Напоминание

Конспект группового логопедического занятия по теме "Зоопарк", знакомство со звуком и буквой Т


Автор: Шахова Анастасия Аркадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ №38
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект группового логопедического занятия по теме "Зоопарк", знакомство со звуком и буквой Т
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

Конспект группового логопедического занятия

по теме «Зоопарк», знакомство со звуком и буквой Т

Занятие разработано для детей 5-6 лет

старшей группы компенсирующей направленности

с диагнозом ТНР (ОНР, 3 уровень)

Разработала:

Шахова Анастасия Аркадьевна

учитель-логопед

ГБДОУ №38 Санкт-Петербург

Цели:

1.

Развитие общих речевых навыков.

2.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

3.

Развитие неречевых психических функций.

4.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

5.

Развитие фонематического восприятия, слоговой структуры слова.

6.

Развитие связной речи.

7.

Обучение грамоте.

Оборудование: изображения животных, раздаточные картинки с изображением животных и

предметов, простые карандаши, мяч, магнитная доска, маркеры, фишки синего, зеленого и

красного цвета.

План занятия:

1.

Организационный момент

2.

Первая часть

3.

Разминка

4.

Вторая часть

5.

Заключение

Ход занятия

Организационный момент

Упражнение №1

Цель: концентрация внимания, закрепление навыка слогового анализа слов.

Игровое задание: «Кто к нам пришел?»

Назови свое имя и прохлопай его по слогам. Скажи, сколько слогов в твоем имени?

(Напр.: Ма-ша, 2 слога)

Основная часть

Сегодня мы с вами побываем в зоопарке и познакомимся с его обитателями.

Демонстрируется слайд/рисунок, на котором изображены обитатели зоопарка.

Упражнение №2

Цель: развитие внимания, активизация и освоение лексики, отработка родительного падежа

существительных.

Игровое задание: «У кого есть?»

Скажи, у кого из обитателей зоопарка есть: грива, когти, копыта, бивни, хобот и т. п.

(Напр.: Грива есть у льва)

Упражнение №3

Цель: отработка навыка формирования сложных прилагательных

Игровое задание: «Скажи одним словом.»

У лани длинные ноги, значит она …. (Напр: лань - длинноногая)

У жирафа длинная шея, значит он.....

У тигра острые зубы значит он.....

У носорога толстая кожа, значит он.....

и т. д.

На магнитрую доску вешаются изображения бегемотика, тигренка, тюленя.

Упражнение №4

Цель: развитие слухового внимания, памяти, связной речи.

Игровое задание: послушайте историю и ответьте на вопросы.

Бегемотик ТОП, тигренок ТЯП , тюлень ПИТ жили в зоопарке.

Однажды зверята захотели отправиться в путешествие в теплые края. Они

открыли дверь, и спустились на лифте на первый этаж. «Потопали на остановку!» - сказал

бегемотик Топ. Тюлень Пит ответил: «Я топать не могу, я умею только плавать или

ползти!». И он пополз за остановку отталкивался хвостом и подтягивался на своих ластах.

Первым подошел троллейбус. «Не подходит!» - Сказал Топ. Он уже отправлялся в теплые

края из знал туда дорогу. Потом подошел трамвай. «№3, то что надо!» - сказал Топ.

Зверята сели в троллейбус. «Ребята, а где ваши билеты?» - строго сказала

контроллер. Топ, Тяп и Пит очень удивились. «А разве животным не бесплатно?» «Билет

для животных в нашем автобусе стоит 10 рублей!» «У нас нет 10 рублей, у нас есть

только нос, шерсть и хвост!» «И ласты!» — добавил Пит. «Нет, хвостами оплатить

проезд нельзя», - сказала контроллер. «Ладно, ребята, проезжайте бесплатно, только

сидите тихо!» Товарищи тихонько уселись на ступеньку. Им надо было выходить на

следующей остановке. Там находился вокзал. Зверята собирались сесть на электричку и

ехать на ней дальше в теплые края.

Вопросы (ответ давайте полным предложением):

Где жили Топ, Тяп, Пит?

Куда они собрались отправиться?

Почему Питу было трудно добраться до остановки?

Какой транспорт подошел сначала?

и т.п.

Ребята, поднимите вашу правую руку!

Упражнение №5.

Цель: развитие мелкой моторики, координации, внимания

Игровое задание: Пальчиковая гимнастика.

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей ("пройти" указательным и средним пальцем правой руки)

И колючие ежи (растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)

Птицы красивые (помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть.

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев -

это "крокодилова пасть")

Разминка

Упражнение №6

Цель: развитие воображения, координации, общих речевых навыков.

Игровое задание: пластический этюд с элементами артикуляционной гимнастики.

Артикуляция: Покажите какой хобот у слона, как скалится тигр, какие щеки у бегемота,

как зевает бегемот, как хмурится медведь, как дразнится обезьянка.

Пластический этюд: Покажите, как медленно ходит большой тяжелый слон. Как бесшумно

и плавно шагает тигр. Покажите, как тюлень весело машет ластами, а потом хвостиком.

Движение с голосом: Бегемотик ТОП, тигренок ТЯП , тюлень ПИТ отправились в теплые

края на электричке. Собираемся в вагончики и едем. Электропоезд едет и, когда я поднимаю

руку, мы вдыхаем носом воздух и долго гудим ТУ-ТУУУУ.

Вторая часть

Упражнение №7

Цели: формирование представления о звуке [Т] и его артикуляции.

Задание: Знакомство со звуком [Т].

Какой первый звук в слове Топ? Этот звук гласный или согласный?

Давайте попробуем «намотать» звук [Т] как ниточку на пальцы. Рвется? Значит это какой

звук? Через какую преграду мы произносим звук [Т]? Где при этом находится язычок?

Выставляется схема артикуляции звука.

Анализируется положение органов артикуляции при произнесении звука Т.

Упражнение № 8

Цели: развитие фонематического внимания

Игровое задание: «Хлопни когда..»

Я буду называть разные звуки, а вы хлопните, когда услышите звук [Т].

Молодцы! Т это твердый звук, каким цветом его обозначаем?

А как будет звучать мягкий звук? Каким цветом мы его обозначаем.

Упражнение №9

Цели: развитие фонематического синтеза, дифференциация твердых и мягких звуков

Игровое задание: «Сделай мягким»

Я буду буду кидать мячик и называть слог с твердым звуком. А вы превращаете его в слог с

мягким звуком и бросаете мяч обратно.

ТА-ТЯ

ТУ-ТЮ

и т. д.

У доски.

Кто поможет составить схему слога ТА? Кто поможет составить схему слога ТИ?

Я выложила схему слова (зеленый, красный, синий).

Чье имя здесь спряталось — Топ или Тяп?

Знакомство с буквой Т.

Звук [Т] обозначается буквой Т. Давайте сложим букву Т из пальцев.

Раздаются задания с изображениями бегемотика Топа, тигренка Тяпа и предметов, в

названиях которых есть звук [Т] или [Т'].

Упражнение № 10

Цель: развитие фонематического анализа.

Игровое задание: «Что чье?»

Зверята отправились в дальнюю дорогу в теплые края. Топ решил взять с собой предметы,

в которых есть твердый звук [Т], Тяп предметы, в которых мягкий звук [Т'].

Догадайся, что взял с собой Топ, а что взял с собой Тяп и соедини зверей с нужными им

предметами.

Заключение

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Т это гласный звук или согласный. Через какую преграду мы произносим звук [Т]?

Скажите твердый звук [Т]. Каким цветом мы его обозначаем? Скажите мягкий звук [Т'].

Каким цветом мы обозначаем? Сложите из пальцев букву Т.

Молодцы!



В раздел образования