Напоминание

"Современные технологии обучения и оценивания детей с ОВЗ"


Автор: Харахинова Туяна Романовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии обучения и оценивания детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




"Современные технологии обучения и оценивания детей с ОВЗ"

Инклюзивное

образование

предполагает

обучение

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

любом

учебном

заведении.

Инклюзивное

образование

является

одним

из

основных

направлений

реформы образования во многих странах мира, цель которой – реализация

права на образование без дискриминации.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования,

который подразумевает доступность образования для всех, приспособление к

нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми

потребностями.

Инклюзивное

образование,

воспринимает

ребенка

таким,

каким

он

есть,

подстраивает

под

него

систему

образования.

В

основу

инклюзивного

образования

положена

идеология,

которая

обеспечивает

доступ

к

образованию

для

детей

с

особыми

потребностями,

уменьшает

дискриминацию

таких

детей.

Таким

образом,

инклюзивное

образование

является

наиболее

перспективной

формой

образования

детей

с

особыми

о б р а з о в ат е л ь н ы м и

п о т р е б н о с т я м и .

К л юч е в ы м

м о м е н т о м

в

реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение.

На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для

инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное

образование,

надомное

образование

и

его

разновидность

дистанционное

образование, недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или

включенное образование.

Работа с детьми с ослабленным здоровьем и инвалидами сопряжена с

рядом особенностей. Каждый раз, сталкиваясь с таким ребёнком, учителю

приходится применять самые разнообразные приёмы.

Чтобы начать работу, необходимо понять основные трудности для

учащихся при изучении русского языка и литературы.

Во-первых,

довольно

большое

количество

фактического

материала

(даты, различные литературоведческие факты и т. д.)

Во-вторых, требуется не только запоминание фактического материала,

но и умение применять его в динамике обучения (например, изучение темы

рабства предполагает знание его особенностей в различных областях).

В-третьих, необходимо постоянное сопоставление событий прошлого

и современного, что также требует определенного аналитического мышления.

Знание английского языка даже на элементарном уровне помогает

детям с ОВЗ социализироваться, становиться более самостоятельными, не

испытывать

трудности

в

общении

со

сверстниками.

Таким

образом,

реализуется основная задача инклюзивного образования — социализация

детей с ОВЗ.

При реализации инклюзивного образования на уроках английского

языка рекомендуется:

‒ формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений,

которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление

их в речи;

‒ использовать информационно-коммуникационные технологии, что

позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским

языком; ‒ создавать благоприятный психологический климат;

‒ использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную

программу

с

учетом

особенностей

психофизического

развития

и

возможностей

таких

детей,

иллюстративного

и

аудиоматериала,

интерактивных элементарных заданий на CD;

‒ формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке,

чтобы

ребенок

с

ОВЗ

почувствовал

радость

от

малого,

но

хорошо

выполненного задания. Всё это благоприятно влияет на процесс обучения

таких детей и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.

При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения

ребенок

с

особыми

образовательными

потребностями

учится

вести

элементарный

диалог

побудительного

характера:

отдавать

распоряжения,

предлагать

сделать

что-либо.

Разнообразие

упражнений

и

игр

помогает

ребенку

легче

и

быстрее

запомнить

изучаемый

материал,

а

это

ведет

к

расширению лингвистического кругозора.

Кроме работы с детьми с ОВЗ и одарёнными детьми, инклюзивное

образование

предполагает

работу

с

педагогически

запущенными

и

трудновоспитуемыми детьми. Учителю, работающему с такими учениками,

приходится

уделять

повторению

гораздо

больше

внимания.

Так

же

для

слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в

процессе формирования учебных умений по английскому языку не менее

важным является систематичность и последовательность в отработке каждого

умения,

то

есть,

нельзя

переходить

к

новому,

не

усвоив

предыдущую

операцию.

В

формировании

и

развитии

учебно-познавательных

умении

большую роль играет алгоритмизация отработки умений, то есть, точные

общепринятые

предписания

по

выполнению

в

о п р ед е л е н н о й

последовательности элементарных операций для разрешения любой из задач,

принадлежащих к определенному типу деятельности. Предписание действий

для

детей

с

отклонениями

в

развитии

и

поведении,

дисциплинирует

их

мысль,

приучает

к

последовательному

ходу

рассуждений,

учит

строить

умозаключения, делать правильные выводы. Организация системы работы с

трудновоспитуемыми и неуспевающими детьми на уроках английского языка

строится по следующему алгоритму:

подбор посильных индивидуальных заданий;

разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу

интересов обучающихся;

конкретизация, алгоритмизация учебных заданий с указанием способов

работы, предупреждающих ошибки;

совместное выполнение образцов заданий;

предупреждение

возможных

трудностей

в

учебной

деятельности

и

путях их совместного (с учителем) преодоления.

Инклюзивное

обучение

предоставляет

детям

с

ОВЗ,

педагогически

запущенным

и

трудновоспитуемым

детям

возможность

освоить

хотя

бы

элементарный уровень владения английским языком, что в свою очередь даст

шанс

социализироваться

в

современном

обществе,

снизить

количество

социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры

детей и подростков.



В раздел образования