Автор: Доютова Ольга Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДОД "Детская школа искусств №20 г.Астрахани"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: реферат
Тема: "Значение ансамблевой игры, примеры и методы работы в классе фортепианного ансамбля"
Раздел: дополнительное образование
Школа педмастерства
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ
«ЗНАЧЕНИЕ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ
РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАИБЛЯ»
Преподаватель ДОЮТОВА О.В.
Детская школа искусств № 20
г. Астрахани
г. Астрахань
2020
Ансамблевое музицирование занимает важное место в музыкальном
образовании. Оно является одной из интересных форм обучения учащихся
ДШИ.
Играть в ансамбле с педагогом ученик начинает практически с первых
уроков.
Основной
задачей
педагога
является
пробуждение
и
развитие
творческой мысли ученика. В начале обучения это маленькие попевки или
даже отдельные звуки, потому что первый навык, это взятие одного звука.
После одного звука идут два (кукушка, эхо) – эти пьесы ученик играет с
учителем, что создает впечатление законченного музыкального образа.
Совместное исполнение педагога и ученика содействует более
интенсивному развитию звукового воображения учащегося.
Обучение ансамблевой игры уже на первом этапе активизирует
музыкальное развитие ученика, расширяет развитие музыкальных образов,
элементов
музыкальной
речи,
средств
исполнительской
выразительности.
Сначала ребенок вслушивается в звучание нового для него гармонического
фона в партии педагога, например в пьесе «Казачок», «Птичка». Дальше
слушание
ученика
направлено
на
элементы
полифонии,
например
«Кошечка».
Со второго полугодия первого класса можно уже соединять учеников в
ансамбль.
Совместное
музицирование
объединяет
учеников,
творчески
обогащает их, совершенствует пианистическое мастерство. Оно способствует
созданию комфортной среды деятельности. Воспитывает умению слушать не
только себя, но и партнера, ответственно относиться к общей работе.
Некоторые дети, учась в музыкальной школе, по разным причинам не
хотят
выступать
на
публике,
неуверенно
чувствуют
себя
на
сцене
при
сольном исполнении. Игра в ансамбль дает ученика большую уверенность в
своих
силах.
Чувствуя,
что
он
не
один
на
сцене
помогает
преодолеть
сценическое волнение, повышает желание выступать на концерте.
Партии в ансамбле, для учащихся 1-2 класса, должны быть несложными
в изложении, но интересными по звучанию. Это могут быть песенки из
мультфильмов,
переложения
народных
песен,
переложения
популярных
классических произведений.
В таких пьесах ученики легко меняются партиями, они могут
посоревноваться
между
собой,
у
кого
лучше
звучит
мелодия,
кто
тише
аккомпанирует, кто выразительнее играет мелодию, у кого подголоски звучат
выразительнее.
Жанр фортепианного ансамбля имеет два вида: на одном инструменте
или на двух фортепиано. Различия между этими видами очень велики и
касаются их принципиальных стилевых основ.
Два инструмента дают исполнителям гораздо большую свободу,
независимость в исполнении регистров, педалей, фактуры, в то время как
близкое
соседство
на
одном
инструменте
способствует
внутреннему
единству, сопереживанию.
Фортепианные дуэты тяготеют к виртуозности, концертности.
Сочинения для одного фортепиано более камерные.
Этот жанр существовал в давние времена в Европе. Интенсивное
развитие получил во второй половине XVIII века. Он стал очень популярен и
превратился в неотъемлемую часть музыкальной жизни.
Появилось множество музыкальной литературы по фортепианным
ансамблям в 4 руки. В чем причина популярности этого жанра?
Прежде всего в его демократичности, в широком распространении в
домашнем музицировании.
Четырехручные сочинения были рассчитаны на средний уровень
пианистов
и
были
доступны
любителям.
Игра
в
4
руки
развивала
и
у
взрослых, и у детей ансамблевые навыки.
Четырехручная фактура давала возможность к воспроизведению
оркестровых сочинений.
Первые переложения оркестровых сочинений появились на рубеже
XVIII
– XIX веков. Новая функция появилась у дуэтов – музыкально –
просветительская. Скоро вошло в обычай издавать симфонические, оперные
сочинения в переложении для фортепианного ансамбля. Массы любителей
играли переложения и знакомились с сочинениями.
Переложения симфоний Гайдна, Моцарта, Бетховена, опер Вагнера,
Верди, симфонических известными, чем оригиналы. сочинений Чайковского,
Шумана, Брамса. Они порой были единственным источником ознакомления с
произведениями.
Четырехручные переложения становились более популярны, например
Брамс «Венгерские танцы», Бизе «Детские игры».
Среди учащихся и профессионалов сохраняется актуальность
познавательной
функции
дуэта,
связанная
с
игрой
переложений
симфонической, оперной музыки.
Жаль, что полностью вытиснилось домашнее музицирование.
Игра в ансамбль как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит
считать
паузы,
«пустые
такты»,
вступать
вовремя.
Важнее,
что
игра
в
ансамбль
учит
слушать
партнера,
учит
музыкальному
мышлению
–
не
пальцевому, а слуховому. Учит вести диалог с партнером, понимать его,
уметь вовремя подавать реплики и вовремя отступать.
Игра в ансамбль была и остается доступной в школе и дома. Поэтому
современные композиторы создали множество сочинений для ансамбля.
Основы совместного исполнения включают навыки дуэтной игры.
Ансамбль отличается от солиста тем, что и общий план, и детали являются
плодом
раздумий
не
одного,
а
нескольких
исполнителей
и
реализуются
объединёнными усилиями.
Чтобы добиться хорошего результата необходимо:
- взаимопонимание, одинаковое видение цели,
- уметь правильно определить значение каждой партии,
- принять единое решение по выбору характера, темпа, звучания
-
выбрать
единый
пульс,
темп,
точный
ритм,
динамические
оттенки,
кульминацию, интонацию.
К первым шагам относятся особенности посадки, педализации, способы
достижения синхронности при взятии и снятии звука, передача голоса из
одной партии в другую., соблюдение единого пульса.
Сольное исполнение приучает пианиста слушать себя, его внимание
обращено только на себя. В ансамбле надо слушать, что получается вместе.
Очень часто непрерывность исполнения нарушается из- за отсутствия
навыка
переворота
страниц.
Быстро
перевернуть
страницу
одной
рукой
порой
представляет
некоторую
сложность.
Этому
тоже
надо
учиться
и
договариваться с партнером.
У пианистов нет навыка высчитывать длительные паузы как у
оркестрантов.
Их
можно
заполнить
партией
соседа,
тогда
это
не
превращается в ожидание, а заполняется живым музыкальным чувством.
Как порой трудно взять одновременно два звука, этому тоже надо
учиться. Важно не только начало, но и последний аккорд. Огромное значение
имеют паузы. И недооценка пауз — это хроническое заболевание учащихся.
Как порой трудно добиться баланса в звучании. Должна быть
договоренность о приемах звукоизвлечения.
Еще один навык надо отработать – передача «из руки в руку» пассажей,
мелодий, аккомпанемента, мелодии. Пианист должен учиться подхватывать.
Надо определить общий динамический план произведения, найти
кульминацию. Посоветовать играть с запасом, а не на пределе.
Одна из главных задач коллективной игры – это добиться коллективного
ритма, его четкости и устойчивости.
Отсутствие ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к
ускорению.
При
совместных
занятиях
для
исправления
не
только
общих,
но
и
индивидуальных потребностей.
Всегда надо помнить, что ансамблевая игра – это синхронность во всем.
Ансамблевое музицирование несет в себе в субботу мы с сначала
встречаемся и совместно работаем.
Когда учащиеся получат удовлетворение и интерес к совместной работе
– можно сказать, что занятия в классе дали принципиально важный результат.
Литература:
1.
. Е. Сорокина - Фортепианный дуэт.
2.
А.Готлиб – Первые уроки фортепианного ансамбля.
3.
Г. Нейгауз – Об искусстве фортепианной игры.