

это

важное

условие

для

сохранения

здоровья

ученика.

Его

поза

должна

соответствовать

характеру

задачи, которую педагог перед ним поставил. Ребенок приходит на занятия

после

того,

как

провел

полдня

в

школе,

отсидев

за

партой,

а

здесь

опять

приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно

смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у 6-7-

летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата,

происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут

ребенок не может сидеть в одном положении. У детей мышцы плечевого пояса и

бедер развиты хорошо, а мышцы спины еще слабо развиты, поэтому сидеть в

вынужденной

позе

ему

очень

трудно.

Ребенку

следует

давать

возможность

подвигаться, размяться, отдохнуть, переменить позу.

Физкультминутки

и

паузы являются

обязательной

составной

частью

урока.

Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой

является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями

каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения

упражнений.

Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую

моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них

становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических

рисунков,

раскладывание

знакомых

песенок

на

карточках.

С

удовольствием

выполняют дети различные пальчиковые упражнения.

Для

снятия

напряжения

с

глаз

можно

делать

с

ребенком

гимнастические

упражнения: подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать

восьмерки глазами. Это не займет много времени, но принесет несомненную

пользу.

Приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков

на

уроках

фортепиано

является

рациональное

использование

разнообразных

средств

и

форм

физического

воспитания

при

оптимальной

двигательной

активности,

соответствующей

гигиеническим

нормам

на

основе

возрастных

особенностей детей.

Рациональная

организация

урока

включает

в

себя

разнообразные

виды

деятельности,

частоту

их

чередования,

насыщенность

урока,

смену

позы,

физические

и

эмоциональные

разрядки.

Все

это

снимает

проблемы

переутомления, отсутствие интереса к игре на инструменте, дети будут сохранять

активность до конца урока, им будет нравиться узнавать все больше нового

В

заключение

хочется

подчеркнуть,

что

реализация

здоровьесберегающей

образовательной модели подтверждает эффективность применения современных

здоровьесберегающих

технологий

на

уроках

фортепиано,

достигая

при

этом

положительных

результатов.

Обогащение

учащегося

опытом

эмоционального

отношения к действительности является важным аспектом духовного развития

ребенка - его духовного здоровья. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не

под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью, и

будет стремиться к ней - выиграют, в конечном счете, наши дети. Пробудить

заложенное в ребенке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать

первые шаги для радостной и наполненной смыслом жизни – вот цель, к которой

должен стремиться преподаватель.



В раздел образования