Напоминание

"Социально-педагогическая деятельность по развитию творчества у детей обучающихся в школе искусств"


Автор: Мартьянова Светлана Геннадьевна
Должность: директор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств №1" МО г-к. Анапа
Населённый пункт: г-к. Анапа Краснодарского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Социально-педагогическая деятельность по развитию творчества у детей обучающихся в школе искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

По

направлению:

«Социальная

педагогика:

психолого-педагогическое

образование».

Тема:

«Социально-педагогическая

деятельность

по

развитию

творчества

у

детей обучающихся в школе искусств».

Работу

подготовил:

Директор

муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного образования «Детская школа искусств №1» МО г-к. Анапа

Мартьянова Светлана Геннадьевна

Дата выполнения « 20 » марта 2020г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ В УРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ………………………………………………………….5

1.1. Понятие и сущность социально-педагогической деятельности…………….5

1.2. Сущность понятий «творчество» и «творческие способности»………….….9

1.3. Социально-педагогическая деятельность и поддержка творческих

способностей в учреждениях дополнительного образования детей……………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………..16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

2

Актуальность

работы

обусловлена

тем,

что

сегодня

как

никогда

проявляется усиленный интерес к творческой личности, ее неповторимости, ее

специфическим

особенностям

и

общим

закономерностям

всех

видов

творчества, а также к истокам творческого процесса. Это обусловлено тем, что

творческая деятельность, позволяющая формировать духовные потребности,

мотивы

деятельности

детей,

воспитывать

эстетические

чувства,

культуру

поведения.

Это

обусловлено

высокой

ролью

творчества

в

познании

мира,

природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности. Многие

исследователи подчеркивали важность творческой деятельности в становлении

личности

ребенка.

Исследователь

творческих

способностей

Б.М.

Теплов

отмечал, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность способствует

общему художественному развитию и вполне отвечает его потребностям и

возможностям [23]. По мнению П.П. Блонского, ребенок по природе своей -

творец всяких, в том числе и эстетических ценностей [5]. В.И. Петрушин видит

важность детского творчества в том, что оно является одним из показателей

роста

творческих

возможностей

человека

и

всегда

связано

с

личностным

ростом [18]. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу,

заставляют ребенка переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто

намного острее жизненных ситуаций.

В

контексте

современной

гуманистической

парадигмы

образования

педагогика стремится активизировать процесс творческого развития личности.

Это

обусловлено

объективными

факторами,

высокой

ролью

творчества

в

познании

мира,

естественной

активностью

ребенка,

который

нуждается

в

творческой деятельности. Поэтому исследование теоретических и практических

аспектов

проблемы

раскрытия

неповторимого

творческого

потенциала

личности

ребенка

находится

в

поле

зрения,

как

ученых,

так

и

педагогов-

практиков.

Различные

аспекты

формирования

творческих

способностей

рассматриваются в научных работах таких авторов, как

Л.П. Айкиной, П.П.

3

Блонского,

М.А.

Галагузовой,

Т.В.

Джагаевой,

Л.В.

Мардахаевой,

Н.Т.

Мацаренко, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова и других.

Объект

работы

развитие

творчества

детей

обучающихся

в

школе

искусств.

Предмет работы – социально-педагогические технологии по развитию

творческих способностей детей.

Цель

работы

-

изучить

социально-педагогическую

деятельность

по

развитию творчества у детей обучающихся в школе искусств.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие и сущность социально-педагогической деятельности;

- выявить сущность понятий «творчество» и «творческие способности»;

- охарактеризовать социально-педагогическую деятельность и поддержку

творческих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;

-

исследовать

социально-педагогическую деятельность по развитию

творчества детей.

-

рассмотреть

педагогические

условия

и

методику

формирования

творческих способностей детей в хореографическом коллективе.

При

написании

работы

были

использованы

такие

методы

научного

исследования,

как изучение

литературных

источников

учебной

литературы,

наблюдения, беседы, опросы, изучение и обобщение опыта работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы

из 25 источников.

4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ В УРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

1.1.Понятие и сущность социально-педагогической деятельности

Большое влияние на научное осмысление проблем социальной помощи

личности оказала функциональная концепция, получившая распространение в

философских

и

социологических

исследованиях.

В

центре

внимания

представителей этого направления (Мертон, Парсонс и др.) находится анализ

организации общества, вопросы саморегулирования и поддержания равновесия

систем. При этом социально-педагогическая деятельность рассматривалась как

часть более широкой социальной системы, имеющая свои задачи, функции,

направленные

на

поддержание

потребности

жизнеобеспечения

клиента

как

биопсихосоциального существа. В исследовании Н.П. Клушиной отмечается,

что в «результате социальных и культурных преобразований сущность человека

и

его

социальная

проблема

стала

рассматриваться

через

призму

новых

трактовок личности и новой системы социальных отношений» [10, с. 96].

Гуманизации

социальной

помощи

человеку

способствовало

развитие

гуманистического направления в философии и психологии. Основными его

принципами

являлось

изучение

человека

в

его

целостности,

уникальности,

непрерывности

развития,

свободы

волеизъявления.

Это

направление

способствовало

обращению

социально-педагогической

деятельности

к

оказанию помощи личности на основе самопознания и ее ценности. Выделение

человека

как

высшей

ценности

общества

определило

задачи

социально-

педагогической деятельности на основе свободы, гуманности, соблюдения прав

личности.

Непосредственно к проблемам социально-педагогической деятельности

обратился в начале XX в. представитель немецкой школы неокантианства П.

5

Наторп,

который

определил

социальную

педагогику

как

науку

[5,

с.

15].

Основной

ее

целью

он

считал

исследование

проблем

интеграции

воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.

В качестве предмета изучения ставилось социальное воспитание человека на

протяжении всей его жизни, соответственно объектом социальной педагогики

являлся человек без учета его возраста. Другую точку зрения высказали Т. Ноль,

Г. Боймер, которые считали основным направлением социальнопедагогической

деятельности

помощь

детям

в

трудной

жизненной

ситуации

их

развития

(сироты,

безнадзорные,

с

социально

негативным

поведением).

Необходимо

отметить,

что

данное

противоречие

находит

отражение

и

в

исследованиях

современных авторов [1].

В настоящее время проблема понимания человека привлекает внимание

многих

исследователей.

Особое

значение

эта

проблема

имеет

для

профессиональной

социально-педагогической

деятельности,

так

как

и

субъектом и объектом ее является человек.

Рассматривая

вопрос

о

содержании

социально-педагогической

деятельности, необходимо подчеркнуть ее интегративность, сочетание в ней

особенностей

социальной

работы

и

педагогической

деятельности.

В

то

же

время социально-педагогическая деятельность имеет собственную специфику,

определяющую ее цели, средства, функции, содержание и заключающуюся в ее

междисциплинарно-интегративной сущности, которая требует от выпускника

вуза умений использовать знания различных областей наук, то есть умений

генерализации знаний.

Деятельность социального педагога предусматривает учет особенностей

социальной

ситуации

развития

личности,

полноценное

использование

культурного,

интеллектуального,

профессионального

потенциа ла

социокультурного

окружения,

интеграцию

целенаправленных

и

средовых

влияний

на

личность

с

целью

эффективного

осуществления

процесса

социализации личности, ее гармоничной интеграции с обществом и миром. С

этой

точки

зрения

профессиональная

деятельность

социального

педагога

6

функционально

близка

к

деятельности

специалиста

по

социальной

работе.

Социальная работа, по мнению В. А. Никитина, является видом социального

проектирования и конструирования, результатом которых является создание

нового

(по

сравнению

с

исходным

этапом

социальной

реальности)

бытия

индивида, группы или коллектива [17]. Основой социальной работы является

социальное

взаимодействие

с

клиентом

с

целью

оказания

ему

помощи

в

социализации

и

ресоциализации.

Источниками

возникновения

и

развития

социальной педагогики и социальной работы являются родовые потребности

общества на всех этапах его развития в сохранении преемственности своего

существования, в постоянном совершенствовании, которое возможно только

при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов

общества.

Вместе

с

тем

существуют

отличия

в

содержании

деятельности

социального

педагога

и

социального

работника.

Например,

исследователи

проблем

социальной

педагогики

М.А.

Галагузова,

Ю.Н.

Галагузова,

Г.Н.

Штинова

отмечают,

что

существенное

отличие

деятельности

социального

педагога заключается в его профессиональной работе с ребенком в процессе его

развития, воспитания, социального становления. Объектом социальной работы

являются люди любого возраста, имеющие те или иные социальные проблемы

или затруднения. Мы согласны с данными авторами в том, что социально-

педагогическая

деятельность

имеет

преимущественную

направленность

на

ребенка, однако она не ограничивается возрастными рамками в объекте своей

направленности. Социальная педагогика как особый вид теории и практики

социализации и ресоциализации человека как индивида и как члена социума

включает не только микроструктурные, но и макроструктурные социальные

общности (семья, коллектив, организация, среда обитания, этнос, эпоха и др.).

Объектом

же

социальной

педагогики

выступает

человек

в

системе

социального воспитания. С самого начала, с середины XIX в., социальная

педагогика занималась образованием взрослых (андрагогика) и пожилых людей

(герогогика), то есть ее объектом выступает человек в системе социального

7

обучения. В то же время, педагогическая работа является одним из направлений

социальной

работы,

а

соотношение

социальной

педагогики

и

социальной

работы рассматривается как отношение частного и целого [11].

Важной

составляющей

профессиональной

деятельности

социального

педагога

является

педагогическая

деятельность

в

совокупности

ее

целей,

содержания, форм, средств технологий и методов работы. В исследовании М.

А.

Галагузовой

и

Ю.

Н.

Галагузовой

представлен

сравнительный

анализ

педагогической и социально-педагогической видов деятельности [14]. Авторы

показывают,

что

через

социально-педагогическую

деятельность

общество

инициирует совершенно новый подход к практике социального воспитания и

помощи

человеку.

Личность,

ее

социальное

здоровье,

нравственное

благополучие

становятся

центром

педагогически

ориентированной

профессиональной деятельности не только учреждений образования, но и иных

учреждений,

организаций,

социальных

институтов.

Авторы

указывают

на

отличие

объекта,

целей,

характера

деятельности

педагога

и

социального

педагога, считая, что социально-педагогическая деятельность носит адресный,

локальный

характер,

определяемый

необходимой

социальной

помощью

ребенку.

Значимым

видом

педагогической

деятельности

является

воспитание,

которое представляет собой часть процесса социализации и рассматривается

как целенаправленная и сознательно контролируемая социализация личности. В

свою очередь, социально-педагогическая деятельность направлена на решение

задач социального воспитания и социально-педагогической защиты. Поэтому

социально-педагогической

деятельности

присущи

т радиционные

педагогические

принципы:

гуманизма

(признание

самоценности

личности),

культуросообразности

(создание

социокультурной

развивающей

среды),

природосообразности (создание оптимальной биологической, психологической

и

экологической

среды

развития

личности),

целостности

(единства

социальнонравственного,

общекультурного

и

профессионального

развития

личности),

непрерывности

(обеспечивает

последовательность

и

8

преемственность в развитии личности). В то же время принципы социального

реагирования,

междисциплинарного

подхода

к

решению

проблем,

максимизации в социально-педагогической деятельности социальных ресурсов

и ряд иных принципов, отличающих социально-педагогическую деятельность

от

традиционной

педагогической,

являются

специфическими

принципами

социальной работы. Это положение подтверждает интегрированный характер

социально-педагогической деятельности [1].

Таким

образом,

основное

назначение

социально-педагогической

деятельности заключается в оказании компетентной социально-педагогической

помощи

населению,

повышении

эффективности

процесса

социализации,

воспитания и развития детей, подростков, юношей.

1.2. Сущность понятий «творчество» и «творческие способности»

Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека,

оно

присуще

человеку

как

сознание,

мышление,

воображение

и т. д.

Его

предпосылкой

является

пластичность

человеческого

мышления,

которая

проявляется

в способности

личности

к многостороннему,

вариативному

видению мира [25].

В

современной

педагогике

выделяют

четыре

основных

направления

изучения творчества: как продукта, как процесса, как черты личности и как

способности.

Исследователи

выделяют

операциональный

уровень

(исследование

творчества

как

процесса

решения

задач,

конструирование

приемов

стимуляции

творческой

деятельности)

и

деятельностный

уровень

заключает

мотивационный

аспект,

творчество

как

специфический

вид

человеческой активности [19].

В

результате

творческой

деятельности

формируются

и

развиваются

творческие

способности. Развитие творческих способностей - прежде всего

формирование

перцептивных

качеств

человека.

Эти

качества

связаны

с

особенностями

его

внимания,

восприимчивости,

впечатлительности.

Для

9

успешной творческой деятельности важное значение имеет умение точно и

быстро

подмечать

характерные

черты

предметов

и

явлений,

видеть

и

запоминать

изменения

в

наблюдаемых

объектах,

находить

в

них

общее

и

различное, улавливать в окружающем мире то, что не замечают другие люди.

Таким

образом,

в

самом

общем

виде

определение

творческих

способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это

индивидуально-психологические

особенности

индивида,

которые

имеют

отношение

к

успешности

выполнения

какой

-

либо

деятельности,

но

не

сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника

[3].

Так

как

элемент

творчества

может

присутствовать

в

любом

виде

человеческой

деятельности,

то

справедливо

говорить

не

только

о

художественных

творческих

способностях,

но

и

о

технических

творческих

способностях,

о

математических

творческих

способностях,

и

т.п.

Следовательно,

творческие

способности

представляют

собой

сплав

многих

качеств.

Проблема

творчества

и

творческих

способностей

изучалась

многими

учеными (Л. Выготский, Ю. Кулюткин, Р. Низамов, А. Петровский, и др.). Их

психолого

-

педагогические

исследования

дают

основание

считать,

что

определяющим качеством творческой личности есть ее творческая активность,

которая

становится

более

целенаправленной,

мощной,

продуктивной,

рассматривается как интегративная характеристика личности.

Необходимо

отметить,

что

в

творческой

деятельности

важную

роль

играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро

усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним), что творческие

решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.

Для творческой личности творческая деятельность является жизненной

потребностью, а творческий стиль поведения - наиболее характерный. Главным

показателем творческой личности, ее наиболее главным признаком считают

наличие

творческих

способностей,

которые

рассматриваются

как

10

индивидуально-психологические

способности

человека,

отвечающие

требованиям

творческой

деятельности

и

являются

условием

ее

успешного

выполнения.

Творческие

способности

связаны

с

созданием

нового,

оригинального продукта, с поиском новых средств деятельности.

Творческая личность - это креативная личность, которая впоследствии

влияния

внешних

факторов

приобрела

необходимых

для

актуализации

творческого

потенциала

человека

дополнительных

мотивов,

личностных

задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в

одном или нескольких видах творческой деятельности.

Отличие творчества от других психологических процессов состоит так же

в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи,

которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача

задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные

теоретические и практические выводы. Свойства вещей и явлений, связи между

ними

отражаются

в

мышлении

в

обобщенной

форме,

в

виде

законов,

сущностей.

Анализ

положений

о

детском

творчестве

Б.М.

Теплова

позволили

сформулировать рабочее определение детского творчества. Учитывая все, что

наработано учеными в области творчества, под творчеством детей дошкольного

и младшего школьного возраста понимают - создание ребенком субъективно

нового (значимого для ребенка, прежде всего) продукта (рисунка, мультфильма,

рассказа,

танца,

песенки,

игры,

придуманных

ребенком),

придумывание

к

известному

новых,

ранее

не

используемых

деталей,

по-новому

характеризующих

создаваемый

образ

рисунке,

мультфильме

и

т.п.),

придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и

т.п.,

применение

усвоенных

ранее

способов

изображения

или

средств

выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем,

придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений [23].

Таким образом, творческие способности – это умение творчески мыслить;

гибкость,

точность,

быстрота,

оригинальность

мышления

(дивергентное

11

мышление);

нестандартность,

неординарность

в

решении

проблем;

возможность

прогнозирования,

предвосхищения;

способность

к

созданию

нового,

идеального;

желание

проводить

исследовательскую

деятельность;

положительная познавательная мотивация, активность, интерес, увлеченность

творческим

делом.

Выделенные

компоненты

наиболее

полно

отражают

особенности творческой личности.

1.3.Социально-педагогическая деятельность и поддержка творческих

способностей в учреждениях дополнительного образования детей

Дополнительное

образование

детей

представляет

собой

уникальную

социально-педагогическую

систему,

деятельность

которой

взаимосвязана

с

различными сферами жизнедеятельности человека. В настоящее время данная

образовательная система существует и развивается в ситуации инновационных

изменений

российского

общества.

По

общепринятому

определению

«дополнительное образование детей»:

-

единый,

целенаправленный

процесс,

объединяющий

воспитание,

обучение и развитие личности;

- неотъемлемой частью системы непрерывного образования, призванная,

обеспечить

ребенку

дополнительные

возможности

для

духовного,

интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и

образовательных потребностей;

- специфическая среда общения, поле деятельности, основополагающее

средство

формирования

гуманистических

установок,

оно

способствует

профориентации,

придает

становлению

человека

новое

каче ство.

Деятельность

учреждения

дополнительного

образования

детей

-

это

«согласованное упорядочение различных видов деятельности (педагогической,

методической,

управленческой,

обслуживающей

и

др.),

осуществляемой

субъектами, входящими в структуру конкретного учреждения» [4, с. 62].

12

Учреждения

дополнительного

образования

имеют

свои

особенности

педагогического

взаимодействия

при

организации

воспитательной

и

образовательной работы с детьми. Вычленение и осознание этих особенностей,

их использование в практической педагогической деятельности позволяет более

эффективно

строить

процесс

воспитания

и

образования

детей

в

этих

учреждениях,

решать

их

социально-педагогические

проблемы

и

более

плодотворно

осуществлять

взаимодействие

с

другими

институтами

социального воспитания.

Своеобразие дополнительного образования заключается в «добровольном,

целенаправленном использовании ребенком свободного времени для полного

развития

своих

потенциальных

возможностей,

в

ва риат ив но с т и

образовательных областей, видов деятельности, обучающих и развивающих

программ.

Основой

дополнительного

образования

является

опора

не

на

отдельные индивидуальные особенности ребенка, а на целостное личностное

развитие» [19, с. 39].

При дифференцированном и индивидуальном подходе в дополнительном

образовании

детей

деятельность

педагога

дополнительного

образования

направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для

воспитания,

развития

и

саморазвития

личности

воспитанника

и

выбора

возможностей свободного и творческого самовыражения.

По мнению Л.Б. Буйловой, педагог дополнительного образования - это

«педагогический

работник,

в

задачи

которого

входит

руководство

разнообразной

творческой

деятельностью

обучающихся

(воспитанников)

в

области

дополнительного

образования,

комплектование

состава

кружков,

учебных групп, секций, клубных объединений и т.п. и организация внеурочной

работы с воспитанниками». Именно, педагоги дополнительного образования, по

ее

мнению,

«призваны

интегрировать

усилия

по

ф и з и ч е с ком у,

интеллектуальному, нравственно - духовному развитию личности» [17, с. 112].

Программы учреждений дополнительного образования, авторами которых

все

чаще

становятся

сами

педагоги,

являются

результатом

творческой

13

интеграции осмысления и анализа серьезной научно-методической литературы

и собственного практического опыта. В основе программ лежит парадигма

взаимодействия, что предполагает возможность определенной их коррекции, с

учетом

индивидуальных

способностей

и

уровня

подготовленности

детей.

Реализация таких программ на практике приводит к тому, что в процессе

педагогического взаимодействия учитывается соответствие конкретного дела и

личных возможностей детей, создаются условия для опережающего развития

более подготовленных и одаренных детей, обеспечивается индивидуальный

темп

передачи

материала

для

детей,

имеющих

трудности

в

его

усвоении.

Важным условием их эффективности становится учет приоритетных видов

деятельности детей в различных возрастных группах и другие психофизические

особенности возраста

Творческая,

доброжелательная

атмосфера,

возникающая

в

различных

детских

сообществах

учреждений

дополнительного

образования

благодаря

особенностям

педагогического

взаимодействия,

дает

реальный

шанс

для

ребенка изменить свой социальный статус среди сверстников. Это может быть

связано

с

тем,

что,

приходя

в

учреждение

дополнительного

образования,

ребенок попадает в новое детское сообщество, которому неизвестен статус

этого ребенка в школьном коллективе

Специфика

педагогического

взаимодействия

в

учреждениях

дополнительного образования способствует компенсации недостатка внимания

и участия, которые испытывает определенная часть детей в школе и семье, она

во

многом

направлена

на

помощь

в

решении

проблем

педагогически

запущенных

и

даже

девиантных

детей,

через

создание

им

условий

для

посильной

и

интересной

работы,

поднимающей

их

статус

в

детском

сообществе.

Особенности педагогического взаимодействия педагога дополнительного

образования

касаются

его

(взаимодействия)

задач,

характера,

средств,

соотношения педагогического руководства и самостоятельности детей, позиции

педагога

в

о

взаимоотношениях

с

подростками

и

в

единстве

с

14

общепедагогическими

закономерностями

представляют

специфические

воспитательные

возможности

такого

взаимодействия.

Решение

творческих

задач

в

сотрудничестве

с

педагогом

изменяет

психологическую

структуру

образовательного

процесса

в

целом,

ибо

создается

система

внутренней

стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения

между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело,

удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.). Система

внутренних

мотивов,

возникающая

при

вышеозначенном

взаимодействии,

переориентирует, в свою очередь, мотивы и процесс решения репродуктивных

задач

(без

которых

не

может

состояться

ни

одна

цель

образовательной

деятельности) за счет создания целостного смыслового поля в пространстве

творческих взаимодействий [4].

Таким

образом,

социально-педагогическая

деятельность

и

поддержка

творческих способностей в учреждениях дополнительного образования детей

ориентирована

на

ребенка

как

субъекта

культурных,

социальных,

производственных

отношений,

способна

удовлетворить

индивидуальные

познавательные

потребности

детей,

предоставить

им

возможности

для

самореализации в познавательной и творческой деятельности.

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Школа

искусств

как

учреждение

дополнительного

образования

детей

является

одним

из

средств

приобщения

детей

и

подростков

к

творчеству.

Содержание дополнительного образования детей в школе искусства отражает:

рекреативно-оздоровительное развитие ребенка; организацию и формирование

нового социального опыта; психолого-педагогическую помощь и поддержку

детям в индивидуальном творческом развитии.

1.

Педагогическая

составляющая

социальной

педагогики

как

отрасли

научного

знания,

являющейся

основой

профессиональной

деятельности

социального

педагога,

носит

многомерный,

интегративный

характер

и

направлена на научно-педагогической сопровождение (обеспечение) процесса

гармонизации и гуманизации социальных отношений во всех сферах и видах

жизнедеятельности

личности

и

общества.

Социально-педагогическая

деятельность,

таким

образом,

является

социальной

по

существу

и

педагогической

по

технологическому,

методическому

ее

обеспечению.

2. Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом

существенных признаков: наличие противоречия, проблемной ситуации или

творческой

задачи;

социальная

и

личная

значимость

и

прогрессивность;

наличие

объективных

(социальных,

материальных)

предпосылок

для

творчества; наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных

качеств - знаний, умений, мотивации, творческих способностей); новизна и

оригинальность процесса и результата. Непременным качеством творческой

личности является высокая степень концентрации внимания на решении какой -

либо

проблемы,

когда

для

человека

смысл

решения

проблемы

заключен

преимущественно в самой проблеме, а не во внешних стимулах: награждении,

поощрении

и т. д.

Творческая

личность

также

обладает

способностью

оригинально

мыслить,

смотреть

на

хорошо

знакомые

вещи

и явления

нетрадиционным взглядом, видеть их с другой, закрытой ото всех стороны, и,

16

как следствие — умение открывать в этих предметах и явлениях что-то новое,

необычное.

3.

Особенности

образовательного

процесса

в

учреждениях

дополнительного

образования

детей

обеспечивает

возможность

развития

воспитанника и педагога дополнительного образования как субъектов права,

деятельности и отношений, так как дополнительное образование не только

существенно

расширяет

знания

о

творческих

возможностях

человека

и

творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в

избранной форме деятельности и тем самым способствует развитию таких

качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно

создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов,

общих духовных ценностей. Развитие творческого потенциала и формирование

познавательного

интереса,

повышение

коммуникативной

компетенции

и

изменение

социального

статуса

ребенка

в

коллективе

сверстников,

формирование

разнообразных

умений

и

навыков

и

расширение

кругозора

ребенка-все это и многое другое, что происходит с воспитанником в системе

дополнительного

образования

прямо

или

косвенно

способствует

его

дальнейшей

социализации

и

решению

других

социально-педагогических

проблем, вплоть до коррекции девиантного поведения подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

17

1.

Абрамовских, Н.В. Сущность и особенности социально-педагогической

деятельности

/

Н.В.

Абрамовских

//

Известия

ро ссийского

педагогического университета им А.И. Герцена. – 2010. - № 9.- С. 9-12.

2.

Айкина, Л.П. Музыкально-творческое развитие младших школьников в

условиях досуговой деятельности / Л.П. Айкина // // Мир науки, культуры,

образования. – 2013. - № 6. - С. 282-285.

3.

Айкина, Л.П. Сущность и специфика творческих способностей младших

школьников / Л.П. Айкина // Мир науки, культуры, образования. - 2011. -

№ 5. – С. 127-130.

4.

Белякова,

Т.С.

Особенности

организации

психолого-педагогического

сопровождения

деятельности

педагога

дополнительного

образования

/

Т.С. Белякова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 3. – С. 62-

66.

5.

Блонский, П.П. Трудовая школа. Т.1. / П.П. Блонский. - М. : Владос, 2010.

– 299 с.

6.

Богута,

В.М.

Методика

формирования

хореографических

творческих

способностей

детей

младшего

школьного

возраста

/

В.М.

Богута

//

Международный журнал экспериментального образования. – 2013. - №

11. – С.

7.

Буйлова,

Л.Н.

Педагог

дополнительного

образования

и

педагог-

организатор

массовой

работы

(методические

рекомендации

по

организации работы) / Л.Н. Буйлова. - М. : Гардарики, 2011. – 216 с.

8.

Галагузова, М.А. Методики и технологии работы социального педагога

пособие

для

студ.

высш.

учеб.

заведений

/

М.А.

Галагузова,

Л.В.

Мардахаева. - М. : Академия, 2012. - 192 с.

9.

Джагаева,

Т.В.

Педагогические

условия

формирования

творческих

способностей детей в хореографическом коллективе / Т.В. Джагаева, Н.А.

Жуйкова // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 1. – С. 139-142.

18

10.Клушина, Н.П. Теоретико-методическое обеспечение профессиональной

подготовки специалистов социальной работы: Дис. ... д-ра пед. наук / Н.П.

Клушина. - Ставрополь, 2002. - 345 с.

11.Кулюткин,

Е.Н.

Справочная

книга

социального

педагога

/

Е.Н.

Кулюткин.- М. : Инфра-М, 2013. – 187 с.

12.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика : учебник / Л.В. Мардахаев. –

М. : Гардаики, 2012. – 269 с.

13.Мацаренко, Н.Т. Реализация компетентностного подхода в деятельности

педагога-хореографа дополнительного образования детей. – 2014. - № 2. –

С.69-72.

14.Методика

и

технологии

работы

социального

педагога

:

учебное

полсобие / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М. : Академия,

2010. – 192 с.

15.Мудрик,

А.В. Введение в социальную педагогику : учеб. пособие для

студентов / А.В. Мудрик. - М. : ВЛАДОС, 2010. – 285 с.

16.Наторп, П. Избранные работы / П. Наторп. - М. : Территория будущего,

2011. - 384 с.

17.Никитин,

В.А. Социальная работа : проблемы теории и подготовки

специалистов

:

учеб.

пособие

/

В.А.

Никитин.

-

М.

:

Московский

психолого-социальный институт, 2012. - 236 с.

18.Петрушин,

В.И.

Музыкальная

психология

/

В.И.

Петрушин.

-

М.

:

Академия, 2011. - 304 с.

19.Погадаев, С.М. Социально-педагогические условия обеспечения развития

творческой личности в условиях досуга / С.М. Погадаев // Мир науки,

культуры, образования. – 2012. - № 3. - С. 37-40.

20.Развитие технологического творчества младших школьников. Книга для

учителя / Под ред. П.Н. Андрианова, Н.А. Галагузовой. – М. : Академия,

2010. – 216 с.

21.Социальная педагогика : курс лекций / под общ. ред. М. А. Галагузовой. -

М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 416 с.

19

22.Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога /

М.В. Шакурова. - М. : Изд. центр «Академия», 2012. - 272 с.

23.Теплов, Б.М. Избранные труды. Сочинения: в 2 т. Т. 1. / Б.М. Теплов. – М.

: Педагогика, 2010. – 386 с.

24.Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога /

П.А. Шептенко, Г.А. Воронина. - М. : Изд. центр «Академия», 2012. 208 с.

25.Щербакова, Т.Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т.Н.

Щербакова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы

IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа : Лето, 2013.- С.

21-25.

20



В раздел образования