Напоминание

"Социализация обучающихся, воспитанников с ОВЗ, как фактор инновационного развития школы"


Авторы: Соловьева Елена Семеновна, Гиздатуллина Дилюся Илгизовна
Должность: воспитатель, учитель
Учебное заведение: ГБОУ "Мензелинская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: Республика Татарстан,г.Мензелинск
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация обучающихся, воспитанников с ОВЗ, как фактор инновационного развития школы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Соловьёва Е.С., Гиздатуллина Д.И.

«Социализация обучающихся, воспитанников с ОВЗ, как фактор

инновационного развития школы».

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Мензелинская

школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, с ограниченными возможностями здоровья» РТ, г.

Мензелинск.

Приоритетной

задачей

Российской

Федерации

в

сфере

воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей

российские

традиционные

духовные

ценности,

обладающей

актуальными

знаниями

и

умениями,

способной

реализовать

свой

потенциал

в

условиях

современного

общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Процесс воспитания

очень

сложен

даже

тогда,

когда

речь

идет

о

совершенно

здоровых

детях.

Естественно, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с

теми или иными отклонениями в развитии. Одной из актуальных социально-

экономических и демографических проблем современного российского социума

является включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень

толерантности

к

детям

с

ограниченными

возможностями,

отвечает

общепризнанным

международным

стандартам

и

имеет

гуманистическую

направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных

учреждений,

школ-интернатов,

центров

социальной

помощи

семье

и

детям,

спортивно-адаптивных школ для детей с ОВЗ и т.д. Сегодня и Российская система

образования претерпевает существенные системные изменения. Они направлены

на модернизацию механизмов образования, связанных с переходом на системно-

деятельностный,

личностно-ориентированный,

компетентностный

подходы

к

обучению и воспитанию во всех образовательных учреждениях – от детского сада

до вуза. Это побуждает педагогов к разработке новых моделей, форм, содержания

и

организации

образовательного

процесса,

к

поиску

новых

эффективных

педагогических технологий.

С введением федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья

(ФГОС

НОО

обучающихся

с

ОВЗ)

необходимо

понимание

целей

обновленного содержания образования, принятие своей собственной роли – не

только как транслятора знаний, а организатора непосредственно образовательной

и воспитательной деятельности детей с ОВЗ и принятие необходимости внедрения

инновационных

технологий

в

учебно-воспитательный

процесс.

Необходимо

понимать, что выбор инновационных технологий в образовании детей с ОВЗ – это

выбор траектории развития ребенка, как основы его успешной социализации.

Основная проблема социализации детей с ОВЗ - это отклонения от нормального

становления

личности.

Это

проявляется

в

эмоционально-волевой

сфере,

нарушении

социального

взаимодействия,

неуверенности

в

себе,

снижении

самоорганизованности

и

целеустремленности,

что

приводит

к

значительному

ослаблению

«силы

личности».

У

детей,

имеющих

те

или

иные

жизненные

ограничения,

из-за

дефектов

развития

взаимодействие

в

социальной

среде

затруднено, возможность адекватного реагирования ограничена, они испытывают

трудности в достижении целей в рамках существующих норм. Эти трудности

особенно

заметными

становятся

в

те

моменты

жизни,

когда

возникает

необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения.

Одним

из

направлений

решения

проблемы

социализации

ребенка

с

ОВЗ

является

определение

социально-психологических

и

психолого-педагогических

факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей,

затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. Определить структуру

системы специального образования, пути, способы, организационные формы и

психолого-педагогические

условия

их

реализации

в

современных

социально-

экономических и нравственно-психологических условиях общества – это значит

помочь ребенку с ОВЗ включиться в социальные отношения общества. Главный

акцент в воспитании и социализации должен делаться не столько на процессе

усвоения, упорядочения и воспроизведения им определенной системы ценностей,

сколько на создании определенных условий для его социализации.

Социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

состоит

в

целенаправленной

педагогической поддержке детей, раскрытии их потенциала в различных формах

деятельности.

Социальная

инфраструктура

для

детей

с

ОВЗ

должна

быть

направлена: на обеспечение полноценной жизни, охраны здоровья, образования,

воспитания,

отдыха

и

оздоровления,

развития

детей,

удовлетворения

их

общественных потребностей.

Именно школа является основным звеном, которое

должно обеспечивать комплексный подход к делу воспитания подрастающего

поколения. Однако, в настоящее время в работе с

данной категорией детей

существуют

проблемы,

связанные

с

недооценкой

их

прав

на

всестороннее

развитие

наравне

с

социально-успешными

детьми,

вследствие

замкнутости

и

автономности

интернатных

учреждений.

Закрытый

характер

школ-интернатов

оказывает негативное влияние на организацию их жизнедеятельности, во многом

усугубляя проблемы в подготовке к социальному взаимодействию воспитанников.

Данный

факт

необходимо

учитывать

при

организации

работы

по

передаче

социальных

ценностей

воспитанникам

в

условиях

интерната.

Проблемы

личностного развития детей-сирот обусловливают особые требования к среде

учреждения, в которой будет формироваться их система социальных ценностей.

Среда

учреждения

должна

предоставить

ребенку

большую

свободу

выбора,

вариативность режимных моментов и видов деятельности,

создать для него

эмоционально насыщенную среду, среду допрофессиональной подготовки . Все

эти

факторы

учитываются

при

разработке

единой

системы

воспитательной

работы.

Воспитательный процесс Мензелинской школы-интерната для детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями

здоровья

строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в

школе комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность

в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических

особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как

субъект собственной жизни. Программа воспитательной работы школы-интерната

определяет содержание и механизмы развития и проявления учащимися своих

личностных

качеств,

формирование

их

индивидуальности,

способностей

к

нравственной и творческой реализации своих возможностей. Цель воспитательной

программы:

создание

воспитательной

среды,

оптимально

способствующей

развитию

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

с

опорой

на

личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной

адаптации. Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих осуществить

их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию. Основное содержание

воспитательной

деятельности

отражено

в

программе

и

структурировано

по

основным направлениям:

Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность.

Познавательная деятельность.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Трудовая деятельность.

Художественно-творческая деятельность.

Культурно-досуговая деятельность.

Содержательные

линии

программы

включают

в

себя

направления

коррекционно-воспитательной работы.

Стержневым направлением воспитательной работы школы является ценностно-

ориентировочная и коммуникативная деятельность, так как позволяет заложить

основы норм и правил поведения, принятых в обществе. Группа нравственных

знаний

должна

формироваться

практическим

путём

в

разнообразных

видах

деятельности

самих

детей.

Воспитательная

работа

направлена

на

воспитание

личности, способной к самостоятельной жизни и деятельности в естественном

социальном

окружении.

Своеобразие

развития

детей

затрудняет

процесс

воспитания

у

них

правосознания,

норм

коллективной

жизни,

процесс

формирования у воспитанников чувства долга, однако необходимо добиваться

понимания воспитанниками нравственных норм общества, а также необходимость

существования

и

соблюдения

правовых

норм.

Правовое

воспитание

тесно

переплетается

с

нравственно-этическим

пониманием

содержания

моральных

категорий.

Воспитанники

знакомятся

с

основными

правилами

поведения,

законами

их

регламентирующими.

Воспитание

нравственных

представлений

невозможно

без

правильно

организованного

культурного

поведения

детей.

Усвоение

этих

отношений

и

культуры

поведения

является

одним

из

путей,

помогающих ребенку найти контакт окружающими его людей. Организованное

поведение

следует

рассматривать

как

усвоение

правил,

которые

со

временем

преобразуются в привычные формы поведения.

Ценностно-ориентировочная и

коммуникативная деятельность включает в себя разделы:

- гражданско-правовое и патриотическое воспитание

- нравственно-этическое воспитание

- экологическое воспитание

- семейное воспитание и основы экономических знаний

Особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ приводят к недоразвитию

личности

и

деятельности,

которые

особенно

усугубляются

под

влиянием

негативной социальной ситуации. В условиях же положительного отношения к

ребенку, коррекционно-развивающего обучения в специальной школе появляются

позитивные

тенденции

к

компенсации

дефекта,

коррекции

недостатков

познавательного развития, развитию положительной познавательной мотивации.

Познавательная деятельность включает разделы:

- занятия, способствующие развитию и коррекции ВПФ;

- занятия по ознакомлению с окружающей действительностью.

Физическое воспитание – важный фактор в решении основной задачи воспитания:

коррекция всех компонентов интеллектуального психофизического, личностного

развития ребёнка с умственной отсталостью, которое строится в соответствии с

общей целевой установкой обучения и воспитания ребенка с ограниченными

возможностями

-

подготовить

его

к

самостоятельной

жизни

в

социуме.

Естественно, что состояние здоровья, общего физического развития учащихся

является одним из решающих условий для решения вопроса об их будущей

самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Физкультурно-оздоровительная

деятельность

многообразна,

она

включает

в

себя

комплекс

различных

мероприятий:

спортивных,

оздоровительных,

лечебных,

профилактических,

а

также приобщение детей к физкультуре и спорту как особому средству духовного

и культурного развития человека в обществе. Вместе с тем, в процессе коррекции

и

целенаправленного

формирования

физического

развития

детей

у

них

воспитываются

положительные

волевые

качества:

н а с то й ч и во с т ь ,

целеустремленность, терпеливость и т.д. Режим дня рассматривается как средство

воспитания

у

детей

качеств

личности,

а

также

выработку

у

ребенка

динамического

стереотипа

ответных

реакций.

Особенности

психофизического

развития детей диктуют необходимость включать в режим дня охранительные и

укрепляющие здоровье мероприятия: утреннюю гимнастику, подвижные игры на

воздухе

и

др.

Параллельно

ведется

работа

по

санитарно-гигиеническому

воспитанию и охране здоровья. Воспитание у детей и подростков здорового и

разумного отношения к вопросам пола и половой жизни направлено половое

воспитание,

которое

позволяет

выработать

качества

личности,

определяющие

полезные для общества отношения человека к противоположному полу. Среди

прогнозируемых

результатов

стремление

воспитанников

иметь

прочную,

здоровую, дружную семью. Данное направление эффективно и по профилактике

вредных привычек. С целью безопасности и защиты человека в чрезвычайных

ситуациях, а также ознакомления с основами медицинских знаний предусмотрены

занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Комплекс мероприятий

данного

направления

воспитательной

работы

предполагает

формирование

у

воспитанников установки на здоровый образ жизни.

Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной

работе с воспитанниками школы-интерната. Оно призвано подготовить учащихся

к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника школы

к современной жизни. Правильно организованный труд, посильный для ребёнка,

способствует развитию

многих положительных качеств. Повседневные виды

труда представляют возможность ознакомить детей с инструментами и орудиями

труда, способами работы с ними. Труд существенно дополняет и конкретизирует

знания детей о явлениях живого и неживого мира, способствует развитию таких

качеств,

как

внимательность,

сообразительность.

Кроме

того,

трудовая

деятельность

способствует

физическому

развитию,

является

благоприятным

фактором коррекции имеющихся психофизических недостатков, а труд детей на

природе способствует закаливанию организма, повышает его работоспособность,

содействует развитию таких двигательных качеств, как точность, ритмичность,

согласованность.

Самым

элементарным

видом

труда,

но

обязательным

для

каждого ребенка, является самообслуживание, благодаря которому закладываются

навыки

чистоплотности,

аккуратности,

бережливости.

Самообслуживание

повседневная

деятельность,

которая

требует

внимания

к

тому,

как

дети

умываются, чистят зубы, убирают свою постель, следят за опрятностью одежды,

обуви, других вещей. Опыт работы показывает, что дети испытывают трудности в

самообслуживании,

так

как

требует

устойчивой

регуляции

произвольного

поведения,

выполнения

ряда

действий

в

определенной

последовательности,

умения их правильно повторить, оценить достигнутые результаты в соответствии

с требованиями воспитателя. Другой аспект развития трудовых навыков связан с

хозяйственно-бытовым,

общественно-полезным

и

производительным

трудом,

которые

формирует

у

них

нравственные

представления

и

оценки,

характеризующие

деятельность

людей.

Следовательно,

воспитательная

работа

способствует

развитию у детей

готовности к безвозмездному труду на благо

окружающих.

Художественно-творческая деятельность детей с ограниченными возможностями

здоровья затруднено в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых

возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Причиной тому

является дефицит любознательности и активной самостоятельной деятельности.

Недоразвитие

деятельности

зрительных,

слуховых,

двигательных

и

других

анализаторов затрудняет накопление сенсорного опыта, а выраженные недостатки

памяти,

речи

и

мышления

затрудняют

познания

окружающего

мира

в

многообразии

его

связей

и

отношений.

Формирование

у

детей

эстетических

чувств,

знаний

и

представлений

осуществляется

комплексно

в

системе

воспитательного процесса и ведется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

Занятия творчеством являются основой знаний о прекрасном, но особое значение

приобретают воспитательные занятия, которые дают возможность более широкого

использования

богатого

арсенала

различных

направлений

искусства.

Формирование эстетической культуры, эстетического отношения к окружающему

миру, умения видеть и понимать прекрасное, воспитание умения воспринимать

красоту

природы,

произведения

искусства,

внутреннюю

и

внешнюю

красоту

человека

является

основной

целью

художественно-творческой

деятельности

в

коррекционной школе.

Культурно-досуговая деятельность удовлетворяет потребность детей в общении,

отдыхе

и

релаксации.

В

процессе

этой

деятельности

дети,

с

особыми

образовательными

потребностями

приобретают

опыт

самореализации

своих

способностей, адекватные формы взаимодействия. Праздники и вечера являются

особой

и

предпочтительной

формой

организации

детского

досуга.

Они

способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению

ряда воспитательных задач. Также способствуют формированию речевых навыков

у

детей

с

нарушениями

интеллектуальной

деятельности,

развивают

их

эстетический

вкус,

эмоциональную

отзывчивость,

обогащают

музыкальные

впечатления воспитанников, способствуют проявлению творческой инициативы,

становлению

личности

ребенка,

формированию

у

воспитанников

школы-

интерната нравственных представлений, и как следствием, создаются условия

способствующие

формированию

основы

досуговой

культуры. Направления

комплексной

воспитательной

работы,

реализуемые

в

Мензелинской

школе-

интернате,

ориентированы

на

подготовку

детей-сирот

к

социальному

взаимодействию, на оказание воспитанникам помощи в преодолении трудностей

социализации и успешной интеграции в общество.

Таким образом, условия современной действительности требуют качественно

нового,

социально

направленного

подхода

к

педагогическому

обеспечению

социальной

практики

каждого

ребенка

с

ОВЗ,

педагогически

целесообразной

самоорганизации

его

жизнедеятельности.

Любые

виды

деятельности

ребенка,

осуществляемые

в

спецшколе,

должны

быть

направлены

на

формирование

и

развитие разнообразного жизненного опыта, и только в этом случае социализация

воспитанника

будет

проходить

достаточно

эффективно.

При

комплексном

взаимодействии различных государственных и общественных структур можно

достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они

смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие нашей

страны.

Этим детям нужно то же, что и каждому ребёнку, то же, что нужно было нам

самим, когда мы были детьми. Еда, одежда. Образование, обучение правилам

жизни, тренировка хороших манер. Забота, внимание. Музыка, увлечения, всё, что

формирует человеческую душу. Им нужны люди, которые их любят и готовят их к

жизни в этом мире. И как сказал Александр Грин:" ...сделай ему это чудо, если ты

в

с о с т о я н и и .

Н о в а я

д у ш а

б у д е т

у

н е г о

и

н о в а я

у

т е б я " .

.



В раздел образования