Автор: Огородова Ольга Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 138
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме "Домашние птицы"
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно образовательная деятельность детей
старшего дошкольного возраста с ОВЗ по теме «Домашние птицы».
Форма работы: подгрупповая.
Цель: развитие речевого восприятия и коммуникативных навыков детей с ОВЗ по
теме «Домашние птицы».
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять обобщающие понятия «домашние птицы», «птичий двор».
- Совершенствовать грамматический строй речи детей.
- Расширять глагольный словарь по теме.
- Закреплять правильное употребление в речи детей предлогов: на, за, под, в, к.
-
Формировать
навык
составления
простых
предложений
по
вопросам
и
демонстрации действий/ по картинкам.
- Закреплять умение выделять в слове первый звук и сопоставлять его с буквой.
- Дифференцировать звуки: гласные и согласные; согласные твёрдые и мягкие.
Воспитательные:
- Формировать навык инициативности, самостоятельности, ответственности.
- Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам.
Развивающие:
- Развивать речевую активность детей.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать координацию речи с движением.
- Развивать мелкую моторику.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие и память.
- Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.
Оборудование:
Перья
домашних
птиц,
ноутбук,
экран,
проектор,
колонки,
конверты
с
картинками
домашних
птиц,
карточки
звуковых
паровозиков,
карточки
с
буквами, разноцветные наклейки-стразы, гель с блёстками.
Предварительная
работа:
Знакомство
с
лексической
темой.
Подготовка
презентации, дидактического материала.
Образовательные области: - Познавательная область.
- Развитие речи.
1
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу.
– Здравствуйте, милые дети! Я очень рада видеть вас! Сегодня вас ждут интересные
занятия, увлекательные игры, весёлая прогулка, волшебные сказки и ещё много чего
интересного. Я хочу пожелать вам, чтобы у вас сегодня все получилось, и хорошее
настроение не покидало вас целый день.
2. Основная часть.
На столе лежат перья домашних птиц (учитель-логопед обращает внимание детей).
– Ребята, что это лежит у нас на столе? (Ответы детей: «Перья».)
– Кто мог потерять перья? (Ответы детей: «Птицы».)
– Я с вами согласна.
– Как вы думаете, а какие птицы? Как можно назвать этих птиц? (Ответы детей).
– Почему их называют домашними? (Ответы детей: «Потому, что они живут рядом с
человеком, и человек заботится о них».)
–
Как человек заботится о домашних птицах?
(
Ответы детей: «Человек дает птицам корм,
воду,
строит
для
них
домик-птичник, а
летом
домашних
птиц
выпускают
гулять
на
улицу».)
– Ребята, кто-нибудь из вас был на птичьем дворе в деревне? Вам хочется побывать на
птичьем дворе и узнать, кто там живет? (Ответы детей).
– Я предлагаю Нам занять удобное место, и я вам расскажу интересную историю про
домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
Артикуляционная гимнастика
– Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр.
«Заборчик»). Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил
петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они
шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже
направлялись к водоему, гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки и
гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк.
Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»).
Птенцы
очень
любили
гулять
во
дворе,
любимыми
их
играми
были
футбол
(упр. «Футбол»), катание с горки (упр. «Катушка»), царь горы (упр. «Грибок»), иногда они
ссорились
и
дрались
(упр.
«Накажем язычок»),
но
потом
обязательно
мирились
(упр. «Улыбка»).
– Вот мы и на птичьем дворе. (Слайд птичьего двора на экране. Слышим голоса домашних
птиц.)
– Ребята, чьи это голоса? (Ответы детей).
– Давайте
поиграем
в
игру
«Узнай
домашних
птиц
по
голосу» (как
только
дети
определили голос птицы, они видят ее на экране).
2
– Чей голос вы слышите? (Ответы детей: «Я слышу голос петуха».)
– Как петух, кричит? Значит, что он делает? (Ответы детей: «Кукарекает».)
– А это чей голос? (Ответы детей: «Я слышу голос курицы».)
– Как курица голос подает? Значит, что она делает? (Ответы детей: «Квохчет, кудахчет».)
– Кто узнал, это чей голос? (Ответы детей:
«
Я слышу голос утки. Она крякает».)
– Кто голос падал? (Ответы детей: « Я слышу голос гуся. Гусь гогочет».)
– Чей голос вы слышите? (Ответы детей:
«
Я слышу голос индюка».
– Как индюк кричит? Значит, что он делает? (Ответы детей:
«
Болбочет».)
– А это чей голос? (Ответы детей:
«
Я слышу голос цыплёнка. Он пищит».)
Физкультминутка.
– Дети, предлагаю нам отдохнуть и поиграть с пёрышками. Перышки эти не простые, а
волшебные.
–Мы дружно на пёрышко подуем,
Пёрышко закружится и подскажет, в кого нам превратиться. (Дети дружно дуют на
пёрышки, на экране видим птицу).
«Гуси»
Исходное положение:
1- руки поставить на пояс, вдох носом.
2- на выдохе медленно наклонить туловище вперед, не отпуская голову вниз и произнести
протяжно «Г-а-а-а».
«Гуси шипят»
Исходное положение:
1- прямые руки отодвинуть назад, шею вытянуть, вдох носом.
2 - на выдохе произносить: «Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!».
«Петушок»
Исходное положение: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить.
1- мах руками, вдох носом.
2 - на выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку!», хлопнуть руками по бедрам.
«Утки»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки отведены назад.
1- перевалиться с ноги на ногу, вдох носом.
2 - на выдохе произносить «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!».
Дидактическая игра «Где, кто гуляет?»
– Ребята, пока мы играли. Домашние птицы и их птенцы разбежались на птичьем дворе
кто куда. Давайте внимательно посмотрим, где, кто гуляет, и составим предложения про
них. (Работа с презентацией).
– Где стоит петух? (Петух стоит на дороге.) Куда перелетел петух? (Петух перелетел на
забор).
3
– Где стоит цыпленок? (Цыпленок стоит у цветка.) Куда сейчас залез цыпленок?
(Цыпленок залез на камень.)
– Где плавает утка? (Утка плавает в пруду.) Куда вышла утка? (Утка вышла на берег.)
– Куда спрятался гусь? (Гусь спрятался за куст.) Куда подошел гусь? (Гусь подошел к
корыту.)
– Где стоит индюк? (Индюк стоит за телегой.) Куда сейчас подошел индюк? (Индюк
подошел к ведру.)
– Молодцы ребята! Подскажите, какие короткие слова вы использовали в ответах?
(Ответы детей: «Предлоги за, на, в, у, к».)
– Ребята, сегодня на рассвете
Распахнул оконце ветер
И забросил в группу к нам
Несколько конвертов.
Вы скорее же проверьте,
Кто вам шлет привет в конверте.
Кто же, кто прислал привет?
Загляните-ка в конверт!
(в конвертах по одной картинке с домашней птицей Гусь, Курица,
Петух, Утка, Индюк,
Гусёнок, Утёнок).
– Выберите, дети, себе конверт. Займите удобное место и откройте конверт.
– Дети и для меня тоже есть конверт. А в конверте письмо от домашних птиц. Им очень
хочется узнать, какой звук первый в их названии, и с какой буквы они пишутся. Они
просят Вас помочь им.
– Поможем нашим домашним птицам? Тем более, что мы с вами учимся определять
местоположение звука в словах и знаем уже много букв. А еще я предлагаю прокатить
домашних птиц на наших весёлых звуковых паровозиках.
(Дети определяют первый звук в слове, выбирают в каком паровозике поедет птица.)
–
Почему
Гусь
поедет
в
этом
паровозике?
(Потому
что,
звук
[г]
–
дети
дают
характеристику звука: согласный, твердый.)
– Какой буквой обозначается звук [г]? (Ответы детей: «Буквой Г».) Выбирают нужную
букву и берут себе. (Крупные заглавные буквы распечатаны на белом плотном картоне).
Пальчиковая гимнастика
Есть у курицы – цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок.
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши,
Все красивы, хороши!
– Ребята, Вы такие молодцы! Вы помогли домашним птицам узнать, с какого звука и
буквы
начинаются
их
имена.
Я
предлагаю
украсить
эти
буквы
разноцветными,
блестящими наклейками-стразами, и оставить их себе на память о сегодняшнем занятии.
4
Вопросы
учителя-логопеда
детям
во
время
продуктивной
деятельности
по
украшению букв, рефлексия.
– О ком мы сегодня вместе говорили?
– Что интересного мы сегодня делали?
– Какая игра вам больше понравилась?
–А чему мы сегодня учились?
5