Автор: Скляренко Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №76
Населённый пункт: г.Таганрог Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«Развитие познавательно –
исследовательской деятельности
детей среднего возраста»
МБДОУ д/с №76
Воспитатель первой квалификационной категории Скляренко А.А.
2020 г.
Н. Н. Подъяков
(психолог , академик РАО)
«
Детское
экспериментирование
претендует на роль ведущей
деятельности в период
дошкольного развития
ребёнка».
Актуальность
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с
требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы одним из целевых ориентиров на этапе завершения
дошкольного образования является –
ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе
исследовательской деятельности, направленной на познание
окружающего мира.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность,
тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и
полноценнее он развивается.
Цель исследовательской деятельности:
способствовать развитию у детей
познавательной активности,
любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1.
расширение представлений об окружающем
мире через знакомство с элементарными
знаниями из различных областей наук;
2.
развитие у детей умений пользоваться
приборами-помощниками при проведении игр-
экспериментов;
3.
развитие у детей умственных способностей;
4.
социально-личностное развитие каждого
ребенка.
Организация познавательно-исследовательской
деятельности идет по четырем направлениям:
1.
Живая
природа
–
характерные
особенности
сезонов,
многообразие
живых
организмов,
приспособляемость
к
окружающей
среде,
взаимосвязь
живой
и
неживой
природы.
2.
Неживая природа – почва, песок, глина, воздух, вода;
агрегатные состояния воды; небесные тела.
3.
Физические
явления
–
магнетизм,
звук,
вес,
тепловые
явления, движение, свет, цвет и др.
4.
Рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их
свойства.
Исследовательские методы:
репродуктивные;
продуктивные.
Формы работы:
групповая и подгрупповая;
индивидуальная работа;
самостоятельная деятельность детей.
Вид деятельности
Примеры реализации на занятиях в средней
группе
Поисково-
познавательная
деятельность
Реализуется в форме поиска ответа на поставленный
вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение
наблюдений дошкольниками отличается временной
непродолжительностью, действиями с привычными
предметами и веществами с целью расширения знаний
об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в
познавательных и эвристических беседах на основе
изучения наглядного материала, прослушанного текста
или опыта воспитанников, наблюдений за объектами
живой и неживой природы.
Познавательно-
практическая
деятельность
Осуществляется в форме направления практической
деятельности детей в исследовательское русло.
Проведение опытов и экспериментов в игровой форме,
использование ТРИЗ-технологий для обогащения
детских игр, наблюдений на прогулке.
Формы организации исследовательской
деятельности средних дошкольников:
Занятия НОД, интегрированное занятие с элементами
исследовательской деятельности.
Игра –эксперимент.
Наблюдение с опытной деятельностью на прогулке.
Экскурсии.
Исследовательский проект.
Структура проведения игры-эксперимента
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной
задачи).
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки,
выдвинутых детьми.
3. Проверка гипотез.
4. Подведение итогов, вывод.
5. Фиксация результатов.
6. Вопросы детей.
7. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе
осуществления экспериментирования.
Для положительной мотивации деятельности
дошкольника используются различные стимулы:
Внешние стимулы ( новизна, необычность объекта);
Тайна, сюрприз;
Мотив помощи;
Познавательный мотив (почему так?);
Ситуация выбора.
Основное оборудование и материалы для проведения
экспериментов:
Приборы-помощники: магниты, лупа, весы, микроскоп,
термометр, лампы, бинокль, компасы, песочные часы, безмен,
чашечные весы.
Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и
разного объема: пластиковые бутылки, ковши, воронки, баночки,
стаканчики.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы,
минералы, крупный и мелкий песок ( разный по цвету), птичьи
перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры
деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц(без
игл), ватные диски, марля, пипетки , колбы, пробирки, шпатели,
мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскуты ткани,
пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические
предметы, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет,
деревянные катушки.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька,
наждачная, вощенная и др.
Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные
красители.
Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка»,
пластмассовый клоун- водяная мельница, теневой театр, театр на
магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, формочки, поддоны,
мука, соль и т.д.
Дополнительное оборудование и материалы
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
Детский понятийный журнал.
Фартуки, защитные очки, шапочки.
Карточки и журналы для фиксирования результатов
исследований.
Заключение
Организация детской деятельности в рамках познавательно-
исследовательской направленности является важным
механизмом разностороннего развития личности. В процессе
экспериментирования дошкольники непосредственно
контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется
чувственным опытом, формируются черты исследовательского
типа мышления и анализаторские способности. Изучая
особенности природных явлений и объектов, дети начинают
лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.
Спасибо за внимание!