Напоминание

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями


Автор: Захарова Татьяна Сергеевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида" Колобок "
Населённый пункт: городской округ Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Совместная работа логопеда и родителей как одно из условий успешной

коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми

нарушениями

Семья

это

первая

ступень

овладения

ребёнком

родным

языком,

средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального,

эмоционального

развития

ребёнка,

формирования

его

гармоничной

личности.

Важной

и

неотъемлемой

частью

работы

по

устранению

речевых

нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи,

недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного

воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи

детей,

говорят

о

необходимости

совместной

работы

на

всех

этапах

коррекции.

Поэтому

в

своей

работе

уделяю

большое

внимание

сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно

ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно

для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно

закреплять

формируемые

навыки

в

процессе

живого,

непосредственного

общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом

процессе родителей.

Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование

активной

позиции

родителей,

привлечение

их

внимания

к

процессу

коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи,

которые

я

ставлю,

работая

с

родителями

в

течение

всего

периода коррекционно-развивающего обучения:

– Установить партнерские отношения с семьей каждого ребёнка, создать

атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

– Повысить

психолого-педагогическую

компетентность

родителей

в

вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать

в воспитании и развитии своего ребенка.

– Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения

делать правильные выводы из этих наблюдений.

– Помочь

родителям

выработать

уверенный

и

спокойный

стиль

воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в

семье.

– Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Для

детей

старшего

дошкольного

возраста

наиболее

значимыми

субъектами

являются

родители.

Однако

не

каждый

родитель

способен

оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции

по отношению к ребенку, имеющему дефект речи.

Рассмотрим

составляющие

успешного

взаимодействия

логопеда

и

родителей.

Первый фактор – информированность.

Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать

четкий

ответ

на

любой

вопрос

родителя

о

речевом

нарушении

и

его

коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста,

конечно

же,

вызовет

доверие

родителей.

Не

меньшее

значение

играет

информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях

его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных

речевых

нарушениях,

о

рекомендуемых

детям

с

речевым

нарушением

оздоровительных

мероприятиях

и,

конечно,

расписанием

консультаций

логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц: статьи специалистов из

журналов,

книг,

конкретные

советы

по

развитию

речи,

актуальные

для

родителей рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой

моторики.

Если

говорить

об

информации,

которая

передается

во

время

консультации,

то

она

воспринимается

родителями

лучше,

если

будет

отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.

Следующий фактор – временной.

Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе

знакомства на первой консультации. На этой консультации я обозначаю цели

и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических

занятий

с

детьми

(ежедневные,

индивидуальные,

подгрупповые,

фронтальные).

Акцентирую

внимание

на

важность

участия

семьи

в

логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до

сведения родителей результаты логопедического обследования.

Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем

родители

перед

зеркалом

пытаются

выполнить

несколько

основных

упражнений

для

губ,

языка,

убеждаясь,

что

это

нелегко,

тем

более

для

ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при

выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за

труд. В заключении первой встречи родители заполняют небольшую анкету,

включающую

вопросы

речевой

карты,

которая

характеризует

раннее

психомоторное и речевое развитие их ребенка.

Аналогичные

консультации

проводятся

в

течение

учебного

года.

В

каждой последующей консультации подводятся итоги работы, обязательно

отмечаю не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые

занимаются со своим ребенком.

Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед

предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о

необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее,

направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце

концов,

открыто

признает,

что

он

сделал

для

ребенка

все,

что

мог.

Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим

станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.

Перечисленные

факторы

взаимодействия

логопеда

с

родителями

являются

не

единственными,

но

основными.

Должное

внимание

к

этим

факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие

логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному

процессу

в

целом.

Чтобы

родители

помогали

детскому,

медицинскому

учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и

девизом «Родитель

не

гость,

а

полноправный

член

команды

образовательного процесса».

Семья

и

образовательное

учреждение – два

важных

института

социализации

детей.

Их

воспитательные

функции

различны,

но

для

всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Правильно

организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет

им

стать

более

компетентными

в

вопросах

развития

речи,

осознанно

и

действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Захарова Татьяна Сергеевна

логопед Высшей квалификационной категории

Городской округ Серпухов



В раздел образования