Автор: Шашкова Надежда Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №53 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Сыктывкара Республики Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сюжетный танец как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Педагог дополнительного образования МАДОУ «Детский сад №53
общеразвивающего вида г.Сыктывкара» Шашкова Надежда Владимировна,
высшая квалификационная категория
Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 30 г. Сыктывкара»
Романова Наталия Владимировна, высшая квалификационная категория
Тема
публикации:
«Сюжетный
танец-средство
развития
творческих
способностей детей дошкольного возраста».
Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень
яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку,
движение, драматизацию. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен,
хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи,
проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную
мимику, характерные жесты, действия. Красота танца - это совершенство
движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация.
Работа над постановкой сюжетного танца начинается с рассказа сюжета
будущей постановки танца детям с восприятия музыкального материала.
Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной
игровой
ситуации,
образным
перевоплощением,
разнохарактерностью
персонажей и их общением между собой.
Для
того,
чтобы
произошло
общение,
своеобразный
диалог
между
партнёрами,
необходимо
их
взаимопонимание,
которое
невозможно
без
знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений,
без
умения
видеть
в
танце
особую
форму
“рассказа”
и
воспринимать
отдельные
выразительные
движения,
как
специфические
средства,
передающие сюжетное развитие танца.
Постановка сюжетных танцев невозможна без творческих задумок, которые
требуют для передачи образа определенных костюмов и атрибутов (морковки,
ведра, скакалки, шляпы, мячи, цветы, ленты и т.д.).
Среди сюжетных танцев, используемых в детском саду могут быть
следующие:
«Маша и медведь», «Назойливый ухажер», «Два жадных медвежонка» и
другие, название которых диктует сюжет танца.
Описание движений танца «Два жадных медвежонка» для детей средней
группы (муз. Полька).
1-4 такты – На середину зала в перевалочку выходит девочка («Медведица») с
бочонком меда и ложкой в руках, кладет бочку на пенек, размешивает мед,
пробует и уходит.
5-8
такты
–
На
четвереньках
выползаю
два
мальчика
(
«Два
жадных
медвежонка»), Подползают к пенечку с бочонком меда, нюхают, поглаживают
животики.
9-12 такты – Поочередно между собой опускают руку в бочку, делают вид,
что облизывают свою руку.
13-16такты – Начинают тихонько толкать друг друга, не поделив мед.
17-20 такты – На середину зала к медвежатам выходит мама Медведица,
грозит
малышам,
Подает
руки,
чтобы
мальчики
встали,
делает
вид,
что
шлепает мальчиков.
21-24 такты – Держась за руки, образуют «воротики» (девочка в середине),
мальчики
поочередно
кружатся
под
рукой
девочки
по
одному
кругу
пружинящим шагом.
25-28 такты - мама поочередно гладит по голове медвежат.
29-32 такты – медвежата обнимаются, все берутся за руки и кланяются.
Танец
Курицы
и
Цыплят
«
Цып
-
цып
,
мои
цыплятки
»
исп
.
Даяна
Вступление:
1. 1-8 сч. – Выходит мама Курица, подзывает к себе цыплят. Цыплята прячутся
за яйцами.
2. 1-8 сч. – Выходят цыплята, встают вокруг мамы Курицы.
3. На 16 сч. – Цыплята идут по кругу, высоко поднимая колени, машут
крыльями. Мама Курица пересчитывает их пальцем.
Первый куплет:
«Цып-цып, мои цыплятки…» - Цыплята останавливаются лицом в круг, машут
крыльями, качают головой вправо-влево. Курица проходит мимо цыплят по
кругу, и гладит их по голове. (Всю комбинацию повторить два раза).
«Здесь в траве…» - мелким, семенящим шагом цыплята бегут по круг, руки
согнуты в локтях, машут кистями рук. Курица хватается за голову и качает ею
(«переживает»), грозит пальцем.
Припев:
«Ой, вы, мои цыплятки» - цыплята два раза машут руками, локти при этом
согнуты, кисти рук лежат на плечах.
«Ой, вы, мои касатки» - виляют «хвостиком»
(комбинацию повторить ещё раз).
«Вы пушистые комочки» - покружиться вокруг себя.
Проигрыш: Цыплята идут по кругу и прячутся за яйцами, высоко поднимая
колени.
Второй куплет:
«Цып-цып, мои цыплятки…» - Цыплята останавливаются лицом, машут
крыльями, качают головой вправо-влево. Курица проходит мимо цыплят и
гладит их по голове. (Всю комбинацию повторить два раза).
«Шалуны и озорницы…» - цыплята прыгают вокруг себя на двух ногах, руки на
поясе.
Припев:
«Ой, вы, мои цыплятки» - цыплята два раза машут руками, локти при этом
согнуты, кисти рук лежат на плечах.
«Ой, вы, мои касатки» - виляют «хвостиком»
(комбинацию повторить ещё раз).
«Вы пушистые комочки» - покружиться вокруг себя.
Проигрыш: Выстраиваются паровозиком
за Курицей и идут за ней.
«Цып-цып, мои цыплятки» - Курица
подзывает к себе цыплят, обнимает их, а
Цыплята обнимают Курицу.