Автор: Сесорова Нина Игоревна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ "Оброченская СОШ"
Населённый пункт: Ичалковский район
Наименование материала: Методическая разработка кружка
Тема: "Театральная студия"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Ичалковская детско-юношеская спортивная школа»
Ичалковского муниципального района РМ
Утверждаю
Директор МБУДО «Ичалковская ДЮСШ»
_______________ Тужилкин А.Н.
13 сентября 2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 7- 10 лет
Составители:
Сесорова Нина Игоревна,
Лукъянова Елена Николаевна
2019
Принята на заседании
Методического ( педагогического) совета
от «____» сентября 2019г.
Протокол № 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее острая проблема современной педагогики – проблема
стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации учащихся.
Для того чтобы процесс формирования учебной мотивации у
детей
имел
конструктивный
характер,
необходимо
переживание
успеха.
Использование
в
учебной
деятельности
методов
театральной
педагогики
будет
способствовать
развитию
психических
процессов
и
формированию
учебной мотивации.
Основная
идея
предлагаемой
педагогической
инновации
–
не
фрагментарное
использование
элементов
театральной
деятельности
и
не
показ готовых представлений, а создание с детьми спектаклей на уроках
художественного
ручного
труда.
Ведь
поведение
человека,
прежде
всего,
связано
с
действием
его
рук.
Изготовление
театральной
атрибутики,
взаимодействие со сверстниками, работа с куклами, активная речевая среда
будут способствовать развитию у ребёнка всех психических функций. Виды
спектаклей могут быть разнообразными: кукольный, перчаточный, теневой и
др.,
в
зависимости
от
желания
и
возможностей,
конкретных
условий,
выдвигаемых педагогических задач.
Направленность дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы - дополнительной образовательной
программы «Театральная студия» - формирование интереса учащихся к
театру как средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое
воспитание участников; воспитание гармонически развитой и творчески
активной личности средствами театра.
А к т у а л ь н о с т ь дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы - заключается в интересно организованных
и
проведённых
занятиях
кружка
«Занимательная
география».
Занятия
помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных
качеств, способствуют раскрытию талантов, вовлечению их в творческую
2
деятельность.
Занятия
предполагают
не
только
изучение
теоретического
материала, они также ориентированы на развитие практических умений и
навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся. Ребята
научатся
планировать
самостоятельную
работу
над
выбранной
темой,
оформлять
творческие
работы.
Отдельные
темы
занятий
могут
использоваться в качестве тем для ученической исследовательской работы, а
результаты соответствующих работ – как основа для докладов (выступлений)
на семинарских занятиях, участия в конкурсах различного уровня
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
-
кружка
состоит
в
том,
что
данный
курс
предполагает
примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть
школьники,
он
очень
вариабельный.
Задача
курса
состоит
в
том,
чтобы
формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и
безобразное
в
жизни
и
в
искусстве,
помочь
учащимся
преодолеть
психологическую и речевую «зажатость», выработать практические навыки
выразительного чтения произведений разного жанра.
Педагогиче ская
ц е л е с о о б р а з н о с т ь
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
данного курса для
младших
школьников
обусловлена
их
возрастными
особенностями:
разносторонними
интересами,
любознательностью,
увлеченностью,
инициативностью.
Данная
программа
призвана
расширить
творческий
потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно -
эстетические
чувства,
т.к.
именно
в
начальной
школе
закладывается
фундамент
творческой
личности,
закрепляются
нравственные
нормы
поведения в обществе, формируется духовность.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях,
зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация
программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких
как,
интонация,
мимика,
жест,
пластика,
походка
не
только
знакомит
с
3
содержанием
определенных литературных произведений, но и учит детей
воссоздавать
конкретные
образы,
глубоко
чувствовать
события,
взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная
игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех
видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,
танцевального,
сценического)
в
жизни
школьника.
Одновременно
способствует
сплочению
коллектива
класса,
расширению
культурного
диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Данная образовательная программа, определяет акценты
содержательной
линии
школы,
а
именно
духовно-нравственное
развитие
личности
учащегося
начальной
школы.
Программа
ориентирована
на
развитие
личности
ребенка,
на
требования
к
его
личностным
и
метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-
образовательной
работы
с
детьми,
основана
на
психологических
особенностях развития младших школьников.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу, 72 часа.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель
программы:
формирование
интереса
учащихся
к
театру
как
средству познания жизни, духовному обогащению, эстетическое воспитание
участников;
воспитание
гармонически
развитой
и
творчески
активной
личности средствами театра.
Задачи:
Образовательные
•
Формировать
нравственно
–
эстетическую
отзывчивость
на
прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
•
Помочь
учащимся
преодолеть
психологическую
и
речевую
«зажатость».
•
Выработать
практические
навыки
выразительного
чтения
произведений разного жанра.
Развивающие
4
•
Развивать
фантазию,
воображение,
зрительное
и
слуховое
внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
•
Развитие
умения
действовать
словом,
вызывать
отклик
зрителя,
влиять
на
их
эмоциональное
состояние,
научиться
пользоваться
словами
выражающие основные чувства;
•
Раскрывать
творческие
возможности
детей,
дать
возможность
реализации этих возможностей
•
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
воспитывать
доброжелательность
и
контактность
в
отношениях
со
сверстниками;
•
Развивать чувство ритма и координацию движения;
•
Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на
материале скороговороки стихов;
Воспитательные
•
Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям,
родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
•
Знакомить
детей
с
театральной
терминологией;
с
видами
театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены;
•
Воспитывать культуру поведения в театре
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
- групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
экскурсии в театр и музеи,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям,
инсценировка
сценариев
школьных
праздников,
театральные
постановки
сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на
приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5
В ходе реализации программы учащиеся должны знать:
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после
спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма;
комедия, трагедия; и т.д.);
и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Должны уметь:
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных
позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между
сказочными героями.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
•
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
•
промежуточный – праздники, соревнования, конкурсы;
•
итоговый – открытые занятия, спектакли.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических
линейках,
участие
в
школьных
мероприятиях,
родительских
собраниях,
классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование
6
сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного
просмотра.
УЧЕБНО– ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование разделов
и тем
Количество
часов
Теоретических
Практических
1
Экскурсия на природу.
Наблюдение за осенними
изменениями в природе.
1
1
2
Рисование на тему
«Осень в лесу».
2
1
1
3
Сочинение сказки
«Волшебница осень»
2
1
1
4
Изготовление
экспозиции по сказке
«Волшебница осень»
(коллективная работа из
природного материала)
2
1
1
5
Изготовление
иллюстрированной
книжки по сказке
2
1
1
7
«Волшебница осень»
6
Рисование эскизов
костюмов и декораций к
спектаклю «Волшебница
осень»
2
1
1
7
Изготовление
персонажей и декораций
к настольному спектаклю
«Волшебница осень» (в
технике оригами)
2
1
1
8
Работа над спектаклем
«Волшебница осень»
2
1
1
9
Просмотр мультфильмов
по русским народным
сказкам «Теремок» и
«Репка»
1
1
10
Чтение сказки
«Теремок» по ролям,
распределение ролей»
2
1
1
11
Работа над ролью
2
1
1
12
Рисование эскизов
костюмов и декораций к
спектаклю «Теремок»
2
1
1
13
Изготовление декораций
и персонажей к
спектаклю Теремок» (вид
кукол определяется по
желанию и
возможностям)
2
1
1
14
Репетиция «в
декорациях»
1
1
15
Постановка спектакля по
сказке «Теремок»
1
1
16
Чтение русских
народных сказок
«Лисичка со скалочкой»,
«Кот, лиса и петух»,
«Крошечка- хаврошечка»
2
1
1
17
Изготовление панно
способом оригами по
мотивам сказок "Лисичка
со скалочкой», «Кот, лиса
и петух», «Крошечка-
хаврошечка»
2
1
1
18
Изготовление
пригласительных билетов
на театрализованный
праздник. «Сказочный
калейдоскоп»
2
1
1
19
Конкурс рисунков по
2
1
1
8
мотивам русских
народных сказок
20
Театрализованный
праздник «Сказочный
калейдоскоп» показ
спектаклей «Волшебница
осень», «Теремок»,
«Репка»)
1
1
21
Беседа о писателе А.Н.
Толстом
1
1
22
Чтение русских
народных сказок в
обработке А. Н. Толстого
«Петушок Золотой
Гребешок», «Терешечка»,
«Медведь и Собака»
2
1
1
23
Конкурс рисунков по
мотивам прочитанных
сказок
2
1
1
24
Слушание и пересказ
русских народных сказок
«Петушок золотой
гребешок», «Терешечка»,
«Медведь и собака»
2
1
1
25
Конструирование
настольных спектаклей из
бумаги (на основе конуса)
по мотивам прочитанных
сказок (работа по
группам)
2
1
1
26
Слушание сказки С.Я.
Маршака «Кошкин дом»
и просмотр мультфильма
2
1
1
27
Чтение по ролям сказки
«Кошкин дом»
2
1
1
28
Аппликация по сказке
«Кошкин дом»
(коллективная работа)
2
1
1
29
Рисование эскизов для
изготовления персонажей
и декораций по сказке
«Кошкин дом»
2
1
1
30
Изготовление
персонажей к спектаклю
по сказке «Кошкин дом»
(перчаточные куклы)
2
1
1
31
Изготовление декораций
к спектаклю «Кошкин
дом»
2
1
1
32
Подготовка спектакля по
2
1
1
9
сказке «Кошкин дом»
(работа над ролью)
33
Репетиция спектакля в
декорациях
1
1
34
Премьера спектакля
«Кошкин дом» на
Новогодней елке
1
1
35
Беседа о детском
писателе К.И. Чуковском
1
1
36
Рассматривание
иллюстраций к
произведениям К.И.
Чуковского
2
1
1
37
Чтение стихотворений
К.И. Чуковского
«Мойдодыр», «Федорино
горе»
2
1
1
38
Беседа по содержанию
сказки «Федорино горе",
распределение ролей
2
1
1
39
Подготовка спектакля,
работа над ролью
2
1
1
40
Изготовление реквизита
для спектакля по сказке
«Федорино горе" (лепка
из пластилина)
2
1
1
41
Роспись персонажей к
спектаклю «Федорино
горе"
1
1
Итого
72
34
38
10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Экскурсия на природу. Наблюдение за осенними изменениями в
природе.
Теория:
понятие
о
системе
взаимоотношений
«природа-человек-
общество.» Изучение природы окрестности школы, выявление изменений
природных
объектов
в
зависимости
от
времени
года.
Сбор
природных
материалов.
2. Рисование на тему «Осень в лесу».
Теория: анализ наблюдений за изменениями в природе, описывание
осени
по
картинке,
соблюдение
пропорции
предметов
при
рисовании;
создание сюжетных композиции; повторение названий осенних месяцев.
Практика: создание рисунка.
11
3. Сочинение сказки «Волшебница осень»
Теория: Основные
этапы
сочинения
сказок.
Основные
приемы
изображения сказочных персонажей. Развитие устной речи, фантазии.
Практика: сочинение сказки.
4.
Изготовление
экспозиции
по
сказке
«Волшебница
осень»
(коллективная работа из природного материала)
Т е о р и я : формирование
представлений
о
многообразии сказок,
воспитание
положительного
отношения
к сказкам;
расширение
знаний
о
многообразии сказок.
Практика: изготовление экспозиции к сказке.
5.
Изготовление
иллюстрированной
книжки
по
сказке
«Волшебница осень»
Теория: многообразие форм и видов книг: раскладушка, книга-игрушка,
книжка-малышка;
анализ
работ
художников-иллюстраторов
(разная
выразительность
иллюстраций
у
разных
художников),
единство
оформления
книги:
обложка,
иллюстрации,
цвет,
шрифт,
рисунок.
Практика: творческое участие учащихся в создании книг.
6.
Рисование
эскизов
костюмов
и
декораций
к
спектаклю
«Волшебница осень»
Теория: познакомить с историей и традициями театрального искусства;
познакомить
с
историей
театрального
костюма;
научить
работе
с
инструментами, красками, материалами; обучить основным технологиям
изготовления
декораций,
развивать
навыки
коллективного
творческого
труда.
Практика: выполнение эскиза костюмов и декораций.
7.
Изготовление
персонажей
и
декораций
к
настольному
спектаклю «Волшебница осень» (в технике оригами)
Теория: Понятие «кукольный театр». Использование мимики, жестов,
голоса. Кукловождение. Разные виды театра.
Практика: изготовление
персонажей
и
декораций
к
настольному
спектаклю.
8. Работа над спектаклем «Волшебница осень»
12
Теория:
Театрально-игровая
деятельность.
Исполнительские
умения
детей в создании художественного образа. Интонационная выразительность
речи. Навыки кукловождения.
Практика: репетиция спектакля.
9.
Просмотр
мультфильмов
по
русским
народным
сказкам
«Теремок» и «Репка»
Практика: Просмотр и обсуждение мультфильмов.
10. Чтение сказки «Теремок» по ролям, распределение ролей
Теория: Артистические навыки в ходе обыгрывания сказки «Теремок».
Театральное искусство. Развитие памяти, диалогической речи, воображения.
Словесное, певческое творчество.
Практика: чтение сказки и распределение ролей.
11. Работа над ролью
Теория: Этапы работы над ролью. События и линия действия роли.
Главная цель героя. Внешний облик героя. Биография героя. Среда, в которой
действует герои пьесы.
Практика: проигрывание роли.
12.
Рисование
эскизов
костюмов
и
декораций
к
спектаклю
«Теремок»
Теория: познакомить с историей и традициями театрального искусства;
познакомить
с
историей
театрального
костюма;
научить
работе
с
инструментами, красками, материалами; обучить основным технологиям
изготовления
декораций,
развивать
навыки
коллективного
творческого
труда.
Практика: выполнение эскиза костюмов и декораций.
13. Изготовление декораций и персонажей к спектаклю Теремок»
(вид кукол определяется по желанию и возможностям)
Теория: Понятие «кукольный театр». Использование мимики, жестов,
голоса. Кукловождение. Разные виды театра.
Практика: изготовление
персонажей
и
декораций
к
настольному
спектаклю.
14. Репетиция «в декорациях»
Практика: генеральная репетиция
13
15. Постановка спектакля по сказке «Теремок»
Практика: постановка спектакля для остальных школьников.
16. Чтение русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Кот,
лиса и петух», «Крошечка-хаврошечка»
Теория:
Русские
народные
сказки;
отличие сказки
от
других
литературных
произведений;
а н а л и з сказки;
эмоционально-образное
содержание произведения.
Практика: чтение русских народных сказок.
17.
Изготовление
панно
способом
оригами
по
мотивам
сказок
"Лисичка со скалочкой», «Кот, лиса и петух», «Крошечка-хаврошечка»
Теория:
Краткая история оригами;
различные виды изготовления изделий
из бумаги; навыки умения работать с бумагой, ножницами и клеем.
Практика: изготовление пано способом оригами.
18. Изготовление пригласительных билетов на театрализованный
праздник «Сказочный калейдоскоп».
Теория: Поделки
из
нетрадиционных
материалов:
(пластмассовые
ложки,
фольга).
Пластилинография.
Основные
приемы
лепки
(сплющивание, скатывание, вдавливание, размазывание) .
Практика: создание пригласительных билетов.
19. Конкурс рисунков по мотивам русских народных сказок
Теория:
Русские
народные
сказки;
отличие сказки
от
других
литературных
произведений;
а н а л и з сказки;
эмоционально-образное
содержание произведения. произведения устного народного творчества.
Практика: создание рисунков.
20. Театрализованный праздник «Сказочный калейдоскоп» показ
спектаклей «Волшебница осень», «Теремок», «Репка»)
Практика: проведение концерта.
21.
Беседа о писателе А.Н. Толстом
Теория:
жизнь и творчество великого русского писателя Л. Н. Толстого;
оценка поступков литературных героев, анализ произведений.
14
22.
Чтение русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого
«Петушок Золотой Гребешок», «Терешечка», «Медведь и Собака»
Теория:
Русские
народные
сказки;
отличие сказки
от
других
литературных
произведений;
а н а л и з сказки;
эмоционально-образное
содержание произведения.
Практика: чтение русских народных сказок.
23. Конкурс рисунков по мотивам прочитанных сказок
Теория:
Русские
народные
сказки;
отличие сказки
от
других
литературных
произведений;
а н а л и з сказки;
эмоционально-образное
содержание произведения. произведения устного народного творчества.
Практика: создание рисунков.
24.
Слушание
и
пересказ
русских
народных
сказок
«Петушок
золотой гребешок», «Терешечка», «Медведь и собака»
Теория:
замысел сказки, оценка персонажей, их взаимоотношениий;
пересказ сказки по плану, точное воспроизведение реплик главных героев;
Практика: пересказ сказок.
25.
Конструирование настольных спектаклей из бумаги (на основе
конуса) по мотивам прочитанных сказок (работа по группам)
Теория:
способ
закручивания
круга
и
полукруга
в
конус;
создание
н о в ы х
о б р а з о в ,
к о м б и н и р о в а н и е
д в а
и з в е с т н ы х
д е т я м
способа конструирования:
закручивание
конуса,
отгибание
нижних
углов
треугольника к соответствующим сторонам.
Практика:
созд ание
об разов
персонажей
и
д екораций
к
кукольному театру
26.
Слушание сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» и просмотр
мультфильма
Теория:
Чтение
и
анализ
сказки
«Кошкин
дом».
Учить
правильно,
действовать
в
различных
ситуациях
при
пожаре
через
восприятие
художественной литературы произведения С. Я. Маршака «Кошкин дом».
Практика: Просмотр и обсуждение мультфильмов.
27.
Чтение по ролям сказки «Кошкин дом»
Теория: Артистические навыки в ходе обыгрывания сказки «Кошкин
дом».
Театральное
искусство.
Развитие
памяти,
диалогической
речи,
воображения. Словесное, певческое творчество.
15
Практика: чтение сказки и распределение ролей.
28.
Аппликация по сказке «Кошкин дом» (коллективная работа)
Теория: Причины возникновения пожара, его последствиях и правилах
пожарной
безопасности
на
примере
произведения
С.
Я
Маршака
«Кошкин
дом».
Правила
создания
аппликации
из
заготовленных
деталей, с элементами обрывной аппликации. Правила обращения с
опасными предметами.
Практика: создание аппликации.
29.
Рисование эскизов для изготовления персонажей и декораций по
сказке «Кошкин дом»
Теория: познакомить с историей и традициями театрального искусства;
познакомить
с
историей
театрального
костюма;
научить
работе
с
инструментами,
красками,
материалами;
обучить
основным
технологиям
изготовления декораций, развивать навыки коллективного творческого труда.
Практика: выполнение эскиза костюмов и декораций.
30.
Изготовление персонажей к спектаклю по сказке «Кошкин дом»
(перчаточные куклы)
Теория:
история появления кукольного искусства в России. Этюды с
перчаточной куклой на ширме. Актёрское мастерство.
Практика: изготовление перчаточных кукол к спектаклю.
31.
Изготовление декораций к спектаклю «Кошкин дом»
Теория: Понятие «кукольный театр». Использование мимики, жестов,
голоса. Кукловождение. Разные виды театра.
Практика: изготовление декораций к спектаклю.
32. Подготовка спектакля по сказке «Кошкин дом» (работа над
ролью)
Теория: Этапы работы над ролью. События и линия действия роли.
Главная цель героя. Внешний облик героя. Биография героя. Среда, в которой
действует герои пьесы.
Практика: проигрывание ролей.
33. Репетиция спектакля в декорациях
Практика: генеральная репетиция.
34. Премьера спектакля «Кошкин дом» на Новогодней елке
16
Практика: постановка спектакля для остальных школьников.
35. Беседа о детском писателе К.И. Чуковском
Теория:
жизнь
и творчество великого
русского
писателя
К.
И.
Чуковского; оценка поступков литературных героев, анализ произведений.
36.
Рассматривание
иллюстраций
к
произведениям
К.И.
Чуковского
Теория: книга,
ее
составные
части:
обложка,
страницы,
текст,
иллюстрации. Связь иллюстрации с текстом произведения. Книжная графика.
Художник – иллюстратора. Бережное отношение к книги.
Практика: Создание собственной иллюстрации к произведению.
37.
Чтение
стихотворений
К.
И.
Чуковского
«Мойдодыр»,
«Федорино горе»
Теория:
Юмористический
характер
литературного
текста;
умение
воспроизводить
знакомые
отрывки
из
произведений
автора;
умение
сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений;
Практика: выразительное чтение стихотворений.
38. Беседа по содержанию сказки «Федорино горе", распределение
ролей
Теория:
Артистические
навыки
в
ходе
обыгрывания стихотворной
сказки
«Федорино
горе».
Театральное
искусство.
Развитие
памяти,
диалогической речи, воображения. Словесное, певческое творчество.
Практика: чтение сказки и распределение ролей.
39. Подготовка спектакля, работа над ролью
Теория: Этапы работы над ролью. События и линия действия роли.
Главная цель героя. Внешний облик героя. Биография героя. Среда, в которой
действует герои пьесы.
Практика: проигрывание ролей.
40. Изготовление реквизита для спектакля по сказке «Федорино
горе" (лепка из пластилина)
Теория: Способы лепки из пластилина. Народное творчество. Лепка
игрушек, передавая характерные особенности их внешнего вида (форму, цвет,
соотношение частей, детали). Конструктивные и смешанные способы лепки.
Подборка элементов декора и цвета пластилина для создания яркой нарядной
игрушки.
Практика: лепка реквизита для настольного спектакля.
41. Роспись персонажей к спектаклю «Федорино горе"
Практика: украшение героев для спектакля элементами роскоши.
17
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе,
работе
с
партнёром,
учатся
общаться
со
зрителем,
учатся
работе
над
характерами
персонажа,
мотивами
их
действий,
творчески
преломлять
данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению
текста, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают
характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы
своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением
спектакля,
над
декорациями
и
костюмами,
оформление
афиш
и
пригласительных
билетов,
музыкальным
оформлением.
Эта
работа
также
развивает
воображение,
творческую
активность
школьников,
позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются просмотры
спектаклей.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие
зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую
части,
в
основном
преобладает
практическое
направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части.
Организационный
этап
предполагает
подготовку
к
работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию
по теме.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
18
Учебный кабинет
имеет площадь и освещенность в соответствии с
нормами СанПиН.
Помещение
имеет
естественное
освещение,
направленность
светового потока от окна на рабочую поверхность. В учебном помещении
применяется система общего освещения
Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:
В кабинете имеются:
- комплектация презентаций и видеоматериалов с Интернет-ресурсов
для наглядного отображения изучаемых тем.
Технологическое оснащение кабинета:
Мебель по количеству и росту детей;
ЖК-телевизор, ПК.
Проектор.
Записи сказок и постановок.
Театральные перчаточные куклы.
Ширма.
Подручный материал и бутафории.
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В.
Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.:
Просвещение, 2010);
3. «Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа» (Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010);
4. «Планируемые результаты начального общего образования» (Под ред. Г.С.
Ковалёвой, О.Б. Логиновой, - М.: Просвещение, 2010).
5.Лебедева Г.Н. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Москва,
2008 год
6.Библиотека словесника: русские народные загадки, пословицы и
поговорки.-Москва, 1990 год
7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в
школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная
пресса», 2000.
8. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки.
«Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа».
No11/1997.
9. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М.,
2005.
10. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.
11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. – М. 2003.
20