"Создание условий для повышения уровня качества образования"
Автор: Елтышева Ольга Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №35 города Челябинска" Населённый пункт: город Челябинск Наименование материала: статья Тема: "Создание условий для повышения уровня качества образования" Раздел: начальное образование
Создание условий для повышения уровня качества образования
Автор: Елтышева О. В.
МАОУ «Лицей № 35 города Челябинска»
Стандарт 2009 года принципиально отличается от стандарта 2004
года. Раньше в стандарте детально описывалось содержание образования –
темы, дидактические единицы, учебники и образовательные программы. В
стандарте нового поколения это детально и подробно не прописано, зато
четко
обозначены
требования
к
его
результатам.
И
задача
системы
образования - сделать все возможное для их достижения: разрабатывать
новые программы, применять эффективные технологии, создавать условия
для повышения уровня качества образования.
В новом стандарте усилена социальная направленность. Впервые в его
основе
лежит
общественный
договор
между
личностью,
семьей,
обществом и государством. Это должно позволить обеспечить большую
активность
учащихся
и
их
родителей,
педагогов
и
общественности
в
разработке
образовательной
программы,
проектировании
и
развитии
внутришкольной социальной среды.
Благодаря тесному сотрудничеству с родителями учащихся в классе
созданы комфортные условия для детей.
На протяжении трёх последних лет в лицее реализуются программы по
материально-техническому
оснащению
учебных
кабинетов,
при
этом
огромное внимание уделялось именно новым требованиям санитарных
норм.
Для
каждого
класса
начального
звена
отводится
отдельный
просторный
кабинет
(от
63
кв.м.
до
85
кв.м.),
пространство,
которое
организовано
сообразно
задачам
и
формам
жизни
данного
класса.
Просторный холл (180 кв.м.).
В кабинетах сделан капитальный ремонт: отделка стен под покраску,
замена старых двойных рам на евроокна, обновление электропроводки,
установка
ламп
дневного
света,
приобретение
нового
линолеума.
Продумано
оснащение
классных
комнат:
для
просмотра
фильмов,
мультфильмов, проведения физминуток, музыкальных пауз, внеклассных
мероприятий, установлены компьютеры, проекторы, экраны, для
зоны
отдыха приобретены: мягкий уголок, ковер, игрушки, настольные игры,
для
проведения
динамических
пауз
-
спортивный
инвентарь:
мячи,
скакалки, кегли, для разминок и упражнений на зрительную координацию
– схемы зрительных траекторий и офтальмотренажёры, для проведения
сенсорно-моторного массажа - кольца и шарики «REDOX».
Большое
внимание
уделялось
выбору
школьной
мебели:
приобретены ростовые парты с регулятором наклона столешни, шкафы
для
хранения
учебников
и
школьных
принадлежностей,
шкафы
для
1
сменной одежды и спортивной формы. Продуман режим проветривания,
питьевой
режим.
В
кабинете
выделяются
различные
функциональные
зоны:
для
коллективной
учебной
работы,
для
групповых
и
индивидуальных занятий, игр и отдыха и т.д. Они трансформируются в
зависимости
от
конкретной
ситуации
в
классе.
Образ
классного
пространства
создается
совместными
усилиями
детей,
учителей
и
родителей.
В стандарте произошли изменения, выразившиеся в выделении
специального времени на внеучебную деятельность, во время которой
происходит закрепление приобретаемых на уроках знаний, умений и
навыков.
В связи с этим, для учащихся начальной школы в лицее изменилась
ежедневная организация дня: физиологическим возможностям организма
для
учеников
первых
классов
более
всего
соответствует
35-минутная
продолжительность урока; рекомендуются уроки с использованием 2-3
физминуток
с
включением
таких
видов
деятельности,
как
чтение
художественной литературы, дидактические игры, комплексы физических
упражнений,
речевые
разминки,
динамические
паузы,
целью
которых
является
увеличение
двигательной
активности.
Р а с п и с а н и е
предусматривает после двух основных уроков проведение релаксирующих
уроков
–
уроков
музыки,
изобразительного
искусства,
технологии
и
физической культуры.
Учитель
начальных
классов
является
во
второй
половине
дня
воспитателем,
сопровождающим
детей
на
занятия
в
учреждения
дополнительного образования и проводящим занятия по определённым
направлениям внеурочной деятельности, которая подразумевает занятость
каждого
ребенка
по
направлениям
с
учетом
о с обе нно с т е й,
образовательных потребностей и интересов каждого ребёнка, организует
игры
и
прогулки
на
свежем
воздухе
для
в о с с т а н о в л е н и я
работоспособности ребят.
Педагогами
лицея
используются
современные
образовательные
технологии: игровые, интегрированное обучение, проблемное обучение,
развитие
критического
мышления,
проектное
обучение,
технология
групповой
работы,
модульного
обучения,
ИКТ
–
технологии,
здоровьесберегающие технологии, система «Портфолио».
Благодаря
использованию
таких
технологий
оказывается
возможным
обеспечивать наиболее комфортные условия каждому ученику, учитывать
индивидуальные
особенности
каждого
ребёнка,
и,
следовательно,
повышать уровень качества образования.
Мной разработана система воспитательной работы, основанная на
внеклассной
работе
валеологического
направления
и
использовании
современных образовательных технологий в образовательном процессе.
2
С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем
классе полного дня проводятся следующие мероприятия:
для предупреждения переутомления детей в первой половине дня
используются разнообразные методы и формы работы на уроках;
проводятся физминутки, динамические и музыкальные паузы;
организуются занятия по «РУССКОЙ АЗБУКЕ ЗАРЯДКЕ»;
ежедневно включаются упражнения на зрительную координацию с
использованием схем зрительных траекторий и офтальмотренажёра;
регулярно
используются
элементы
массажа
и
самомассажа
(с применением колец и шариков «REDOX»);
во
второй
половине
дня
учащиеся
занимаются
ритмикой,
спортивными играми, борьбой;
два раза в день организуются игры и прогулки на свежем воздухе
для восстановления работоспособности ребят;
проводятся
внеклассные
мероприятия
и
организуются
игры
по
программе
«Разговор
о
правильном
питании»,
которые
мы
(я,
родители, дети) придумываем и разрабатываем сами.
Варианты интегрирования вопросов ЗОЖ в учебные дисциплины:
Русский язык. Варианты словарных работ, орфографических минуток.
ЛИМОН
- Отгадай ребус и реши загадку. Запиши слово.
,, ,,
ЛИСТ МОСТ Н
Самый кислый он, друзья,
Утверждаю это я.
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть ……..
- Прочитай. Почему так легче запомнить написание слова?
К
ЛИМОН
С
Л
Ы
Й
- Прочитай.
ЛИМОН – цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод его
с
твердой
ароматной
кожурой.
(Чай
с
лимоном.)
Какие
витамины содержаться в лимоне?
3
- Подбери и запиши однокоренные слова. Обозначь орфограмму.
ОВОЩИ
- Отгадай ребус и запиши слово.
О в О + ЩИ
- Прочитай. Почему так удобнее запомнить написание слова?
Нужно есть их круглый гОд,
Дом роднОй их – огорОд.
О
Г
О
Р
ОВОЩИ
Д
- Подбери и запиши однокоренные слова. Обозначь орфограмму.
Вставь пропущенные буквы:
Чищу ..в..щи для щей.
Сколько нужно ..в..щей?
ОГУРЕЦ
- Прочитай. Запиши слово.
Огромный огурец.
Как-то Мише дал отец Смотрит Миша на него:
Преогромный Огурец! Он похож на букву «О».
Ого-го, какой большой! И теперь, конечно, Миша
Ох и вкусный! Хорошо! С буквой «О» его напишет!
ОГУРЕЦ – огородное растение с продолговатым зеленым плодом.
Нужно ли употреблять этот овощ и почему?
К истокам слова. Слово ОГУРЕЦ произошло от ОГУР, которое было
связано с греческим АОРОС и означало НЕСПЕЛЫЙ. Ведь и в самом
деле в отличие от своих близких сородичей арбузов и дынь, которые
чем спелее, тем вкуснее, огурчики ценятся, пока еще не пожелтели, не
созрели окончательно: их едят незрелыми.
- Подбери и запиши однокоренные слова, обозначь орфограмму.
Также,
интегрирование
можно
осуществить,
используя
тексты
у п р а ж н е н и й
п о
р у с с к о м у
я з ы к у :
- Спиши. Продолжи перечень слов – названий предметов,
укажи род, выдели окончание и основу в каждом слове.
Лук, свекла, ….
4
Груша, яблоко, …
Вишня, …
Варианты динамичных пауз, которые в нашем классе очень любят
проводить ребята на уроках:
«ПОЕЗД ДЛЯ ВИТАМИНОВ»
На
паровозик
и
вагончики
прикрепляются
карточки
с
обозначением
витаминов.
(А-в6,
В6-в12,
В12-н,
Н-рр)
Первым
выходит,
конечно,
Паровозик (ребенок называет витамин –А- и объясняет, в каких продуктах
он
содержится).
Далее
выходит
ребёнок
с
вагончиком,
на
котором
находится карточка с витамином –В6 и т.д. Когда паровозик составлен,
ребята под музыку «проезжают» по классу.
«ВИТАМИННАЯ АЗБУКА»
Ребенок
выходит
к
доске
и
изображает
букву.
(
М
–
присесть,
руки
опустить и соединить углом вниз, при этом спинку держать нужно прямо).
Дети повторяют это упражнение и отгадывают задуманную букву. Затем,
называют
фрукт
или
овощ
и
вспоминают
какие
в
нем
содержаться
витамины,
для
чего
они
необходимы.
Далее
выходит
следующий,
з а г а д а в ш и й
« с в о ю »
б у к в у
р е б е н о к .
Работая по программе «Две недели в лагере здоровья», мы с ребятами
придумали
еще
много
динамичных
пауз
и
веселых
игр,
в
которые
с
удовольствием играем.
Благодаря
использованию
современных
технологий
оказывается
возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику,
учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, и, следовательно,
повышать уровень качества образования.
Литература:
1.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования
/
Министерство
образования
и
науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.;
2.
Фросин
В.Н.,
Фросина
В.В.,
Тело
человека.
Буквоупражнения.
Игроупражнения. Издательство МГУ, 2006;
3.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
– М.: «ВАКО», 2004.
5