Автор: Марина Николаевна Гарюткина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1561 корпус№7
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия по окружающему миру
Тема: Волшебное электричество
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого интегрированного занятия
«Волшебное электричество»
Программное содержание:
Дать знания детям о электричестве. Расширять представления о том, где
«живет» электричество и как оно помогает человеку. Познакомить детей с
причиной проявления статического электричества. Закрепить правила
безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. Развивать
мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Материал и оборудование:
- игрушка робот с батарейкой
- кусочки заранее нарезанной бумаги;
-карточки «Правила пользования электроприборами»;
-цветные воздушные шары
- игрушка Кот
-диктофон с записью голоса кота
Методика проведения занятия:
(загадывание загадки)
К дальним селам, городам
Что бежит по проводам?
Светлое величество!
Это (электричество) .
Мы сегодня поговорим об электричестве и о приборах, которые работают с
помощью этого электричества, они как добрые волшебники помогают нам
выполнять разнообразную домашнюю работу. Без них человеку было бы
очень трудно.
Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать, о каком приборе
идет речь и объяснить, для чего он нужен.
Загадки:
1) Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него…. (утюг)
Ребята, для чего нужен утюг? мы любим носить красивую одежду, но вот
беда, она часто мнется, и чтобы привести одежду в порядок ,нам нужен утюг.
2) Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед
Там сама зима живет... (холодильник).
Холодильник нужен для хранения продуктов.
3)Пыль найдёт и вмиг проглотит
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот-нос,
Коврик чистит………. (пылесос)
Ребята, как вы думаете, а почему пылесос так называется? (Потому что он
всасывает пыль). Раньше люди подметали метлой , потом веником, а сейчас
за нас все делает пылесос. Очень удобно.
4)На столе в колпаке
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок-
Развеселый огонек. ..( настольная лампа).
Скажите, ребята, для чего нам нужна электрическая лампа? Верно, для того
чтобы освещать. Много лет назад единственным источником света было
солнце, древние люди, спасаясь от темноты, вечером разводили огонь. Но с
изобретением электричества, появились осветительные приборы, которые
облегчили жизнь людей.
4)Живу на кухне я всегда,
На мне стоит сковорода,
Кастрюля, ковшик, чайник -
Над ними я начальник!
Со мною вся семья сыта,
Ну, догадался? я ...(Плита).
На плите варят, жарят, пекут различные блюда. Раньше люди готовили еду в
печи. Чтобы разжечь печь, нужно принести дрова, разжечь пламя, постоянно
за ним следить, зато электроплите дрова не требуются, стоит только
повернуть ручку, как плита начинает нагреваться.
5) Как картина на стене
Видно в нем все как в окне.
Кинофильмы, передачи,
Фестивали, игры, матчи.
Пультом выключается.
Как он называется? (телевизор).
Телевизор развлекает нас, мы узнаем много интересной информации. Но
надо помнить, хорошего понемножку, долго смотреть его нельзя.
Скажите, если все эти приборы работают с помощью электричества, как
одним словом можно их назвать? (электроприборы). - Для того, чтобы
приборы работали, их включают в розетку.
- А что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины
трудиться (ответы детей) .
Электрический ток. Он бежит по проводам и доставляет электричество к
приборам . Электрический ток чем – то похож на реку, только в реке течет
вода, а по проводам текут маленькие частички, которые называются
электроны.
Посмотрите, какую игрушку я вам принесла. Это робот. Включаю кнопку. Но
почему он не хочет работать? Кто мне скажет? Нет батареек. Давайте вставим
батарейки и посмотрим что получиться. Игрушка заработала. Так вот ребята,
в батарейках тоже есть ток, но он не такой опасный, как в розетках.
(Сюрпризный момент)
Стук в дверь. Входит большой плюшевый кот , весь перебинтованный.
Кто это к нам еще пришел? Ну садись к нам поближе, давай знакомиться.
Кот : «Здравствуйте, ребята! »
Воспитатель: Здравствуй, Котофей. Что с тобой случилось?
Кот: Вы же знаете, что коты любят пошалить. Я раскачивался на люстре,
задел провода и меня чуть не ударило током.
А еще я очень люблю люблю пить чай с помпушками, поставив чайник я
забыл про него, и в нем выкипела вся вода и чуть не начался пожар.
Собираясь к вам в гости я хотел погладить любимую рубашку, но
заигравшись прожег ее . И Вот поэтому я пришел в детский сад, чтобы меня
научили дружить с этим электричеством.
Воспитатель: Ах , ты шалунишка. Разве можно играть с электроприборами?
Ребята, а вы как думаете, можно ли играть с электроприборами.
(ответы детей) нет. Это опасно. Давайте мы с вами пройдем в спальню и
расскажем коту Котофею, как правильно обращаться с электричеством и что
ни в коем случае нельзя делать.
(Дети проходят в спальню и рассматривают плакаты).
1.
Ни в коем случае нельзя дотрагиваться до проводов руками.
2.
Нельзя играть с розетками, вставлять в розетку пальцы и различные
предметы.
3.
нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, может ударить током.
4.
Приборы, в которых кипятят воду (электрочайники), нельзя включать в
сеть пустыми. Их нужно наполнить водой .
5.
Играя на улице нужно избегать мест прохождения высоковольтных
проводов.
6.
И самое главное, уходя все электрические приборы надо выключать из
розеток.
Послушайте поучительное стихотворение :
«Розетки мне не интересны! »
В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле –еле
Прыгнуть в сторону успели.
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал: «В розетке – ток,
Вам розетку эту я трогать не советую,
Утюги и провода не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук вас ударить может вдруг! ».
Воспитатель:- Ребята, чему учит нас это стихотворение (ток опасен,
играть с детьми не любит)
А теперь немного отдохнем и представим себе, что мы маленькие частицы
тока, которые бегут по проводам.
Игра «Ток бежит по проводам».
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Игра «Можно – нельзя».
Если это можно делать , то вы ребята хлопайте в ладоши, а если – нельзя,
присаживайтесь на корточки.
• Засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, (нельзя) .
• Включать настольную лампу. (можно)
• Касаться руками оголенных проводов. (нельзя)
• Включать электрочайник. (можно)
• Включать розетку мокрыми руками. (нельзя)
• Оставлять включенные электроприборы без присмотра. (нельзя)
• Пользоваться неисправными приборами. (нельзя)
• Включать свет в квартире. (можно)
• Вставлять много приборов в одну розетку. (нельзя)
• Включать самостоятельно электроплиту. (нельзя)
Воспитатель: А, знаете, ребята, что есть электричество неопасное, тихое,
волшебное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним
можно очень интересно поиграть.
Давайте сядем за столы и начнем эксперемент.
1 опыт:
У меня в руках воздушный шарик. (вешаю его на полку он падает).
А сейчас я сделаю его волшебным. (натираю о волосы и вешаю).
Смотрите шарик висит. А все потому, что он наэлектризовался. Когда я
потерла его о волосы то появилось доброе статическое электричество. То есть
в волосах у нас тоже живет электричество.
2 Опыт. Дотрагиваюсь шариком до мелко нарезанных бумажек.
-Что вы видите? (бумажки лежат спокойно) .
А вот сейчас мы превратим шарик обыкновенный в волшебный и я вам
покажу, как это сделать.
Потрем шарик о волосы и снова прикладываем к бумажкам той стороной,
которой натирали.
-Вот шарик снова стал волшебным. Посмотрите, как затанцевали бумажки.
Это произошло из – за того, что в наших волосах живет электричество, и мы
его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим,
поэтому притянул бумажки.
Воспитатель: А теперь вы сами попробуйте! Возьмите шарик, потрите его о
волосы и аккуратно подержите над вашими бумажками и увидите, как ваши
бумажки будут танцевать!
Вывод: в волосах живет электричество.
С таким электричеством можно поиграть.
Воспитатель: Ну, что кот Котофей …а ты все понял, какие правила нужно
знать, чтобы электричество было твоим другом.
Кот: мяу, спасибо вам друзья, вы меня многому научили ! К сожалению мне
пора , но я к вам еще приду и мы поиграем с вами в шарики! Чау!
Воспитатель:
До свидание, Котофей! Приходи еще к нам.
Ребята, давайте вспомним, с чем сегодня мы с вами познакомились ?
Дети: ( с электричеством ). Правильно.
Какие правила безопасного обращения с электроприборами вы запомнили?
(нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, нельзя тянуть за провод
руками, нельзя играть с розетками). Молодцы
Также мы узнали, что есть и безопасное электричество, с которым можно
поиграть . Где оно живет? (в волосах, в батарейках).
Ой, какие вы молодцы!
На этом наше путешествие закончилось1