Автор: Лепунова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ КО ЮДДИ г. Юрга
Населённый пункт: город Юрга, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по артсинтезтерапии "Мир волшебства" для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания Кемеровской области «Юргинский детский дом-интернат для умственно отсталых
детей» департамента социальной защиты населения Кемеровской области
Рабочая программа
по артсинтезтерапии
«Мир волшебства»
для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Составила: Лепунова С. А.
Пояснительная записка
В наше время увеличилось количество детей отличающихся неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью,
повышенным беспокойством. В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения поведения, различные формы детской
нервности. Поэтому проблема невротических состояний и их коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.
Проблемой коррекции невротических состояний у детей дошкольного возраста занимались Е.Е. Кравцова, И.П. Воропаева, B.C.
Мухина, А. А. Нурахунова, Т.О. Смолева, А. С. Спиваковская, А.И. Захаров, С.Г. Файнберг, М.И. Чистякова, Т.Д. Зинкевич-
Евстигнеева и другие. По их мнению, наиболее эффективно привлечение таких детей к интересной, увлекательной деятельности.
Данные
исследователи
предлагают
способы
игровой
коррекции,
психогимнастики
и
другие
программы
психокоррекции
поведения.
Отечественные
исследователи
М.И. Буянов,
А.В. Запорожец,
Л.С. Выготский
подчёркивают,
что
при
планировании
коррекционных и психотерапевтических мер, упор следует делать на ведущие в данном возрасте деятельность. Поэтому при
работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты арт-терапии.
Метод артсинтезтерапии – это метод, разработанный Е.П. Беляковой, сочетающий в себе семь видов: ассоциации, живопись,
театр, пластика, драматургия, риторика. Методика не учит рисовать, писать стихи, играть на сцене и т.д. Искусство здесь не цель,
а средство. Поэтому все виды искусства трансформированы в систему упражнений. АСТ создавалась для развития творческих
возможностей личности, но не менее успешно используется и в психологических коррекциях.
Артсинтезтерапия
- это комплексный метод групповой психотерапии, использующий синтез искусств. Рассматривается в
качестве самостоятельного направления в лечебно-коррекционной работе, где владение техническими приемами разных видов
искусств сочетаются со знаниями психопатологии и подчинены психотерапевтическим целям. Благодаря артсинтезтерапии дети
освобождаются от отрицательных эмоций, снимают нервное напряжение, быстро выходят на контакт с психологом, педагогом,
врачом и с энтузиазмом включаются в процесс психокоррекции.
Основная цель артсинтезтерапии:
Развитие гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.
Задачи:
1. Акцентировать внимание ребёнка на его ощущениях и чувствах.
2. Создать оптимальные условия, способствующие наиболее чёткой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые
подавляются.
3. Помочь найти социально приемлемый выход как позитивный, так и к негативным чувствам.
Программа предполагает следующие направления техник-искусств:
* упражнения в ассоциациях;
*живопись;
* стихосложение;
* сценическая пластика,
* театрализация.
В каждом направление ставятся свои
цели и задачи
.
Упражнения в ассоциациях:
-
Учить детей лаконично описывать возникающие образы – картинки.
-Пробудить у детей яркие ассоциации и образы, необходимые для активизации бессознательной и сознательной фантазии.
-Развивать творческое мышление, стимулировать эмоционально-волевую сферу.
Живопись:
-Учить детей отображать собственные впечатления, ощущения, переживания при помощи цветовых сочетаний.
-Формировать целостность восприятия окружающего мира, активизации и обогащения эмоциональной сферы.
Стихосложение:
-Учить детей тонко и изысканно, лаконично и точно описывать свои чувства.
-Учить детей поиску "своих" слов, передавая своё настроение
.
-Развивать у детей слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие.
Сценическая пластика:
-Учить детей отражать свои личностные особенности в позе, движениях, жестах. Убирать «телесную броню» и через гармонию
тела находить гармонию души.
Театрализация:
-Учить детей импровизировать, владеть своим телом и голосом, общаться в коллективе.
-Развивать координацию движения, фантазию, мышление, память, чувство ритма, уверенность в себе и своих силах.
Учебная программа разработана на 3 года.
В 1-ый год вошли такие направления как:
Живопись
Упражнения в ассоциации
Сценическая пластика
Во 2-ой год:
Живопись
Стихосложение
Сценическая пластика
В 3-ий год:
Живопись
Сценическая пластика
Театрализация.
Учебная программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность
занятия: 15-20 минут для младшего возраста. Общее количество учебных занятий в год -28ч.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный - в сентябре, итоговый в мае.
1-ый год
Месяц
Направление
артсинтеза
Тема
Программное содержание
Материал
Кол-во
часов
Сентябрь
1-2 неделя
3 неделя
Диагностика
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Листопад»
(пальчиковое
рисование).
Продолжать знакомить детей с техникой
пальчикового рисования, изображать листья
способом примакивания. Познакомить с
«тёплыми цветами» (жёлтый, оранжевый,
красный). Развивать мелкую моторику.
Упражнение «Рисунок ассоциация»
Цель: Развивать у детей ассоциативное и
образное мышление, внимание и память.
Учить сосредоточенности и усидчивости.
Игра – пантомима «Падают, падают
листья»
Цель: Развивать выразительность мимики и
жестов.
Бумага размером ½
альбомного листа,
гуашь жёлтая,
оранжевая, красная.
Карточки с рисунками
– ассоциациями,
карандаш, тетрадь.
1
4 неделя
« Осенние
мотивы»
(кляксография).
Познакомить детей с новым способом
изображения - раздуванием краски. Помочь
освоить способ спонтанного рисования,
путём свободного нанесение пятен краски,
воздействуя, активной работай лёгких
(выдуванием рисунка), показать его
выразительные способности. Развивать
творческое воображение, фантазию.
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: Познакомить детей со
словосочетанием на тему «осень».
Развивать ассоциативное и образное
мышление, внимание и память.
Игра «Ветер дует нам в лицо»
Цель: Умение снимать напряжение
поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.
Гуашь разных цветов,
трубочки для
коктейлей, салфетки.
Карточки со
словосочетаниями на
тему «осень»,
карандаш, тетрадь.
1
Октябрь
1 неделя
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Осеннее дерево»
(рисования
ладошкой).
Продолжать знакомить детей с техникой
«рисования ладошкой». Вызвать
эмоционально- эстетический отклик на тему
занятия. Учить видеть красоту осенней
природы. Развивать ритм
цветовосприятия, навыки коллективной
работы.
Упражнение «Бег ассоциаций - Осень»
Цель: Развивать у детей навык
ассоциативного мышления, воображения.
Лист ватмана,
тонированный с
изображением на нём
стволом дерева, гуашь
жёлтая, оранжевая,
салфетки. Засушенные
листья деревьев.
Мяч.
1
2 неделя
3 неделя
« Ягоды и
яблочки на
тарелочке»
(оттиск
печатками из
картофеля, яблок).
«Домашнее
консервирование
(оттиск
печатками из
картофеля, яблок).
Игра «Ветер сильный вдруг подул».
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Познакомить детей с техникой печатания
печаткой из картофеля и яблок. Показать
приём получения отпечатка. Учить рисовать
яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке,
используя контраст размера и цвета.
Развивать чувство композиции.
Упражнение « Неопределённые фигуры»
Цель: Учить детей самостоятельно
рассуждать, сопоставлять, сравнивать,
анализировать.
Игра – пантомима «Был у зайца огород»
(в. Степанов)
Цель: Развивать пантомимические навыки.
Продолжать знакомить детей с техникой
печатания печаткой из картофеля и яблок.
Развивать чувство ритма, речь и мышление,
воспитывать желание рисовать ягоды на
силуэте банки.
Упражнение « Овощи, фрукты»
Цель: Познакомить детей с различными
группами растений. Учить самостоятельно,
рассуждать, сопоставлять, сравнивать,
Круг из бумаги
тонированный, гуашь
жёлтая, красная,
фиолетовая, зелёная,
салфетки, натуральные
или муляжи ягод и
яблок, различные
печатки.
Карточки с
изображением разных
фигур.
Заготовки силуэтов из
бумаги - банки, гуашь
жёлтая, красная,
фиолетовая, зелёная,
салфетки.
1
1
4 неделя
«Весёлые
мухоморы»
(рисование
пальчиками и
кисточкой).
анализировать. Развивать мелкую моторику
рук.
Игра- имитация «Как консервировали
компот»
Цель: развивать воображение и
пантомимические навыки.
Продолжать знакомить детей с техникой
пальчикового рисования и рисования
кистью. Учить наносить ритмично точки на
всю поверхность бумаги. Закрепить умение
ровно закрашивать шляпки гриба, окунать
кисть в краску по мере необходимости,
хорошо её промывать.
Упражнение « Нелогичные ассоциации»
Цель: Развивать у детей навык
ассоциативного мышления, воображение.
Игра «Утром дети в лес пошли».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности,
любовь к природе.
Карточки с
изображением фруктов,
овощей, ягод,
цветочков.
Вырезанные из белой
бумаги трафареты
мухоморов различной
формы, гуашь
красного, белого цвета,
салфетки,
иллюстрации грибов.
Карточки с
изображением
предметов.
1
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Каникулы
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Дождик, дождик
пуще» (рисование
кисточкой,
дорисовывание
деталей).
«Веточка
рябины»
(пальчиковое
рисование).
Учить детей наносить ритмичные мазки под
словесное сопровождение, продолжать
учить правильно, держать кисточку,
пользоваться краской, убирая лишнюю о
край баночки.
Упражнение «Рисунок ассоциация –
непогода»
Цель: Развитие ассоциативного и образного
мышления, внимания и памяти.
Развивать сосредоточенность и
усидчивость.
Игра «Мокрые котята».
Цель: Умение снимать напряжение
поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.
Двигаться врассыпную мягким,
пружинистым шагом.
Продолжать учить детей рисовать
пальчиками, радоваться полученному
результату. Закреплять знание основных
цветов, развивать интерес и положительное
отношение к рисованию.
Упражнение «Что из чего»
Цель: Учить самостоятельно, рассуждать,
сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Игра «Скушай ягодку» (угадай эмоцию)
Цель: Учить распознавать эмоции,
Альбомные листы с
изображением туч,
синяя краска, баночки,
салфетки, кисточки.
Карточки с рисунками
– ассоциациями,
карандаш, тетрадь.
Листы бумаги с
изображением веточки
рябины без ягод (по
кол-ву детей), ветка
рябины, рисунок-
образец, гуашь
красного цвета,
салфетки.
1
1
4 неделя
«Весёлая птичка»
(пальчиковое
рисование).
используя жесты, движения, голос.
Учить детей рисовать оперение птицы
пальчиками. Развивать цветовосприятие.
Воспитывать аккуратность.
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: Познакомить детей со
словосочетанием на тему «Прощальный
крик». Развивать ассоциативное и образное
мышление, внимание и память.
Игра «Вот лети большая птица».
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Лист с контурным
изображением птицы,
гуашь, салфетки.
Карточки со
словосочетаниями на
тему «птицы»,
карандаш, тетрадь.
1
Декабрь
1 неделя
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Тихо падает
снежок»
(рисование
кисточкой).
Учить детей делать мазки по всему листу.
Развивать воображение.
Упражнение ««Пиктограммы»
Цель: Познакомить детей со
словосочетанием на тему «зима». Развивать
ассоциативное и образное мышление,
внимание и память.
Игра – пантомима «Поиграем в снежки»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать творческую
самостоятельность в передаче образа.
Листы бумаги
тонированные (синие),
гуашь белого цвета,
салфетки,
иллюстрации зимнего
пейзажа, снегопада.
Карточки со
словосочетаниями на
тему «зима», карандаш,
тетрадь.
1
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Снежок для
ёлочки»
(пальчиковое
рисование).
«В лесу родилась
ёлочка»
(рисования
ладошкой).
«Огоньки на
ёлочке»
(тычкованние
кисточкой).
Закрепить умение рисовать пальчиками.
Учить наносить отпечатки по всей
поверхности листа (снежинки, снежные
комочки).
Упражнение «Маленькой ёлочке холодно
зимой»
Цель: Развивать у детей навык
ассоциативного мышления, воображения.
Игра – пантомима «Сугроб»
Цель: Развивать выразительность мимики и
жестов.
Совершенствовать умение делать отпечатки
ладони. Развивать творчество, навыки
коллективной деятельности.
Упражнение « Конкретизация
абстрактного»
Цель: Развивать у детей логический вид
запоминания, подбирать слова, вызывающие
зрительные образы, которые
конкретизируют абстрактные понятия.
Игра «Весёлые превращения »
Цель: Создать у детей положительный
эмоциональный настрой, творческую
самостоятельность в передаче образа.
Учить детей делать «тычки» при помощи
кисточки, разными цветами краски на
силуэте ёлочки.
Упражнение «Бег ассоциаций – Новый год»
Тонированные листы
бумаги (синие,
фиолетовые) с
изображением ёлочек,
гуашь белая, салфетки,
иллюстрации зимнего
леса.
Текст стихотворения,
карандаш, тетрадь.
Тонированный лист
(голубой), гуашь
зелёного цвета,
салфетки,
иллюстрации с
изображением ёлочки.
Бумажные силуэты
ёлочек, краски разных
цветов, салфетки,
кисточки, баночки.
1
1
1
Цель: Развивать у детей навык
ассоциативного мышления, воображения.
Игра «Укрась ёлочку»
Цель: Формировать навыки работы с
воображаемыми предметами.
Мяч.
Январь
1-2 неделя
3 неделя
4 неделя
Каникулы
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Снеговик»
(рисование
кисточкой).
«Украсим
снеговичка»
(тычкованние
кисточкой).
Учить детей закрашивать контур кисточкой
путём примакивания, передавать в рисунке
образ снеговика, закреплять знание цветов,
напоминать о необходимости работать
аккуратно.
Упражнение « Слово – ассоциация»
Цель: Развивать у детей ассоциативное
мышление, расширять словарный запас.
Игра «Снеговик»
Цель: Умение снимать напряжение
поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.
Упражнять в технике тычкования жёсткой
кистью (раскрашивание силуэта). Учить
дополнять рисунок простыми деталями,
дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-
Тонированные листы
бумаги с нарисованным
контуром снеговика
(по кол-ву детей),
гуашь белого цвета,
салфетки, кисточки,
рисунок- образец,
баночки.
Листы белой бумаги с
нарисованным
контуром снеговика
(по кол-ву детей),
краска разных цветов,
1
1
морковка, пуговки на шубке, головной
убор).
Упражнение «Паровозик»
Цель: Развитие у детей ассоциативного
мышления, назвать слово и подобрать
ассоциацию, которую оно вызывает.
Игра- превращение « Художник»
Цель: Снятие мышечного напряжения и
расслабления. Развивать творческую
самостоятельность в передаче образов.
салфетки, жёсткие
кисточки, рисунок-
образец, баночки.
Февраль
1 неделя
2 неделя
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Рукавички для
Снегурочки»
(оттиск
печатками из
картофеля).
«Свитер для моих
друзей»
(пальчиковое
рисование).
Закрепить умение украшать простые по
форме предметы, нанося рисунок по
возможности равномерно на всю
поверхность бумаги. Упражнять в технике
печатания.
Упражнение «Бег ассоциаций »
Цель: Развивать у детей ассоциативное и
образное мышление, внимание и память.
Игра – пантомима «Одеваем рукавички»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики,
мелкую моторику пальцев.
Закрепить умение рисовать пальчиками,
развивать инициативу, закрепить знание
цветов, учить составлять элементарный
узор.
Вырезанные из бумаги
рукавички разных
форм и размеров,
печатки, краски разных
цветов, салфетки,
выставка рукавичек.
Мяч.
Две куклы мальчик и
девочка, гуашь разных
цветов, силуэты
свитеров, эскизы
1
1
3 неделя
4 неделя
«Украсим
чашечку для
друга» (оттиск
печаткой из
пробки и
рисование
кисточкой).
«Цветочек для
папы» (оттиск
печаткой из
пробки и
рисование
кисточкой).
Упражнение «Кто кем будет»
Цель: Развивать у детей ассоциативное и
образное мышление, внимание и память.
Игра «Девочки и мальчики».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности.
Продолжать учить закрашивать весь контур
кисточкой, украшать силуэт чашки при
помощи печатки из пробки (чашка в
горошек). Развивать чувство ритма.
Упражнение ««Паровозик»
Цель: Развитие у детей ассоциативного
мышления, назвать слово и подобрать
ассоциацию, которую оно вызывает.
Игра – пантомима «День рождения» (моем
посуду и вытираем)
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Упражнять в рисование с помощью печаток.
Закреплять умение дорисовывать у
полураспустившихся цветов стебельки и
листочки. Развивать чувство композиции.
Упражнение «Бег ассоциаций –
Праздники»
свитеров с разными
узорами, салфетки.
Силуэты чашек (по
кол-ву детей), гуашь
разных цветов,
салфетки, рисунки –
образцы.
Открытка для папы: на
лицевой стороне
аппликация, на
развороте место для
рисунка, печатки в
форме цветов, гуашь
1
1
Цель: Развивать у детей навык
ассоциативного мышления, воображения.
Игра «Моя Вообразилия»
Цель: Развивать навыки импровизации,
фантазию, творческое воображение.
разных цветов, кисти,
салфетки.
Мяч.
Март
1 неделя
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Разноцветные
рыбки»
(рисования
ладошкой).
Продолжать учить детей использовать
ладонь, как изобразительное средство –
делать ею отпечаток. Закреплять умение
дополнять изображение деталями
(дорисовывать фломастерами чешуйки на
туловище рыбки, плавники, глазки).
Упражнение ««Что из чего»
Цель: Учить самостоятельно, рассуждать,
сопоставлять, сравнивать, анализировать.
Игра «Рыбки плавали, купались… »
Цель: Развивать пластику рук, творческую
самостоятельность в передаче образа.
Листы белой бумаги,
гуашь разных цветов,
фломастеры, салфетки,
иллюстрации с
разными рыбками.
1
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Каникулы
«Букет для
мамы»
(пальчиковое
рисование).
«Капель»
(рисование
кисточкой).
Учить детей рисовать лепестки цветов
пальчиками. Развивать цветовосприятие.
Воспитывать аккуратность.
Упражнение «Пиктограммы»
Цель: Познакомить детей со
словосочетанием. Развивать ассоциативное
и образное мышление, внимание и память.
Игра «Тюльпан»
Цель: Развивать пластику рук. Побуждать
детей к импровизации.
Продолжать учить детей правильно держать
кисть, обмакивать её всем ворсом в краску,
учить передавать в рисунке впечатления об
окружающей жизни, изображать капель
ритмом мазков.
Упражнение «Рисунок
ассоциация»
Цель: Развивать у детей ассоциативное и
образное мышление, внимание и память.
Учить сосредоточенности и усидчивости.
Игра – пантомима «Сосулька»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
Лист с контурным
изображением букета
( стебельки и
листочки), гуашь
разных цветов,
салфетки.
Карточки со
словосочетаниями на
тему «весна»,
карандаш, тетрадь.
Белые листы бумаги,
гуашь синего цвета,
кисточки, салфетки,
баночки.
Карточки с рисунками
– ассоциациями,
карандаш, тетрадь.
1
1
образа. Развивать выразительность мимики.
Апрель
1 неделя
2 неделя
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Дождик, радуга
и солнышко!»
(рисование и
тычкование
кистью).
«Плывёт
кораблик по
весенним
ручейкам»
(рисование
кисточкой).
Продолжать отрабатывать с детьми приём
рисования кистью и красками, упражнять в
тычковании жёсткой кистью. Развивать
эстетическое восприятие.
Упражнение ««Пиктограммы»
Цель: Познакомить детей со
словосочетанием. Развивать ассоциативное
и образное мышление, внимание и память.
Игра – пантомима «Муха»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Продолжать учить детей ритмично
проводить линии на листе бумаги, двигая
кисть по ворсу. Учить ориентироваться на
листе бумаги, развивать интерес к
рисованию.
Упражнение «Ветер по морю гуляет, и
кораблик подгоняет»
Цель: Развивать у детей навык
ассоциативного мышления, воображения.
Белые листы бумаги,
краски разных цвета,
кисточки, салфетки,
баночки рисунки –
образцы, иллюстрации
с изображением весны.
Карточки со
словосочетаниями на
тему «холодный
ветер», карандаш,
тетрадь.
Листы бумаги белого
цвета, гуашь синего
цвета, кисточки,
салфетки, баночки,
бумажный кораблик,
таз с водой.
Текст стихотворения,
карандаш, тетрадь.
1
1
3 неделя
4 неделя
«Смотрит
солнышко в
окошко»
(рисования
ладошкой).
«Закат»
(рисование
пальчиками).
Игра «Путешествие».
Цель: Развивать пантомимические
способности, снятие эмоционального
напряжения.
Закреплять у детей умение рисовать
ладошкой солнечных лучиков. Воспитывать
эстетическое восприятие. Коллективная
работа.
Упражнение «Рисунок
ассоциация»
Цель: Развивать у детей ассоциативное и
образное мышление, внимание и память.
Учить сосредоточенности и усидчивости.
Игра «Бабочки».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности,
любовь к природе.
Показать детям приём получения коротких
линий. Закрепить данный приём рисования.
Развивать цветовосприятие.
Упражнение «Волшебная корзина»
Цель: Развивать воображение, пополнять
словарный запас, активизировать
ассоциативное мышление.
Игра «Играем с пальчиками».
Лист ватмана, гуашь
разных цветов,
салфетки.
Карточки с рисунками
– ассоциациями,
карандаш, тетрадь.
Листы бумаги с
контурным
изображением, гуашь
разных цветов,
салфетки.
1
1
Цель: Учить детей характерной передаче
образов движениями рук, пальцев.
Закреплять в речи детей понятие
«пантомима».
Май
1 неделя
-Живопись;
-Упражнения
в ассоциации;
-Сценическая
пластика.
«Одуванчик»
(оттиск
печаткой).
Упражнять детей в технике печатанья
печатками. Учить рисовать цветок со
стебельком и травкой. Закреплять приём
примакивания. Развивать чувство
композиции.
Упражнение «Рисунок ассоциация –
цветение»
Цель: Развитие ассоциативного и образного
мышления, внимания и памяти.
Развивать сосредоточенность и
усидчивость.
Игра «На лугу растут цветы».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности,
любовь к природе.
Тонированные листы
бумаги зелёного цвета,
гуашь жёлтого,
зеленого, белого
цветов, печатки,
салфетки, рисунок –
образец, иллюстрация
с изображением
одуванчика.
1
2 неделя
3-4 неделя
Диагностика
«Салют»
(пальчиковое
рисование).
Закрепить умение рисовать пальчиками,
формировать интерес и положительное
отношение к рисованию.
Упражнение «Словом на слово»
Цель: Развивать у детей образно –
ассоциативное мышление, воображение,
внимание, сосредоточенность.
Закрепить умение рисовать пальчиками,
формировать интерес и положительное
отношение к рисованию.
Игра «Весёлые превращения –
«Цирк, цирк, цирк! »
Цель: Создать у детей положительный
эмоциональный настрой, творческую
самостоятельность в передаче образа.
Листы бумаги,
тонированные в
голубой цвет, гуашь
разных цветов,
салфетки,
иллюстрации с
изображением салюта.
1
2-ый год
Месяц
Направление
артсинтеза
Тема
Программное содержание
Материал
Кол-во
часов
Сентябрь
1-2 неделя
3 неделя
4 неделя
Диагностика
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«Золотая
осень»
(оттиск
листочками).
« Ветка
рябины»
Познакомить детей с новой техникой
рисования – печати листьями, закрепить
умение детей аккуратно использовать
краску при работе, развивать фантазию,
творческие способности, мелкую моторику
рук. Воспитывать интерес к процессу
рисования.
Упражнение «Какое сейчас время года?»
Цель: Учить детей умению заканчивать
фразу, развивать внимание, мышление, речь.
Игра «Птичий хор»
Цель: Учить детей согласовывать движения
с текстом. Снятие эмоционального
напряжения.
Учить детей изображать на ветке ягоды.
Упражнять в комбинирование различных
техник. Развивать чувство композиции и
Тонированные
альбомные листы,
краски, гуашь,
баночки с водой,
салфетки, кисточки,
осенние листики.
Гроздь рябины, гуашь
красного цвета,
салфетки,
1
1
(Скатывание
салфеток,
оттиск
печатками).
цвета.
Упражнение « Доскажи словечко»
Цель: Упражнять детей в подборе рифмы,
развивать чувство ритма.
Игра «Расскажем и покажем»
Цель: Умение снимать напряжение
поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса,
повторяя слова и движения.
иллюстрации с
изображением
рябины, листы с
изображением ветки
рябины без ягод. (по
кол-ву детей)
Октябрь
1 неделя
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«В нашем саду
листопад»
(рисование
пальчиками).
Продолжать учить детей рисовать
пальчиками, узнавать и называть цвета:
жёлтый, красный, зелёный.
Учить детей видеть ориентир на листе
бумаги и аккуратно выполнять задание,
воспитывать аккуратность.
Упражнение « Я начну, а ты закончи»
Цель: Упражнять в придумывание рифмы к
словам. Совершенствовать навыки
групповой работы.
Игра «Ветер сильный вдруг подул».
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Картонные листья
разных цветов;
тонированные
альбомные листы с
нарисованными
деревьями;
гуашь жёлтого,
красного, зелёного
цветов, салфетки.
1
2 неделя
3 неделя
« Ягоды»
(рисование
ватными
палочками).
«Яблоки»
(рисование
фломастерами)
.
Учить детей согласовывать движения с
текстом.
Познакомить детей с техникой рисования
ватными палочками, развивать мелкую
моторику. Развивать умение создавать
композицию Развитие чувства формы,
пропорций.
Упражнение «Кто в земле укрылся ловко»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание,
умение подбирать рифмы, учить сочетать
речь с движениями.
Игра «Что мы сделаем, не скажем, что мы
делаем покажем»
Цель: развивать воображение и
пантомимические навыки.
Продолжать учить детей правильно держать
в руке фломастер, рисовать небольшие по
размеру круги, располагать круги
равномерно, не выходить за пределы
контура. Формировать интерес к рисованию.
Упражнение «Вкусные яблоки»
Цель: Учить детей придумывать историю по
картинкам подсказкам. Учить
последовательно, излагать мысли по ходу
сюжета.
Игра «Чудесные превращения»
Цель: Развивать пантомимические навыки.
Набор картинок с
изображением ягод,
ватные палочки,
гуашь красного,
зелёного, жёлтого,
синего цветов,
салфетки, образец.
Фломастеры жёлтого,
красного, зелёного
цветов, листы бумаги
с контуром дерева (по
кол-ву детей), яблоко.
Сюжетные картинки.
1
1
4 неделя
«Травка для
грибочков»
(кляксография).
Продолжать знакомить детей со способом
изображения - раздуванием краски, показать
его выразительные способности. Развивать
творческое воображение, фантазию.
Упражнение «Доскажи словечко»
Цель: Создать положительный
эмоциональный настрой. Закреплять
понятие рифма.
Игра «По грибочки в лес пойдём…».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности,
любовь к природе.
Листы бумаги с
изображением грибка.
Гуашь разных цветов,
трубочки для
коктейлей, салфетки.
1
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
Каникулы
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«Дождик,
дождик
веселей»
(рисование
ватными
палочками).
Учить изображать дождь ватными
палочками.
Учить наносить ритмично точки на всю
поверхность бумаги.
Воспитывать интерес к познанию природы
и отражению своих впечатлений в
изобразительной деятельности.
Вызывать положительный эмоциональный
отклик на общий результат.
Упражнение « Как на нашей грядке
выросли загадки»
Цель: С помощью загадок развивать у детей
Листы бумаги с
изображениями
облачков разных
цветов – на выбор
детям, ватные
палочки, гуашевые
краски синего цвета,
стаканчики с водой,
бумажные салфетки.
1
3 неделя
4 неделя
«Узор на
тарелочке»
(оттиск
печатками).
«Снегирь на
еловой
веточке»
(рисование
цветными
карандашами).
фантазию. Учить работать вместе, дружно,
сообща.
Игра «На лесной полянке».
Цель: Умение снимать напряжение
поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.
Двигаться врассыпную мягким,
пружинистым шагом.
Закрепить представление детей о технике
рисования «оттиск печатками». Развивать
мелкую моторику рук.
Упражнение « Подберём рифму»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание,
умение подбирать рифмы, учить сочетать
речь с движениями.
Игра «Весёлое чаепитие
Цель: Учить распознавать эмоции,
используя жесты, движения, голос.
Учить детей ритмичному нанесению
штриховки, накладывать штрихи в одном и
разных направлениях, изображать
«колючесть», фактуру изображаемых
предметов.
Упражнение «К нам в окошко залетел»
Цель: Учить детей придумывать историю по
картинкам подсказкам. Учить
последовательно, излагать мысли по ходу
сюжета.
Игра «Стайка вылетай-ка».
Листы бумаги с
изображением посуды
(по кол-ву детей),
настоящая посуда,
рисунки-образцы,
гуашь разных цветов,
салфетки, печатки.
Листы с контурным
изображением птиц,
цветные карандаши.
Сюжетные картинки.
1
1
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«Зимнее чудо -
снежинка»
(рисование
ватными
палочками
методом
«тычка»).
«Снежинки»
(рисование
фломастерами)
.
Закреплять навыки рисования методом
«тычка», используя ватные палочки.
Уточнять и закреплять знания цветов,
развивать эстетическое восприятие, желание
рисовать.
Упражнение « Я начну, а ты закончи»
Цель: Упражнять в придумывание рифмы к
словам. Совершенствовать навыки
групповой работы.
Игра «Снегопад»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать творческую
самостоятельность в передаче образа.
Продолжать учить детей рисовать
фломастерами, правильно держать его в
руке, сильно не сжимать и не нажимать.
Украшать снежинки, рисовать прямые
линии, дуги. Формировать положительное
отношение к рисованию.
Снежинки,
вырезанные из
бумаги (по
количеству детей)
гуашь белого цвета,
ватные палочки,
листы тонированной
синей бумаги, на
которых схематично
изображены
снежинки,
стаканчики с водой,
салфетки.
Фломастеры синего
цвета, листы бумаги с
заготовками (основы
снежинок), образцы.
1
1
3 неделя
4 неделя
«Маленькой
ёлочке холодно
зимой»
(рисование
пальчиками,
оттиск
пробкой).
«Ёлочка
нарядная в
гости к нам
пришла»
(рисование
пальчиками,
кисточкой).
Упражнение «Какое сейчас время года?»
Цель: Учить детей умению заканчивать
фразу, развивать внимание, мышление, речь.
Игра «Играем в снежки»
Цель: Развивать выразительность мимики и
жестов.
Закреплять умение рисовать пальчиками.
Учить наносить отпечатки по всей
поверхности листа (снежинки, снежные
комочки). Учить рисовать ёлочку.
Упражнение « Сочиняем новую сказку»
Цель: Развивать у детей творческое
воображение. Учить последовательно,
излагать мысли по ходу сюжета.
Совершенствовать навыки групповой
работы.
Игра «Волшебная снежинка»
Цель: Формировать навыки работы с
воображаемыми предметами.
Учить детей располагать фонарики
определённого цвета, используя
дидактическую игру «Укрась ёлочку».
Закреплять умение рисовать пальчиками,
дорисовывать детали кисточкой. Развивать
эстетическое восприятие, желание рисовать.
Упражнение «Весёлые стихи читаем и
слово- рифму добавляем»
Цель: Упражнять детей в подборе рифм к
Тонированный лист
(голубой), гуашь
зелёного, белого
цветов, салфетки,
иллюстрации с
изображением
ёлочки, образцы
ёлочек.
Листы бумаги с
изображением ёлочек,
краски красного,
синего, жёлтого
цветов, салфетки,
кисточки, баночки.
Мяч.
1
1
словам. Поощрять совместное
стихосложение.
Игра «Весёлые превращения »
Цель: Создать у детей положительный
эмоциональный настрой, творческую
самостоятельность в передаче образа.
Январь
1-2 неделя
3 неделя
Каникулы
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«Весёлый
снеговик»
(тычкование
кисточкой).
Учить детей передавать в рисунке строение
предмета, состоящего из нескольких частей.
Упражнять в технике тычка полусухой
жёсткой кистью.
Упражнение «Весёлый
снеговик»
Цель: Учить детей придумывать историю по
картинкам подсказкам. Учить
последовательно, излагать мысли по ходу
сюжета.
Игра «С приходом весны, снеговик…»
Цель: Умение снимать напряжение
поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.
Тонированные листы
бумаги (синяя), гуашь
белого цвета,
салфетки, жёсткие
кисточки, рисунок-
образец, баночки.,
салфетки.
Сюжетные картинки.
1
4 неделя
«Полосатые
варежки»
(рисование
кисточкой).
Учить детей рисовать линии слева направо,
вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо
набирать краску на кисть, развивать
восприятие цвета.
Упражнение «Сказки сами сочиняем, а
потом мы в них играем»
Цель: Развивать у детей творческое
воображение. Учить выразительно,
передавать характерные особенности героев
сказки. Развивать самостоятельность и
умение согласованно действовать в
коллективе.
Игра- превращение « Художник»
Цель: Снятие мышечного напряжения и
расслабления. Развивать творческую
самостоятельность в передаче образов.
Заготовки-силуэты,
(по кол-ву детей),
краска разных цветов,
салфетки, кисточки,
рисунок- образец,
баночки.
1
Февраль
1 неделя
2 неделя
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«Волшебный
башмачок»
(рисование
ватными
палочками).
«Зайчишка»
(тычкованние
кисточкой).
Закрепить умение детей рисовать при
помощи ватной палочки, методом тычка.
Расширять их представление о разнообразии
узоров, развивать изобразительные навыки
и умения, зрительное восприятие, моторику
рук.
Упражнение «Сказки сами сочиняем, а
потом мы в них играем»
Цель: Продолжать учить детей
выразительно, передавать характерные
особенности героев сказки. Развивать у
детей творческое воображение.
Игра – пантомима «Одеваемся на улицу»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Упражнять в технике тычкования жёсткой
кистью (раскрашивание силуэта). Учить
дополнять рисунок простыми деталями,
дорисовывая их фломастерами (глазки, нос)
Упражнение « Доскажи словечко»
Цель: Создать положительный
эмоциональный настрой. Закреплять
понятие рифма.
Игра «Узнаем и покажем».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности.
Заготовки-силуэты
башмачка (по кол-ву
детей), краска разных
цветов, салфетки,
кисточки, рисунок-
образец, баночки.
Листы белой бумаги с
нарисованным
контуром зайчика (по
кол-ву детей), краска
разных цветов,
салфетки, жёсткие
кисточки, рисунок-
образец, баночки.
Картинки «Животные
»
1
1
3 неделя
4 неделя
«Петушок»
( рисование
жёсткой
кистью).
«Мяч»
(рисование
кистью).
Закреплять умение детей рисовать тычком в
т ех н и ке
« су ха я
к и с т ь » ,
п е р е д а в а я
характерные
особенности
перьев
цыплят.
При
рисовании
тычком
кисть
должна
находиться
в
вертикально
положении;
закрепить
знания
о
цвете
(жёлтый,
красный).
Во спитывать
з а б о тл и в о е
отношение к петушку.
Упражнение « Продолжалки»
Цель: Упражнять детей в подборе рифм к
словам. Поощрять совместное
стихосложение.
Игра «Птичий двор»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Учить детей правильно держать кисть,
набирать краску на ворс. Рисовать кистью
круглые предметы и аккуратно закрашивать
их. Учить понимать и анализировать
содержание стихотворения. Развивать
координацию движений. Воспитывать
творчество
Упражнение « Угадай-ка»
Цель: Учить детей умению заканчивать
фразу, развивать внимание, мышление, речь.
Г у а ш ь ,
к и с т ь
с
ж е с т к и м
в о р с о м ,
раскраска,
салфетки,
рисунки – образцы.
Листы бумаги с
нарисованными
контурами мяча,
гуашь разных цветов,
кисти, салфетки.
1
1
Игра «Я люблю играть…»
Цель: Развивать навыки импровизации,
фантазию, творческое воображение.
Март
1 неделя
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«Корзина
тюльпанов для
мамы»
(рисование
ладошкой,
скатывание
салфеток).
Упражнять в технике печатания ладошкой, в
скатывание шариков из салфеток. Развивать
цветовосприятие, навыки коллективной
деятельности.
Упражнение «Что лишнее?»
Цель: Учить детей умению заканчивать
фразу, развивать внимание, мышление, речь.
Игра «Маме помогаем»
Цель: Развивать пластику рук, творческую
самостоятельность в передаче образа.
Ватман, гуашь разных
цветов, клей,
салфетки,
иллюстрации с
изображением
тюльпанов.
1
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Каникулы
«Капают
сосульки»
(рисование
ватными
палочками,
пальчиками).
«Расчёски для
кукол»
(рисование
цветными
карандашами).
Продолжать учить детей сочетать различные
нетрадиционные техники рисования:
пальчиком изображать сосульки, ватными
палочками падающие с них капли.
Воспитывать аккуратность.
Упражнение « Поймай рифму»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание,
умение подбирать рифмы, учить сочетать
речь с движениями.
Игра «Расскажем и покажем»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Упражнять детей в различном расположении
коротких линий сверху вниз, продолжать
вызывать положительный эмоциональный
интерес у детей к рисованию карандашами.
Упражнение « Придумай две строчки»
Цель: Развивать у детей творческое
воображение. Совершенствовать умение
связно и логично излагать свои мысли.
Игра «Что купили, мы не скажем, что
купили - мы покажем»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Белые листы бумаги,
гуашь голубого цвета,
ватные палочки,
салфетки.
Силуэты расчёсок из
бумаги (по кол-ву
детей), цветные
карандаши, образцы,
кукла.
1
1
Апрель
1 неделя
2 неделя
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«Солнечные
лучики»
(рисование
ладошкой).
«Космос»
(рисование
картофельным
и печатками,
ватными
палочками.).
Учить детей получать радость от рисования.
Выработать желание рисовать ладошкой,
аккуратно прикладывая её к листу,
предварительно окунув в краску.
Упражнение «Сочини загадку»
Цель: Упражнять детей в придумывание,
развивать у детей творческое воображение.
Игра «Расточек под солнцем»
Цель: Развивать навыки
импровизации, фантазию, творческое
воображение.
Упражнять детей в технике печатания
картофельными печатками (звёзды в
космосе), в рисование ватными палочками
прямых линий (заправим двигатель ракеты
топливом). Учить ориентироваться на листе
бумаги, развивать интерес к рисованию.
Упражнение «Сочини загадку»
Цель: Продолжить упражнять детей в
придумывание, развивать у детей
творческое воображение.
Игра «Путешествие».
Белые листы бумаги,
краски разных
цветов, салфетки,
баночки.
Листы бумаги белого
цвета, гуашь синего
цвета, печатки,
салфетки, ватные
палочки,
иллюстрации на тему
– космос.
1
1
3 неделя
4 неделя
«Сказочные
грибочки»
(рисование
ладошкой).
«Божьи
коровки»
(рисование
пальчиками).
Цель: Развивать пантомимические
способности, снятие эмоционального
напряжения.
Закреплять у детей умение рисовать
ладошкой. Воспитывать эстетическое
восприятие, творческую фантазию.
Упражнение « Сочиняем новую сказку»
Цель: Продолжать развивать у детей
творческое воображение. Учить
последовательно, излагать мысли по ходу
сюжета. Совершенствовать навыки
групповой работы.
Игра «Лягушки на болоте».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности,
любовь к природе.
Упражнять детей в технике рисования
пальчиками. Закрепить умение равномерно
наносить точки. Воспитывать бережное
отношение к природе.
Упражнение « Сочини сказку
« Жил - был маленький кузнечик…»».
Цель: Развивать воображение, фантазию,
образное мышление.
Игра «Похожий хвостик».
Цель: Учить детей подбирать рифмы к
Белые листы бумаги,
гуашь разных цветов,
салфетки.
Листы с контурным
изображением
божьих коровок,
гуашь чёрного цвета,
салфетки,
иллюстрации с
изображением божьей
коровки.
1
1
словам, пластически изображать
подобранное слово.
Май
1 неделя
2 неделя
-Живопись;
-Стихосложение;
-Сценическая
пластика.
«Цветы для
пчёлки»
(рисование
ладошкой и
пальчиком).
«Цветущая
полянка»
(рисование
ватными
палочками).
Закреплять умение рисовать ладошкой и
пальчиками на листе бумаги. Закрепить
знания красного и зелёного цветов.
Развивать чувство композиции.
Упражнение « Я начну, а ты закончи»
Цель: Упражнять в придумывание рифмы к
словам. Совершенствовать навыки
групповой работы.
Игра «Покажем весну».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности,
любовь к природе.
Закрепить умение рисовать красками,
используя ватные палочки, закреплять
знания цветов, формировать положительное
отношение к рисованию.
Упражнение «Весёлые стихи читаем и
слово- рифму добавляем»
Цель: Упражнять детей в подборе рифм к
Альбомные листы
бумаги, гуашь
красного, зеленого,
белого цветов,
игрушка пчёлка,
искусственный
цветок, салфетки.
Тонированные листы
бумаги в зелёный
цвет, гуашь разных
цветов, салфетки,
иллюстрации с
изображением
цветочной поляны
1
1
3-4 неделя
Диагностика
словам. Поощрять совместное
стихосложение.
Игра «Волшебный сон»
Цель: Создать у детей положительный
эмоциональный настрой, творческую
самостоятельность в передаче образа.
(полевых цветов),
рисунок- образец.
3-ый год
Месяц
Направление
артсинтеза
Тема
Программное содержание
Материал
Кол-во
часов
Сентябрь
1-2 неделя
3 неделя
Диагностика
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
-Театрализация.
«Лето красное
прошло»
(Кляксография).
Продолжать знакомить детей с техникой
кляксография.
Учить детей составлять гармоничную
цветовую композицию, передавая
впечатления о лете. Совершенствовать
технику рисования акварельными красками
(часто промачивать и смачивать кисть,
свободно двигать ею во всех направлениях).
Содействовать наиболее выразительному
отражению впечатлений о лете. Развивать
воображение.
Игра – упражнение «Птичий хор»
Цель: Учить детей согласовывать движения
с текстом. Снятие эмоционального
напряжения.
Игра «Муравьи»
Цель: Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по
площадке, не сталкиваясь друг с другом.
Двигаться в разных темпах. Тренировка
Тонированные
альбомные листы,
краски, гуашь,
баночки с водой,
салфетки, кисточки,
трубочки для
коктейлей.
1
4 неделя
«Падают,
падают листья –
в нашем саду
листопад»
(Рисование
тычком).
внимания.
Учить рисовать осенние листочки приёмом
ритмичного «примакивания».
Продолжать знакомить с тёплыми цветами
спектра.
Создать условия для художественного
экспериментирования: показать
возможность получения оранжевого цвета
путём смешивания жёлтого с красным;
обратить внимание на зависимость
величины нарисованных листочков от
размера кисти.
Игра «Мы лесами шли густыми»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Учить детей согласовывать движения с
текстом.
Игра «Дружные звери»
Цель: Развивать внимание, выдержку,
согласованность действий. Учить
выполнять движения синхронно, общаясь
только взглядом.
Листы бумаги
голубого цвета, гуашь
жёлтого и красного
цветов, кисти двух
размеров, стаканчики
с водой, салфетки.
Красивые осенние
листья разного цвета
и размера.
1
Октябрь
1 неделя
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
-Театрализация.
«Осенний лес»
(Отпечатывание
сухих листьев).
Закрепить у детей технику отпечатывания
сухими листьями. Учить отражать в рисунке
осенние впечатления, рисовать
разнообразные деревья (большие,
маленькие, высокие, низкие, стройные,
прямые, искривленные). Учить по-разному,
изображать деревья, траву, листья.
Картонные листья
разных цветов;
тонированные
альбомные листы с
нарисованными
деревьями;
гуашь жёлтого,
1
2 неделя
«Дождик,
дождик,
веселей!»
(рисование
ватными
палочками).
Закреплять приёмы работы кистью и
красками. Развивать активность, творчество.
Продолжать формировать умения
радоваться красивым рисункам.
Игра- упражнение «Осенние листья».
Цель: Учить детей передавать в
пластических свободных образах характер и
настроение музыкальных произведений.
Игра «Заколдованный лес».
Цель: развивать внимание, выдержку,
ловкость.
Учить изображать дождь ватными
палочками.
Учить наносить ритмично точки на всю
поверхность бумаги.
Воспитывать интерес к познанию природы
и отражению своих впечатлений в
изобразительной деятельности.
Вызывать положительный эмоциональный
отклик на общий результат.
Игра «Мокрая считалка»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Учить детей согласовывать движения с
текстом.
Игра «Летает, не летает, растет, не растёт».
Цель: развивать внимание, выдержку,
ловкость.
красного, зелёного
цветов, салфетки,
сухие листья разных
деревьев.
Музыкальное
сопровождение
«Осенний сон» муз.
А. Джойса.
Листы бумаги с
изображениями
облачков разных
цветов – на выбор
детям, ватные
палочки, гуашевые
краски синего цвета,
стаканчики с водой,
бумажные салфетки.
1
3 неделя
4 неделя
«Зонтики»
(рисование
фломастерами,
цветными
карандашами).
«Нарядные
матрёшки»
(оттиск
печатками).
Учить детей рисовать узоры на полукруге.
Показать связь между орнаментом и формой
украшаемого изделия (узор на зонтике).
Формировать интерес к рисованию.
Развивать чувство формы, ритма,
композиции.
Игра- упражнение «Чудесные
превращения»
Цель: Развивать пантомимические навыки.
Игра «Телепаты»
Цель: Учить детей удерживать внимание,
чувствовать партнёра.
Закрепить умение украшать простые по
форме предметы, нанося рисунок по
возможности равномерно по всей
поверхности бумаги. Упражнять в технике
печатанья.
Развивать творческое воображение,
фантазию.
Игра «Подарок».
Цель: Учить детей передавать в
пластических свободных образах характер и
настроение музыкальных произведений.
Игра-упражнение «Одно и тоже по-
разному».
Цель: Учить детей развивать умение
оправдывать своё поведение, свои действия
нафантазированными причинами
Фломастеры, цветные
карандаши, листы
бумаги разного цвета
и размера.
Силуэты матрёшек
вырезанных из
бумаги, гуашь разных
цветов, разные
печатки, салфетки.
Музыкальное
сопровождение
«Новая кукла» муз. П.
Чайковского.
1
1
( предлагаемыми
обстоятельствами), развивать воображение,
веру, фантазию.
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Каникулы
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
-Театрализация.
«Семья
снегирей».
(рисование
ватными
палочками)
«Дремлет лес
под сказку сна»
Продолжать учить рисовать птиц.
Учить работать с пространством листа
(принцип от крупного к мелкому).
Учить компоновать предметы на листе.
Учить работать с гуашью
Продолжать развивать художественно -
творческие способности.
Игра – упражнение «Волшебная снежинка»
Цель: Формировать навыки работы с
воображаемыми предметами, снимать
напряжение поочерёдно с мышц рук, ног,
шеи, корпуса.
Игра «Воробьи - вороны».
Цель: Развивать внимание, выдержку,
ловкость.
Учить детей создавать картину зимнего леса
по замыслу. Побуждать к поиску
оригинальных способов рисования
заснеженных крон деревьев. Поощрять
детей воплощать в художественной форме
свои представления о природе, эстетические
Листы бумаги (по
кол-ву детей), ватные
палочки, гуашевые
краски разных
цветов, стаканчики с
водой, бумажные
салфетки.
Тонированные листы
бумаги (белые,
светло-голубые,
светло-розовые,
светло-сиреневые,
синего, чёрного
1
1
4 неделя
« Снежок
порхает,
кружится…»
(рисование
пальчиками).
переживания и чувства.
Развивать мелкую моторику рук.
Игра-пантомима «Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыки.
Игра: « Заколдованный лес»
Цель: Учить детей передавать в
пластических свободных образах характер и
настроение музыкальных произведений.
Учить создавать образ снегопада
рисованием пальчиками.
Побуждать детей передавать в рисунке
картину зимы.
Учить заполнять изображениями весь лист.
Развивать чувство композиции.
Игра-пантомима «Сугроб»
Цель: развивать выразительность мимики и
жестов.
Игра «Снежинки».
Цель: Учить детей передавать в
пластических свободных образах характер и
настроение музыкальных произведений.
цветов), гуашь
разных цветов,
салфетки.
Музыкальное
сопровождение
«Гном» муз. М.
Мусорского.
Листы бумаги
голубого цвета,
гуашевые краски
белого цвета,
стаканчики с водой,
бумажные салфетки.
Музыкальное
сопровождение
«Вальс снежных
хлопьев» из балета
«Щелкунчик» муз.
П.И.Чайковского.
1
Декабрь
1 неделя
2 неделя
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
-Театрализация.
«Красавица
елочка – зеленая
иголочка».
«Клоуны в
цирке»
(рисование
ватными
палочками).
Учить рисовать елочку. Формировать
умения использовать различные виды
техник в одном рисунке. Закреплять умения
и навыки, полученные на предыдущих
занятиях.
Игра «Снегопад»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать творческую
самостоятельность в передаче образа.
Игра-превращение «Паровозики»
Цель: Научить детей выразительности,
оживлять фантазию и воображение,
совершенствовать образные
исполнительские умения. Развивать
творческую самостоятельность в передаче
образа.
Упражнять детей в технике рисования
ватными полочками, располагать мазки по
всей поверхности (украсим костюм клоуну –
наряд в горошек). Изготовить в технике
бумагопластика (шарики из салфеток) мячи
для клоуна - жонглера и наклеить их.
Формировать положительное отношение к
рисованию.
Игра- упражнение «Давайте хохотать»
Цель: развивать навыки импровизации и
монологическую речь.
Листы бумаги
тонированные (синие,
голубые), гуашь
зелёного, белого
цветов, салфетки,
иллюстрации зимнего
пейзажа, снегопада,
трубочки для
коктейлей, ватные
палочки, кисти.
Листы бумаги с
изображением
клоунов, гуашь
разных цветов,
ватные палочки, клей,
салфетки, образцы –
рисунки.
1
1
3 неделя
4 неделя
«Туфелька для
Золушки»
«Ёлочные
игрушки и
украшения на
ёлку»
Игра «Дрессированные собачки»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создании выразительного
образа.
Продолжать учить детей работать с
трафаретом. Формировать у детей
художественный вкус, выразительность.
Развивать эстетические чувства.
Упражнение: «Деревянные и тряпичные
куклы»
Цель: Снятие мышечного напряжение и
расслабления.
Игра «Король»
Цель: Развивать действия с воображаемыми
предметами, умение действовать
согласованно.
Учить детей изображать округлые формы и
знакомые ёлочные украшения, игрушки
доступными средствами выразительности.
Вызвать у детей радостные воспоминания,
связанные с предстоящим праздником.
Развивать эстетическое восприятие,
желание рисовать.
Игра «Волшебная снежинка»
Цель: Формировать навыки работы с
воображаемыми предметами.
Игра «Весёлые превращения »
Листы бумаги,
трафарет – туфелька,
краски, салфетки,
иллюстрации к
сказке «Золушка»,
образцы бальных
туфель.
Листы бумаги с
изображением ёлочек,
краски, салфетки,
кисточки, баночки.
1
1
Цель: Создать у детей положительный
эмоциональный настрой, творческую
самостоятельность в передаче образа.
Январь
1-2 неделя
3 неделя
4 неделя
Каникулы
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
-Театрализация.
«Ёлочка
нарядная»
(тычкование
кисточкой).
«Забавные
зверюшки -
полосатые
игрушки»
(рисование
кисточкой).
Закрепить с детьми основные приёмы
техники рисования жёсткой кистью на
бумаге, выполнять рисунок ветвей без
предварительной прорисовки. Закреплять
умение детей передавать фактуру
изображаемого предмета.
Игра- упражнение «С приходом весны,
снеговик…»
Цель: Умение снимать напряжение
поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.
Игра: «Расскажи стихи руками»
Цель: побуждать детей к импровизации.
Учить детей рисовать линии в разных
направлениях (слева направо и сверху вниз),
вести кисть по ворсу неотрывно, хорошо
набирать краску на кисть, развивать
восприятие цвета.
Игра- превращение « Художник»
Тонированные листы
бумаги (синяя), гуашь
белого цвета,
салфетки, жёсткие
кисточки, рисунок-
образец, баночки.,
салфетки.
Заготовки-силуэты
животных (по кол-ву
детей), краска разных
цветов, салфетки,
кисточки, рисунки -
образцы, баночки.
1
1
Цель: Снятие мышечного напряжения и
расслабления. Развивать творческую
самостоятельность в передаче образов.
Игра «Сказки сами сочиняем, а потом мы в
них играем»
Цель: Развивать у детей творческое
воображение. Учить выразительно,
передавать характерные особенности героев
сказки. Развивать самостоятельность и
умение согласованно действовать в
коллективе.
Февраль
1 неделя
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
-Театрализация.
«Снежные
колобки»
(рисование
кисточкой).
Закрепить умение детей рисовать кисточкой,
рисовать круги от пятна, повторяя
изображение, заполняя свободное
пространство листа, поддерживать игровое
отношение к образу.
Игра – пантомима «Одеваемся на улицу»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Игра: «Есть, ли нет?
Цель: развивать внимание, память, образное
мышление.
Тонированные в
голубой или синей
цвет листы бумаги,
гуашь белого цвета,
салфетки, кисточки,
рисунок- образец,
баночки.
1
2 неделя
3 неделя
«Белочка»
(рисование
штрихами)
«Вот какие у нас
птички»
(рисование
ладошкой).
Учить применять средства художественной
выразительности (линию, пятно, штрих) в
своей творческой работе при создании
выразительного образа сказочного героя.
Развивать графические навыки,
воображение, творческую активность,
фантазию, любознательность.
Игра «Поиграем — угадаем» (А. Босева)
Цель: развивать пантомимические навыки.
Игра: «Муравьи»
Цель: Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться по
площадке, не сталкиваясь друг с другом.
Двигаться в разных темпах, тренировка
внимания.
Показать детям возможность получения
изображения с помощью отпечатков
ладошек.
Вызывать яркий эмоциональный отклик на
необычный способ рисования.
Воспитывать интерес к сотворчеству в
коллективе.
Упражнение « Как живёшь?»
Цель: Развивать быстроту реакции,
координацию движений, умение владеть
жестами.
Игра «Птичий двор»
Цель: Совершенствовать исполнительские
Листы белой бумаги с
нарисованным
контуром белочки (по
кол-ву детей),
цветные карандаши.
Листы бумаги,
рисунки – образцы,
салфетки, гуашь.
1
1
4 неделя
«Медведь»
(рисование
штрихами)
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Учить применять средства художественной
выразительности (линию, пятно, штрих) в
своей творческой работе при создании
выразительного образа сказочного героя.
Развивать графические навыки,
воображение, творческую активность,
фантазию, любознательность.
Упражнение « Медведи в клетке»
Цель: Развивать ловкость, координацию
движений.
Игра «Я люблю играть…»
Цель: Развивать навыки импровизации,
фантазию, творческое воображение.
Листы бумаги с
нарисованными
контурами медведя,
цветные карандаши.
1
Март
1 неделя
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
«Цветы для
мамы»
(рисование
Учить изображать гроздья сирени с
помощью жесткой кисти. Формировать
чувство композиции и ритма. Расширять
Иллюстрации с
изображением
сирени, ветки сирени,
1
2 неделя
3 неделя
-Театрализация.
жёсткой
кистью).
«Красивый
букет»
(рисование
цветными
карандашами).
«Мишка и зайка
оставили
следы»
знания об окружающем мире, познакомить с
внешним видом сирени, ее цветущих веток.
Игра - упражнение «Загадки без слов»
Цель: развивать выразительность мимики и
жестов.
Игра «Подарок».
Цель: Учить детей передавать в
пластических свободных образах характер и
настроение музыкальных произведений.
Закреплять умение рисовать слитные круги
круговыми движениями, не отрывая
карандаша от бумаги, правильно держать
его. Воспитывать аккуратность.
Игра - упражнение « Заводная кукла»
Цель: Развивать у детей подвижность шеи,
расслабление мышц шеи, рук и корпуса.
Игра «Расскажем и покажем»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Развивать умение передавать явления
действительности нетрадиционными
способами рисования. Развивать у детей
сюжетно – игровой замысел,
положительный эмоциональный интерес к
гуашь, кисть, бумага.
Белые листы бумаги с
изображением
веточек роз с
листочками в
горшочке, цветные
карандаши.
Тонированные листы
бумаги, гуашь, ватные
палочки, печатки,
салфетки.
1
1
4 неделя
Каникулы
коллективному рисованию. Закрепить
знания размеров следов (большие и
маленькие).
Игра - упражнение «Конкурс лентяев»
Цель: Умение напрягать и расслаблять
поочерёдно мышцы всего тела.
Координировать движения.
Игра «Что купили, мы не скажем, что
купили - мы покажем»
Цель: Совершенствовать исполнительские
умения детей в создание выразительного
образа. Развивать выразительность мимики.
Апрель
1 неделя
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
-Театрализация.
«Деревья
проснулись»
Учить детей передавать в рисунке
впечатления от окружающей жизни,
наблюдаемых явлений. Изображать
листочки способом примакивания,
закреплять знание цветов, развивать
желание рисовать.
Упражнение «Превращение детей»
Цель: Развивать у детей воображение,
инициативу, внимание, умение действовать
согласованно, обыгрывать воображаемые
предметы.
Игра- инсценировка «Теремок»
Цель: Развивать связную речь, внимание,
Белые листы бумаги с
изображением
деревьев без листвы,
гуашь зелёного цвета,
салфетки, кисточки,
баночки.
Шапочки животных,
1
2 неделя
«Космос. Путь к
звездам»
память, логическое мышление. Развитие
целостного восприятия русской народной
сказки. Учить создавать выразительный
образ в игре-драматизации.
Научить детей самостоятельно выбирать
содержание работы, выполнять свой
замысел, передавая в рисунке различные
виды космического пейзажа, транспорта или
инопланетян. Развивать фантазию,
воображение и наблюдательность.
Продолжать закреплять технику рисования
простыми и цветными карандашами, и
фломастерами. Штриховать ровно, сильно
не надавливая на карандаш.
Воспитывать интерес к творчеству,
аккуратность, желание придумывать и
фантазировать.
Игра- упражнение «Путешествие».
Цель: Развивать пантомимические
способности, снятие эмоционального
напряжения.
Игра – инсценировка «Заюшкина избушка»
Цель: Развивать связную речь, внимание,
память, логическое мышление. Развитие
целостного восприятия русской народной
сказки. Учить создавать выразительный
образ в игре-драматизации.
сладкое угощенье в
корзине.
Листы бумаги белого
цвета, простой
карандаш, цветные
карандаши,
фломастеры
иллюстрации на тему
– космос.
Шапочки животных.
1
3 неделя
4 неделя
«Жили у бабуси
два весёлых
гуся» (рисование
ладошкой).
«Салфетка в
подарок»
(рисование
пальчиками).
Закреплять у детей умение рисовать
ладошкой, дополняя изображение деталями.
Воспитывать эстетическое восприятие,
творческую фантазию.
Игра- упражнение «Гуси…».
Цель: Учить с интонацией, выразительно
воспроизводить слова и фразы из сказки в
процессе обыгрывания. Снятие
эмоционального напряжения. Учить детей
согласовывать движения с текстом.
Игра- инсценировка «Жили у бабуси…».
(Обыгрывание русской народной песенки)
Цель: Развивать у детей интонацию и
выразительность голоса, а так же мимику,
пластику движений, точность и
координацию как общей, так и мелкой
моторики.
Закрепить данный приём рисования.
Развивать чувство композиции.
Игра – упражнение: «Бабушка Маланья»
Цель: Развивать у детей внимание,
воображение, находчивость, умение
создавать образы с помощью мимики,
жеста, пластики.
Игра- инсценировка: «Репка»
Цель: Развивать связную речь, внимание,
память, логическое мышление. Развитие
целостного восприятия русской народной
Изображение озера на
листе ватмана, гуашь
белая, серая, зелёная,
фломастеры,
салфетки.
Листы с
изображением разных
форм, салфетки,
гуашь разных цветов,
рисунки- образцы.
Шапочки героев
сказки.
1
1
сказки. Учить создавать выразительный
образ в игре-драматизации.
Май
1 неделя
2 неделя
-Живопись;
-Сценическая
пластика;
-Театрализация.
«День Победы»
«Лето,
здравствуй!»
Воспитывать патриотические чувства –
любовь к Родине и гордость за Отечество.
Воспитывать уважительное отношение к
прошлому.
Закреплять умение детей изображать
несколько предметов, объединенных общим
содержанием, логически связанных между
собой.
Отрабатывать и закреплять разнообразные
приемы рисования
Развивать творчество.
Игра- упражнение «Волшебный сон»
Цель: Создать у детей положительный
эмоциональный настрой, творческую
самостоятельность в передаче образа.
Игра «Кругосветное путешествие».
Цель: Развивать у детей умение оправдывать
своё поведение, развивать веру и фантазию,
расширять знания детей.
Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для работы в
нетрадиционных изобразительных
техниках. Закреплять умение выбирать
Альбомные листы
бумаги, гуашь,
цветные карандаши,
фломастеры,
салфетки, кисти.
Тонированные листы
бумаги в зелёный
цвет, гуашь разных
цветов, салфетки,
иллюстрации с
1
1
3-4 неделя
Диагностика
самостоятельно технику и тему.
Игра- упражнение «Покажем весну».
Цель: Снятие эмоционального напряжения,
развивать пантомимические способности,
любовь к природе.
Игра: «Бабочки»
Цель: Учить детей передавать в
пластических свободных образах характер и
настроение музыкальных произведений.
изображением
цветочной поляны
(полевых цветов),
рисунок- образец.
Музыкальное
сопровождение
«Вальс» из балета
«Коппелия» муз. Л.
Делиба.
Литература:
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ,
планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
Неретина Т.Г. Я рисую свой мир. – Магнитогорск, 2002г.
Панфилова М.А. Изотерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Гном и Д, 2000г.
Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия для детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2006.
Бондаренко А.К. "Дидактические игры в детском саду"
Е. А. Антипина. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.2-е изд, перераб, М. ТЦ Сфера,
2009 год.
Артёмова Л.В учебное издание Театрализованные игры дошкольников ИБ №12195 Москва 1990г.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Лыкова, И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.
Старшая группа».-М.: «КАРАПУЗ
«Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ: Сценарий интеграционных занятий в
подготовительных к школе группах» Авт.составитель А.Н.Чусовская. – М.: АРКТИ, 2011.
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
Аллаярова И.Е. «Симфония красок. Конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного
возраста/И.Е.Аллаярова.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006.
Белякова Е. П. Артсинтезтерапия. — В сборнике: Материалы третьей Всероссийской учебно-
практическойконференции по психотерапии. Москва, 1998.
Белякова Е. П. Артсинтезтерапия в лечении больных с пограничными расстройствами. М., 2000 г.
Белоусова Л.Е. «Научиться пересказывать. Это просто!» ( для детей 5-7 лет)