Напоминание

Выполнение декоративной композиции


Автор: Сокур Олеся Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "ЦДЮТ"
Населённый пункт: г. Армянска
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Выполнение декоративной композиции
Раздел: дополнительное образование





Назад




План-конспект занятия

В группе 3 года обучения

Тема: Выполнение декоративной композиции «Русская красавица».

Цель:

Научить выполнять декоративные композиции композиции.

Задачи:

Обучающие -

Научить последовательно выполнять декоративные композиции.

Совершенствовать умение использовать необходимые материалы и инструменты при

выполнении работы.

Развивающие - развивать творческие способности, чувство цвета, фантазию и мелкую

моторику рук посредством выполнения композиции.

Воспитывающие - воспитать у учащихся интерес творчеству, чувство прекрасного ,

волевые качества.

Тип занятия:

по изучению нового материала

Форма проведения:

традиционное учебное занятие

Виды форм организации деятельности:

групповая, индивидуально обособленная

Методы и приемы:

беседа, практическая работа

Материалы и оборудование

: ножницы, булавки, иглы, различная ткань, нитки, картон,

рамки.

Методический и дидактический материал :

иллюстрации, образцы готовых работ,

открытки и рисунки с изображением сюжетов по данной теме.

План занятия:

1.Организационный момент

2.Актуализация опорных знаний.

3. Усвоение новых знаний.

4.Практическая работа:

5.Физкультминутка

6. Повторение и закрепление изученного

7.Подведение итогов

8.Релаксация.

Ход занятия:

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка по журналу количество

присутствующих, проверка готовности обучающихся к занятию).Сообщение темы, цели

занятия, создание положительной мотивации.

2.Актуализация опорных знаний.

На предыдущих занятиях мы уже выполняли декоративные композиции.

Давайте вспомним, из каких материалов и в какой технике мы с вами выполняли

работы? (Для работы мы использовали лоскуты тканей разной фактуры , а работы были

выполнены в технике «аппликация из ткани»).

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов

изобразительной техники, основанной на вырезании по выкройкам, наложении

различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за

фон. Аппликации

бывают предметные, сюжетные, декоративные. Теперь дайте ответ на вопрос, в чем их

отличие?

Изделия, выполненные своими руками, всегда ценились, ценятся и, вероятно, будут

цениться по сравнению с серийными промышленными изделиями, так как ручные

работы - это источник эмоциональной духовности.

Среди многообразия видов декоративно-прикладного творчества (вышивание, плетение,

вязание, роспись и т. п.) особое внимание заслуживает лоскутная техника .

Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов

изобразительной техники, основанной на вырезании по выкройкам, наложении

различных форм и закрепление их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ,

при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт

возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при

изготовлении сувениров к праздникам, оформление стендов, выставок, помещений), но и

в создании картин, панно, орнаментов, для украшения окружающих нас предметов быта,

отделки одежды, сумок, поясов и пр.

Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка,

дерево, птица, дом, машина, человек и. д.); сюжетной, отображающей совокупность

действий, событий ("Весна", "Уборка хлеба", "Салют Победы" и т. Д.); декоративной,

включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Сегодня мы будем выполнять аппликации из ткани.

Что понадобится для работы

1. Материалы.

Ткань.

Для выполнения аппликации понадобятся, казалось бы, уже ненужные лоскуты ткани,

оставшиеся от раскроя, а также вещи, бывшие в носке, но прочные и не обесцвеченные.

Ткани можно разделить на мягкие и жёсткие, прозрачные и непрозрачные, матовые и

блестящие.

Поэтому они имеют свои особенности, которые следует учитывать при выборе ткани для

работы. Декоративное панно - это изделие, которое не предусматривает стирку, глажку и

тем более носку. В таком изделии возможно сочетание различных материалов,

непохожих по структуре, усадке, стойкости окраски. Но в связи с тем, что детали

аппликации соединяются между собой клеем, ткань и другие материалы не должны

пропускать его, во избежание появления пятен на лицевой стороне аппликации. Не

пригодны для работы тонкие шёлковые ткани из химических волокон.

Подбирая ткань для того или иного элемента композиции, необходимо учитывать

закономерности цветовых сочетаний.

1)Цвета тёплой группы и светлые ахроматические тона зрительно выступают, а цвета

холодной группы и тёмные ахроматические тона - отступают (например, красный

кажется ближе синего, а белый - ближе чёрного).

2)Тёмный цвет рядом со светлым представляется темнее, а светлый около тёмного -

светлее. Таким образом, можно акцентировать или приглушать цвета в композиции.

3)Чтобы избежать резких перепадов тонов и подчеркнуть яркость лоскутков с рисунком, в

изделии необходимо чередовать элементы из тканей с цветным рисунком и однотонных.

4)Выбирать ткани для изделия нужно при одинаковом освещении и желательно при том,

при котором изделием чаще будут пользоваться.

5)Интенсивные по цвету элементы рисунка следует пригасить, выбрав при этом ткань

более спокойную по расцветке, либо уравновесить, повторив данный цвет на поле

пейзажа.

Бумага.

Для работы понадобится плотный картон (упаковочные коробки), альбом для рисования

(проработка пейзажных композиций), калька (переснятие готовых рисунков),

копировальная бумага, бумага офисная.

Отделочные материалы.

В качестве дополнительной отделки в лоскутных композициях можно применять ленты,

кружева, тесьму, швейную фурнитуру, бусины, бисер и т. п.

2.Инструменты, приспособления, оборудование

Ножницы.

При работе в технике аппликации используют ножницы для раскроя ткани и для бумаги.

Они должны быть острыми с удлинёнными концами. Вырезать мелкие детали

аппликации удобно маникюрными ножницами.

Ластик.

Ластик (белый мягкий) понадобится при выполнении эскизов для удаления ненужных

линий.

Карандаши.

Набор графитных мягких карандашей и цветных карандашей поможет в работе над

созданием набросков и эскизов пейзажных панно. Для разметки по ткани можно

использовать кусочек сухого мыла или мела.

Измерительные инструменты.

В работе понадобятся линейка металлическая 40 см, угольник прямоугольный, циркуль

(вычерчивание круглого контура основы).

Клей ПВА.

Техника, в которой выполняется панно, предусматривает склеивание бумаги и ткани, а

также других материалов. Для этих целей подойдёт клей ПВА, который надёжно

соединяет детали Кисточка для клея.

Аккуратно нанести клей поможет кисточка из щетины. При приклеивании очень мелких

деталей лучше взять кисточку с тоненьким кончиком.

Последовательность выполнения работы

Составление эскиза

Эскиз - это предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного

произведения.

Несложные композиции выполняют без эскиза. Композиции со сложным сюжетом,

большим количеством деталей делают по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняют в

карандаше и соответствует её размерам.

Для работы в технике аппликации, удобно пользоваться эскизом, выполненным в цвете.

Эскиз можно нарисовать самим, срисовать с картины, фотографии и др., упрощая детали,

скопировать рисунок или же перевести уже готовый (всё зависит от способностей).

Выполняя эскиз для декоративной комползиции необходимо учитывать основные

закономерности композиционного построения эскиза:

1)В эскизе особое внимание уделяют его общей композиции. С помощью композиции

определяется положение фигур и предметов в пространстве (для чего используется

перспектива). При работе под готовый формат важно сохранить пропорциональные

соотношения главных и второстепенных частей композиции.

2)Пространство пейзажа должно быть разделено на планы (передний, средний, дальний)

с учётом воздушной и линейной перспектив.

3)Работу над эскизом начинают с определения линии горизонта, так как в зависимости от

неё происходит размещение предметов и персонажей задуманной композиции . Линия

горизонта определяется с учётом замысла. Линию горизонта рациональнее располагать в

пределах середины картинной плоскости. При низкой линии горизонта важно тщательно

проработать детали переднего плана. В этом случае композиция становится плоскостной,

но приобретает декоративность. При высокой линии горизонта ощущение пространства

передаётся через характер расположения композиционных частей пейзажа (деревья,

кусты, архитектура) с учётом линейной перспективы (всё, что изображено выше,

находится дальше и пр.). Затем выделяют композиционный центр, основное действие,

вокруг которого группируются предметы. Они помогают раскрыть содержание.

4)На панно детской тематики, в сказочных сюжетах и других, которым присуща

условность, элементы аппликации (деревья, облака, солнце, люди, животные,

архитектурные сооружения и т.п.) могут быть стилизованы или приближаться к

реальности в зависимости от общего замысла и сюжета композиции. Изображения

отдельно стоящие деревьев, приближенных к реальности показаны на рисунке 1 Дуб,

обычно, имеет мощный узловатый ствол с изгибающимися сучьями, а листва его

составляет сплошной массив . У сосны сучья располагаются в виде своеобразных этажей .

Ель характеризуется стройностью и пышностью веток , а берёза - свисающими вниз

ветками . Крона пирамидального тополя вытянута по вертикали, его сучья и листья

располагаются на близком расстоянии от ствола . Также могут упрощать в изображении

или быть более реальными и облака. Солнце - обязательный элемент в композициях

детской тематики, изображается различными способами .

5)Не следует усложнять декоративную композицию излишними, а также мелкими

деталями, так как это осложняет точность воспроизведения. В то же время все детали

работы, даже самые мельчайшие, вырезают из ткани.

6)При переводе эскиза на фон обратную сторону эскиза штрихуют белым или цветным

мелом. Не следует переводить эскиз на фон с помощью копировальной бумаги, так как от

неё остаются грязные следы краски.

Составляя композицию важно правильно выбрать цветовое решение.

От интенсивности цвета основного фона зависят цвета изображений. Площадь и цвет

фона (светлый или тёмный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют).

Поиск гармоничных и выразительных сочетаний цветовых пятен - одна из главных задач

работы. Цвет должен создавать настроение, соответствующее содержанию аппликации.

Он может быть реальным, условным или чисто декоративным.

Декоративные композиции могут быть монохромными и полихромными. Одноцветные

композиции отличаются графичностью, многоцветные - красочностью.

При создании дневных и ночных пейзажей следует помнить о законе воздушной

перспективы и движении цвета в воображаемом пространстве картинной плоскости. В

дневных композициях по мере удаления от места наблюдения цвета кажутся более

светлыми, предметы теряют свои очертания, становятся мелкими, как бы тают в

пространстве. В ночных композициях цвет движется от более светлых, ярких расцветок

деталей к более приглушённым, затемнённым. Передний план как бы высвечивается на

тёмном фоне.

Подготовка фона

Фон для работы может быть обтянут тканью или ткань приклеивают на основу.

Подготовка деталей изображения

При выполнении работы из ткани деталь вначале переводится на бумагу (в зеркальном

отображении), затем вырезается с припусками 4 мм и наклеивается чистой стороной на

изнаночную сторону ткани. Вырезать деталь следует строго по контуру острыми

ножницами. В тех местах, где одна деталь накладывается на другую, на нижней детали

оставляют припуск 4 мм.

Клей на бумагу наносят тонким слоем и немного подсушивают (во избежание

проступания клея на лицевую сторону лоскута ткани).

Вырезание деталей изображения

Успех выполнения аппликации во многом зависит от правильности вырезания, без

искажения формы. Линия среза должна быть чёткой, без зазубрин. Для вырезания

деталей следует пользоваться ножницами различной величины, с прямыми и

закруглёнными лезвиями.

Раскладывание деталей изображения на фоне

Заготовленные детали изображения располагаются на фоне так, чтобы получилась

задуманная композиция. Если полученная композиция не нравится, детали располагают

иначе - находят более удачные композиционные решения.

Наклеивание деталей изображения

Клейстером промазывается только наклеиваемая деталь изображения. Удобнее

промазывать от середины к краям. Каждое новое промазывание делается на чистом

листе. Мелкие формы рекомендуется промазывать заточенной спичкой, стараясь не

промазывать клейстером края.

На фон изображения наклеиваются в определённой последовательности: сначала -

наиболее удалённые, а затем - постепенно приближающиеся к переднему плану.

Оформление аппликации в рамку

Готовую работу вставляют в рамку и закрепляют .Чтобы изделие опрятно выглядело и с

тыльной стороны, необходимо эту сторону заклеить тонким картоном. Если панно

настенное, то прикрепляют необходимое количество петель.

4.Практическая работа:

Повторение правил БЖД.

Сначала, нам нужно выполнить эскиз предстоящей работы. Выделить центр композиции,

продумать ,какие ткани и материалы мы должны использовать для более точной

передачи сюжета композиции. Для выполнения работы необходимо изготовить

картонные шаблоны- основу деталей .Подбирается ткань, согласно эскиза. Каждая деталь

выполняется отдельно. Готовые детали соединяются между

собой «потайным »швом

натягиваеся фон. Детали композиции закрепляются на фоне, создавая сюжет.

Заключительным этапом является декорирование работы.

5.Физкультминутка

6. Повторение и закрепление изученного

Над какой композицией работали?

В какой технике?

7.Подведение итогов

Анализ выполненных работ.

Обратить внимание на аккуратно выполненные композиции.

Какая работа , на ваш взгляд, самая интересная?

Чем она вам понравилась?

Как это удалось автору?

А на какой работе наиболее красиво подобраны цвета? Почему выбрали эту работу?

8.Релаксация.



В раздел образования