Автор: Харахинова Туяна Романовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: г. Мирный, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии обучения и оценивания детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование
"Современные технологии обучения и оценивания детей с ОВЗ"
Инклюзивное
образование
предполагает
обучение
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
любом
учебном
заведении.
Инклюзивное
образование
является
одним
из
основных
направлений
реформы образования во многих странах мира, цель которой – реализация
права на образование без дискриминации.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования,
который подразумевает доступность образования для всех, приспособление к
нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми
потребностями.
Инклюзивное
образование,
воспринимает
ребенка
таким,
каким
он
есть,
подстраивает
под
него
систему
образования.
В
основу
инклюзивного
образования
положена
идеология,
которая
обеспечивает
доступ
к
образованию
для
детей
с
особыми
потребностями,
уменьшает
дискриминацию
таких
детей.
Таким
образом,
инклюзивное
образование
является
наиболее
перспективной
формой
образования
детей
с
особыми
о б р а з о в ат е л ь н ы м и
п о т р е б н о с т я м и .
К л юч е в ы м
м о м е н т о м
в
реабилитационных мероприятиях детей – инвалидов является их обучение.
На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для
инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное
образование,
надомное
образование
и
его
разновидность
дистанционное
образование, недавно появился еще один вид образования - инклюзивное или
включенное образование.
Работа с детьми с ослабленным здоровьем и инвалидами сопряжена с
рядом особенностей. Каждый раз, сталкиваясь с таким ребёнком, учителю
приходится применять самые разнообразные приёмы.
Чтобы начать работу, необходимо понять основные трудности для
учащихся при изучении русского языка и литературы.
Во-первых,
довольно
большое
количество
фактического
материала
(даты, различные литературоведческие факты и т. д.)
Во-вторых, требуется не только запоминание фактического материала,
но и умение применять его в динамике обучения (например, изучение темы
рабства предполагает знание его особенностей в различных областях).
В-третьих, необходимо постоянное сопоставление событий прошлого
и современного, что также требует определенного аналитического мышления.
Знание английского языка даже на элементарном уровне помогает
детям с ОВЗ социализироваться, становиться более самостоятельными, не
испытывать
трудности
в
общении
со
сверстниками.
Таким
образом,
реализуется основная задача инклюзивного образования — социализация
детей с ОВЗ.
При реализации инклюзивного образования на уроках английского
языка рекомендуется:
‒ формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений,
которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление
их в речи;
‒ использовать информационно-коммуникационные технологии, что
позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским
языком; ‒ создавать благоприятный психологический климат;
‒ использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную
программу
с
учетом
особенностей
психофизического
развития
и
возможностей
таких
детей,
иллюстративного
и
аудиоматериала,
интерактивных элементарных заданий на CD;
‒ формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке,
чтобы
ребенок
с
ОВЗ
почувствовал
радость
от
малого,
но
хорошо
выполненного задания. Всё это благоприятно влияет на процесс обучения
таких детей и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения
ребенок
с
особыми
образовательными
потребностями
учится
вести
элементарный
диалог
побудительного
характера:
отдавать
распоряжения,
предлагать
сделать
что-либо.
Разнообразие
упражнений
и
игр
помогает
ребенку
легче
и
быстрее
запомнить
изучаемый
материал,
а
это
ведет
к
расширению лингвистического кругозора.
Кроме работы с детьми с ОВЗ и одарёнными детьми, инклюзивное
образование
предполагает
работу
с
педагогически
запущенными
и
трудновоспитуемыми детьми. Учителю, работающему с такими учениками,
приходится
уделять
повторению
гораздо
больше
внимания.
Так
же
для
слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в
процессе формирования учебных умений по английскому языку не менее
важным является систематичность и последовательность в отработке каждого
умения,
то
есть,
нельзя
переходить
к
новому,
не
усвоив
предыдущую
операцию.
В
формировании
и
развитии
учебно-познавательных
умении
большую роль играет алгоритмизация отработки умений, то есть, точные
общепринятые
предписания
по
выполнению
в
о п р ед е л е н н о й
последовательности элементарных операций для разрешения любой из задач,
принадлежащих к определенному типу деятельности. Предписание действий
для
детей
с
отклонениями
в
развитии
и
поведении,
дисциплинирует
их
мысль,
приучает
к
последовательному
ходу
рассуждений,
учит
строить
умозаключения, делать правильные выводы. Организация системы работы с
трудновоспитуемыми и неуспевающими детьми на уроках английского языка
строится по следующему алгоритму:
подбор посильных индивидуальных заданий;
разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу
интересов обучающихся;
конкретизация, алгоритмизация учебных заданий с указанием способов
работы, предупреждающих ошибки;
совместное выполнение образцов заданий;
предупреждение
возможных
трудностей
в
учебной
деятельности
и
путях их совместного (с учителем) преодоления.
Инклюзивное
обучение
предоставляет
детям
с
ОВЗ,
педагогически
запущенным
и
трудновоспитуемым
детям
возможность
освоить
хотя
бы
элементарный уровень владения английским языком, что в свою очередь даст
шанс
социализироваться
в
современном
обществе,
снизить
количество
социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры
детей и подростков.