Напоминание

"Массаж детей раннего возраста в условиях семьи"


Автор: Дохунаева Варвара Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Кораблик"
Населённый пункт: пгт.Белая Гора, Абыйского района Республики Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Массаж детей раннего возраста в условиях семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как я работаю над проблемой

«Массаж детей раннего возраста в условиях семьи»

Дохунаева Варвара Афанасьевна

Воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Кораблик»

пгт.Белая Гора Абыйского района Республики Саха (Якутия)

Задачу вырастить детей физически здоровыми жизнь ставила и ставит

перед всеми поколениями. Она решалась веками и в этой проблеме большую

роль

играет

умение

делать

массаж.

С

помощью

массажа

совершается

общение

родителей

с

ребенком

раннего

возраста,

должного

развития

и

оздоровление в целом.

Родители, особенно молодые не придают особого значения общению,

развитию и оздоровлению детей раннего возраста. И получается, что дети не

достаточно

физически

развиты.

И

поэтому

я

решила

начать

работать

с

проблемой физического развития и оздоровления детей раннего возраста. По

вопросам

с

молодыми

родителями

я

получила

письменную

и

устную

информацию

от

родителей

разных

поколений

и

возрастов.

Анализ

показывает, что не мало семей, в которых родители не придают должного

внимания физическому развитию и оздоровлению детей.

Родители обязаны с должным вниманием относиться к здоровью и

правильному физическому развитию детей.

Для

привития

молодым

родителям

желания

укрепить

здоровье

и

физическое развитие детей раннего возраста я разработала

комплексы для

проведения массажа с детьми первого, второго и третьего года жизни, а также

указания по проведению массажа для детей раннего возраста в домашних

условиях. Этот материал я использую в работе с родителями в ранней и

младших группах детского сада.

3

Родители используют комплексы массажа дома. В теплое время года

проводим кратковременные пешие и долговременные на колясках походы, где

прямо в лесу или у водоема родители могут сделать массаж своим деткам.

Детям

очень

нравится

массаж,

чуть

постарше

дети

выполняют

массаж

родителям,

таким

образом,

родители

и

дети

оздоравливают

друг

друга,

снимают мышечное напряжение, расслабляются и оздоровляются на свежем

воздухе. Хотелось бы представить вам некоторые комплексы массажа детей

раннего возраста, а также методические указания по проведениюмассажа для

детей раннего возраста в домашних условиях.

Комплекс для проведения массажа с детьми первого года жизни

1.

Массаж

рук

поглаживание.

Производиться

ладонью

по

направлению от кисти к плечу по внутренней поверхности предплечья и

плеча ребенка. Движения повторяются по 6 – 8 раз для каждой руки.

2. Массаж ног – поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка

за стопу, ладонью другой руки поглаживают ее по наружной и задней стороне

голени и бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к

тазобедренному суставу. Движения повторяют для каждой ноги по 6 – 8 раз.

3.Массаж

живота

поглаживание.

Ладонью

руки

производится

круговое

поглаживание

живота

в

направлении

по

ходу

часовой

стрелки,

минуя область правого подреберья (расположение печени) круговое движение

повторяется 8 – 10 раз.

4. Массаж спины. Ребенка кладут на живот и поглаживают ему спину

по направлению от ягодиц к шее тыльной поверхностью обеих рук и обратно

от шеи к ягодицам – ладонями. Движения повторяются 6 – 8 раз.

5. Рефлекторное

разгибание позвоночника. Упражнение укрепляет

мышцы спины. Ребенка повертывают на бок и, касаясь двумя пальцами кожи

спины по обеим сторонам позвоночника, производят движение в направлении

4

от ягодиц к плечевому поясу. Тактильное раздражение кожи спины вызывает

рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение выполняется по одному

разу в положении ребенка на правом и левом боку.

6.

Массаж

стоп

(подошвенный

рефлекс).

Ребенок

лежит

на

спине.

Одной

рукой

слегка

поднимают

ногу

ребенка,

держа

голень

на

ладони.

Указательным

пальцем

другой

руки

слегка

надавливают

на

кожу

подошвенной

поверхности

стопы

у

основания

пальцев,

вызывая

этим

рефлекторное

сгибание

пальцев

стопы,

затем

проводят

пальцем

по

наружному краю стопы до пятки и вновь слегка надавливают – появляется

рефлекс веерообразного разгибание пальцев стопы. Упражнение повторяют 5

– 6 раз для каждой ноги

7. Рефлекторное разгибание позвоночника боку. Ребенка повертывают

на

бок

и,

касаясь

двумя

пальцами

кожи

спины

по

обеим

сторонам

позвоночника, производят движение в направлении от ягодиц к плечевому

поясу.

Тактильное

раздражение

кожи

спины

вызывает

рефлекторное

разгибание

позвоночника.

Упражнение

выполняется

по

одному

разу

в

положении ребенка на правом и левом боку

Комплекс для проведения массажа с детьми второго года жизни

1. Охватывающие движения руками. Ребенку дают захватить большие

пальцы рук взрослого и производят сгибание его рук в локтевых суставах,

скрещивая их на груди. Затем разгибание рук ребенка с отведением в

стороны. Повторяется 6 – 8 раз.

2. Массаж ног – поглаживание. Придерживая одной рукой ногу ребенка

за стопу, ладонью другой руки поглаживают ее по наружной и задней стороне

голени и бедра (не касаясь внутренней его стороны) в направлении от стопы к

тазобедренному суставу. Движения повторяют для каждой ноги по 6 – 8 раз.

3. Скользящие шаги.

5

4. Поворот со спины на живот вправо.

5. Массаж спины. «Парение» на животе. В положении лежа на животе.

Под живот лежащего ребенка взрослый подводит и соединяет ладони. Затем

поднимает ребенка, оставляя в горизонтальном положении. Внезапная потеря

опоры вызывает у ребенка рефлекторное выгибание позвоночника.

Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

6. Массаж живота. Поглаживание, разминание, вибрация.

7. Приподнимание верхней части туловища из положения лежа на

спине. Захватив руки ребенка за предплечья, взрослый разгибает их в

локтевых суставах, отводит в стороны и, слегка потягивая за них ребенка

вперед, побуждает его сесть. Упражнение повторяется 6 -8 раз.

8. Массаж стоп и рефлекторные упражнения для стоп.

9. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно. Ребенок лежит на

спине. Его выпрямленные ноги обхватываются в нижних частях голеней.

Взрослый поочередно сгибает и разгибает ноги ребенка в коленных и

тазобедренных суставах. Начав с медленного темпа, ускоряет его до темпа

бега. 8 – 10 раз. После этого проводится одновременное сгибание обеих ног

ребенка. Согнув ноги, слегка прижимают их к животу и снова разгибают.

Упражнение повторяется 6 – 8 раз.

10. Массаж грудной клетки. Поглаживание ладонями обеих рук

передней поверхности грудной клетки плавными движениями по ходу

грудных мышц в направлении от грудины к подмышечным впадинам.

Движения повторяются 6 – 8 раз.

Комплексы для проведения массажа с детьми третьего года жизни

6

1. Сгибание и разгибание рук (с кольцами). Ребенок стоит перед

взрослым в руки ему дают кольца. Ласково обращаясь к ребенку и слегка

потягивая за кольца, побуждают ребенка вытянуть руки вперед, затем согнуть

их в локтевом суставе. Повторяется 8 – 10 раз.

2. «Скользящие» шаги.

3. Поворот со спины на живот (в обе стороны).

4. Сгибание и разгибание ног. Ребенок лежит на спине. Его

выпрямленные ноги обхватываются в нижних частях голеней. Взрослый

поочередно сгибает и разгибает ноги ребенка в коленных и тазобедренных

суставах. Начав с медленного темпа, ускоряет его до темпа бега. 10 – 12 раз.

После этого проводится одновременное сгибание обеих ног ребенка. Согнув

ноги, слегка прижимают их к животу и снова разгибают. Упражнение

повторяется 8 - 10 раз.

5. Массаж живота - разминание. Двумя руками производится круговое

разминание живота в направлении по ходу часовой стрелки, минуя область

правого подреберья (расположение печени) круговое движение повторяется 8

– 10 раз.

6. Наклоны и выпрямление туловища. Ребенок стоит на обеих ногах

перед его ногами положить игрушку и предложить ребенку взять с пола

игрушку не сгибая колени и выпрямиться снова. Повторить 6 – 8 раз.

9. Присаживание при поддержке за кольца. Стоя. Ребенку предлагается

взяться за кольца и медленно присесть на корточки, затем встать.

Повторяется 6 – 8 раз.

10. Напряженное выгибание в положении сидя на коленях у мамы

ребенок сидя на коленях у мамы, спина ребенка должна быть с правой

стороны бедра матери должен наклониться спиной

7

11. Присаживание с фиксированными коленями.

12. Круговые движения руками.

Рекомендации по проведению массажа для детей раннего возраста

в домашних условиях

Указания

к

использованию

массажа

с

детьми

раннего

возраста

следующие:

1.

Перед

началом

массажа

необходимо

тщательно

вымыть

руки

с

мылом теплой водой.

2.

Набрать небольшое количество массажного масла в руки и согреть

его, затем смазать область, предназначенную для массажа, ни в коем

случае не наливать масло из емкости на тело ребенка не согрев его

руками.

3.

Перед

началом

массажа

необходимо

провести

поглаживание

ребенка, чтобы он успокоился и расслабился.

4.

Если у вас не получается положить ребенка в нужную вам позу для

применения массажа, можете использовать подушки или валики в

помощь.

5.

Перед проведением массажа какого-либо действия (рефлекторного

или

активного)

необходимо

нормализовать

мышечный

тонус

с

помощью классического и точечного массажа.

6.

Массаж ребенку следует проводить строго по комплексам, начиная

с первого вида массажа не пропуская не одного.

7.

На протяжении

выполнения массажа придерживайтесь ласкового

общения, аккуратных не резких движений, старайтесь вызвать у

ребенка

положительные

эмоции,

а

также

получить

в

ответ

от

ребенка такие же положительные эмоции на ваши действия.

8.

Одновременно

развивайте

несколько

движений,

не

дожидаясь

совершенствования предыдущих.

Для

реализации

желания

родителей

чтобы

дети

были

физически

развиты

и

здоровы

мы

должны

стремиться

к

идеальному

проведения

8

массажа,

используя

рекомендации

по

проведению

массажа

и

различные

комплексы массажа.

Таким образом, массаж рассматривается как практически проверенный

метод оздоровления детей раннего возраста, оказывающий влияние на весь

организм в целом.

9



В раздел образования