Автор: Габдуллина Эльмира Мухтабаровна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: Прогимназия №64
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ"
Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Набережные Челны
«Прогимназия №64»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
«МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА СЕМЬИ И ШКОЛЫ»
Выполнила:
Габдуллина Эльмира
Мухтабаровна
Воспитатель ГПД
89600646700
2020 год
Аннотация
Современные общественные требования и технологические инновации
ставят соответствующие задачи перед выпускниками школы. На данный момент
возрастает
потребность
в
людях
интеллектуальных,
всесторонне
развитых,
обладающих
творческим
подходом
деятельности
и
умением
быстро
ориентироваться
в
не
стандартных
ситуациях.
Основываясь
на
данных
требованиях, перед школой и педагогическим коллективом предстает задача в
создании
оптимальных
условий
для
самореализации
и
самоопределения
личности
каждого
ученика,
с
учетом
личностных
качеств
каждого
из
участников образовательного процесса.
В рамках начальной школы, происходит акцентирование внимания на
реализации следующих компетенций младших школьников:
-
мотивационного
–
формирование
непосредственного
интереса
к
проведению исследовательской деятельности;
- содержательного, включающего систему знаний об исследовательской
деятельности;
-
операционного
-
развитие
тех
умений
и
навыков
в
рамках
исследовательской
деятельности,
которые
уже
сформированы
у
ребенка
на
этапа дошкольного обучения.
При этом, реализация данных аспектов по сути своей не возможна без
качественного
воплощения
«триады»
эффективного
взаимодействия:
реализация влияния на личность ребенка как семьи так и школы. Обоюдное
формирование влияния на воспитание познавательной активности, интереса и
мотивации
к
учебной
деятельности
является
залогом
непосредственного
продуктивного
взаимодействия
семьи
и
школы,
что
и
обуславливает
актуальность данной методической разработки.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................................4
Основная часть...........................................................................................................6
Заключение...............................................................................................................16
Список использованной литературы.......................................................................17
3
ВВЕДЕНИЕ
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным
становится вопрос о том, как правильно организовать процесс обучения, чтобы
он соответствовал критериям нового стандарта, какие изменения необходимо
внести в работу педагога, чтобы учащиеся успешно выполнили те требования,
которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Таким
образом,
сегодня
происходят
изменения
не
только
в
содержании
образования, в структуре учебных предметов, технологии их преподавания,
методах и приёмах. Происходит непосредственное переосмысление важности
взаимодействия не только в контексте «учитель – ученик», но также и «учитель
– родитель».
В процессе выполнения поставленных образовательных задач возникает
необходимость использования различных методов и средств обучения, которые
при реализации должны оказать положительное влияние на процесс обучения.
Принимая
во
внимание
тот
факт,
что
приоритетным
направлением
новых
образовательных
стандартов
является
реализация
развивающего
потенциала
образования,
актуальной
задачей
становится
обеcпечение
развития
непосредственного диалога во взаимодействии между «школой и коллективном
родителей»,
наряду
с
традиционным
изложением
предметного
содержания
конкретных
дисциплин,
понимания
и
путей
оптимизации
формирования
личности подрастающего поколения.
Цель методической разработки – обеспечить активное участие родителей
в
деятельности
школы,
содействие
в
профилактике
формирования
асоциального
поведения
у
детей,
по
средству
различных
мероприятий,
совершенствующих внутрисемейное взаимодействие.
Задачи проекта:
1. Создание оптимальных условий для организации социально-значимой
деятельности, инициативы, способствующих вовлечению максимального числа
субъектов воспитательного процесса среди родителей;
4
2. Разработка мероприятий, направленных на формирование личностных
качеств,
детей (доброта, отзывчивость, ответственность) через проявление
положительных эмоций и сотрудничество;
3. Реализация модели проекта семейного волонтерства, который может
стать
перспективной
моделью
совершенствования
родительско
–
детских
отношений, объединяя и воспитывая взрослых и детей;
4. Распространение опыта по вовлечению родителей семей в школьные
инициативы;
5.
Привлечение
внимания
общественности
к
важности
семейного
воспитания в рамках совместной работы с педагогическим коллективом.
Участники: родители и законные представители детей.
Новизна методической разработки: широкое включение родителей как
субъектов
в
образовательный
и
воспитательный
процесс.
Формирование
открытого
коммуникативного
детско-взрослого
пространства,
в
котором
появляется возможность совершенствования и укрепления взаимоотношений в
системе «школа – родители», с учетом инноваций в системе образования.
5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Человек
может
достичь
качественной
самореализации,
в
основном,
благодаря
удовлетворению
базовых
потребностей.
Первые
места
в
списке
жизненно важных потребностей принадлежат чувству безопасности и любви.
Именно
семья
является
той
структурой,
которая
может
способствовать
их
полной реализации. Прежде чем обратиться к изучению значения и роли семьи
в формировании гармоничной личности ребенка, нам хотелось бы обратиться к
определению понятия «семья» как социального феномена.
Семья, как специфическая категория является важнейшим социальным
фактором, который влияет на всестороннее развитие и реализацию личности.
Данное
утверждение,
по
нашему
мнению,
подтверждает
тот
факт,
что
все
знания и взгляды, полученные благодаря воспитанию, человек сохраняет на
протяжении
всей
своей
жизни.
Другими
словами,
семья
является
специфическим образованием, которое «охватывает» человека целостно во всех
его проявлениях:
- Семья дает человеку представление о доме и безопасности. В данном
контексте,
благодаря
влиянию
семьи,
в
сознании
маленького
ребенка
формируется понимание дома не как помещения, а как целостной структуры
взаимодействия
всех
членов
семьи,
живущих
вместе,
при
правильном
функционировании которой возникает ощущение спокойствия, защищенности и
безопасности, которые проецируются в дальнейший опыт. В дальнейшем этот
опыт переносится во взрослую жизнь.
- Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных
начал и жизненных принципов ребенка.
Глубокие и надежные контакты с
родителями
способствуют
созданию
у
детей
устойчивого
жизненного
состояния,
которое
гарантирует
ощущение
уверенности.
Родители
же,
при
правильном
понимании
воспитательного
процесса,
испытывают
чувство
удовлетворения от такого взаимодействия. В здоровых семьях, с точки зрения
исследователей,
родители
и
дети
связаны
естественными
повседневными
6
контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого
возникает
душевное
единение,
согласованность
основных
жизненных
устремлений
и
действий.
Природную
основу
таких
отношений
составляют
родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в
родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.
- Семья – является сферой духовного формирования человека.
Все то
многообразие
отношений
между
её
членами,
эмоциональные
проявления
и
привязанности,
выраженность
чувств
по
отношению
друг
к
другу
обилие
различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали
поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального
и нравственного формирования личности. Глядя на родителей, на их отношение
к тем или иным ситуациям, у ребенка в начале происходит формирование
восприятия
событий
на
уровне
«хорошо»,
«плохо»,
что
в
дальнейшем
способствует
расширению
спектра
понятий
и
влияет
на
формирование
мировоззрения, а также регулирует поведенческие аспекты развития.
-
Семья
структурирует
возможности
достижения
безопасности,
удовольствия и самореализации. На основании реальных примеров реализации
своих родителей и значимых взрослых из числа родственников, у ребенка со
временем вырабатывается самостоятельное видение собственного становления
и формируется мотивация к достижению данной цели. Появляется желание
интеллектуального развития и творческой реализации, возвышается самооценка
и чувство собственной значимости.
- Семья указывает границы идентификации, способствует появлению у
личности образа своего «Я». В процессе формирования личности, ребенок в
начале идентифицирует себя с одним из родителей, во всем ему подражает и
старается
быть
похожим.
Постепенно,
в
процессе
взросления
происходит
отделение от личности родителя и у ребенка формируется собственное «Я»,
которое
он
переносит
во
взрослую
жизнь.
Но
не
смотря
на
прошедшее
отделение,
«образ
родителя»
сохраняется
в
подсознании
и
в
некоторых
ситуациях влияет на поведение.
7
- Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. В здоровой семье
происходит
формирование
правильных
влечений
и
потребностей.
Родители
заботятся
о
воспитании
любви,
уважения,
жажды
познания,
эстетических
потребностей и желания реализации у ребенка. В тоже время, родители могут
контролировать
поведение
ребёнка
и
всяческим
образом
ограждать
его
от
негативного влияния окружения и социума.
- Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или
подорвать психическое здоровье ее членов. Действительно, семья значительной
мерой
влияет
на
развитие
психо
–
эмоциональной
сферы.
В
случае
возникновения негативного климата внутри семьи, это начинает отражаться в
определенной степени на всех ее членов. В первую очередь, начинают страдать
дети,
у
которых
возникают
дезадаптивные
процессы,
а
в
худших
случаях,
девиантное
поведение,
что
является
подтверждением
негативного
влияния
нарушенной воспитательной функции семьи на развитие личности ребенка [4].
Согласно мнению М.В. Карнауховой, социально-педагогическая культура
родителей включает в себя ряд компонентов:
-
когнитивный
компонент
-
это
конкретная
сумма
психологических,
педагогических знаний для базового воспитания в семье.;
- операционный компонент- владение различными методами воспитания
и взаимодействия с ребенком, умение организовать досуг, позаботиться о роли
ребенка в семье и умением установить и обратить внимание на ребенка;
-
коммуникативный
компонент
-
умение
создать
положительный,
благоприятную атмосферу в семье, где царит гармония и любовь;
- рефлексивный компонент - способность проводить анализ собственных
действий и поступков;
- эмоциональный компонент - способность владеть собой в трудных
жизненных ситуациях, стараться понять состояние ребенка на данном этапе
времени и в различных ситуациях, понять его проблемы и вовремя оказать ему
поддержку и найти выход из ситуации, уметь сопереживать ребенку [3].
8
С. Н. Щербакова, по сути, определяет те же компоненты, но объединяет
их несколько иначе:
-
аксиологический
компонент
отражает
систему
их
ценностных
ориентаций, ответственность, любовь, уважение, признание личностного «я»
ребенка, гуманистическую природу детско-родительских отношений;
- информационно-содержательный компонент соединяет в себе систему
знаний
о
детско-юношеской
психологии,
формах
и
методах
воспитания
и
развития
ребенка
в
семье,
знания
об
индивидуально-
типологических
особенностях личности своего ребенка;
-
операционально-деятельностный
компонент
раскрывает
технологический уровень творческой самореализации родителей в процессе
воспитания
и
развития
ребенка,
стиль
взаимодействия
с
ним,
реализацию
рефлексивной позиции родителей в процессе детско-родительских отношений.
Обоснование важности взаимодействия между родителями и педагогами
обосновали в своих исследованиях такие специалисты как В. П. Дуброва, А. М.
Виноградова, Л. М. Кларина и многие другие.
В
данном
аспекте,
в
общей
структуре,
элементы
взаимодействия
представлены следующим образом, визуализируя на рисунке 1:
Рисунок 1. Этапы взаимодействия между родителями и школой
Важно
понимать
сущность
каждого
этапа,
а
также
влияния
его
на
развитие взаимоотношений:
9
Этапы
взаимодействия
Этапы
взаимодействия
Моделирование
Моделирование
Формирование
образа личности
ребенка
Формирование
образа личности
ребенка
Понимание
существующих
проблем
Понимание
существующих
проблем
Межличностные
отношения
Межличностные
отношения
Исследование
личности ребенка
Исследование
личности ребенка
1. Моделирование непосредственного общения, с опорой на предстоящую
деятельность.
Таким
образом,
создаются
предпосылки
для
предвидения
основных направлений взаимодействия школы с родителями. Прослеживаются
основные
«угрозы»
данного
взаимодействия,
а,
следовательно,
можно
нивелировать предстоящие риски и угрозы.
2.
Установление
качественных
и
доброжелательных
межличностных
отношений между родителями и коллективом школы, что способствовало бы
реализации
доверительных
отношений,
стремлению
к
эффективному
взаимодействию. Важно обеспечить интерес родителей к той работе, которая
должна
положительным
образом
повлиять
на
процесс
школьного
обучения
детей на различных «ступенях» образования.
3.
Формирование
представления
и
понимания
«целостного»
образа
личности
ребенка,
рассмотрение
дополнительных
аспектов
взаимодействия,
которые
невозможно
реализовать
лишь
по
средству
семейного
воспитания
(проектирование, организация флешмобов и т.д.).
4. Понимание существующих проблем. Педагогам важно быть в курсе
проблем, с которыми сталкивается ребенок и родители в процессе воспитания.
В
свою
очередь
родителям
важно
понимать
сложности,
с
которыми
сталкивается педагог при взаимодействии с учеником.
5. Совместный поиск путей по исследованию и формированию успешной
личности ребенка и становления личности[3].
Программы
просвещения
родителей,
повышения
их
педагогической
компетентности в европейских странах реализуются на разных моделях, при
этом
вне
зависимости
от
различных
концепций
общим
для
них
является
стремление
к
формированию
гармоничной
личности
ребенка
в
условиях
динамично развивающегося окружающего мира.
Ввиду
этого,
хотим
обратить
внимание
на
следующие
особенности
моделей деятельности:
- каждая из них пытается передать родителям какую-то оптимальную и
взаимосвязанную
идею
действия,
необходимого
для
осуществления
ими
10
воспитательских
функций,
выдвигает
какую-то
основную
мысль,
на
базе
которой родители могут строить свой стиль воспитания;
- все модели исходят из идеи, что существует глубокая связь между
воспитанием
детей
и
воспитанием
родителей
в
детстве,
при
этом
с
необходимостью анализа тех изменений, которые происходят в сообществе с
учетом инноваций;
- главным принципом всех программ является самопознание родителей,
которое способствует более глубокому познанию чувств и поведения ребенка,
формированию
позитивного
отношения
ко
всем
членам
семьи.
родителям
важно научиться отвечать на вопросы: «Какой образ поведения я передаю
ребенку?»,
«Как
мои
отношения
с
педагогами
и
участие
в
жизни
школы
отражается на активности ребенка в процессе обучения?».
-
педагог всегда
должен ставить перед собой конкретные задачи и
выбирать
соответствующие
им
содержание
и
методы
в
проце ссе
непосредственного взаимодействия с коллективом родителей;
-
содержание
педагогического
просвещения
родителей
достаточно
дифференцированно, при выборе методов сотрудничества
педагог должен
учитывать различные возможности и условия жизни конкретных семей. Таким
образом, реализуется не только индивидуальный подход к детям, но и к их
родителям, что обеспечивает качественно лучший уровень организации работы
и доверия;
- педагог обладает достаточным уровнем коммуникативных умений, что
обеспечивает взаимопонимание и необходимую степень общения [2].
На
наш
взгляд,
такая
работа
способствует
активизации
родителей,
помогает им по-новому взглянуть на своего ребенка, и приложить максимум
усилий для повышения уровня его всестороннего развития.
В
контексте
формирования
педагогической
культуры
родителей,
на
современном этапе развития взаимодействия школы с семьями воспитанников,
принято выделять следующие мероприятия:
11
- коллективные – направленные на взаимодействие с большими группами
родителей. К числу данных форм работы относят:
- родительские собрания;
- конференция с родителями;
- семейные клубы;
-
дискуссия - в ходе, которой родители сами переживают конкретные
ситуации;
- анализ педагогического опыта - обсуждение литературы по проблемам в
семейной культуре;
- психологические тренинги- направленность на гармонию между детьми
и родителями;
- деловые игры - игры, позволяющие научиться быстро принимать верные
педагогические решения и вовремя исправить свою ошибку.
- индивидуальные – направленные на работу с одной семьей, с целью
непосредственного решения индивидуальной проблематики.
К данным мероприятиям относятся:
- посещение семьи;
-
индивидуальное
консультирование
родителей-
работа
с
конкретной
семьей с целью разбора конкретной ситуации и способа выйти из нее;
-
тематическое
консультирование-
обсуждение
одинаковой
проблемы
между несколькими семьями.
-
наглядно
–
информационные
–
направленные
на
реализацию
просветительской
деятельности
в
рамках
основных
проблем
современного
общества. В данном контексте рассматриваются следующие направления:
- просвещение через Интернет - создание сайта на котором родители
смогли
бы
находить
интересующую
их
информацию,
делиться
опытом
и
помогать другим родителям;
- организация стенда - уголка для родителей [2].
12
Хотим
отметить,
что
реализация
аспектов
повышения
педагогической
культуры родителей, необходимо помнить о том, что это с одной стороны
длительный процесс, с другой стороны систематический.
В данном случае
необходимо помнить о следующих принципах взаимодействия:
- достижение единства взаимодействия педагогического просвещения и
самообразования родителей;
-
разработка
стратегии
управления
процессом
эффективного
взаимодействия;
- обеспечение многообразия использования тех форм, которые помогают
единению работы родителей и педагогов;
- стимулирование и приобщение родителей к сотрудничеству, путем
проведения различных конкурсов и мероприятий;
- обеспечение взаимодействия на принципе «добровольности»;
-
непосредственный
принцип
конфиденциальности,
с
целью
минимизации спорных ситуаций или рисков.
Важно задействовать также методы, которые формируют межличностный
канал общения:
- реализация наблюдения за детьми в их деятельности, при вовлечении
родителей в активное взаимодействие;
- реализация тестирования и самотестирования родителей в области
понимания семейного воспитания;
-
взаимодействие
родителей
и
педагогов
в
различных
вариантах
деятельности, с целью повышения компетентности воспитания;
- внедрение арт – практик для обучения и
понимания инноваций в
технологиях и принципах обучения. Важно, чтобы не только педагоги понимали
суть
обучающих
практик
и
моделей
обучения,
но
и
родители
понимали
важность практических подходов в образовательной деятельности [1].
Важно сформировать цикл мероприятий по взаимодействию школы и
родителей.
Название
Цели мероприятия
Сроки выполнения
13
мероприятий
Проведение
родительских
собраний
Наладить взаимодействие не только
коллектива родителей, но и
взаимоработу родителей и
педагогов.
В начальной школе важными
темами родительских собраний
являются:
«Инновации в образовании»
«Как обеспечить профилактику
усталости ребенка»
«Пользование электронными
библиотеками в процессе
обучения»
«Родительско – детские проекты»
«Родитель – как модератор
эффективности образования».
На протяжении учебного
года.
Важно способствовать
подготовке коротких
информационных сообщений
от родителей по каждой теме.
Это позволит родителям
более «детально»
погрузиться в суть
затрагиваемой проблематики.
Создание единого
воспитательно –
образовательного
«пространства»
Организация:
«Образовательных линеек для
родителей»
«Клуб – диспут»
«Вечер вопросов и ответов»
«Родительский лекторий»
«Педагогическая гостиная».
Систематически на
протяжении учебного года, с
регулярностью раз в два
месяца.
У родителей появится
возможность
систематизировать
собственные знания,
подготовить приоритетные
вопросы по значимости.
Реализация
внедрения
«массовых»
мероприятий
Организация совместных
творческих вечеров: театральных,
музыкальных, поэтических,
спартакиад.
Раз в квартал. Данные
мероприятия помогут
обеспечить динамику
взаимодействия родителей и
детей, а также регуляции
деятельности педагогами.
Формирование
системы
«традиционного»
Подборка литературы по проблеме
воспитания детей и участия
родителей и педагогов в данном
На протяжении учебного
года, в сопряжении с
массовыми
14
воспитания
процессе.
Рисование тематических плакатов.
государственными
мероприятиями и
праздниками.
Проведение
праздников
совместно с
участием родителей
Участие педагогов и родителей в
организации «Дня матери», «Дня
учителя». «Дна защитника
отечества», «Дня пожилого
человека», «Дня защиты детей» и
т.д.
Систематически на
протяжении учебного года.
Обогащение
семейного досуга и
воспитания
Привлечение родителей к
организации экскурсий для детей,
посещения театров, выставок,
кинотеатров и различных
мероприятий совместно с детьми и
педагогами.
Систематически раз в месяц.
Ожидаемые
результаты
реализации
мероприятий
эффективного
сотрудничества между родителями и педагогами:
-
формирование
навыков
сотрудничества
в
общественно
полезной
деятельности, демонстрация собственного примера, как модели поведения для
детей;
- развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирования интереса к участию в общественной жизни;
- формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве и в
процессе образовательной, общественно полезной деятельности.
- умение родителями самостоятельно определять и дифференцировать
цели обучения, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности
детей.
Заключение
Коммуникация - это по сути «связующее» звено между субъектами, что
предполагает обмен информацией и рассматривается как одна из основных
15
структурных
единиц
в
области
реализации
делового
общения.
В
целом
коммуникация
обеспечивает
поддержание
и
установление
эффективных
коммуникаций в отношении выражения точек зрения по различным вопросам
Современная система образования предусматривает различные варианты
взаимодействия в рамках обучения. При этом коммуникативный аспект, как в
индивидуальном,
так
и
в
групповом
подходе
является
по
сути
своей
приоритетным в области достижения высокого эффекта деятельности.
Несмотря на существование множества
технологий их содержание и
основные задачи сводятся к реализации следующих аспектов:
-
дают
возможность
родителям
учащихся
не
быть
пассивным
наблюдателем процесса обучения,
- родители научатся дифференцировать учебную информацию,
- родители и законные представители станут активными её субъектами,
самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
То есть выступает направлением реализации парадигмы деятельностного
подхода в
образовании,
что
подтверждает
важность
и
необходимость
использования данных технологий в процессе обучения.
Список использованной литературы
16
1.
Асеев, В.У. Мотивация поведения и формирование личности / В.У.
Асеев. - М., 2011. – 241 с.
2.
Вилюнас,
В.К.
Психологические
механизмы
мотивации/
В.К.
Вилюнас - М., 2011. – 310 с.
3. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.:
ПО России, 2012. - 288 c.
4. Пантин В. Семья и семейный ценности в сознании россиян (по данным
социалогических опросов) // Воспитание школьников. – 2015. - № 10. – С. 9-14.
17