Автор: Шахова Анастасия Аркадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ №38
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект группового логопедического занятия по теме "Зоопарк", знакомство со звуком и буквой Т
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Конспект группового логопедического занятия
по теме «Зоопарк», знакомство со звуком и буквой Т
Занятие разработано для детей 5-6 лет
старшей группы компенсирующей направленности
с диагнозом ТНР (ОНР, 3 уровень)
Разработала:
Шахова Анастасия Аркадьевна
учитель-логопед
ГБДОУ №38 Санкт-Петербург
Цели:
1.
Развитие общих речевых навыков.
2.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
3.
Развитие неречевых психических функций.
4.
Развитие лексико-грамматического строя речи.
5.
Развитие фонематического восприятия, слоговой структуры слова.
6.
Развитие связной речи.
7.
Обучение грамоте.
Оборудование: изображения животных, раздаточные картинки с изображением животных и
предметов, простые карандаши, мяч, магнитная доска, маркеры, фишки синего, зеленого и
красного цвета.
План занятия:
1.
Организационный момент
2.
Первая часть
3.
Разминка
4.
Вторая часть
5.
Заключение
Ход занятия
Организационный момент
Упражнение №1
Цель: концентрация внимания, закрепление навыка слогового анализа слов.
Игровое задание: «Кто к нам пришел?»
Назови свое имя и прохлопай его по слогам. Скажи, сколько слогов в твоем имени?
(Напр.: Ма-ша, 2 слога)
Основная часть
Сегодня мы с вами побываем в зоопарке и познакомимся с его обитателями.
Демонстрируется слайд/рисунок, на котором изображены обитатели зоопарка.
Упражнение №2
Цель: развитие внимания, активизация и освоение лексики, отработка родительного падежа
существительных.
Игровое задание: «У кого есть?»
Скажи, у кого из обитателей зоопарка есть: грива, когти, копыта, бивни, хобот и т. п.
(Напр.: Грива есть у льва)
Упражнение №3
Цель: отработка навыка формирования сложных прилагательных
Игровое задание: «Скажи одним словом.»
У лани длинные ноги, значит она …. (Напр: лань - длинноногая)
У жирафа длинная шея, значит он.....
У тигра острые зубы значит он.....
У носорога толстая кожа, значит он.....
и т. д.
На магнитрую доску вешаются изображения бегемотика, тигренка, тюленя.
Упражнение №4
Цель: развитие слухового внимания, памяти, связной речи.
Игровое задание: послушайте историю и ответьте на вопросы.
Бегемотик ТОП, тигренок ТЯП , тюлень ПИТ жили в зоопарке.
Однажды зверята захотели отправиться в путешествие в теплые края. Они
открыли дверь, и спустились на лифте на первый этаж. «Потопали на остановку!» - сказал
бегемотик Топ. Тюлень Пит ответил: «Я топать не могу, я умею только плавать или
ползти!». И он пополз за остановку отталкивался хвостом и подтягивался на своих ластах.
Первым подошел троллейбус. «Не подходит!» - Сказал Топ. Он уже отправлялся в теплые
края из знал туда дорогу. Потом подошел трамвай. «№3, то что надо!» - сказал Топ.
Зверята сели в троллейбус. «Ребята, а где ваши билеты?» - строго сказала
контроллер. Топ, Тяп и Пит очень удивились. «А разве животным не бесплатно?» «Билет
для животных в нашем автобусе стоит 10 рублей!» «У нас нет 10 рублей, у нас есть
только нос, шерсть и хвост!» «И ласты!» — добавил Пит. «Нет, хвостами оплатить
проезд нельзя», - сказала контроллер. «Ладно, ребята, проезжайте бесплатно, только
сидите тихо!» Товарищи тихонько уселись на ступеньку. Им надо было выходить на
следующей остановке. Там находился вокзал. Зверята собирались сесть на электричку и
ехать на ней дальше в теплые края.
Вопросы (ответ давайте полным предложением):
Где жили Топ, Тяп, Пит?
Куда они собрались отправиться?
Почему Питу было трудно добраться до остановки?
Какой транспорт подошел сначала?
и т.п.
Ребята, поднимите вашу правую руку!
Упражнение №5.
Цель: развитие мелкой моторики, координации, внимания
Игровое задание: Пальчиковая гимнастика.
В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей ("пройти" указательным и средним пальцем правой руки)
И колючие ежи (растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)
Зайцы трусливые
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)
Птицы красивые (помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть.
Впрочем, всех не перечесть!
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев -
это "крокодилова пасть")
Разминка
Упражнение №6
Цель: развитие воображения, координации, общих речевых навыков.
Игровое задание: пластический этюд с элементами артикуляционной гимнастики.
Артикуляция: Покажите какой хобот у слона, как скалится тигр, какие щеки у бегемота,
как зевает бегемот, как хмурится медведь, как дразнится обезьянка.
Пластический этюд: Покажите, как медленно ходит большой тяжелый слон. Как бесшумно
и плавно шагает тигр. Покажите, как тюлень весело машет ластами, а потом хвостиком.
Движение с голосом: Бегемотик ТОП, тигренок ТЯП , тюлень ПИТ отправились в теплые
края на электричке. Собираемся в вагончики и едем. Электропоезд едет и, когда я поднимаю
руку, мы вдыхаем носом воздух и долго гудим ТУ-ТУУУУ.
Вторая часть
Упражнение №7
Цели: формирование представления о звуке [Т] и его артикуляции.
Задание: Знакомство со звуком [Т].
Какой первый звук в слове Топ? Этот звук гласный или согласный?
Давайте попробуем «намотать» звук [Т] как ниточку на пальцы. Рвется? Значит это какой
звук? Через какую преграду мы произносим звук [Т]? Где при этом находится язычок?
Выставляется схема артикуляции звука.
Анализируется положение органов артикуляции при произнесении звука Т.
Упражнение № 8
Цели: развитие фонематического внимания
Игровое задание: «Хлопни когда..»
Я буду называть разные звуки, а вы хлопните, когда услышите звук [Т].
Молодцы! Т это твердый звук, каким цветом его обозначаем?
А как будет звучать мягкий звук? Каким цветом мы его обозначаем.
Упражнение №9
Цели: развитие фонематического синтеза, дифференциация твердых и мягких звуков
Игровое задание: «Сделай мягким»
Я буду буду кидать мячик и называть слог с твердым звуком. А вы превращаете его в слог с
мягким звуком и бросаете мяч обратно.
ТА-ТЯ
ТУ-ТЮ
и т. д.
У доски.
Кто поможет составить схему слога ТА? Кто поможет составить схему слога ТИ?
Я выложила схему слова (зеленый, красный, синий).
Чье имя здесь спряталось — Топ или Тяп?
Знакомство с буквой Т.
Звук [Т] обозначается буквой Т. Давайте сложим букву Т из пальцев.
Раздаются задания с изображениями бегемотика Топа, тигренка Тяпа и предметов, в
названиях которых есть звук [Т] или [Т'].
Упражнение № 10
Цель: развитие фонематического анализа.
Игровое задание: «Что чье?»
Зверята отправились в дальнюю дорогу в теплые края. Топ решил взять с собой предметы,
в которых есть твердый звук [Т], Тяп предметы, в которых мягкий звук [Т'].
Догадайся, что взял с собой Топ, а что взял с собой Тяп и соедини зверей с нужными им
предметами.
Заключение
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Т это гласный звук или согласный. Через какую преграду мы произносим звук [Т]?
Скажите твердый звук [Т]. Каким цветом мы его обозначаем? Скажите мягкий звук [Т'].
Каким цветом мы обозначаем? Сложите из пальцев букву Т.
Молодцы!