Напоминание

"Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога"


Автор: Эвокалина Людмила Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №12 г. Нерчинска
Населённый пункт: г. Нерчинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №12 г. Нерчинска

Мастер-класс

«Интерактивные технологии –

инструментарий современного педагога»

Старший воспитатель:

Эвокалина

Людмила Владимировна

Мастер-класс

Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога.

Цель

мастер-класса:

повысить

мотивацию

педагогов

к применению

интерактивных технологий и методов обучения.

Задачи:

1.

Познакомить педагогов с понятием «интерактивное обучение»;

2.

Познакомить педагогов с технологиями и методами интерактивного обучения;

3.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между

собой.

Материалы и оборудование: разные геометрические фигуры, ватман, маркеры,

листовки «Правила «Мозгового штурма», листы бумаги, мяч, «Сказочная шкатулка».

Ход мастер-класса:

1.

Теоретическая часть.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий

направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими

конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в

соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные

государственные стандарты.

Что же такое интерактивная технология обучения? Само определение связано с

понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать

или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или

кем-либо (человеком).

Интерактивное

обучение

специальная

форма

организации

познавательной

деятельности.

Активизация

творческой

деятельности

детей

возможна

через

интерактивные методы и формы работы с ними.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый

в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом,

обмениваются

информацией,

совместно

решают

проблемы,

моделируют

ситуации,

оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную

атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Суть интерактивного

обучения

состоит

в

том,

что

практически

все

дети

оказываются

вовлеченными

в

процесс познания.

Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых

качеств и умений:

активизируется

индивидуальная

интеллектуальная

активность

каждого

дошкольника;

развиваются

межличностные

отношения,

дети

учатся

преодолевать

коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается

ситуация успеха;

формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого

ребенка.

Внедрение

интерактивных

технологий

в

работу

с

детьми

осуществляется

постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в

малых группах (тройках), аквариум;

подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель,

интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Приоритетной

задачей

современного

образования

можно

считать

задачу

формирования активной позиции воспитанников в образовательном процессе.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из

основных в дидактике. Для этого на практике применяют разнообразные приёмы,

позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей.

Основные

методические

инновации

связаны

с

применением

интерактивных

технологий и методов обучения.

2.

Практическая часть.

Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат разные фигуры, поднимите свою

фигуру, если вы можете сказать: «я знаю, что такое интерактивные технологии и

применяю в своей практике».

Хотелось

бы

уточнить

само

понятие.

Слово

«интерактив»

пришло

к

нам

из

английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный

означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в

ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее

реальным

путем

обеспечения

положительной

мотивации

детей

к

обучению,

формирования

устойчивого

познавательного

интереса

воспитанников,

повышения

качества

знаний,

создания

педагогических

условий

для

развития

способностей

дошкольников.

При

пассивном

методе

обучения

информация

поступает от

педагога

к

воспитаннику.

При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-

ребенок-ребенок».

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения,

в которой невозможно неучастие воспитанника.

Интерактивные

формы

обучения,

используемые

в

практике

педагогов

ДОУ,

влияют

на

становление

активной

позиции

дошкольников

в

учебной

деятельности,

обладают

большим

развивающим

потенциалом

и

положительно

сказываются

на

качестве знаний.

Рассмотрим некоторые интерактивные технологии,

приемы и методы, которые

можно использовать в работе с педагогами.

Упражнение «Бананы».

Упражнение

помогает

сломать

стереотипы,

производить

работу

левым

полушарием

мозга,

логическим,

рациональным

мышлением.

Используется

как

разминка.

(Надпись на доске: ШИГНОТВЕНРЮАЙКФТМИХВ)

Зачеркните в этой строке 10 букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются

(без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово.

(Интерактив)

Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить

Мозговой штурм – прекрасный метод для решения проблем и разработки идей.

Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5-7 человек. Четко определите

проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу.

Тема – «Использование интерактивных технологий в ДОУ».

Зачем? Для чего?

Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей.

Он должен поощрять количество, а не качество идей.

Правила мозгового штурма:

1. Никакой критики!

2. Заимствования других идей является нормальным явлением.

3. Желаемое – большое количество идей.

4. Оценка приходит позже.

Интерактивная технология «Кластер»

Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-

либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с

этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Называю словосочетание «Интерактивные технологии».

Вы называете слова,

которые приходят на ум, относящиеся к этому словосочетанию.

Интерактивный метод «Хоровод»

Данный метод используется в работе с детьми.

На

начальном

этапе

взрослый

является

ведущим,

т.к.

дети

самостоятельно

выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей

выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как

умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных

навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Детьми по кругу

передается

мяч,

и

они

рассказывают

в

кого

они

превращаются.

Например,

«Я

превращаюсь в веселую песенку, она прыгает, и кто ее слышит, начинают улыбаться и

смеяться».

Выполнять задание по очереди, не перебивая друг друга, и передавать друг другу

клубочек (мяч). Отвечает тот, у кого в руке окажется клубочек (мяч).

«Я буду использовать интерактивные технологии, потому что…»

3.

Итоговая часть.

Заключительное слово.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое,

перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности

детей

дошкольного

возраста

с

учетом

их

психологических

возможностей.

Использование

интерактивной

технологии

дает

возможность

обогатить

знания

и

представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и

взрослыми,

побуждает

детей

к

активному

взаимодействию

в

системе

социальных

отношений.

Рефлексия.

Уважаемые участники мастер-класса, сейчас я попрошу вас поднять руку, если вы

можете сказать: «Я знаю, что такое интерактивные технологии и буду их применять в

своей практике!».

Мы говорим «Да» интерактивным методам, которые способствуют:

Развитию творчества и фантазии!

Формированию коммуникативности и взаимодействия!

Уважаемые

коллеги,

проведем

рефлексию

мастер-класса,

оставьте

в

нашей

«Сказочной шкатулке»! ваши впечатления, эмоции, рекомендации по нашему мастер-

классу»!

Литература:

1.

Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные

методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ;

Инв. номер 2311409-КХ

2.

Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992

3.

Езопова

С.А.

Предшкольное

образование,

или

Образование

детей

старшего

дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-

№6.

4.

Инновации

и

современные

технологии

в

системе

образования:

материалы

международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. –

Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

5.

Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В.

Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012.

6.

Калинина

Т.В.

Управление

ДОУ.

«Новые

информационные

технологии

в

дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

7.

Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика.

– 1997.

8.

Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В.

Руденко. – Тольятти, 2006.

9.

Полат Е.С. Новые педагогические технологии6- М., 2000г.

10. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.



В раздел образования