"Создание условий для творческого самовыражения учащихся"
Автор: Самсонова Светлана Викторовна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2 Населённый пункт: город Лермонтов, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: "Создание условий для творческого самовыражения учащихся" Раздел: среднее образование
Создание условий для творческого самовыражения учащихся
Практика современной общеобразовательной школы в настоящее время
выдвигает целый ряд острых проблем, касающихся увеличения числа детей,
испытывающих
стойкие
трудности
в
обучении
и
адаптации
к
школе.
За
последние
5
лет
по
данным
Госкомстата
РФ,
число
детей
с
задержкой
психического развития (ЗПР) увеличилось на 20,2 %.
З П Р – э т о
о с о б ы й
т и п
п с и х и ч е с ко го
р а з в и т и я
р е б е н к а ,
характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных
функций
или
психики
в
целом,
формирующийся
под
влиянием
наследственных,
социально-средовых
и
психологических
факторов.
Вследствие
физической
и
психической
ослабленности,
психосоциальной
запущенности
эта
категория
учащихся
характеризуется
дисгармоничным
развитием,
пониженной
обучаемостью
и
работоспособностью
на
фоне
быстрой утомляемости. В системе педагогической помощи детям с задержкой
психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и
развитие целостной личности ребенка, способной направлять свои усилия
под руководством учителя на компенсацию нарушений и реализацию своих
потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
В
р а м к а х
в ы я в л е н н о й
п р о б л е м ы
п е р е д
с о в р е м е н н о й
общеобразовательной
школой
встает
новая
задача
–
организация
коррекционно–развивающей
среды,
т.
е.
особым
образом
организованной
педагогической
деятельности,
направленной
не
только
на
исправление
и
реконструкцию
индивидуальных
качеств
и
поведения
учащихся
данной
категории,
но
и
на
создание
необходимых
условий
для
их
личностного
развития.
Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор
формирования личности. Это относится ко всем детям и подросткам. А по
отношению к детям с проблемами психического развития представляет собой
также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство.
Ориентация на получение какой-либо профессии, знакомство с нею – одна из
важнейших
задач
учителя
технологии.
Труд
способствует
воспитанию
положительной
направленности
личности
школьника,
развитию
критического мышления, укреплению навыков самоконтроля и повышению
самооценки.
Условия
современного
социума
предъявляют
высокие
требования к уровню всестороннего развития личности. Именно поэтому
федеральные государственные стандарты выдвигают как одну из основных
задач
-
развитие
у
обучающихся
универсальных
учебных
действий
и
формирование у них ключевых компетенций. Но как сделать так, чтобы у
ребенка
с
ослабленной
нервной
системой
и
низкой
учебной
мотивацией
формировался
устойчивый
интерес
к
предмету
технологии
и
трудовой
деятельности?
Тема
«Игра
как
средство
коррекции
неблагоприятных
вариантов
психического
развития
и
формирования
учебной
мотивации
у
детей
с
проблемами в обучении» в свете обозначенной проблемы очень актуальна.
Как показывает наш опыт инновационной деятельности, именно игра в театр
создает те необходимые условия, когда ребенок способен успешно усваивать
теоретический
материал,
применять
полученные
знания
на
практике
и
переносить приобретенный опыт в другие сферы жизнедеятельности.
Методы театральной педагогики (ролевую игру или театрализацию)
можно
использовать
практически
в
любой
теме,
например,
в
процессе
пошива
юбки
в
шестом
классе
учитель
предлагает
игру
–
«Дом
мод».
Совместно с педагогом дети обсуждают последовательность изготовления
изделия,
находят
пробелы
в
знаниях,
планируют
этапы
работы.
Такое
планирование формирует у учащихся логическое мышление, воспитывает
культуру труда, развивает самостоятельность. На каждом занятии учащиеся
становятся то модельерами – разрабатывают эскизы к коллекции юбок, то
конструкторами – изготавливают выкройки, то закройщиками и швеями. При
разработке коллекции проводятся дефиле бумажных кукол. В изготовлении
моделей
вместо
ткани
используется
цветная
бумага,
фантики,
различная
упаковка и другой подручный материал. Эту работу девочки с большим
удовольствием выполняют в рамках внеурочной деятельности. В процессе
выполнения
этой
работы
у
девочек
возникает
потребность
во
взаимодействии: обсудить модели коллекции, какой поделочный материал
можно использовать при их изготовлении, как организовать демонстрацию
моделей и т. п. Интересно проходит показ моделей с помощью кукол. Здесь
же обсуждают и оценивают качество выполненных работ, отмечая как их
достоинство, так и недостатки. Девочки очень стараются и гордятся, если
модель выполнена творчески и со вкусом. Затем роль моделей выполняют
сами
ученицы.
В
процессе
представлений
моделей
уходит
скованность
движений,
улучшается
осанка,
совершенствуется
координация
движений,
приобретается навык держать себя более уверенно, независимо. В итоге
учащиеся
овладевают
навыками
шитья,
а
через
роли
модельеров,
конструкторов моделей знакомятся с профессионально важными качествами
этих профессий. Таким образом, с помощью методов театральной педагогики
учитель может создать атмосферу творческой самостоятельной деятельности,
способствующей
развитию
познавательных
процессов,
коммуникативных
навыков, связной речи, умению уверенно представлять результаты своего
труда.
Продолжая традиции ознакомления с историей русского костюма и
декоративно-прикладного творчества, учащиеся изготавливают куклу-оберег,
самостоятельно
придумывая
модели
костюма,
шьют
для
нее
одежду.
Выполненные работы всегда находят свое применение: их можно подарить,
украсить
интерьер
квартиры,
представить
на
выставку
декоративно-
прикладного творчества. Социальная значимость труда, оценка творческих
усилий со стороны родственников, сверстников и педагогов повышает у детей
интерес к предмету, развивает мотивацию к творчеству, которое выходит за
границы учебной деятельности.
Приобщение подрастающего поколения к духовному богатству своего
народа, его культуре, является значимой частью трудового, эстетического и
нравственного
воспитания
детей.
Изучение
национальной
культуры
дает
возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу
жизни, быту, обычаям русского народа, стремление сохранить то ценное, что
живет
в
нашей
памяти.
Уроки
по
этому
направлению
целесообразно
планировать
в
интеграции
с
другими
предметами,
особенно
с
уроками
литературы, когда изучаются темы по народному фольклору. Девочки 7-8
классов уже обладают определенными навыками, перед ними можно ставить
более
сложные
задачи,
которые
успешно
выполняются
через
проектную
деятельность. Интегрированный проект по теме «Славянская мифология»
выполнялся
учащимися
в
рамках
урочной
и
внеурочной
деятельности.
Погружение в область старославянских и языческих обычаев, которые до сих
пор живы, знакомство с их образами, так заинтересовало учащихся, что было
решено
подготовить
театрализованное
действие
в
виде
спектакля
для
учащихся школы, учителей и родителей. В процессе воплощения своего
творческого
замысла
девушками
была
проделана
колоссальная
работа.
С
педагогом
по
литературе
был
разработан
сценарий
спектакля,
на
уроках
технологии сшиты костюмы для персонажей славянской мифологии по тем
эскизам, которые разработали сами девушки, приготовлены декорации, и как
итог
интеллектуальной
деятельности
–
презентация
проекта.
Глубокое
знакомство
со
славянскими
духами
через
образы
и
театральное
представление оставило яркое впечатление, как у участников проекта, так и у
зрителей.
Возможности
использования
методов
театральной
педагогики
на
уроках
технологии
безграничны.
Осваивая
ручные,
машинные
стежки
и
строчки, можно сшить одежду сказочным персонажам для школьного тетра,
например, к спектаклям по мотивам русских народных сказок «Теремок»,
«Репка», «Заюшкина избушка», а потом, в конце урока и самим проиграть
фрагменты спектакля. И, несмотря на то, что игровое действие в процессе
урока всего пять минут, тем не менее, это доставляет детям удовольствие,
развивает речь, сенсомоторику, навыки согласованных действий.
В
новом
Федеральном
государством
образовательном
стандарте
внеурочной
деятельности
школьников
уделяется
особое
внимание,
и
организация занятий по этому направлению является неотъемлемой частью
образовательного
процесса.
Учащиеся
среднего
звена
с
удовольствием
участвуют в общешкольных проектах. На примере общешкольного спектакля
«Заюшкина
избушка»
можно
показать
принцип
организации
совместной
внеурочной
деятельности
разновозрастных
детей.
Героев
спектакля,
декорации и сам спектакль готовили учащиеся младших классов, а среднее
звено – афишу и пригласительные билеты. Урок разработки и изготовления
афиши
легко
вписывается
в
любой
раздел
по
изучению
декоративно
-
прикладных
видов
труда.
В
данном
случае
афиша
была
выполнена
в
лоскутной технике, а пригласительные билеты с помощью компьютерных
технологий.
Кроме
этого,
с
помощью
учителя
биологии
учащиеся
приготовили
в
форме
медиапрезентации
для
своих
младших
друзей
интересный познавательный материал о жизни и повадках тех животных,
которые
фигурируют
в
сказке.
Премьера
спектакля
прошла
при
полном
аншлаге, а потом он был представлен и для родителей учащихся.
Регулярное использование методов театральной педагогики в урочной и
внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в совместную творческую
деятельность, позволяет развивать у обучающихся познавательный интерес,
коммуникативные
способности,
умение
ставить
перед
собой
цель
и
в
логической последовательности доводить начатое дело до конца. Но самое
главное, о чем хотелось бы сказать особо – это прекрасная возможность
организовать внеурочную деятельность, где всем детям интересно, где их
труд значим, где каждый может найти себе дело по душе. Как показывает
практика, с помощью методов театральной педагогики можно органично
интегрировать урочную и внеурочную деятельность учащихся. Причем, и это
очень важно, театр помогает организовать творческую деятельность среди
учащихся
разного
возраста.
Благодаря
этому
виду
деятельности
педагог
имеет возможность привлечь к воспитательному процессу много партнеров и
единомышленников, в том числе и родителей учащихся.