Автор: Блинова Ирина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Златоуста, Челябинской области
Наименование материала: статью
Тема: Роль геологии в формировании современного научного мировоззрения
Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ ГЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО
НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Блинова И.В.
Педагог дополнительного образования, МАУ ДО «ДДТ», г. Златоуста
Аннотация
В статье дан анализ проблемы формирования научного мировоззрения.
Исходя
из
важной
роли
науки
в
жизни
каждого
человека,
раскрыта
актуальность данной темы для современного общества. Показано значение
формирования научного мировоззрения, чьи базовые положения покоятся на
естественно-научном
знании,
для
осмысления
сложных
процессов,
охвативших
современную
науку.
На
примере
геологии
показано,
что
в
настоящее
время
факты
и
закономерности,
формирующие
современные
представления о процессах, определивших происхождение и развитие Земли,
ее строение и состав, в том числе и ее внешних оболочек (атмосферы,
гидросферы и биосферы), являются неотъемлемой частью основ научного
мировоззрения.
Ключевые слова: геология, наука, мировоззрение.
Key words: Geology, science, worldview.
Наука
выросла
из
нужд
и
интересов
человека,
с
которыми
он
сталкивается
в
повседневной
жизни,
и
те
же
причины
заставляют
ее
развиваться дальше. Достижения на пути познания привели к тому, что в
настоящее время человеческое общество практически во всех сферах своей
деятельности опирается на результаты претворения в жизнь плодов научных
исследований.
Говоря
словами
В.Ж.
Аренса,
наука
сближается
с
производством, вносит в его структуру и содержание глубокие изменения,
что превращает ее в производительную силу общества [1, 35]. Важная роль
науки
в
жизни
общества
обусловливает
высокие
требования
к
уровню
теоретических
и
практических
знаний
об
окружающем
нас
мире,
предъявляемых
не
только
к
специалистам
в
конкретных
областях
деятельности,
но
и
к
каждому
человеку.
Чтобы
добиться
успеха
в
осмыслении
сложных
процессов,
охвативших
современную
науку,
необходима
определенная
философская
культура
в
области
методологии
познавательной деятельности. По этой причине резко возрастает значение
формирования научного мировоззрения, которое нужно воспринимать как
систему
взглядов
на
окружающий
нас
мир
и
принципы
его
познания.
Убеждения человека являются внутренними стимулами, на основе которых
он действует. Для того чтобы действовать правильно в той или иной ситуации
необходимо
адекватное
восприятие
действительности,
а
созданием
и
усовершенствованием такого восприятия как раз и занимается наука, главной
функцией
которой
является
создание
объективного
представления
об
окружающей нас действительности. Сегодня задача становления научного
мировоззрения,
которое
естественно
формируется
в
течение
всей
жизни,
полностью лежит на плечах системы образования. В частности закон РФ «Об
образовании», определяя содержание образования, говорит о том, что оно
должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира,
адекватной
современному
уровню
знаний
и
ступени
обучения.
Сейчас
совершенно ясно, что никакая другая, кроме научной картины мира, в основе
системы
образования
быть
не
может.
Однако
существуют
попытки
использования того же закона «Об образовании» для декларации об якобы
ущемлении свободы выбора и прав личности при навязывании всем одного
мировоззрения.
При
этом
ссылаются
на
то
место
в
законе,
в
котором
говорится, что содержание образования должно «учитывать разнообразие
мировоззренческих
подходов,
способствовать
реализации
права
обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений». Иначе говоря,
неоднозначность формулировок в законе открывает дверь псевдонаукам и
религии.
Поэтому
именно
сегодня
необходимо
обратить
пристальное
внимание на эту крайне важную для всего общества проблему. Социальные
потрясения
последних
лет
определили
трансформацию
старых
и
формирование новых убеждений и идеалов у населения страны. В течение
небольшого
промежутка
времени
мировоззрение
большинства
людей
сместилось
в
сторону
обыденного
и
религиозного.
Сейчас
остро
развернулась
дискуссия
на
тему
необходимости
реформы
науки
и
образования в России. Большинство ее участников соглашается с тем, что
изменения
с
целью
качественного
улучшения
и
системы
образования,
и
положения науки в нашей стране действительно нужны. Однако чаще всего
говорят
о
количестве
лет
обучения,
одно-
или
двухуровневой
системе
подготовки специалистов, о соотношении фундаментального и прикладного,
не замечая при этом проблем с формированием научного мировоззрения, на
ко т о р о е ,
в
п е р ву ю
оч е р е д ь ,
д о л ж н ы
б ы т ь
о р и е н т и р о в а н ы
общеобразовательная
и
профессиональная
школы.
Базовые
положения
научного мировоззрения покоятся на естественно-научном знании, к области
которого относятся и геология, которая, по мнению академика В.Е. Хаина [2,
57],
насчитывает
более
100
самостоятельных
научных
дисциплин,
образовавшихся в ходе дифференциации и интеграции геологических наук.
Все
они
рассматривают
вопросы
проявления
общих
свойств
материи
на
нашей
планете
и
базируются
на
раскрытии
важнейших
характеристик
геологических
объектов,
отражающих
мировоззренческую
сущность
этой
области естествознания:
состав, состояние и свойства;
распределение в пространстве и времени;
изменение под действием различных процессов;
возможность практического освоения.
Как и все остальные науки, геология возникла не в одночасье. В наши
дни большинство историков связывают становление научного этапа геологии
с периодом с середины XVII в. до середины XVIII в. С тех пор важная роль
геологии в жизни общества обусловлена как практическим использованием
ее
достижений
в
различных
отраслях
деятельности
(горно-добывающая
промышленность,
строительство
и
др.),
так
и
ее
вкладом
в
познание
окружающего нас мира и места человека в нем. Геология бок об бок с
другими естественными науками всегда искала ответы на коренные вопросы
мироздания, связанные с происхождением небесных тел Солнечной системы,
возникновением
и
развитием
жизни
на
Земле,
осознанием
значимости
человека и его ответственности перед природой. Геология всегда являлась
важнейшим звеном в идеологической борьбе за естественно-научную картину
мира. В настоящее время установленные геологией факты и закономерности,
формирующие
современные
представления
о
процессах,
определивших
происхождение и развитие Земли, ее строение и состав, в том числе и ее
внешних
оболочек
(атмосферы,
гидросферы
и
биосферы),
являются
неотъемлемой
частью
основ
научного
мировоззрения.
Со
времени
оформления
геологии
в
самостоятельную
ветвь
естествознания
вместе
с
ростом знания и эволюцией понимания предмета науки эти представления
неоднократно изменялись. Вместе с тем принципы познания и основания
этих представлений оставались всегда незыблемыми и подразумевают, по
В.И. Вернадскому [3, 90], такое отношение к окружающему нас миру, при
котором
каждое
явление
входит
в
рамки
научного
изучения
и
находит
объяснение,
не
противоречащее
принципам
научного
искания.
Мировоззренческий
потенциал
геологии
огромен.
Для
того
чтобы
его
реализовать, нужно, опираясь на междисциплинарные связи, в том числе и с
философией, раскрыть диалектику процессов, происходящих на поверхности
и внутри нашей планеты. Необходимо в обучающем процессе показать через
призму истории геологии и ее открытий возможности человеческого разума в
познании окружающего мира и своего места в нем. Только так может и
должно
проходить
приобщение
обучающихся
к
научным
взглядам
и
убеждениям.
К
сожалению,
просветительская
задача
геологией
решается
далеко не полностью, и в первую очередь из-за того, что она представлена в
школьном образовательном процессе только фрагментарно. Для исправления
ситуации следует ввести в школах обязательное изучение геологии или хотя
бы
расширить
ее
представление
в
рамках
географии.
Недостаточное
понимание проблем развития научного мировоззрения у молодежи приводит
к тому, что туманными становятся перспективы самой науки, зависимость
общества
от
которой
для
всех
очевидна.
Нужно
отметить,
что
для
формирования
научного
мировоззрения
большое
значение
имеет
философско-методологическая культура преподавателя не только в области
его научных интересов, но и в области педагогики, что позволяет ему гибко
реагировать на изменения в науке, в системе образования и в обществе. Это
значит, что от преподавателя требуется постоянная адаптация к меняющимся
условиям жизни. Однако сегодня при разработке учебных программ по тем
или иным дисциплинам приходится идти на компромисс между необходимым
объемом информации и ограниченным количеством учебных часов. Часто у
лектора
нет
возможности
познакомить
аудиторию
с
передовыми
достижениями, а иногда и с основами его науки, что приводит к тому, что
некоторые
важные
разделы
отдаются
на
самостоятельную
проработку
студентам
или
вовсе
остаются
без
внимания.
Времени
на
раскрытие
философских
проблем,
формирующих
мировоззрение
молодых
людей,
практически нет. А без этого невозможно глубокое философское осознание
проблем
и
достижений
в
области
геологии,
тесно
связанных
с
кругом
вопросов,
формирующих
мировоззрение
молодых
людей.
К
сожалению,
очень
мало
современных
работ,
посвященных
методологии
геологии
и
обучению
геологическим
наукам
в
высших
учебных
заведениях.
Это
негативно сказывается на подготовке молодых преподавателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аренс В.Ж. Основы методологии горной науки: Учеб. пособие / МГГУ. М.,
2003. – 223 с.
2. Хаин В.Е. История и методология геологических наук: Учебник / В.Е.
Хаин, А.Г. Рябухин. М., 1997. – 224 с.
3. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. / В.И. Вернадский,
М.: Наука, 1981. – 336 с.