Автор: Клевакина Виктория Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№15 "Ракета"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные формы взаимодействия с семьёй – как стать педагогу компетентным в работе с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
воспитателей
методическая
разработка
«
Современные
формы
взаимодействия
с
семьёй
–
как
стать
педагогу
компетентным
в
работе
с
родителями
»
Составила :
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ№15 «Ракета»
Клевакина В.С.
2020г.
Введение
Обновление
системы
дошкольного
образования
обусловили
необходимость
активизации
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение
психологической защищенности, поддержку. В этом непреходящее значение
семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.Об этом же
говорят
и
современные
специалисты,
и
ученые
в
области
семьи
(Т.А.
Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова)
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он
находит
примеры
для
подражания,
здесь
происходит
его
социальное
рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то
должны
решать
эту
проблему
«всем
миром»:
детский
сад,
семья,
общественность.
В
современном
времени
развиваться
и
внедряться
новая
философия
взаимодействия родителей и дошкольный учреждений. В основе ее лежит
идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все
остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их
воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного
воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов,
в
том
числе
в
«Концепции
дошкольного
воспитания»,
«Положение
о
дошкольном
образовательном
учреждении»,
Законе
«Об
образовании»,
в
ФГОС ДО. Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в
нашей
стране
политика
превращения
воспитания
из
семейного
в
общественное.
В
соответствии
с
этим
меняется
и
позиция
дошкольного
учреждения
в
работе
с
семьёй.
Каждое
дошкольное
образовательное
учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по
вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только
воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Особенности
организации
взаимодействия
ДОУ
с
семьями
воспитанников
При
организации
совместной
работы
дошкольного
образовательного
учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать
основные принципы:
открытость
детского
сада
для
семьи
(каждому
родителю
обеспечивается
возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально
помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и
обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
развитие
интере сов
и
потребно стей
ребенка,
учёт
п р и н ц и п а
индивидуализации образования;
распределение
обязанностей
и
ответственности
между
родителями
в
постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в
семье;
выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к
нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
воспитание уважения к детству и родительству;
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической
компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников
через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и
навыков практической работы с детьми;
использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного
творчества,
исходя
из
индивидуально-дифференцированного
подхода
к
семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного
взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
изучение
семей
воспитанников:
учет
различий
в
возрасте
родителей,
их
образовании,
общем
культурном
уровне,
личностных
особенностей
родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных
отношений и др.;
открытость детского сада семье;
профессиональная
компетентность
воспитателя,
ориентация
педагога
на
работу с детьми и родителями.
Работу
с
родителями
следует
строить,
придерживаясь
следующих
этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение
экспресс-опроса
с
целью
изучения
их
потребностей.
Важно
не
только
сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать,
чего он ждет от ДОУ.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных
отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо
заинтересовать
родителей
той
работой,
которую
предполагается
с
ними
проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и
правильного
его
восприятия
посредством
сообщения
им
знаний,
информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются
неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о
некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к
труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На
этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют
здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем
не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в
поведении ребенка.
5. Совместное
с
взрослыми
исследование
и
формирование
личности
ребенка.
На
данном
этапе
планируется
конкретное
содержание
работы,
выбираются формы сотрудничества.
В основе работы с семьёй – педагогика равноправного сотрудничества,
диалога и взаимодействия.
Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, и
каждая же в силу разных обстоятельств и
в разной степени, нуждается в
квалифицированной
педагогической
помощи.
Сделать
родителей
непосредственными участниками педагогического процесса нам позволяют
разнообразные формы взаимодействия.
В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога
своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Повернуть семью лицом к ребёнку,
его
интересам
и
проблемам,
вызвать
расположение
и
симпатии
к
делам
группы,
дошкольного
учреждения,
мне
помогают
следующие,
наиболее
оправдавшие себя в работе, интерактивные формы сотрудничества.
В основе работы – живой, эмоциональный контакт, диалог с каждой
семьёй. Атмосферу психологического комфорта, обеспечивающую вживание
семьи и ребёнка в сферу группы создаёт обстановка приёмной комнаты,
которая
является
гостиной
для
общения
с
родителями.
На
сравнительно
небольшом
пространстве
размещается
ёмкая,
эстетически
оформленная
информация. Комфортность, понимание, что тебя здесь ждут, рады видеть,
расскажут об успехах, помогут решить проблемы – вот основные задачи,
которыми
мы
руководствовались
при
оформлении
приёмной
и
информационных стендов для родителей.
Информационный родительский уголок – традиционная, достаточно
действенная
форма
работы.
Здесь
находится
информация
о
режиме
дня,
меню, какие занятия проводятся, правила для родителей, краткая информация
“узелки на память» и многое другое..
Сориентироваться в делах группы и
привлечь родителей в качестве союзников к достижениям детей помогает
стенд “Наша жизнь” - здесь размещается информация об успехах детей,
новости группы, благодарности родителям, объявления.
Эффективной системой активизации позиции семьи к участию в жизни
ДОУ
является
“Родительская
почта”
-
почта
доверия.
Это
своего
рода
получение “обратной связи”. Анонимные обращения и пожелания родителей
воспитателям и работе ДОУ укрепляют доверительность отношений.
В “строительстве” отношений с семьями воспитанников, их подготовке
к
разговору
со
специалистами:
педагогом-психологом,
логопедом,
музыкальным руководителем помогает проект “Информационный блокнот”.
Он создан для развития позитивного общения при встрече со специалистами.
Запись в “блокноте” - шаг к взаимодействию.
Мостиком к сотрудничеству являются журналы “Диалоги с семьёй”,
которые
издаются
в
ДОУ
под
редакцией
творческой
группы.
Точки
соприкосновения по вопросам семейной педагогики рождают новую форму
контактов
с
родителями.
Педагогические
консультации
готовятся
по
результатам анкетирования и запросам семьи ребёнка. Они представлены в
ширмах, подборкой материалов “Педагогика на каждый час” и журналами
“Диалоги с семьёй”.
Организуемые
в
течение
года
выставки
семейного
творчества
и
индивидуальные выставки родителей подтверждают готовность многих мам
и пап “блеснуть” своими талантами.
Эффективной
системой
взаимоотношений
с
родителями,
активного
включения их в процесс воспитания, на наш взгляд является совместное
художественно-продуктивное
творчество
детей
и
родителей.
В
группе
практикуется
парад
семейного
творчества
в
создании
конкурсных
композиций.
В
традициях
ДОУ
и
группы
привлечение
родителей
к
участию
в
семейных проектах, тематических акциях организованных педагогами ДОУ :
“Моя семья – мое богатство”, “История семьи и ее традиции”, “Мой город ” ,
«9 мая» и другие, что позволяет расширить диапазон детско-родительских
отношений, их сотрудничества с детским садом.
Всё сказанное – это поиск новых интерактивных форм работы, которые
обеспечивают
активное
информационное
поле
взаимодействия
с
семьёй,
помогают
сделать
осмысленной
совместную
жизнь
детей
и
взрослых,
становятся событием, содействием, созвучием.