Автор: Артемьева Ирина Георгиевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: Магнитогорский городской многопрофильный лицей при Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область.
Наименование материала: учебная программа
Тема: программа внеурочной деятельности "Игровое ГТО"
Раздел: начальное образование
Введение
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Игровое ГТО» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В. И. Лях
«Физическая культура»
Программа рассчитана на 135 занятий (по 30-35 мин.) для обучающихся 1-4 классов:
1 класс – 33 занятия по 1 занятию в неделю;
2-4 классы – 34 занятия по 1 занятию в неделю.
Цель программы: оптимизация двигательной активности младших школьников во внеурочное время.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников,
условий и обстоятельств;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и
так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа
жизни.
Пояснительная записка
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого
умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных
факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное
состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и
развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым —
школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его
снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование
координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению
двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).
Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным
средством всестороннего физического развития.
Раздел «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках
физической культуры.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные
способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников,
инвентарь, время проведения игры и др.
Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Ценностные ориентиры содержания курса спортивно-оздоровительного направления «Игровое ГТО»
Содержание курса спортивно-оздоровительного направления «Игровое ГТО» направленно на воспитание высоконравственных, творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности,
умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Тематическое планирование
1 год обучения – 33 часа
№
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Цель занятия
Место
проведения
Оборудование
план
факт
Игры на взаимодействие между учащимися
1
Мир движений
1
Формирование в мире
движений, их роль сохранение
здоровья
Спортзал
2
Красивая осанка
1
Формирование правильной
осанки
Спортзал
3
Учись быстроте
1
Развитие ловкости
Спортзал
4
Сила нужна каждому
1
Развитие силы
Спортзал
5
Ловкий. Гибкий
1
Развитие гибкости и ловкости
Спортзал
6
Веселая скакалка
1
Развитие ловкости и внимания
Спортзал
7
Сила нужна каждому
Развитие выносливости и силы Спортзал
8
Развитие быстроты
1
Развитие быстроты
Малый
9
Кто быстрее?
1
Развитие скоростных качеств
спортзал
10
Скакалочка-
выручалочка
1
Развитие силы
Спортзал
11
Ловкая и коварная
гимнастическая палка
1
Развитие ловкости
Спортзал
12
Команда
быстроногих «Гуси-
лебеди»
1
Развитие силы и ловкости
Спортзал
13
Выбираем бег
1
Развитие скоростных качеств
Спортзал
14
Метко в цель
1
Развиваем меткость и
координацию
Спортзал
15
Путешествие
по островам
1
Развитие меткости
Спортзал
16
Развиваем точность
движений
1
Развитие глазомера и точности
Спортзал
17
Горка зовет
1
Развитие физических качеств
Школьная
площадка
18
Зимнее солнышко
1
Развитие выносливости
Школьная
площадка
19
Зимнее солнышко
1
Развитие выносливости и
скорости
Школьная
площадка
20
Штурм высоты
1
Развитие выносливости
Школьная
площадка
21
Снежные фигуры
1
Развитие ловкости
Школьная
площадка
22
Закрепление. Игры
на свежем воздухе
1
Развитие выносливости
Школьная
площадка
23
Мы строим крепость
1
Развитие физических качеств
Школьная
площадка
24
Мы строим крепость
1
Развитие выносливости
Школьная
площадка
25
Игры на снегу
1
Развитие скоростных качеств
Школьная
площадка
26
Удивительная
1
Развитие ловкости
Спортзал
пальчиковая
гимнастика
27
Развитие скоростных
качеств
Развитие скоростных качеств
Спортзал
28
Развитие
выносливости
1
Развитие быстроты и реакции
Спортзал
29
Развитие реакции
1
Развитие быстроты, скорости,
реакции
Спортзал
30
Удочка
1
Развитие выносливости
Спортзал
31
Прыжок за прыжком
1
Развитие быстроты и ловкости
Спортзал
32
Мир движений и
здоровья
1
Развитие скоростных качеств
Спортзал
33
Мы стали быстрыми,
ловкими и сильными
Развитие ловкости
Спортзал
2 год обучения – 34 часа
№
Дата
Тема занятий
Кол-во
часов
Цель занятия
Место
проведения
Оборудование
План.
Факт.
1
Игры с элементами
легкой атлетики
«Осенний марафон»
1
Формирование ЗОЖ через
активное участие в соревнованиях
Спортзал
Палочки
2
Игра «Чай-чай
выручай»
1
Развитие быстроты и ловкости,
формирование чувства
коллективизма
Спортзал
3
Игра «День и ночь»
1
Совершенствование быстроты
реакции на слуховые сигналы
Спортзал
4
Игра «Вызовы»
1
Воспитание быстроты реакции,
скорости бега, смелости и
взаимовыручки
Спортзал
5
Игра «Гонка мячей по
кругу»
1
Совершенствование навыков
ловли и передачи мяча, развитие
быстроты реакции и ориентировки
Спортзал
Мячи
6
Прыжки в длину
1
Развивать навык прыжков на одной
и двух ногах
Спортзал
Мел
7
Игра «Караси и щука»
1
Воспитание быстроты, ловкости,
ориентировки, смелости,
коллективности действии
Спортзал
8
Игра «Кто выше?»
1
Развитие внимания, ловкости;
умения соблюдать правила ТБ
Спортзал
Резиновый бинт или
планка для прыжков в
высоту, мелки двух
цветов
9
Игра с обучением
прыжкам в высоту
«Достань мячик»
1
Усвоение ритма выполнения
последних трех шагов разбега при
прыжке в высоту и отталкивании
Спортзал
Подвесной мячик
10
Ритмическая
гимнастика
игра ««Веселые
ладошки»»
1
Совершенствовать навык детей в
перестроениях; развивать чувство
ритма
Спортзал
11
Игра «Веселый
зоопарк»
1
Развивать умение передавать
движения животных в ритмичном
танце
Спортзал
Музыкальное
сопровождение
12
Игра «Красивая
спина»
1
Развитие правильной осанки,
умения правильно ходить
Спортзал
Музыкальное
сопровождение
13
Игра «Дружные
ребята»
1
Проверить координацию движений
ребёнка
Спортзал
Гимнастическая
скамейка, кегли
разного цвета, мячи
14
15
Игра «Веселый
сапожок»
2
Разучивание нескольких базовых
шагов под счёт, составление
небольших связок из движений
Спортзал
Музыкальное
сопровождение
16
17
18
Игра"Непоседы"
3
Разучивание комплекса
составленного совместно с детьми
Спортзал
Музыкальное
сопровождение
19
Игра «Ритмическая
мозаика»
1
Закрепление движений комплекса
под музыку, работа над
выразительностью выполнения
движений комплекса
Спортзал
Музыкальное
сопровождение
20
Скользящий шаг с
палками
1
Воспитание умения владеть собой,
освоение техники скользящего
шага, развитие быстроты
Школьная
площадка
Лыжи с палками
21
Игра «Царь горы»
1
Развитие выносливости, умение
соревноваться
Школьная
площадка
22
Повороты на месте и в
движении
1
Развитие координационных
способностей
Школьная
площадка
Лыжи
23
Игра «Попади в цель»
1
Развивать глазомер, ловкость
Школьная
площадка
24
Игры по выбору
обучающихся
1
Развитие коммуникативных
способностей
Школьная
площадка
По выбору
25
Эстафета «Снежный
1
Развитие выносливости, умение
Школьная
Кегли, флажки, санки
город»
соревноваться
площадка
26
Лыжная эстафета
1
Развитие двигательных качеств,
умение участвовать в эстафете
Школьная
площадка
Лыжи без палок
27
Игры и эстафеты с
мячами
1
Развитие умения быстро бегать,
передавать мячи, взаимодействовать
в игре
Спортзал
Мячи разных
размеров
28
Игра «Класс, смирно!»
1
Усвоение строевых команд и
перестроения, воспитание
внимания и быстроты реакции.
Спортзал
29
Броски мяча в корзину
1
Развитие меткости
Спортзал
Мячи
30
Игра «Боулинг»
1
Развитие меткости, внимания
Спортзал
Кегли, мячи
31
Игра «Картошка»
1
Развивать быстроту реакции,
умение ловить мяч
Спортзал
Мяч
32
Соревнование по
прыжкам через
скакалку
1
Развивать умение прыгать через
скакалку
Спортзал
Скакалки
33
Игра «Веселые
пингвинята»
1
Развивать умение быстро
передвигаться с мячом
Спортзал
Мячи
34
Игра «Солнышко»
1
Развивать умение высказывать свое
мнение, приходить к единству;
уважать чужое мнение
Спортзал
Обручи и
гимнастические
палки
№
дата
Тема занятия
кол-во
часов
Цели занятия
Место
проведения
Оборудование
план
факт
1
Игра «Метатели»
1
Развитие меткости, внимания,
быстроты реакции
Спортзал
Мячи
2
Игра «Пустое место»
1
Развитие быстроты, формирование
умения ускорять и замедлять бег
Спортзал
3
Игра « У ребят
порядок строгий»
1
Развитие двигательных навыков
Спортзал
4
Игра «К своим
флажкам»
1
Развитие быстроты, формирование
умения ускорять и замедлять бег
Спортзал
Флажки
5
Игра «Прыгающие
воробушки»
1
Закрепление и совершенствование
навыков в прыжках, развитие
скоростно-силовых способностей,
ориентирование в пространстве
Спортзал
Обручи, мешки
6
Веселые старты
«Лабиринт»
1
Развитие выносливости, умение
соревноваться
Спортзал
Кегли, мячи, мешки,
обручи
7
«Прыжки по
полосам»
1
Закрепление и совершенствование
навыков в прыжках
Спортзал
8
«Играй, играй, мяч не
теряй»
1
Развивать умение быстро
передвигаться с мячом
Спортзал
Мячи
9
Прыжки в длину и
высоту с прямого
разбега
1
Закрепление и совершенствование
навыков в прыжках, развитие
скоростно-силовых способностей,
ориентирование в пространстве
Спортзал
10
«Исправь осанку»»
1
Формирование правильной осанки
через систему ритмических
упражнений
Спортзал
11
12
Упражнения на
согласованность
движений с музыкой
2
Работа над выразительностью
выполнения движений комплекса
под музыку
Спортзал
Музыкальное
сопровождение
13
Игра «Зайцы в
огороде»
1
Развитие скоростно-силовых
способностей, ориентирование в
пространстве
Спортзал
14
15
16
Разучивание
комплекса
ритмических
упражнений с лентой
«Осенний лес»
3
Формирование правильной
осанки; развитие координационных
способностей, внимания
Спортзал
Музыкальное
сопровождение,
ленты
17
Ритмические
упражнения с
обручами
1
Развитие координационных
способностей и двигательных
навыков
Спортзал
Обручи
18
Игра «Верёвочка под
ногами»
1
Закрепление и совершенствование
навыков в прыжках
Спортзал
Скакалка
19
«Гимнасты»
1
Разучивание комплекса
составленного совместно с детьми
Спортзал
Музыкальное
сопровождение,
мячи
20
Одновременный
двухшажный ход
1
Развивать двигательную
активность; выносливость
Школьная
площадка
Лыжи
21
Поворот
переступанием
1
Развивать двигательную
активность; координацию движений
Школьная
площадка
22
Игра «Защита
укрепления»
1
Развивать двигательную
активность, умение сотрудничать
Школьная
площадка
23
Игра «Перевозка
груза»
1
Развивать двигательную
активность, умение сотрудничать
Школьная
площадка
Санки,
гимнастические
палки
2425
Игры на развитие
скорости
«Верхом на клюшке»
2
Развивать двигательную
активность; координацию движений
Школьная
площадка
Клюшка
26
Игра – соревнование
«Не уступлю горку!»
1
Развитие быстроты и ловкости,
умения взаимодействовать в
команде
Школьная
площадка
27
Игры на внимание и
быстроту «Поезд»
1
Развитие быстроты и ловкости,
умения взаимодействовать в
команде
Спортзал
Кегли
28
Игры с прыжками и
бегом
«Прыгуны и
пятнашки»
1
Закрепление и совершенствование
навыков в прыжках, развитие
скоростно-силовых способностей,
ориентирование в пространстве
Спортзал
29
3031
«Веселые старты»
Старт группами
Командный бег
3
Развитие быстроты и ловкости,
умения взаимодействовать в
команде
Спортзал
Кегли, мячи, обручи
32
«Мини-гандбол»
1
Развитие координационных и
кондиционных способностей,
овладение элементарными технико-
тактическими взаимодействиями
Спортзал
33
34
Повторение
изученных игр
2
Развивать умение высказывать
собственное мнение, приходить к
единству
Спортзал
По выбору
4 год обучения - 34 занятия
№
Дата
Тема занятий
Кол-во
часов
Цель занятия
Место
проведения
Оборудование
План.
Факт.
1
2
3
Встречная эстафета.
«Волк и ягненок»
«Кто раньше»
3
Формирование ЗОЖ через участие
в подвижных играх; овладение
элементарными технико-
тактическими взаимодействиями
Спортзал
Флажки,
эстафетные палочки
4
5
Эстафета со
скакалкой.
Смена номеров
2
Развитие быстроты, ловкости,
силы, внимания, координации
Спортзал
Скакалки
6
7
Погоня по кругу.
«Перебежки»
2
Развитие быстроты и ловкости,
умения взаимодействовать в
команде
Спортзал
Жгут
8
9
«Рыбная ловля»
Игровые упражнения
с малыми мячами.
2
Развитие координационных
способностей, овладение
элементарными технико-
тактическими взаимодействиями
Спортзал
Теннисные мячи
10
Элементы основной
гимнастики
(общеразвивающие,
1
Развитие быстроты, ловкости,
гибкости, координации движений;
формирование ЗОЖ
Спортзал
Музыкальное
сопровождение
строевые и
прикладные
упражнения)
11
Игра на развитие
гибкости тела
«Гимнасты»
1
Совершенствование комплекса
составленного совместно с детьми
Спортзал
Мячи,
гимнастические
палки
12
13
Упражнения с
элементами
хореографии и танца;
Игры с лентами
«Осенний лес»
2
Формирование правильной
осанки; развитие координационных
способностей, внимания
Спортзал
Музыкальное
сопровождение,
ленты
14
15
«Прыгающие
воробушки»
«Прыжки по
полосам»
2
Закрепление и совершенствование
навыков в прыжках, развитие
скоростно-силовых способностей,
ориентирование в пространстве
Спортзал
16
17
18
уУражнения с
предметами: лентой,
обручем, мячом
3
Развитие быстроты, ловкости,
гибкости, координации движений;
формирование ЗОЖ
Спортзал
Ленты, обручи,
мячи
19
Соревнование
«Лабиринт»
1
Закрепление и совершенствование
навыков в прыжках, развитие
скоростно-силовых способностей,
Спортзал
Скакалки, мешки,
обручи,
музыкальное
ориентирование в пространстве
сопровождение
20
Эстафета 4х50 без
лыжных палок
1
Развитие быстроты и ловкости,
умения взаимодействовать в
команде
Школьная
площадка
21
Игра «Два мороза»
1
Воспитание чувства товарищеской
взаимопомощи; совершенствование
умения бегать быстро, легко
изменяя скорость и направление
движений
Школьная
площадка
22
23
Подбирание
предметов во время
спуска в низкой
стойке;
«Кто дальше уедет»
2
Развитие быстроты, ловкости,
гибкости, координации движений;
формирование ЗОЖ
Школьная
площадка
Кегли
24
Игра «Заяц без
логова»
1
Совершенствование быстроты
реакции, ориентировки, ловкости,
воспитание находчивости,
решительности
Школьная
площадка
25
Передвижение на
лыжах различными
способами в режиме
умеренной
интенсивности
1
Развитие выносливости
Школьная
площадка
26
Игра "Снайперы"
1
Развитие быстроты, ловкости,
координации движений
Спортзал
27
"Перетягивание через
черту"
1
Развитие выносливости, силы,
согласованности
Спортзал
28
"Эстафета с лазаньем
и перелезанием"
1
Развитие быстроты, ловкости,
координации движений
Спортзал
Гимнастические
скамейки
29
30
31
Бег с мячом
Бег по линиям
«День» и «Ночь»
3
Совершенствование быстроты
реакции, ориентировки, ловкости,
воспитание находчивости,
решительности
Спортзал
Мячи
32
Кто точнее?
1
Научиться метко метать мяч
Спортзал
Мячи
3334
«Пионербол»
2
Совершенствование навыков ловли
мяча через сетку
Спортзал
Волей
больная сетка
Планируемые результаты
внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления
«Игровое многоборье»
К концу 1 года обучения:
Личностные результаты
Метапредметные
Предметные результаты
результаты
договариваться и приходить к
общей согласованности во время
проведения игр;
формирование представлений
об этических идеалах и ценностях;
отбирать и выполнять
комплексы упражнений в
соответствии с изученными
правилами.
Соблюдать санитарно-
гигиенические правила, режим
дня;
Понимать необходимость
ЗОЖ и соблюдать правила
безопасного поведения
демонстрировать уровень
физической подготовленности
Сохранять правильную
осанку, оптимальное
телосложение;
Знать различные виды игр;
Выполнять правила игры.
К концу 2 года обучения:
Личностные результаты
Метапредметные
результаты
Предметные результаты
определять уровень развития
физических качеств;
договариваться и приходить к
общей согласованности во время
проведения игр, учитывая разные
точки зрения;
проявлять инициативу в
выборе и проведение подвижных
игр.
Управлять своими эмоциями;
Взаимодействовать с
коллективом, находить
компромисс, слушать и понимать
других;
Раскрывать на примерах
личностного опыта
положительного влияния
подвижных игр на физическое,
личностное, социальное развитие.
Выполнять комплексы
физических упражнений для
формирования правильной
осанки;
организовывать и
проводить самостоятельные
формы занятий;
Соблюдать режим дня и
правила личной гигиены.
К концу 3 года обучения:
Личностные результаты
Метапредметные
результаты
Предметные результаты
вести наблюдения за
показателями частоты сердечных
сокращений во время выполнения
физических упражнений;
проявление положительных
качеств личности и управление
вести дневник
самонаблюдения за
физическим развитием и
физической
подготовленностью;
Управлять своими
Знать о разновидностях
физических упражнений:
общеразвивающих, подводящих
и соревновательных;
Знать и использовать
комплексы ритмической
своими эмоциями в различных
игровых ситуациях;
взаимодействовать с
одноклассниками и сверстниками
в процессе занятий подвижными
играми;
эмоциями;
гимнастики;
Владеть различными
формами игровой деятельности.
К концу 4 года обучения:
Личностные результаты
Метапредметные
результаты
Предметные результаты
Проявление
дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в
достижении поставленных целей;
Готовность к преодолению
трудностей;
Целеустремленность и
настойчивость в достижении
целей, жизненного оптимизма;
Ориентация на понимание
причин успеха во внеурочной
деятельности.
Активное включение в
общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
Понимать необходимость
ЗОЖ и соблюдать правила
безопасного поведения
Оказание моральной
поддержки сверстникам во время
соревнований.
выполнять простейшие
акробатические и гимнастические
комбинации;
играть по упрощенным
правилам спортивные игры;
самостоятельно
организовывать и проводить
спортивные соревнования;
планирование занятий
физическими упражнениями в
режиме дня, организации отдыха и
досуга.
Материально – техническое обеспечение
козел гимнастический,
перекладина гимнастическая (пристеночная),
стенка гимнастическая,
скамейка гимнастическая жёсткая (2 м; 4м),
комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты),
мячи: набивной 1 и 2 кг, мяч малый (мягкий), мячи баскетбольные, волейбольные, футбольные,
палка гимнастическая,
скакалка детская,
мат гимнастический,
коврики: гимнастические, массажные,
кегли,
обруч пластиковый детский,
планка для прыжков в высоту,
стойка для прыжков в высоту,
флажки: разметочные с опорой, стартовые,
лента финишная.
Список литературы
1.Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, Москва, «Просвещение», 2012.
2. В.И.Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 – 4 классы Москва, «Просвещение», 2011.
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, Москва, Дрофа, 2012.
4.А. Ю. Патрекеев. Подвижные игры, - издательство «ВАКО», 2011.
5. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова. Здоровьесберегающие технологии, Москва, Илекса,2004.