Напоминание

Роль геологии в формировании современного научного мировоззрения


Автор: Блинова Ирина Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г. Златоуста, Челябинской области
Наименование материала: статью
Тема: Роль геологии в формировании современного научного мировоззрения
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ ГЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО

НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Блинова И.В.

Педагог дополнительного образования, МАУ ДО «ДДТ», г. Златоуста

Аннотация

В статье дан анализ проблемы формирования научного мировоззрения.

Исходя

из

важной

роли

науки

в

жизни

каждого

человека,

раскрыта

актуальность данной темы для современного общества. Показано значение

формирования научного мировоззрения, чьи базовые положения покоятся на

естественно-научном

знании,

для

осмысления

сложных

процессов,

охвативших

современную

науку.

На

примере

геологии

показано,

что

в

настоящее

время

факты

и

закономерности,

формирующие

современные

представления о процессах, определивших происхождение и развитие Земли,

ее строение и состав, в том числе и ее внешних оболочек (атмосферы,

гидросферы и биосферы), являются неотъемлемой частью основ научного

мировоззрения.

Ключевые слова: геология, наука, мировоззрение.

Key words: Geology, science, worldview.

Наука

выросла

из

нужд

и

интересов

человека,

с

которыми

он

сталкивается

в

повседневной

жизни,

и

те

же

причины

заставляют

ее

развиваться дальше. Достижения на пути познания привели к тому, что в

настоящее время человеческое общество практически во всех сферах своей

деятельности опирается на результаты претворения в жизнь плодов научных

исследований.

Говоря

словами

В.Ж.

Аренса,

наука

сближается

с

производством, вносит в его структуру и содержание глубокие изменения,

что превращает ее в производительную силу общества [1, 35]. Важная роль

науки

в

жизни

общества

обусловливает

высокие

требования

к

уровню

теоретических

и

практических

знаний

об

окружающем

нас

мире,

предъявляемых

не

только

к

специалистам

в

конкретных

областях

деятельности,

но

и

к

каждому

человеку.

Чтобы

добиться

успеха

в

осмыслении

сложных

процессов,

охвативших

современную

науку,

необходима

определенная

философская

культура

в

области

методологии

познавательной деятельности. По этой причине резко возрастает значение

формирования научного мировоззрения, которое нужно воспринимать как

систему

взглядов

на

окружающий

нас

мир

и

принципы

его

познания.

Убеждения человека являются внутренними стимулами, на основе которых

он действует. Для того чтобы действовать правильно в той или иной ситуации

необходимо

адекватное

восприятие

действительности,

а

созданием

и

усовершенствованием такого восприятия как раз и занимается наука, главной

функцией

которой

является

создание

объективного

представления

об

окружающей нас действительности. Сегодня задача становления научного

мировоззрения,

которое

естественно

формируется

в

течение

всей

жизни,

полностью лежит на плечах системы образования. В частности закон РФ «Об

образовании», определяя содержание образования, говорит о том, что оно

должно обеспечивать в сознании учащихся формирование картины мира,

адекватной

современному

уровню

знаний

и

ступени

обучения.

Сейчас

совершенно ясно, что никакая другая, кроме научной картины мира, в основе

системы

образования

быть

не

может.

Однако

существуют

попытки

использования того же закона «Об образовании» для декларации об якобы

ущемлении свободы выбора и прав личности при навязывании всем одного

мировоззрения.

При

этом

ссылаются

на

то

место

в

законе,

в

котором

говорится, что содержание образования должно «учитывать разнообразие

мировоззренческих

подходов,

способствовать

реализации

права

обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений». Иначе говоря,

неоднозначность формулировок в законе открывает дверь псевдонаукам и

религии.

Поэтому

именно

сегодня

необходимо

обратить

пристальное

внимание на эту крайне важную для всего общества проблему. Социальные

потрясения

последних

лет

определили

трансформацию

старых

и

формирование новых убеждений и идеалов у населения страны. В течение

небольшого

промежутка

времени

мировоззрение

большинства

людей

сместилось

в

сторону

обыденного

и

религиозного.

Сейчас

остро

развернулась

дискуссия

на

тему

необходимости

реформы

науки

и

образования в России. Большинство ее участников соглашается с тем, что

изменения

с

целью

качественного

улучшения

и

системы

образования,

и

положения науки в нашей стране действительно нужны. Однако чаще всего

говорят

о

количестве

лет

обучения,

одно-

или

двухуровневой

системе

подготовки специалистов, о соотношении фундаментального и прикладного,

не замечая при этом проблем с формированием научного мировоззрения, на

ко т о р о е ,

в

п е р ву ю

оч е р е д ь ,

д о л ж н ы

б ы т ь

о р и е н т и р о в а н ы

общеобразовательная

и

профессиональная

школы.

Базовые

положения

научного мировоззрения покоятся на естественно-научном знании, к области

которого относятся и геология, которая, по мнению академика В.Е. Хаина [2,

57],

насчитывает

более

100

самостоятельных

научных

дисциплин,

образовавшихся в ходе дифференциации и интеграции геологических наук.

Все

они

рассматривают

вопросы

проявления

общих

свойств

материи

на

нашей

планете

и

базируются

на

раскрытии

важнейших

характеристик

геологических

объектов,

отражающих

мировоззренческую

сущность

этой

области естествознания:

состав, состояние и свойства;

распределение в пространстве и времени;

изменение под действием различных процессов;

возможность практического освоения.

Как и все остальные науки, геология возникла не в одночасье. В наши

дни большинство историков связывают становление научного этапа геологии

с периодом с середины XVII в. до середины XVIII в. С тех пор важная роль

геологии в жизни общества обусловлена как практическим использованием

ее

достижений

в

различных

отраслях

деятельности

(горно-добывающая

промышленность,

строительство

и

др.),

так

и

ее

вкладом

в

познание

окружающего нас мира и места человека в нем. Геология бок об бок с

другими естественными науками всегда искала ответы на коренные вопросы

мироздания, связанные с происхождением небесных тел Солнечной системы,

возникновением

и

развитием

жизни

на

Земле,

осознанием

значимости

человека и его ответственности перед природой. Геология всегда являлась

важнейшим звеном в идеологической борьбе за естественно-научную картину

мира. В настоящее время установленные геологией факты и закономерности,

формирующие

современные

представления

о

процессах,

определивших

происхождение и развитие Земли, ее строение и состав, в том числе и ее

внешних

оболочек

(атмосферы,

гидросферы

и

биосферы),

являются

неотъемлемой

частью

основ

научного

мировоззрения.

Со

времени

оформления

геологии

в

самостоятельную

ветвь

естествознания

вместе

с

ростом знания и эволюцией понимания предмета науки эти представления

неоднократно изменялись. Вместе с тем принципы познания и основания

этих представлений оставались всегда незыблемыми и подразумевают, по

В.И. Вернадскому [3, 90], такое отношение к окружающему нас миру, при

котором

каждое

явление

входит

в

рамки

научного

изучения

и

находит

объяснение,

не

противоречащее

принципам

научного

искания.

Мировоззренческий

потенциал

геологии

огромен.

Для

того

чтобы

его

реализовать, нужно, опираясь на междисциплинарные связи, в том числе и с

философией, раскрыть диалектику процессов, происходящих на поверхности

и внутри нашей планеты. Необходимо в обучающем процессе показать через

призму истории геологии и ее открытий возможности человеческого разума в

познании окружающего мира и своего места в нем. Только так может и

должно

проходить

приобщение

обучающихся

к

научным

взглядам

и

убеждениям.

К

сожалению,

просветительская

задача

геологией

решается

далеко не полностью, и в первую очередь из-за того, что она представлена в

школьном образовательном процессе только фрагментарно. Для исправления

ситуации следует ввести в школах обязательное изучение геологии или хотя

бы

расширить

ее

представление

в

рамках

географии.

Недостаточное

понимание проблем развития научного мировоззрения у молодежи приводит

к тому, что туманными становятся перспективы самой науки, зависимость

общества

от

которой

для

всех

очевидна.

Нужно

отметить,

что

для

формирования

научного

мировоззрения

большое

значение

имеет

философско-методологическая культура преподавателя не только в области

его научных интересов, но и в области педагогики, что позволяет ему гибко

реагировать на изменения в науке, в системе образования и в обществе. Это

значит, что от преподавателя требуется постоянная адаптация к меняющимся

условиям жизни. Однако сегодня при разработке учебных программ по тем

или иным дисциплинам приходится идти на компромисс между необходимым

объемом информации и ограниченным количеством учебных часов. Часто у

лектора

нет

возможности

познакомить

аудиторию

с

передовыми

достижениями, а иногда и с основами его науки, что приводит к тому, что

некоторые

важные

разделы

отдаются

на

самостоятельную

проработку

студентам

или

вовсе

остаются

без

внимания.

Времени

на

раскрытие

философских

проблем,

формирующих

мировоззрение

молодых

людей,

практически нет. А без этого невозможно глубокое философское осознание

проблем

и

достижений

в

области

геологии,

тесно

связанных

с

кругом

вопросов,

формирующих

мировоззрение

молодых

людей.

К

сожалению,

очень

мало

современных

работ,

посвященных

методологии

геологии

и

обучению

геологическим

наукам

в

высших

учебных

заведениях.

Это

негативно сказывается на подготовке молодых преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аренс В.Ж. Основы методологии горной науки: Учеб. пособие / МГГУ. М.,

2003. – 223 с.

2. Хаин В.Е. История и методология геологических наук: Учебник / В.Е.

Хаин, А.Г. Рябухин. М., 1997. – 224 с.

3. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. / В.И. Вернадский,

М.: Наука, 1981. – 336 с.



В раздел образования