Напоминание

"Современные формы взаимодействия с семьёй – как стать педагогу компетентным в работе с родителями"


Автор: Клевакина Виктория Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№15 "Ракета"
Населённый пункт: город Калуга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Современные формы взаимодействия с семьёй – как стать педагогу компетентным в работе с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

воспитателей

методическая

разработка

«

Современные

формы

взаимодействия

с

семьёй

как

стать

педагогу

компетентным

в

работе

с

родителями

»

Составила :

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ№15 «Ракета»

Клевакина В.С.

2020г.

Введение

Обновление

системы

дошкольного

образования

обусловили

необходимость

активизации

взаимодействия

дошкольного

учреждения

с

семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение

психологической защищенности, поддержку. В этом непреходящее значение

семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.Об этом же

говорят

и

современные

специалисты,

и

ученые

в

области

семьи

(Т.А.

Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова)

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он

находит

примеры

для

подражания,

здесь

происходит

его

социальное

рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то

должны

решать

эту

проблему

«всем

миром»:

детский

сад,

семья,

общественность.

В

современном

времени

развиваться

и

внедряться

новая

философия

взаимодействия родителей и дошкольный учреждений. В основе ее лежит

идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все

остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их

воспитательную деятельность. Идея взаимосвязи общественного и семейного

воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов,

в

том

числе

в

«Концепции

дошкольного

воспитания»,

«Положение

о

дошкольном

образовательном

учреждении»,

Законе

«Об

образовании»,

в

ФГОС ДО. Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в

нашей

стране

политика

превращения

воспитания

из

семейного

в

общественное.

В

соответствии

с

этим

меняется

и

позиция

дошкольного

учреждения

в

работе

с

семьёй.

Каждое

дошкольное

образовательное

учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по

вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только

воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Особенности

организации

взаимодействия

ДОУ

с

семьями

воспитанников

При

организации

совместной

работы

дошкольного

образовательного

учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать

основные принципы:

открытость

детского

сада

для

семьи

(каждому

родителю

обеспечивается

возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к

развитию личности в семье и детском коллективе;

диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально

помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и

обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

развитие

интере сов

и

потребно стей

ребенка,

учёт

п р и н ц и п а

индивидуализации образования;

распределение

обязанностей

и

ответственности

между

родителями

в

постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в

семье;

выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к

нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

воспитание уважения к детству и родительству;

взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической

компетентности родителей;

оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников

через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и

навыков практической работы с детьми;

использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного

творчества,

исходя

из

индивидуально-дифференцированного

подхода

к

семьям.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного

взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

изучение

семей

воспитанников:

учет

различий

в

возрасте

родителей,

их

образовании,

общем

культурном

уровне,

личностных

особенностей

родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных

отношений и др.;

открытость детского сада семье;

профессиональная

компетентность

воспитателя,

ориентация

педагога

на

работу с детьми и родителями.

Работу

с

родителями

следует

строить,

придерживаясь

следующих

этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение

экспресс-опроса

с

целью

изучения

их

потребностей.

Важно

не

только

сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать,

чего он ждет от ДОУ.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных

отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо

заинтересовать

родителей

той

работой,

которую

предполагается

с

ними

проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и

правильного

его

восприятия

посредством

сообщения

им

знаний,

информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются

неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о

некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к

труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На

этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют

здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем

не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в

поведении ребенка.

5. Совместное

с

взрослыми

исследование

и

формирование

личности

ребенка.

На

данном

этапе

планируется

конкретное

содержание

работы,

выбираются формы сотрудничества.

В основе работы с семьёй – педагогика равноправного сотрудничества,

диалога и взаимодействия.

Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, и

каждая же в силу разных обстоятельств и

в разной степени, нуждается в

квалифицированной

педагогической

помощи.

Сделать

родителей

непосредственными участниками педагогического процесса нам позволяют

разнообразные формы взаимодействия.

В поисках доверительности, теплоты отношений у каждого педагога

своя тайна, свой взгляд и свои подходы. Повернуть семью лицом к ребёнку,

его

интересам

и

проблемам,

вызвать

расположение

и

симпатии

к

делам

группы,

дошкольного

учреждения,

мне

помогают

следующие,

наиболее

оправдавшие себя в работе, интерактивные формы сотрудничества.

В основе работы – живой, эмоциональный контакт, диалог с каждой

семьёй. Атмосферу психологического комфорта, обеспечивающую вживание

семьи и ребёнка в сферу группы создаёт обстановка приёмной комнаты,

которая

является

гостиной

для

общения

с

родителями.

На

сравнительно

небольшом

пространстве

размещается

ёмкая,

эстетически

оформленная

информация. Комфортность, понимание, что тебя здесь ждут, рады видеть,

расскажут об успехах, помогут решить проблемы – вот основные задачи,

которыми

мы

руководствовались

при

оформлении

приёмной

и

информационных стендов для родителей.

Информационный родительский уголок – традиционная, достаточно

действенная

форма

работы.

Здесь

находится

информация

о

режиме

дня,

меню, какие занятия проводятся, правила для родителей, краткая информация

“узелки на память» и многое другое..

Сориентироваться в делах группы и

привлечь родителей в качестве союзников к достижениям детей помогает

стенд “Наша жизнь” - здесь размещается информация об успехах детей,

новости группы, благодарности родителям, объявления.

Эффективной системой активизации позиции семьи к участию в жизни

ДОУ

является

“Родительская

почта”

-

почта

доверия.

Это

своего

рода

получение “обратной связи”. Анонимные обращения и пожелания родителей

воспитателям и работе ДОУ укрепляют доверительность отношений.

В “строительстве” отношений с семьями воспитанников, их подготовке

к

разговору

со

специалистами:

педагогом-психологом,

логопедом,

музыкальным руководителем помогает проект “Информационный блокнот”.

Он создан для развития позитивного общения при встрече со специалистами.

Запись в “блокноте” - шаг к взаимодействию.

Мостиком к сотрудничеству являются журналы “Диалоги с семьёй”,

которые

издаются

в

ДОУ

под

редакцией

творческой

группы.

Точки

соприкосновения по вопросам семейной педагогики рождают новую форму

контактов

с

родителями.

Педагогические

консультации

готовятся

по

результатам анкетирования и запросам семьи ребёнка. Они представлены в

ширмах, подборкой материалов “Педагогика на каждый час” и журналами

“Диалоги с семьёй”.

Организуемые

в

течение

года

выставки

семейного

творчества

и

индивидуальные выставки родителей подтверждают готовность многих мам

и пап “блеснуть” своими талантами.

Эффективной

системой

взаимоотношений

с

родителями,

активного

включения их в процесс воспитания, на наш взгляд является совместное

художественно-продуктивное

творчество

детей

и

родителей.

В

группе

практикуется

парад

семейного

творчества

в

создании

конкурсных

композиций.

В

традициях

ДОУ

и

группы

привлечение

родителей

к

участию

в

семейных проектах, тематических акциях организованных педагогами ДОУ :

“Моя семья – мое богатство”, “История семьи и ее традиции”, “Мой город ” ,

«9 мая» и другие, что позволяет расширить диапазон детско-родительских

отношений, их сотрудничества с детским садом.

Всё сказанное – это поиск новых интерактивных форм работы, которые

обеспечивают

активное

информационное

поле

взаимодействия

с

семьёй,

помогают

сделать

осмысленной

совместную

жизнь

детей

и

взрослых,

становятся событием, содействием, созвучием.



В раздел образования