Автор: Семенюк Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКСУ РО Большелогский центр помощи детям
Населённый пункт: х.Большой Лог
Наименование материала: статья
Тема: Трудности в подростковом возрасте.
Раздел: дополнительное образование
Трудности в подростковом возрасте.
У родителей, а также лиц, которые несут ответственность за подростков
(воспитателей, педагогов), а также, прежде всего, у самих подростков часто возникают
трудности в восприятии окружающего. Как правило, эти трудности, в зависимости от
ребенка, возникают в период 10 – 14 лет (ранний подростковый период) или в 15-17 лет
(старший подростковый период). У некоторых подростков трудности переходного возраста
могут начаться в 10 лет и сохраняться до 17 лет, т.е. «захватить» оба периода. Как же
распознать, что ребенку необходима помощь и как ему помочь?
В первую очередь следует обратить внимание на повышенную утомляемость,
которая отсутствовала ранее, рассеянность в учебе и при поручении обычных заданий,
которые ранее подросток выполнял без особых усилий, вялость в течение дня и критичное
поведение на замечания – повышенную обидчивость.
Как правило, изменения в поведении связаны с всплеском гормонов и изменениями
личностного общения со сверстниками. В этот период подросток хочет, чтобы его считали
личностью, быть индивидуальным. Во всех этих изменениях можно выделить как
положительные, так и отрицательные аспекты. Несмотря на возникающие затруднения,
именно благодаря им, ребенок становится личностью. Роль взрослого, помочь подростку
стать более самостоятельным, помочь научиться принимать решения, а главное - научить
нести ответственность за принимаемые решения. Рассмотрим, почему подрастая и
развиваясь, ребенок не всегда справляется с поставленными в этот период задачами.
1.
Половое созревание и физический рост. Часто в период полового созревания,
подростки выглядят неуклюже, стесняются происходящих в них изменений, что
приводит к замкнутости.
2.
В подростковый период происходит переоценка ценностей, оценка собственной
личности, идентификация себя.
3.
Подросток не всегда понимает, почему меняется отношение взрослых и
окружающих к нему в связи с его взрослением ( с ним перестают нянчиться,
поручают задания, которые ранее не поручали).
В связи с нехваткой жизненного опыта, знаний, подростку тяжело принять, что в его
жизни что-то меняется. И именно в этот период задача взрослого, помочь справиться
подростку со всеми задачами, а именно:
1.
Помочь ребенку принять свою внешность.
2.
Рассказать о гендерных особенностях и о роли мужчины и женщины в обществе.
3.
Помочь подобрать стиль общения со сверстниками.
4.
Постараться быть равным с подростком, ведь наша роль – помочь стать ему
взрослым.
5.
Выявить профессиональный интерес и развить его.
6.
Помочь стать инициативным и ответственным одновременно.
Если по всем вышеописанным пунктам можно ответить утвердительно, можно смело
считать, что переходный период пережит ребенком успешно.
Родителям/педагогам важно не пропустить этот период в жизни подростка и научиться
ненавязчиво, подсказать, поделиться опытом, но сделать это необходимо так, чтобы это не
было в виде нравоучений и требований соблюдения строго режима. В общении с
подростком, он должен принимать Вас и как педагога, и как друга. Ребенка необходимо
понимать и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться делать копию себя.
И помните, подростковый период – это трудный период, как для взрослого, так и для
самого подростка. Но при успешном его прохождении, Вы получите благодарного ребенка
и самостоятельного, умеющего нести ответственность, друга и со
беседника.