Напоминание

"Вулканы"


Автор: Салищева Танзиля Заяловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №38 д/с "Зоренька"
Населённый пункт: ХМАО-Югра,г.Сургут
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Вулканы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

«Извержение вулкана».

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие,

социально-коммуникативное развитие,

физическое развитие,

художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная,

игровая, продуктивная.

Место проведения: группа.

Участники: Дети, воспитатель.

Цель. Расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлениями

неживой природы - извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования

удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствия.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и

строении вулканов, формирование представлений о природном явлении - извержении

вулкана.

2. Рассказать об опасностях и пользе вулканических извержений, помочь детям понять,

почему вулканы - это грозное явление природы.

3. Формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксус).

Развивающие:

1. Развивать желание детей экспериментировать.

2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

3. В процессе экспериментирования развивать следующие качества психики:

мышление, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные

способности.

4. Развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые

средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

1.

Воспитывать интерес исследовательской деятельности

2.

Воспитывать готовность к сотрудничеству.

3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, умение работать в коллективе.

Оборудование: Графин с водой, красная краска, сода, моющее средство, лимонная

кислота, уксус, мерные стаканы, поднос, макеты вулкана, чайные ложки, салфетки,

слайды с изображением вулканов, емкость с водой, кусочки пемзы, камешки.

Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Словарная работа: спящий вулкан, действующий вулкан, конусообразная форма,

воронка, кратер вулкана, лава.

Предварительная работа: Изготовление макетов вулкана, рассматривание книг об

окружающем мире, о вулканах.

Методы и приёмы:

Словесные методы: уточнения, опросы, художественное слово, беседа, вопросы,

поощрения.

Практические методы: совместные действия воспитателя и детей.

Литература:

1. Равиза Ф. В. «Простые опыты» М. 1997

2. Иванова А. И. «Детское экспериментирование как метод обучения»Управление ДОУ

№4 2004

3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты» Екатеринбург.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

1. Вводная часть.

Дети заходят в группу.

Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.

Игра –приветствие.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на интересное занятие. У меня сегодня отличное

настроение (Показываю). И я хочу подарить вам, ребята, хорошее настроение.

- Виталий, покажи, какое у тебя настроение (Показывает). Мое хорошее настроение

плюс твое хорошее настроение — это уже два хороших настроения.

- Светлана, а у тебя какое настроение? Присоединяется к нам и т. д.

-Посмотрите, у нас с вами получилась замечательная команда. Я надеюсь, что сейчас

вы станете настоящими моими помощниками.

-А теперь давайте подарим всем сидящим в этом зале свое настроение под мой счет:

«Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!

-Дети, а вам нравиться узнавать новое? (да).

Воспитатель: О чем мы с вами будем говорить, попробуйте догадаться сами. Давайте

пройдем к экрану. А вы знаете как себя правильно вести при просмотре? (правила ).

2. Основная часть.

Показ (1 слайд)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном и грозном

явлении природы, как вулкан. Что же такое вулкан?

Вулкан (от латинского слова - огонь, пламя). Гора, из горловины которой

выбрасываются горячие газы, пар, пепел, обломки горных пород, мощные потоки

раскаленной лавы, которая растекается на поверх земли (2 слайд).

Воспитатель: А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом? Послушайте легенду об

этом.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у

наковальни, бить тяжелым молотом по раскаленному железу, раздувать огонь в горне.

Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора

дрожала, от основания до самой верхушки, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из

вершины горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни и пепел. «Вулкан

работает» - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор

все огнедышащие горы люди стали называть вулканами, что означает «бог огня» (слайд 3).

Воспитатель: Ребята, давайте заглянем внутрь вулкана. На вершине горы- большая

чаша с крутыми склонами- это кратер. На самой глубине вулкана расплавленное горючее

вещество - магма (слайд 4,5,6,7).

Как же образуются вулканы? Ученые утверждают, что наша планета внутри очень

горячая. Температура там такая высокая, что все камни и металлы, находящиеся глубоко в

земле, плавятся. Иногда, эта расплавленная массам вырывается на поверхность. Она и

называется лавой.

Воспитатель: Кто из вас знает, как лава изнутри попадает наверх? (ответы).

Воспитатель: Внутри вулкана есть жерло. Жерло для лавы, словно дорога, по которой

она вырывается наверх и выливается через кратер. Кратер похож на большую воронку,

через которую расплавленная лава и вырывается наружу.

Воспитатель: С чего же начинается извержение вулкана и можно ли его предугадать?

(ответы).

Воспитатель: Сначала вырывается газ и пепел.

А иногда внутри вулкана раздаются взрывы. Из жерла вулкана вылетают

вулканические бомбы. Так называют куски старой, застывшей лавы.

Когда начинается извержение лавы, она по склону утекает далеко от вулкана. По

пути лава превращает все в пепел.

После того, ка лава отдаляется от вулкана очень далеко, она застывает. Из лавовой

пены, получается пористый камень. Этот камень называется пемза (слайд 8).

Практическая часть.

Опыт с камнем и пемзой. Признаки, свойства этих пород.

Физкультминутка.

Дети садятся на корточки руки вверх в виде конуса.

1. Вулканы начали играть

Из жерла лаву извергать (начинают подниматься на носки, руки вверх, потянуться,

встряхнуть кистями, опустить вниз).

2. Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид! (руки на поясе, поднимаем их вверх, сжимаем и

разжимаем кулаки, топаем ногами).

3. Но вот он начал уставать,

Огонь в нем начал угасать (медленно опускаем руки с приседом).

4. Последний раз огнем дыхнул (сидя долгий выдох).

5. И на десятки лет уснул! (руки под щеку).

Ребята, а сейчас приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде чем пройти туда давайте

вспомним правила безопасности.

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Со всеми веществами обращаться очень осторожно, быть аккуратными.

4. Четко выполнять все указания воспитателя.

Воспитатель: Почему на бутылке такой знак? (показать бутылку с уксусом). Да, это

уксус, самостоятельно детям этим веществом пользоваться нельзя.

-Давайте пройдем в лабораторию. Сейчас мы попробуем разбудить наши вулканы.

3. Практическая часть.

Воспитатель: Для нашего эксперимента мы разделимся на две группы.

Проведение опыта группы №1.

1. Возьмите сосуд и наполните его наполовину водой.

2. После положить 3 чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и

добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.

З. Влейте содержимое сосуда в кратер вулкана, а теперь добавим к этому составу уксус.

Воспитатель:

- Скажите, что сейчас произошло? (ответы).

- А почему так получилось? (ответы).

- Вам понравился наш опыт? (ответы).

-Как получили извержение вулкана? (ответы).

Воспитатель: Газ образующийся под воздействием уксуса на соду поднимает нашу

лаву вверх и происходит извержение.

А сейчас вернемся к экрану и посмотрим, какие бывают вулканы.

1.

Действующие вулканы – которые извергают лаву;

2.

Потухшие – не извергающие лаву;

3.

Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать (слайд 9,10,11).

Воспитатель: Дети, подскажите, а как называются люди, которые занимаются

изучением вулканов? (ответы). Правильно, вулканологами. Для чего они изучают?

(ответы). В настоящее время, эти ученым удается предупредить извержение вулканов. И

жители могут покинуть эту местность и спастись.

А на острове Ява на склонах гор растет цветок – Королевская примула. Его

называют цветком землетрясения, т.к. она расцветает только перед извержением вулкана.

Местные жители знают это и стараются уйти (слайд 12).

- Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь лава выливаясь из горы

может разрушить города, устроить пожары, уничтожить все живое в радиусе многих

километров (слайд13).

- А приносит ли пользу Вулканы?

Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва

вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения,

спички. Из затвердевшей лавы строят дома (слайд14).

- Да, ребята, вулканы бывают разные и расположены они в разных точках нашего

земного шара. Есть они и в нашей стране и находятся они на дальнем востоке, Камчатке,

Курильских островах (слайд 15).

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня? (ответы).

Молодцы ребята, вы сегодня были очень внимательными, активными, любознательными.

Мне очень понравилось с вами работать.

- А гостям мы поделимся рецептом извержения вулкана.



В раздел образования