Автор: Уразова Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №389
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: "Игры-занятия на развитие восприятия цвета"
Тема: развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ
ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
Уразова Татьяна Евгеньевна
ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
Маленький Человек появился на свет. И эта кроха от рождения уже
имеет
мощную
систему,
готовую
к
восприятию
окружающего
мира.
Он
способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность
ребенка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего
мира и себя в нем. Главным средством удовлетворения этой потребности и
является
сенсорное
освоение
действительности
за
счет
ощущений,
чувственных восприятий и наглядных представлений.
Мир
простых
вещей
воспринимается
малышом
как
чудесный,
еще
неведомый и прекрасный. Поэтому работа по восприятию цвета с детьми
раннего возраста начинается с оформления групповой комнаты, используя
чистые цветовые насыщенные тона.
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием красок, форм и
других свойств предметов, поэтому сенсорное воспитание на занятиях и
является основой развития чувственного опыта детей.
Готовя пособия к занятиям, следует опираться на эталонную систему
основных цветов спектра. А опыт работы в группе раннего возраста показал,
что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек,
изготовленных вручную. Ведь в них заложена доброта и тепло, поэтому
малыши очень любят заниматься с такими игрушками, и процесс усвоения
материала идет значительно быстрее.
Планируя
занятия
по
ознакомлению
детей
с
цветом,
необходимо
придерживаться
принципа
последовательности,
предусматривающего
постепенное усложнение заданий.
Все занятия проводить в игровой форме, с использованием подвижных
игр, пальчиковой, фонематической гимнастики, русских народных потешек.
От простых игровых сюжетов на ранних стадиях обучения мало-помалу
переходить к более развернутым.
Занятия
следует
начинать
с
различения
двух
цветов
-
красного
и
зеленого.
Этот
небольшой
комплекс
занятий
под
названием
«Ежики
и
грибочки»
уже
в
начале
адаптационного
периода
помогает
развлечь
и
организовать детей.
Далее
игры-занятия
становятся
разнообразнее.
В
них
включается
дидактический материал. Таков комплекс «Веселые подружки».
В этом комплексе занятий предполагается ориентировка на четыре цвета
в разном их сочетании: парами, по три и все четыре в зависимости от
подгруппы детей и степени усвоения материала. Этот комплекс игр-занятий
также
рассчитан
на
адаптационный
период.
Малыши
учатся
первым
элементам сюжетной игры, использованию предметов-заместителей.
Сюжеты
комплекса
просты
и
знакомы
ребятам.
Приобретенные
на
занятиях навыки малыши в дальнейшем применяют в самостоятельной игре.
Материалом в играх служат кубики, шарики, втулочки, пирамидки, все те
игрушки, которые находятся в группе. Самое главное - творчески подходить к
подбору игр - и ваши подопечные останутся довольны.
После комплекса игр-занятий с куклами
переходим к дидактическим
играм, выполненным в цветовой гамме радуги. Этот комплекс игр называется
«Веселые
гномы».
Он
включает
в
себя
группирование
однородных
и
соотнесение разнородных предметов, закрепление представлений о форме и
величине предметов. Занятия проводятся по подгруппам. Как показывает
опыт работы с детьми раннего возраста, большинство малышей усваивают
ориентировку в цветах радуги уже к концу второго квартала.
Пособия к комплексам занятий «Жил осьминог со своей осьминожкой» и
«Что
за
чудо-черепахи» разработаны
в
двух
вариантах
-
плоскостном
и
объемном,
что
помогает
детям
более
полно
и
отчетливо
воспринимать
различные свойства предметов.
В занятия по восприятию цвета
включается также изобразительная
деятельность, аппликация и конструирование.
Мир
цвета
сказочен
не
только
для
ребенка.
Когда
погружаешься
в
разработку новой игры, сам попадаешь в мир сказки и фантазии, каждое уже
завершенное пособие дает толчок к изготовлению нового. Так хочется в наш
компьютеризированный, технический век подарить детям веселую, яркую,
цветную мягкую сказку, сделанную с любовью и добротой собственными
руками.
«ЕЖИКИ И ГРИБОЧКИ»
(комплекс занятий с дидактическим материалом)
«Поможем ежикам»
Программное содержание:
Продолжать формировать у детей простейшие приемы установления
тождества и различия цвета однородных предметов.
Оборудование: игрушки - ежики двух цветов (красный и зеленый); грибы
двух цветов (красные и зеленые).
Ход занятия:
На ковролине расположены грибочки - это небольшая лесная полянка,
там же находятся ежики. Воспитатель предлагает детям подойти к полянке.
- Ребята, вон, сколько грибов выросло на лесной опушке после дождика,
какие они красивые и разные! Вот этот грибок, какого цвета, кто знает?
Воспитатель
показывает
красный
гриб
и,
если
кто-то
отвечает
правильно, поощряет малыша. (Аналогично с зеленым грибом.)
- Посмотрите, ребята, на полянке - ежики, какие они славные! Один ежик
красного цвета (показывает), другой - зеленого. А давайте мы соберем для
этих ежиков грибочки. Только будьте внимательны: я красному ежику дам
красный грибочек, а зеленому ежику - зеленый грибок, вот так.
Воспитатель показывает, как надо прикрепить грибочки к «колючкам»
ежиков.
Если
кто-либо
из
малышей
неправильно
выполняет
задание,
взрослый
помогает.
Но
вот
все
грибочки
собраны
и
подарены
ежикам.
Воспитатель и дети любуются своей работой.
В конце занятия можно провести подвижную игру «Заинька» (см. ниже).
«В лес, по грибочки»
Программное содержание:
Научить
детей
фиксировать
внимание
на
цветовых
свойствах
предметов.
Формировать у них простейшие приемы установления тождества и
различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой же», «не такой», «разные».
Оборудование: грибочки двух цветов - красные и зеленые, одноцветные
ведерки у детей, два ведерка побольше - красное и зеленое.
Ход занятия:
В одном из уголков игровой зоны заранее оформляется лесная полянка с
грибами на «липучках». Воспитатель раздает детям маленькие ведерочки:
- Давайте-ка сегодня пойдем с вами в лес за грибами. (Приговаривает):
Гриб-грибок,
Выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу!
Грибок к грибку,
А мой наверху!
- Ребята, посмотрите, сколько грибов в нашем лесу, давайте их соберем.
Дети собирают грибы и складывают в свои ведерки.
- Молодцы, все грибочки собрали. Посмотрите на грибочки - они у нас
разные: вот этот гриб - красного цвета, а этот - зеленого. Давайте-ка положим
грибочки
красного
цвета
в
красное
ведро,
грибочки
зеленого
цвета
-
в
зеленое.
Сначала
воспитатель
выполняет
эти
действия
сам,
советуясь
с
малышами, куда положить гриб того или иного цвета. Так, показав зеленый
гриб,
спрашивает:
«Где
лежит
грибок
такого
же
цвета;
куда
его
нужно
положить?» Затем прикладывает зеленый грибок к красному и говорит, что
они разные, после этого прикладывает зеленый грибок к зеленому и отмечает,
что они одинаковые.
Далее дети выполняют задания, раскладывают грибочки соответственно
цвету по ведрам.
В конце занятия проводится игра «Заинька».
Вышли дети на лужок,
Дети вслед за педагогом
Заглянули под кусток,
повторяют движения,
Увидали зайчика,
о которых говорится
Поманили пальчиком.
в потешке.
Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши.
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
Вместе с зайкой нашим
Весело попляшем.
«...В дальний лес мы пойдем, там грибы-маслята»
Программное содержание:
Продолжить
формирование
у
детей
практических
знаний
о
цвете
предметов (красный и зеленый), о величине (большой и маленький).
Развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу,
а затем по словесному обозначению.
Обобщать предметы по признаку цвета.
Познакомить малышей с новым цветом (желтым).
Оборудование:
укрепленные
на
подставках
деревца
из
картона
трех
цветов (красное, зеленое, желтое), грибы большие тех же трех цветов; грибы
маленькие двух цветов (красные и зеленые); корзинки для детей; ежики двух
цветов (красный и зеленый); дорожка, имитирующая мостик.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей поиграть с ним в игру «Похлопаем в
ладошки!»:
Похлопаем в ладошки,
Легкие хлопки перед грудью.
Похлопаем немножко.
Похлопаем в ладошки
Похлопаем опять!
И пальчики попляшут,
Вращения кистями поднятых рук,
И пальчики попляшут,
У маленьких ребят!
И пальчики попляшут,
И пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
Руки медленно опускаются
Все ровненько сидят.
до уровня груди.
После игры воспитатель говорит:
- Давайте, ребята, возьмем корзиночки и пойдем в лес за грибами. Но
чтобы попасть в лес, нам нужно пройти по мостику:
Через мостик перейти
Надо нам, ребята.
В дальний лес мы пойдем,
Там грибы-маслята.
Педагог и дети проходят по мостику и попадают в сказочный лес.
Воспитатель.
Посмотрите,
какой
красивый
сказочный
лес.
Вот
на
зеленой полянке растет зеленая елка. А на красной полянке - красная осинка.
А что растет под деревьями?
Дети. Грибы!
Воспитатель. Правильно, грибы. А грибы у нас сказочные, посмотрите,
они разные: один зеленый гриб, он растет под зеленой елочкой. Какой гриб?
Дети. Зеленый.
Воспитатель. А другой гриб - красный. Он растет под красной осинкой.
Какой гриб?
Дети. Красный.
Воспитатель (берет большой зеленый гриб). Ребята, а в грибе что-то
есть, посмотрим? Ох, тут под шляпкой маленькие зеленые грибочки, их
много. Сколько их?
Дети. Много.
Воспитатель.
Берите,
дети,
маленькие
грибочки
и
кладите
в
свои
корзиночки.
Затем аналогично рассматривают красный гриб и собирают маленькие
красные грибочки в корзинки.
Воспитатель. А теперь мы отдохнем.
Малыши рассаживаются на стульях. На столе - большая тарелка.
Воспитатель.
Давайте
все
свои
грибочки
положим
на
тарелку.
Посмотрите, ребята, как много у нас грибов! Грибы разные - зеленые и
красные. Вот зеленый гриб. Найдите такой же. А вот красный грибок. Кто
мне покажет такой же?
Дети поочередно показывают грибы и называют цвета.
Воспитатель
(обращаясь
к
детям).
Послушайте,
кто-то
пыхтит
под
елкой! (Дети прислушиваются.)
Воспитатель читает стихотворение:
Серый ежик весь в иголках,
Словно он не зверь, а елка,
Хоть колюч молчун лесной –
Ежик добрый, а не злой.
- Кто это, дети?
Дети. Ежик!
Воспитатель. Правильно,
ежик.
Посмотрите,
какие
замечательные
ежики пришли к нам в гости:
Мы ежики - по лесу гуляли,
Грибочки искали.
Долго-долго мы шли,
А грибочков не нашли.
Как же быть нам, как же быть,
Чем нам деток покормить?
Воспитатель. Ребята, ежикам нечем кормить ежат. Они грибов в лесу не
нашли. А у нас много грибов, давайте с ежиками поделимся. Посмотрите,
ежики
разные
по
цвету:
один
-
зеленый,
он
любит
собирать
зеленые
грибочки. А этот - красный ежик, он любит собирать красные грибочки.
Давайте их угостим: зеленому ежику -такой же зеленый гриб; красному
ежику - красный гриб.
Дети насаживают на «колючки» ежиков грибочки соответственно цвету
самого зверька.
Воспитатель. Молодцы, поделились грибами, теперь маленькие ежата
не останутся голодными.
Ежи говорят детям спасибо и уходят в лес.
Воспитатель предлагает всем вместе поиграть в волшебном лесу.
-
Ребята,
покажите,
какие
грибочки
маленькие.
(Дети
садятся
на
корточки.)
- А какие у меня ребята большие? Вот такие! (Дети встают и поднимают
руки вверх.) Игра повторяется 2-3 раза.
- Пока мы играли, вырос еще один гриб - желтый. Посмотрите, какой он
красивый. А в нем что-то есть. Что там под шляпкой? Да это же маленькие
желтые
грибочки
лесные
звери
ребятам
собрали.
Угощайтесь,
ребятки.
Скажем спасибо лесу за угощение.
«ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»
(комплекс занятий с дидактическими материалами)
«Кукла Катя и ее подружки»
Программное содержание:
Ознакомить детей с предметами четырех цветов.
Обратить их внимание на цветовые свойства игрушек.
Учить выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь
на одно свойство.
Продолжить
обучение
словам
«цвет»,
«такой
же»,
«не
такой»,
«разные».
Оборудование:
куклы,
одетые
в
наряды
четырех
цветов:
красный,
желтый, синий, зеленый.
Ход занятия:
Педагог вносит в группу куклу в красном костюмчике.
Воспитатель. Ребята, это кукла Катя, у нее вся одежда красного цвета:
шапочка красная, кофточка красная, штанишки красные, носочки красные.
Но она пришла не одна, с ней ее подружки - Зина, Света и Женя. Посмотрите,
все куколки одеты одинаково: шапочки, кофточки, штанишки, носочки. Но
одежда у них разного цвета. Кукла Зина одета в зеленую одежду. Какого цвета
у Зины шапочка?
Дети. Зеленая.
Воспитатель. У куклы Светы синяя шапочка, синяя кофточка, синие
штанишки и синие носочки. Какого цвета у Светы кофточка?
Дети. Синяя.
Воспитатель. У куклы Жени желтая шапочка, желтая кофточка, желтые
штанишки и желтые носочки. Какого цвета у Жени штанишки?
Дети. Желтые.
Воспитатель.
Ребята,
видите,
куклы
принесли
с
собой
корзинку
с
мячиками
разного
цвета.
Кукла
Катя,
в
красной
шапочке,
любит
играть
красным мячиком. Кукла Зина, в зеленой кофточке, любит играть зеленым
мячиком. Кукла Света, в синей шапочке, играет, синим мячиком. Кукла Женя,
в желтой шапочке, любит играть желтым мячиком.
(Говоря это, воспитатель дает по одному мячику соответствующего цвета
каждой кукле.)
Воспитатель.
Посмотрите,
дети,
остальные
мячики
в
корзинке
перемешались. Давайте поможем куклам найти еще по мячику.
- Марина, у куклы Кати какого цвета шапочка? (Красная.) Найди такого
же цвета мячик. (Правильно.) Скажи: «Катя, на красный мячик». (Ребенок
повторяет фразу.)
-
Юля,
какого
цвета
у
куклы
Зины
кофточка? (Зеленая.) Правильно,
найди ей такого же цвета мячик. (Верно.) Скажи: «На, Зина, зеленый мячик».
-
Денис,
какого
цвета
у
куклы
Светы
носочки? (Синие.) Правильно,
найди такого же цвета кукле мячик. (Правильно.) Скажи: «Света, на синий
мячик».
- Карина, какого цвета у куклы Жени штанишки? (Желтые.) Найди такого
же цвета мячик для Жени. (Правильно.) Скажи: «Женя, на желтый мячик!»
- Ребята, куклы благодарят вас. Вы помогли им найти мячики.
А теперь мы тоже поиграем мячиками.
Проводится игра «Мой веселый, звонкий мяч...»
Разноцветный быстрый мячик
Дети бьют об пол
Без запинки скачет, скачет...
своими мячиками.
Часто, часто, низко, низко,
От земли к руке так близко.
Скок и скок, скок и скок,
Не скачи под потолок!
Скок и скок, стук да стук,
Не уйдешь из наших рук.
«Поиграем с куклами»
Программное содержание:
Продолжать формировать у детей простейшие приемы установления
тождества и различия цвета предметов разной формы.
Развивать умение выбирать предметы с ориентировкой на их форму и
цвет.
Закрепить знания малышей о форме предметов (шар - куб).
Оборудование: куклы в желтой и синей одежде, кубы и шары желтого и
синего цветов.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришли куклы Женя и Света. Кукла
Женя одета в желтую одежду: шапочка у нее желтая, кофточка - желтая,
штанишки - желтые и носочки тоже желтые. У куклы Светы синяя шапочка,
синяя кофточка, синие штанишки и синие носочки. Какого цвета у куклы
Жени кофточка?
Дети. Желтая.
Воспитатель. Правильно. А какого цвета у куклы Светы носочки?
Дети. Синие.
Воспитатель. Куклы принесли с собой свои любимые игрушки: кубики
и шарики. Они тоже разного цвета. Вот кубики и шарики синие. Какого цвета
кубики?
Дети. Синие.
Воспитатель. Верно. А эти шарики и кубики - желтые. Какого цвета этот
шарик?
Дети. Желтый.
Воспитатель. Да! А вот кукла Света любит строить башенки из синих
кубиков и играть синими шариками. Кукла Женя любит строить башенки из
желтых кубиков и играть желтыми шариками. Посмотрите, ребята, у нас все
игрушки лежат в корзинке. Надо помочь куклам выбрать игрушки, которые
они любят.
Оля и Таня, найдите кукле Свете синие кубики, такого же цвета, как у
нее шапочка. Правильно, молодцы. Никита и Кирилл, найдите кукле Жене
кубики такого же цвета, как у нее носочки. Очень хорошо!
Построим и подарим куклам башенки: кукле Свете -синюю, кукле Жене -
желтую.
Дети строят куклам башенки.
Воспитатель (сажает
кукол
на
ковер,
рядом
ставит
башенки
соответствующего цвета). А теперь, ребята, поиграем с куклами и шариками.
Шарики круглые, их можно катать, но из них нельзя построить башенку, как
из кубиков. Покатим кукле Свете синие шарики.
Дети выбирают синие шарики и катят их по направлению к кукле Свете.
- Покатим кукле Жене желтые шарики. (Действия аналогичны.) Пусть
куклы пока посидят на коврике и посмотрят, как мои малыши умеют плясать.
Проводится игра «Ну-ка, хлопаем в ладоши...»
Ну-ка, хлопаем в ладоши
Движения детей согласно
Дружно, веселее!
тексту рифмовки.
Застучали наши ножки
Громче и быстрее!
Аналогичны занятия с игрушками других цветов: желтый - красный;
красный - синий; зеленый - желтый. В зависимости от уровня подготовки
детей допустимо проводить игры, используя три-четыре цвета.
«Угостим кукол яблоками»
Программное содержание:
Продолжать
учить
детей
соотносить
разнообразные
предметы
по
цвету.
Развивать способность использовать в игре предметы-заместители.
Оборудование: куклы,
одетые
в
костюмы
разного
цвета
(красный
и
желтый);
шары,
имитирующие
яблоки
(красные
и
желтые);
вкладыши,
имитирующие вазы (красные и желтые); картинка с изображением вазы с
яблоками.
Ход занятия:
Воспитатель (показывает
ребятам
картинку
с
вазой,
в
ней
яблоки).
Посмотрите, дети, на картине ваза с яблоками. Они разного цвета - красные и
желтые, они круглые. А вот у меня в корзинке шарики, они тоже разного
цвета - красные и желтые. Пусть эти шарики будут у нас яблоками. Ими мы
будем угощать кукол Катю и Женю. У меня в руках красное яблоко. Какого
цвета у меня яблоко?
Дети. Красного.
Воспитатель. Правильно. Красное яблоко я положу в красную вазу.
(Кладет
красный
шарик
в
красный
вкладыш-вазу).
Какого
цвета
у
меня
яблоко и ваза?
Дети. Красные.
Воспитатель. Красное яблоко в красной вазе я дам кукле Кате - в
красной одежде.
Взрослый раздает малышам вазы-вкладыши красного и желтого цветов,
предлагает выбрать яблоки - шарики соответствующего цвета и угостить
кукол яблоками. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Ребята, давайте посадим кукол за стол, и они посмотрят,
как вы умеете играть.
Проводится игра «Мы топаем ногами...»
Вот как мы шагаем -
Дети энергично маршируют.
посмотри!
С окончанием музыки или текста,
Ножки поднимаем -
произносимого воспитателем,
раз, два, три!
останавливаются.
Как шагают ножки -
топ-топ-топ,
Прямо по дорожке -
топ-топ-топ!
Аналогично строятся занятия с игрушками других цветов: красный -
зеленый; зеленый - желтый; красный - желтый - зеленый. Малыши действуют
по показу и по словесной инструкции педагога.
«Сварим куклам кашу»
Программное содержание:
Закреплять умение детей группировать предметы по цвету.
Обучать соотносить разнородные предметы.
Продолжать обучать детей игре с предметами-заместителями.
Оборудование:
куклы
в
синих
и
желтых
одеждах,
кубики,
колечки,
вкладыши и палочки синего и желтого цветов.
Ход занятия:
Воспитатель подводит детей к столу, где сидят куклы Света и Женя,
одетые соответственно в синюю и желтую одежду.
Воспитатель. Дети, куклы Света и Женя долго играли на улице, пришли
домой, они очень устали и проголодались. Давайте мы им сварим кашку. Вот
эти вкладыши будут у нас кастрюльками, а палочки - ложечками. Кастрюльки
у нас разного цвета: вот кастрюлька и ложечка синего цвета. Какого цвета у
меня кастрюлька и ложечка?
Дети. Синего.
Воспитатель. Правильно. Вот эта кастрюлька и ложечка - желтого цвета.
Какого цвета у меня кастрюлька и ложечка?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Правильно, молодцы.
Педагог раздает детям по кастрюльке-вкладышу, предлагает подобрать к
ним
ложечки-палочки
и
сварить
куклам
кашу.
Необходимо
обязательно
похвалить тех ребят, которые правильно выполнили задание, и помочь тем,
кто затрудняется это сделать.
Воспитатель. Мы сварили кашу, а теперь положим ее в тарелочки.
Только кукла Света любит есть кашу из синей тарелочки.- Найдем тарелочку
такого цвета, как у нас кастрюлька. (Дети находят тарелочку-колечко синего
цвета). Теперь найдите тарелочку для куклы Жени и покормите кукол кашей.
Дети кормят Свету и Женю ложечками из тарелочек, подобранных по
цвету одежды кукол. Куклы благодарят детей.
В конце занятия проводится игра «Ладушки-ладошки».
Звонкие хлопошки
Действия детей согласно тексту.
Хлопают в ладошки.
Ладушки, ладушки,
Ладушки-ладошки.
Кашку наварили,
Помешали ложкой.
Ладушки, ладушки,
Ладушки-ладошки.
Е. Карганова
Усложнение: в зависимости от уровня подготовки детей можно ввести в
игру-занятие кубики. Они будут служить столиками для кукол и подбираться
по цвету одежды и посуды.
«Сделаем куклам бусы»
Программное содержание:
Закреплять умение детей группировать предметы, разные по форме,
но одинаковые по цвету.
Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание
мелких деталей на шнур.
Оборудование:
четыре
куклы,
одетые
в
красную,
желтую,
синюю
и
зеленую одежду, шнуры тех же цветов и различные по форме детали для
нанизывания.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в группу кукол, одетых в разную по цвету одежду.
- Ребята, к нам в гости пришли куклы Катя, Женя, Зина и Света. Они
принесли с собой шкатулки, а в них разные детальки, чтобы сделать бусы.
Давайте поможем куклам.
Воспитатель
раздает
детям
по
шнурочку,
напоминает,
что
бусинки
должны быть такого же цвета, что и шнурочек. Подходит к каждому ребенку
и спрашивает, какого цветы бусы он будет собирать. Выслушивает ответы,
поправляет, если малыш ошибся.
Когда дети закончат нанизывать бусы, нужно предложить им подарить
свои
изделия
куклам:
кукле
Кате
-красные
бусы,
Свете
-
синие,
Зине
-
зеленые, Жене -желтые.
- Ребята, вы все правильно сделали. А теперь поиграем с куклой.
Проводится игра с куклой:
«Вот красивая игрушка -
наша куколка Катюшка…»
Дети
по
очереди
берут
в
руки
куклу
и
танцуют
с
ней
под
хлопки
остальных.
«ДРУЖНЫЕ ГНОМЫ»
(комплекс занятий с дидактическим материалом)
«Веселые гномы»
Программное содержание:
Знакомить детей с последовательностью размещения цветовых тонов
в спектре.
Воспитывать внимательность и усидчивость.
Оборудование:
фланелеграф,
установленный
горизонтально,
семь
игрушек-гномов в одежде цветов радуги, домики тех же цветов.
Ход занятия:
На фланелеграфе последовательно расположены домики, соответственно
цветам радуги.
Воспитатель. Ребята,
посмотрите,
какие
красивые
домики!
Они
все
разного цвета. Вот этот домик, какого цвета?
Дети. Красный.
Воспитатель. Правильно. А этот домик, какого цвета?
Дети. Желтый.
Воспитатель. Верно. Вот этот домик оранжевый. Такого цвета бывают
морковка, апельсин. (Не требуется от детей повторения и заучивания цвета.)
Воспитатель. Какого цвета этот домик?
Дети. Синий.
Если
цвет
назван
правильно,
взрослый
хвалит
малыша.
Аналогично
задаются вопросы и выслушиваются ответы по другим цветам.
Воспитатель. А знаете, ребята, кто живет в этих домиках? В них живут
веселые гномы. В красном домике живет гном, одетый в красную одежду.
Какого цвета у гнома шапочка?
Дети. Красная.
Подобный, диалог продолжается по поводу всех цветов и костюмчиков
гномов.
Воспитатель. Гномы очень любят свои домики и никогда их не путают.
Видите, у каждого гнома свой домик, такого же цвета, что и его одежда.
Педагог
расставляет
гномов
около
их
домиков
(по
спектру
цветов
радуги) и говорит: «Если мы домики и гномов расставим вот так, друг за
другом, то получится радуга».
Можно обратить внимание детей на гномов в оформлении групповой
комнаты - они выстроились так же, как и гномы на фланелеграфе.
В конце занятия проводится игра «Еле-еле, еле-еле».
Еле-еле, еле-еле
Взявшись за руки, дети
Закружились карусели,
идут по кругу, постепенно
А потом, потом, потом -
ускоряя шаг.
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, Малыши замедляют шаг.
Карусель остановите.
Вот и кончилась игра. Круг останавливается.
Остановка - раз и два.
Игра повторяется два-три раза.
«Веселые гномы собираются на праздник»
Программное содержание:
Продолжать
закреплять
умение
детей
соотносить
разнородные
предметы по цвету.
Развивать воображение и творческие способности малышей.
Закреплять практические умения действовать с; предметами разной
формы.
Оборудование:
вырезанные
из
картона
гномы
и
воздушные
шары
(круглые и овальные) всех цветов радуги - для фланелеграфа; аналогичный
раздаточный материал.
Ход занятия:
- Ребята, у нас недавно был праздник, и все дети пришли с воздушными
шарами. Вот и наши веселые гномы решили устроить себе праздник. Они
купили много разноцветных шаров и стали их надувать. (Фонематическая
гимнастика «Надуем
шарики» ) Долго,
долго
надували,
а
когда
надули,
шарики разлетелись. Давайте все вместе поможем найти свой шарик каждому
гному. Гномы одеты в костюмы разных цветов, и шарики они выбирали в
магазине такого же цвета, что и одежда. Шарики были разной формы: одни -
круглые,
вот
такие,
другие
-
овальные,
вот
т акие.
(Воспитатель
демонстрирует шарики.)
- Посмотрите, я гному в оранжевой одежде нашла оранжевые шарики -
круглый и овальный. Теперь Юра поможет гному в желтой одежде найти его
шарики. (Ребенок выполняет работу у фланелеграфа.)
-
Молодец,
Юра,
правильно
подобрал
шарики.
Аналогично
на
фланелеграфе
раскладываются
шары
для
всех
гномов.
Затем
педагог
выкладывает на столе фигурки - гномики и шары. Каждый ребенок сам
выбирает себе гнома и находит для него шарики соответствующего цвета.
Воспитатель следит за тем, как дети выбирают шарики, хвалит тех, у кого это
получается, и помогает, если малышу трудно найти шары определенного
цвета. Когда все дети справятся с заданием, воспитатель раскладывает гномов
с
шариками
в
порядке
цветов
радуги.
Все
любуются
тем,
как
красиво
выстроились гномы.
-
Ребята,
вы
молодцы,
помогли
гномам
разобрать
шарики,
и
у
них
получился очень веселый праздник. За это они благодарны вам и прислали
воздушные шарики в подарок.
Воспитатель вносит в группу воздушные шары.
- Давайте мы поиграем с шарами. Но сначала отгадайте загадку:
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел за облака.
«Веселые гномы в лесу»
Программное содержание:
Продолжать учить детей действовать с предметами, ориентируясь на
их цвет и форму.
Соотносить предметы, разные по форме, одинаковые по цвету.
Оборудование: фигурки - гномы, цветы, грибы всех цветов радуги для
фланелеграфа, раздаточный материал для детей.
Ход занятия:
На фланелеграфе большая поляна с цветами и грибами семи цветов.
- Ребята, наши знакомые гномы решили пойти в лес отдохнуть. Пришли
они в лес и увидели красивую поляну. На ней было много цветов, а в тени под
деревьями росли грибы. Гномы долго любовались замечательной поляной, и
вот кто-то предложил: «Давайте соберем немного цветов и грибов». Гном в
голубой одежде нашел себе голубой цветочек. А вот гном в оранжевой
одежде - ему я нашла оранжевый цветок. Даша, сорви этому гному грибок
такого цвета, как у него цветок.
Девочка подходит к фланелеграфу и находит грибок.
- Правильно, Даша.
Воспитатель и дети подбирают гномам цветы, и грибы соответственно
цвету их одежды.
- Гномы собрали много цветов и грибов, и пришли домой. Посмотрите,
как можно красиво положить цветы, чтобы получилась радуга!
Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует –
Вот какая радуга.
Затем на стол перед каждым ребенком воспитатель кладет по гному и
предлагает выбрать грибочки такого же цвета, как одежда у гнома. Дети,
сидящие за столом, выбирают грибочки из общего раздаточного материала.
За столиками для занятий лучше рассадить ребят по трое. Тогда они смогут
выбирать игрушки заданного цвета из материалов трех цветов.
После того, как малыши найдут грибочки и положат рядом с гномами,
педагог
дает
новое
задание
-
отобрать
из
общего
материала
цветочки,
подходящие по цвету каждому гному.
В
ходе
игры-занятия
воспитатель
регулирует
поведение
детей,
напоминая, чтобы они не торопились, вначале внимательно смотрели на
фигурки, находили глазами нужные и только после этого откладывали их для
гномов.
В конце занятия проводится игра «Идет медведь»:
Идет медведь,
Шумит в кустах,
Дети идут вперевалочку, затем
Спускается в овраг...
становятся на четвереньки.
На двух ногах,
На двух руках,
Мы тоже можем так.
«Веселые гномы и их друзья»
Программное содержание:
Продолжать обучать детей выбирать предметы определенного цвета
по показу, а затем по словесному обозначению.
Развивать зрительную память, воображение.
Формировать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаясь
при ее выполнении.
Оборудование:
картонные
гномы
и
собачки
семи
цветов
радуги
для
фланелеграфа и аналогичный раздаточный материал для детей.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, вы уже знаете, что знакомые наши гномы живут в
сказочном лесу, где все разноцветное - и домики, и сами гномы. А у гномов
есть любимые друзья - это их маленькие собачки. У желтого гнома живет
желтая собачка. Какого цвета этот гном?
Дети. Желтого.
Воспитатель. Правильно, желтого. А этот гном - фиолетового цвета, у
него такого же цвета собачка. А вот гном синего цвета. Какого цвета этот
гном?
Дети. Синего.
Воспитатель. Верно, синего.
Аналогично рассматриваются гномы и собачки других цветов.
Воспитатель. Вот однажды собачки выбежали гулять и так разыгрались
в лесу, что не услышали, как их звали гномы. Давайте поможем гномам
отыскать своих собачек! Вы помните, что у каждого гнома своя собачка
такого же цвета, как и его одежда.
Каждому
ребенку
воспитатель
дает
по
два
гнома
разных
цветов
и
предлагает выбрать им по собачке. Напоминает ребятам, что сначала надо
внимательно посмотреть на собачек, выбрать нужную глазами, а потом взять
ее для гнома.
В конце занятия можно предложить детям разложить гномов рядышком
на столе, помня, что у каждого гнома есть свое место. Воспитатель просит то
одного, то другого ребенка принести гнома такого-то цвета (при этом цвет не
называет, а показывает). Размещает фигурки на столе в соответствии со
спектральной
последовательностью.
Теперь
требуется
каждому
гному
подобрать собачку такого же цвета, что и его одежда.
Закончить занятие можно загадкой:
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди –
Лучше в дом не заходи.
«Веселые гномы строят домики для своих друзей»
Программное содержание:
Продолжать знакомить малышей с предметами различной формы.
Учить соотносить предметы, различая их по форме и цвету.
Обучать составлению целого из частей.
Развивать творческие способности детей.
Оборудование:
игрушки
-
гномы,
собачки;
квадраты,
треугольники;
большие дома семи цветов для фланелеграфа; раздаточный материал: гномы,
квадраты и треугольники семи цветов.
Ход занятия:
На фланелеграфе расположены веселые гномы и их дома.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие красивые домики у гномов. У
каждого гнома свой дом, у красного гнома - красный дом. У желтого гнома,
какой дом?
Дети. Желтый.
Воспитатель. Правильно. Помните, ребята, я вам говорила, что у гномов
есть верные друзья - это их собачки. Только вот у собачек нет домиков.
Гномы решили построить для них домики, они привезли много кирпичиков и
крыш
разных
цветов.
У
них
получилась
целая
гора
материалов
для
строительства, и они никак не могут с ней разобраться. Давайте мы им
поможем. Вот у меня желтый песик, ему нужно построить домик желтого
цвета. Я беру желтый квадратик (кирпичик) и такого же цвета треугольник
(крышу). Приставляю крышу к кирпичику сверху, получается дом для песика.
Ира, вот тебе красный песик, найди для него квадратик и треугольник такого
же цвета. Правильно, теперь построй домик для собачки. Молодец, хорошо!
Посмотрите, ребята, песик красный и домик у него красный.
Аналогично совместно строятся дома для остальных собачек. Можно
выстроить домики с собачками в последовательности цветов радуги.
Затем воспитатель дает каждому ребенку по собачке и просит выбирать
квадраты такого же цвета, что и собачка. Дети, сидящие за одним столом,
выбирают квадратики из общего материала.
За столик для занятий лучше посадить ребятишек по трое. Тогда они
смогут выбирать фигуры заданного цвета из материала трех цветов.
После
того,
как
квадратики
будут
разобраны
и
положены
рядом
с
собачками, предлагается отобрать из общего материала крыши-треугольники.
В
ходе
игры-занятия
воспитатель
регулирует
поведение
детей,
напоминая им, чтобы они не торопились, а вначале внимательно смотрели на
квадратики и треугольники, находили глазами нужные и только после этого
брали их для строительства домика.
В конце занятия проводится игра «Возле елочки зеленой...»:
Возле елочки зеленой
В ритме музыки веселой
Хоровод.
Мы идем широким кругом
Друг за другом, друг за другом.
Пусть стучат все громче ножки
Возле елки на дорожке.
Топающий шаг.
И пока мы не устанем,
Танцевать не перестанем.
«Гномы и машины»
Программное содержание:
Закрепить умение детей группировать предметы по цвету.
Продолжать обогащать их опыт при действии с предметами разной
формы, но одинакового цвета,
Развивать воображение, образное мышление.
Оборудование:
фигурки
из
картона
-
гномы,
собачки;
квадраты
и
прямоугольники семи цветов; раздаточный материал - собачки, квадратики и
прямоугольники,
кирпичик
и
кубик
для
построения
машины,
игрушка-
собачка.
Ход занятия:
Воспитатель на фланелеграфе показывает детям гномов, расположенных
в соответствии с последовательностью цветов спектра. Возле гномов их
верные друзья - собачки.
Воспитатель. Ребята, гномы решили повеселить своих друзей, покатать
их
на
машинах.
Помните,
мы
строили
машины
из
конструктора:
брали
кирпичик и ставили на него кубик - вот так и получалась машина. Можно на
ней покатать Бобика - вот так. (Демонстрирует машину, показывает игрушку-
собачку.)
Вот и наши гномы собрались сделать такие же машины своим друзьям.
Они набрали много кубиков и кирпичиков и теперь спорят, какие им машины
строить. Надо им помочь. Вот смотрите, у меня собачка оранжевого цвета. Я
беру
такого
же
цвета
прямоугольник
и
квадратик,
ставлю
квадратик
на
прямоугольник, и у меня получилась машина для собачки - оранжевой.
Педагог
дает
каждому
ребенку
по
собачке
и
предлагает
выбрать
квадратик и прямоугольник такого же цвета, что и собачка. Когда все дети
построят машинки, показывает красную собачку, спрашивает:
- Кто знает, какого цвета эта собачка? (Красная.)
-
Правильно,
красная. (Показывает
рядом
сидящую
собачку.)
А
это
оранжевая собачка,
Так определяются и повторяются цвета остальных собачек.
На прощание можно загадать загадку:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
«Дружные кисточки»
Программное содержание:
На чувственно-эмоциональной основе закрепить практические знания
детей о цвете предметов (основных цветов).
Ознакомить с цветами радуги, с различением предметов по размеру
(большой, маленький).
Формировать
умение
подбирать
предметы,
разные
по
форме,
по
размеру, но одинаковые по цвету, - сначала по показу, а затем по словесному
обозначению.
Развивать
зрительную
память,
воображение
и
творче ские
способности малышей.
Воспитывать умение следовать поставленной задаче, не отвлекаясь
при ее выполнении.
Оборудование: куклы-кисточки всех цветов радуги, а также черная и
белая; деревья-подставки; игрушечные яблоки и груши двух размеров, двух
цветов; листья двух-трех цветов; цветы семи цветов радуги; темная бумага;
картонные
звездочки
разных
цветов
для
аппликации;
клей,
салфетки;
пластмассовые звезды на ленточках для подвижной игры.
Ход занятия:
- Ребята, давайте сегодня отправимся в сказку. А в сказке - лето. Летом
светит теплое солнышко, но иногда идет дождик. Поиграем!
Капля раз,
Прыжок на одной ноге.
Капля два,
Прыжок на другой ноге.
Очень медленно сперва.
Четыре прыжка на обеих ногах.
А потом, потом, потом -
Шесть прыжков в более быстром темпе.
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли
Дети тянутся вверх на носочках,
От дождя себя укрыли.
поднимают и разводят руки в стороны.
Опускаются на всю стопу,
смыкают руки над головой.
- Летом появляется красивая радуга.
Здравствуй, радуга-дуга!
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
-
А
под
радугой
живут
сестрички-кисточки.
Давайте
с
ними
познакомимся.
Воспитатель
подводит
ребят
к
столику,
где
разложены
кисточки
в
порядке цветов радуги, а также черная и белая.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые сестрички-кисточки!
Они все разного цвета. Вот кисточка красного цвета. А что бывает красного
цвета?
Дети. Яблочко, помидор.
Воспитатель. Правильно. Вот кисточка - желтая. Что бывает желтого
цвета?
Дети. Солнышко, цветочки.
Воспитатель. А вот зеленая кисточка. Вы знаете, что бывает зеленого
цвета?
Дети. Травка, листики.
Воспитатель. Верно. Слышите, сестрички-кисточки что-то говорят. Я
сейчас послушаю (прислушивается). Знаете, что мне сказали сестрички? Что
у
них
был
красивый
сад.
Они
его
разукрасили
разными
красками,
но
прилетел
ветерок-шалун
и
все
напутал
в
саду.
Надо
помочь
кисточкам
привести сад в порядок.
Воспитатель
подводит
детей
к
столику,
где
расставлены
деревца
на
подставках. Рядом корзина. В ней игрушечные яблоки - красные и желтые,
большие и маленькие; груши - желтые и зеленые; цветы и листочки.
Красная кисточка. Я развесила большие красные яблоки на большом
дереве.
Воспитатель предлагает выбрать красные большие яблоки и повесить на
дерево. Хвалит ребят, которые правильно подобрали фрукты по цвету и
размеру, помогает тем, кто затрудняется выполнить задание.
Желтая
кисточка.
А
я
на
одном
дереве
развесила
большие
груши.
Помогите
мне,
пожалуйста.
Давайте
выберем
большие
желтые
груши
и
повесим
их
на
другое
дерево. (Дети
выполняют
задание.) Ребята, но на
деревьях не хватает листочков. Какого цвета летом листочки?
Дети. Зеленого.
Воспитатель. Правильно, зеленого. Андрюша, выбери листочки такого
же цвета, как эта кисточка - зеленого. Молодец, сделал все хорошо!
Остальные
кисточки
просят
найти
цветы
такого
же
цвета,
как
они.
Воспитатель показывает поочередно кисточки оранжевого, голубого, синего,
фиолетового, белого цвета и предлагает детям выбрать цветы такого же цвета.
Взрослый и дети любуются красивым садиком.
Воспитатель.
Ребята,
я
слышу,
что
кто-то
плачет.
Кто
это?
Да
это
кисточка черного цвета. Почему ты плачешь? (Кисточка что-то говорит на
ухо воспитателю.) Знаете, почему кисточка плачет? Видите, она черная, как
ночка. А ночью все спят и совсем темно. И этой сестричке-кисточке очень
скучно одной. Надо ей помочь. Нужно на черном небе зажечь...? Правильно,
звездочки. Посмотрите, какая красивая коробочка. Откроем ее? Да это же
сестрички-кисточки сделали для черной ночи звездочки. Давайте мы тоже
звездочками станем.