Напоминание

Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме "Домашние птицы"


Автор: Огородова Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 138
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме "Домашние птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Непосредственно образовательная деятельность детей

старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме «Домашние птицы».

Форма работы: подгрупповая.

Цель: развитие речевого восприятия и коммуникативных навыков детей с ОВЗ по

теме «Домашние птицы».

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять обобщающие понятия «домашние птицы», «птичий двор».

- Совершенствовать грамматический строй речи детей.

- Расширять глагольный словарь по теме.

- Закреплять правильное употребление в речи детей предлогов: на, за, под, в, к.

-

Формировать

навык

составления

простых

предложений

по

вопросам

и

демонстрации действий/ по картинкам.

- Закреплять умение выделять в слове первый звук и сопоставлять его с буквой.

- Дифференцировать звуки: гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие.

Воспитательные:

- Формировать навык инициативности, самостоятельности, ответственности.

- Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам.

Развивающие:

- Развивать речевую активность детей.

- Развивать артикуляционную моторику.

- Развивать речевое дыхание.

- Развивать координацию речи с движением.

- Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие и память.

- Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.

Оборудование:

Перья

домашних

птиц,

ноутбук,

экран,

проектор,

колонки,

конверты

с

картинками

домашних

птиц,

карточки

звуковых

паровозиков,

карточки

с

буквами, разноцветные наклейки-стразы, гель с блёстками.

Предварительная

работа:

Знакомство

с

лексической

темой.

Подготовка

презентации, дидактического материала.

Образовательные области: - Познавательная область.

- Развитие речи.

1

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Дети заходят в группу.

– Здравствуйте, милые дети! Я очень рада видеть вас! Сегодня вас ждут интересные

занятия, увлекательные игры, весёлая прогулка, волшебные сказки и ещё много чего

интересного. Я хочу пожелать вам, чтобы у вас сегодня все получилось, и хорошее

настроение не покидало вас целый день.

2. Основная часть.

На столе лежат перья домашних птиц (учитель-логопед обращает внимание детей).

– Ребята, что это лежит у нас на столе? (Ответы детей: «Перья».)

– Кто мог потерять перья? (Ответы детей: «Птицы».)

– Я с вами согласна.

– Как вы думаете, а какие птицы? Как можно назвать этих птиц? (Ответы детей).

– Почему их называют домашними? (Ответы детей: «Потому, что они живут рядом с

человеком, и человек заботится о них».)

Как человек заботится о домашних птицах?

(

Ответы детей: «Человек дает птицам корм,

воду,

строит

для

них

домик-птичник, а

летом

домашних

птиц

выпускают

гулять

на

улицу».)

– Ребята, кто-нибудь из вас был на птичьем дворе в деревне? Вам хочется побывать на

птичьем дворе и узнать, кто там живет? (Ответы детей).

– Я предлагаю Нам занять удобное место, и я вам расскажу интересную историю про

домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

Артикуляционная гимнастика

– Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр.

«Заборчик»). Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил

петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они

шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже

направлялись к водоему, гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки и

гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк.

Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»).

Птенцы

очень

любили

гулять

во

дворе,

любимыми

их

играми

были

футбол

(упр. «Футбол»), катание с горки (упр. «Катушка»), царь горы (упр. «Грибок»), иногда они

ссорились

и

дрались

(упр.

«Накажем язычок»),

но

потом

обязательно

мирились

(упр. «Улыбка»).

– Вот мы и на птичьем дворе. (Слайд птичьего двора на экране. Слышим голоса домашних

птиц.)

Ребята, чьи это голоса? (Ответы детей).

– Давайте

поиграем

в

игру

«Узнай

домашних

птиц

по

голосу» (как

только

дети

определили голос птицы, они видят ее на экране).

2

– Чей голос вы слышите? (Ответы детей: «Я слышу голос петуха».)

Как петух, кричит? Значит, что он делает? (Ответы детей: «Кукарекает».)

– А это чей голос? (Ответы детей: «Я слышу голос курицы».)

– Как курица голос подает? Значит, что она делает? (Ответы детей: «Квохчет, кудахчет».)

– Кто узнал, это чей голос? (Ответы детей:

«

Я слышу голос утки. Она крякает».)

– Кто голос падал? (Ответы детей: « Я слышу голос гуся. Гусь гогочет».)

– Чей голос вы слышите? (Ответы детей:

«

Я слышу голос индюка».

– Как индюк кричит? Значит, что он делает? (Ответы детей:

«

Болбочет».)

– А это чей голос? (Ответы детей:

«

Я слышу голос цыплёнка. Он пищит».)

Физкультминутка.

Дети, предлагаю нам отдохнуть и поиграть с пёрышками. Перышки эти не простые, а

волшебные.

–Мы дружно на пёрышко подуем,

Пёрышко закружится и подскажет, в кого нам превратиться. (Дети дружно дуют на

пёрышки, на экране видим птицу).

«Гуси»

Исходное положение:

1- руки поставить на пояс, вдох носом.

2- на выдохе медленно наклонить туловище вперед, не отпуская голову вниз и произнести

протяжно «Г-а-а-а».

«Гуси шипят»

Исходное положение:

1- прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом.

2 - на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!».

«Петушок»

Исходное положение: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.

1- мах руками, вдох носом.

2 - на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!», хлопнуть руками по бедрам.

«Утки»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки отведены назад.

1- перевалиться с ноги на ногу, вдох носом.

2 - на выдохе произносить «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!».

Дидактическая игра «Где, кто гуляет?»

– Ребята, пока мы играли. Домашние птицы и их птенцы разбежались на птичьем дворе

кто куда. Давайте внимательно посмотрим, где, кто гуляет, и составим предложения про

них. (Работа с презентацией).

– Где стоит петух? (Петух стоит на дороге.) Куда перелетел петух? (Петух перелетел на

забор).

3

– Где стоит цыпленок? (Цыпленок стоит у цветка.) Куда сейчас залез цыпленок?

(Цыпленок залез на камень.)

– Где плавает утка? (Утка плавает в пруду.) Куда вышла утка? (Утка вышла на берег.)

– Куда спрятался гусь? (Гусь спрятался за куст.) Куда подошел гусь? (Гусь подошел к

корыту.)

– Где стоит индюк? (Индюк стоит за телегой.) Куда сейчас подошел индюк? (Индюк

подошел к ведру.)

– Молодцы ребята! Подскажите, какие короткие слова вы использовали в ответах?

(Ответы детей: «Предлоги за, на, в, у, к».)

– Ребята, сегодня на рассвете

Распахнул оконце ветер

И забросил в группу к нам

Несколько конвертов.

Вы скорее же проверьте,

Кто вам шлет привет в конверте.

Кто же, кто прислал привет?

Загляните-ка в конверт!

(в конвертах по одной картинке с домашней птицей Гусь, Курица,

Петух, Утка, Индюк,

Гусёнок, Утёнок).

– Выберите, дети, себе конверт. Займите удобное место и откройте конверт.

– Дети и для меня тоже есть конверт. А в конверте письмо от домашних птиц. Им очень

хочется узнать, какой звук первый в их названии, и с какой буквы они пишутся. Они

просят Вас помочь им.

– Поможем нашим домашним птицам? Тем более, что мы с вами учимся определять

местоположение звука в словах и знаем уже много букв. А еще я предлагаю прокатить

домашних птиц на наших весёлых звуковых паровозиках.

(Дети определяют первый звук в слове, выбирают в каком паровозике поедет птица.)

Почему

Гусь

поедет

в

этом

паровозике?

(Потому

что,

звук

[г]

дети

дают

характеристику звука: согласный, твердый.)

– Какой буквой обозначается звук [г]? (Ответы детей: «Буквой Г».) Выбирают нужную

букву и берут себе. (Крупные заглавные буквы распечатаны на белом плотном картоне).

Пальчиковая гимнастика

Есть у курицы – цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок.

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши,

Все красивы, хороши!

– Ребята, Вы такие молодцы! Вы помогли домашним птицам узнать, с какого звука и

буквы

начинаются

их

имена.

Я

предлагаю

украсить

эти

буквы

разноцветными,

блестящими наклейками-стразами, и оставить их себе на память о сегодняшнем занятии.

4

Вопросы

учителя-логопеда

детям

во

время

продуктивной

деятельности

по

украшению букв, рефлексия.

– О ком мы сегодня вместе говорили?

– Что интересного мы сегодня делали?

– Какая игра вам больше понравилась?

–А чему мы сегодня учились?

5



В раздел образования