Автор: Эвокалина Людмила Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №12 г. Нерчинска
Населённый пункт: г. Нерчинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад №12 г. Нерчинска
Мастер-класс
«Интерактивные технологии –
инструментарий современного педагога»
Старший воспитатель:
Эвокалина
Людмила Владимировна
Мастер-класс
Интерактивные технологии – инструментарий современного педагога.
Цель
мастер-класса:
повысить
мотивацию
педагогов
к применению
интерактивных технологий и методов обучения.
Задачи:
1.
Познакомить педагогов с понятием «интерактивное обучение»;
2.
Познакомить педагогов с технологиями и методами интерактивного обучения;
3.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между
собой.
Материалы и оборудование: разные геометрические фигуры, ватман, маркеры,
листовки «Правила «Мозгового штурма», листы бумаги, мяч, «Сказочная шкатулка».
Ход мастер-класса:
1.
Теоретическая часть.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий
направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в
соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные
государственные стандарты.
Что же такое интерактивная технология обучения? Само определение связано с
понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать
или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или
кем-либо (человеком).
Интерактивное
обучение
–
специальная
форма
организации
познавательной
деятельности.
Активизация
творческой
деятельности
детей
возможна
через
интерактивные методы и формы работы с ними.
Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый
в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом,
обмениваются
информацией,
совместно
решают
проблемы,
моделируют
ситуации,
оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную
атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. Суть интерактивного
обучения
состоит
в
том,
что
практически
все
дети
оказываются
вовлеченными
в
процесс познания.
Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых
качеств и умений:
активизируется
индивидуальная
интеллектуальная
активность
каждого
дошкольника;
развиваются
межличностные
отношения,
дети
учатся
преодолевать
коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается
ситуация успеха;
формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого
ребенка.
Внедрение
интерактивных
технологий
в
работу
с
детьми
осуществляется
постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, хоровод;
средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в
малых группах (тройках), аквариум;
подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель,
интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
Приоритетной
задачей
современного
образования
можно
считать
задачу
формирования активной позиции воспитанников в образовательном процессе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из
основных в дидактике. Для этого на практике применяют разнообразные приёмы,
позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей.
Основные
методические
инновации
связаны
с
применением
интерактивных
технологий и методов обучения.
2.
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, у вас на столах лежат разные фигуры, поднимите свою
фигуру, если вы можете сказать: «я знаю, что такое интерактивные технологии и
применяю в своей практике».
Хотелось
бы
уточнить
само
понятие.
Слово
«интерактив»
пришло
к
нам
из
английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный
означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.
Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в
ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее
реальным
путем
обеспечения
положительной
мотивации
детей
к
обучению,
формирования
устойчивого
познавательного
интереса
воспитанников,
повышения
качества
знаний,
создания
педагогических
условий
для
развития
способностей
дошкольников.
При
пассивном
методе
обучения
информация
поступает от
педагога
к
воспитаннику.
При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.
В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-
ребенок-ребенок».
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения,
в которой невозможно неучастие воспитанника.
Интерактивные
формы
обучения,
используемые
в
практике
педагогов
ДОУ,
влияют
на
становление
активной
позиции
дошкольников
в
учебной
деятельности,
обладают
большим
развивающим
потенциалом
и
положительно
сказываются
на
качестве знаний.
Рассмотрим некоторые интерактивные технологии,
приемы и методы, которые
можно использовать в работе с педагогами.
Упражнение «Бананы».
Упражнение
помогает
сломать
стереотипы,
производить
работу
левым
полушарием
мозга,
логическим,
рациональным
мышлением.
Используется
как
разминка.
(Надпись на доске: ШИГНОТВЕНРЮАЙКФТМИХВ)
Зачеркните в этой строке 10 букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются
(без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово.
(Интерактив)
Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить
Мозговой штурм – прекрасный метод для решения проблем и разработки идей.
Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5-7 человек. Четко определите
проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу.
Тема – «Использование интерактивных технологий в ДОУ».
Зачем? Для чего?
Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей.
Он должен поощрять количество, а не качество идей.
Правила мозгового штурма:
1. Никакой критики!
2. Заимствования других идей является нормальным явлением.
3. Желаемое – большое количество идей.
4. Оценка приходит позже.
Интерактивная технология «Кластер»
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-
либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с
этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Называю словосочетание «Интерактивные технологии».
Вы называете слова,
которые приходят на ум, относящиеся к этому словосочетанию.
Интерактивный метод «Хоровод»
Данный метод используется в работе с детьми.
На
начальном
этапе
взрослый
является
ведущим,
т.к.
дети
самостоятельно
выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей
выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как
умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.
Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных
навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста. Детьми по кругу
передается
мяч,
и
они
рассказывают
в
кого
они
превращаются.
Например,
«Я
превращаюсь в веселую песенку, она прыгает, и кто ее слышит, начинают улыбаться и
смеяться».
Выполнять задание по очереди, не перебивая друг друга, и передавать друг другу
клубочек (мяч). Отвечает тот, у кого в руке окажется клубочек (мяч).
«Я буду использовать интерактивные технологии, потому что…»
3.
Итоговая часть.
Заключительное слово.
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое,
перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности
детей
дошкольного
возраста
с
учетом
их
психологических
возможностей.
Использование
интерактивной
технологии
дает
возможность
обогатить
знания
и
представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и
взрослыми,
побуждает
детей
к
активному
взаимодействию
в
системе
социальных
отношений.
Рефлексия.
Уважаемые участники мастер-класса, сейчас я попрошу вас поднять руку, если вы
можете сказать: «Я знаю, что такое интерактивные технологии и буду их применять в
своей практике!».
Мы говорим «Да» интерактивным методам, которые способствуют:
Развитию творчества и фантазии!
Формированию коммуникативности и взаимодействия!
Уважаемые
коллеги,
проведем
рефлексию
мастер-класса,
оставьте
в
нашей
«Сказочной шкатулке»! ваши впечатления, эмоции, рекомендации по нашему мастер-
классу»!
Литература:
1.
Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные
методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ;
Инв. номер 2311409-КХ
2.
Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992
3.
Езопова
С.А.
Предшкольное
образование,
или
Образование
детей
старшего
дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-
№6.
4.
Инновации
и
современные
технологии
в
системе
образования:
материалы
международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. –
Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.
5.
Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В.
Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012.
6.
Калинина
Т.В.
Управление
ДОУ.
«Новые
информационные
технологии
в
дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
7.
Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика.
– 1997.
8.
Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В.
Руденко. – Тольятти, 2006.
9.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии6- М., 2000г.
10. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.