Автор: Юрьева Людмила Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Агаповская СОШ №1 имени П.А.Скачкова"
Населённый пункт: с. Агаповка
Наименование материала: Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе
Тема: ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО
Раздел: среднее образование
ОПИСАНИЕ
ЖИВОТНОГО
Урок развития речи в 5 классе
Выполнила: учитель русского языка и
литературы МОУ «Агаповская СОШ №1
имени П. А. Скачкова»
Юрьева Людмила Михайловна
Цели урока:
1. Закрепить знания о типах речи
2. Познакомиться с особенностями описания
животных
3. Развивать устную и письменную речь
4. Формировать навык работы с текстом
описания внешности животного
Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
… - это изображение какого-либо явления
действительности, предмета, лица путем
перечисления и раскрытия основных
признаков .
… - это рассказ, сообщение о каком-либо
событии в его временной последовательности.
… - это словесное изложение, разъяснение,
подтверждение какой-либо мысли.
Вы знаете, что помогает косуле
выживать в лесу? У нее
прекрасно развито обоняние,
зрение и слух. Кто же в числе ее
врагов? В первую очередь,
хищные животные, а также…
человек.
Рассуждение
Бывают случаи, когда косули, спасаясь
от преследования волков, забегают в
деревню, ищут защиты у человека. В
тяжелые месяцы зимней бескормицы
они тоже стараются держаться
поближе к жилью, выходят к стогам
сена на опушках леса.
Повествование
Косуля - животное грациозное, буро-
серой окраски зимой и рыжей летом, с
белым пятном сзади - зеркальцем, как
говорят охотники. Голову самца
украшают небольшие изящные рожки.
Описание
Г. Скребицкий «Барсучонок»
Из кошёлки показалась продолговатая мордочка с
чёрным носиком, блестящими глазками и очень
маленькими стоячими ушками. Мордочка у зверька
была презабавная: верхняя и нижняя её части -
серенькие, а посредине от носа к ушам тянулись
широкие чёрные полосы. Похоже было на то, что
зверёк надел чёрную маску.
Оглядевшись по сторонам, малыш не спеша,
вперевалочку выбрался из кошёлки.
Какой же он был занятный! Очень толстенький,
настоящий бутузик.
О. Перовская «Франтик»
Лисёнок ещё раз подозрительно покосился на
Наташу и начал лакать из блюдечка. Язык у
него был длинненький и острый, с каким-то
замысловатым крючком на кончике.
Голова большая, с острым носом и
торчащими вверх ушами. Весёлые, круглые,
как пуговки, глазёнки. Шкурка серовато-
жёлтая, с чуть тёмными подпалинами (тёмные
лапки и кончики ушей); щёки, горло и живот
были белые.
О. Перовская «Ишка»
Ишка была очень молоденькая, чуть, может,
постарше года. И совсем маленькая - с годовалого
телёнка, только подлиннее.
Она была серенькая, как мышь. На хвосте -
пушистая кисточка. От хвоста до самых ушей вдоль
всей спины шла яркая чёрная полоса и
перекрещивалась с другой такой же полосой на
плечах. Коротенькая стоячая гривка и длинные ушки
были тоже тёмные.
А. Дементьев «Приключения Длинноухого»
Он появился на свет всего несколько часов назад,
и теперь сидел под кустом тихо-тихо. Серая шерстка
на нем уже обсохла и распушилась. Большие уши
плотно прижаты к спине. Зайчонок даже вблизи
незаметен. Он похож на замшелый округлый камень,
каких в лесу разбросано немало. Выдают его только
темные пуговки глаз, влажные, поблескивающие. Он
чуть приподнимается на слабых лапках и
поворачивается, подставляя солнцу то один бок, то
другой.
Зайцы ходить не умеют. Так уж у них устроены
ноги: передние короткие, а задние длинные.
Полевой воробей
Городской воробей
Описание животного:
•
размеры
•
окраска
•
шерсть
•
мордочка
(нос, рот, усы)
•
глаза
•
уши
•
спинка
•
живот
•
грудка
•
хвост
•
лапы
•
характер
•
повадки
Домашнее задание:
Написать сочинение-описание о
любимом животном, используя
материал урока.
СПАСИБО ЗА
РАБОТУ!