Автор: Шахова Анастасия Аркадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ №38
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Возможности использования дистанционных ИКТ при логопедической работе с детьми
Раздел: дошкольное образование
Возможности использования дистанционных ИКТ
при логопедической работе с детьми
Шахова А.А.
магистр лингвистики,
учитель-логопед ГБ ДОУ № 38 СПБ
Аннотация: Целью данной статьи является изучение возможности
проведения коррекционной логопедической работы посредством ИКТ, включая
дистанционные методы работы. Если ранее дистанционные методы применялись в
основном при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья или
проживающими в отдаленных населенных пунктах, то сейчас, в 2020 году, в период
пандемии короновируса, применение дистанционных методов, в том числе в области
дефектологии и логопедии, приобретает чрезвычайно актуальное звучание. В
рамках данной работы анализируются возможности современных компьютерных
технологии в организации дистанционных занятий по коррекции различного вида
речевых нарушений.
Ключевые слова: логопедия, коррекционная работа, компьютерные
развивающие игры, дистанционные методы.
В последнее десятилетие система дистанционного обучения активно
развивается по программе общеобразовательной школы для детей ограничениями
возможностей здоровья (ОВЗ), или же детей, имеющих иные причины, не
позволяющие обучаться в образовательном учреждении, с применением
современных информационных технологий. Занятия проходят через приложения
(Skype и др.), в индивидуальной форме, используются различные онлайн-доски,
упражнения, созданные в программах по типу LearningApps, специализированные
приложения, разработанные для учителей (Moodle), с целью упрощения процесса
подачи материала, повышения качества обучения. В то же время, дистанционные
технологии внедряются и в смежных областях, например как способы оказания
психологической помощи, нейропсихологической реабилитации пациентов и пр. [5].
При развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
так же все чаще используются разные виды ИКТ. Компьютерные игры применяются
в работе с детьми с целью устранения речевых нарушений, улучшения памяти,
внимания, мышления и иных психических функций [4]. За счёт красочной графики,
привлекательности игрового задания, они повышают мотивацию к процессу работы
ребёнка со специалистом
Т. Г. Кибирева пишет, что «компьютерные задания –дополнительный,
рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают
положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребенка и его наставника,
тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе» [2].
Однако при подборе игр важно учитывать особенности познавательного и
физического развития ребёнка, зону ближайшего развития, специфику его
эмоционально-волевой сферы. Так же необходимо обратить внимание на уровень
сложности материала.
И.Н. Лескина в своей работе «Использование компьютерных игр в
коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми старшего
дошкольного возраста» провела анализ существующих компьютерных развивающих
программ и разделила их в зависимости от направленности, а именно, речевое
развитие:
- Лексика (серия «Поиграйка». «Баба-Яга. Поди туда, не знаю куда...».
«Лунтик. Подготовка к школе». «Артур на работу с родителями». «Незнайкина
грамота». «Маша и медведь. Развивающие задания для малышей -«Баба-Яга учится
читать». Логопедическая программа «Игры для Тигры».)
- Грамматический строй речи («Развитие речи. Учимся говорить правильно».)
- Фонетико-фонематический строй речи («Развитие речи. Учимся говорить
правильно» и логопедическая программа «Игры для Тигры».)
- Грамота («Супердетки. Учимбуквы». «БабаЯга учится читать». «Баба-Яга.
Поди туда, не знаю куда...». «Лёлик готовится к школе». «Лёлик учится читать». «Три
поросёнка против волка. Учим алфавит». «Мой весёлый букварик». «Маша и
медведь. Подготовка к школе». «Лунтик. Подготовка к школе». «Учим буквы и
цифры». Серия «Несерьёзные уроки». «Алик. Скоро в школу»).
- Связная речь («Развитие речи. Учимся говорить правильно». «Развитие
речи. Домовёнок Бу в мире слов».)
- Развитие неречевых психических процессов (внимание: «Шиворот-
навыворот: что здесь не так?» «Супердетки. Тренировка внимания». «Маша и
медведь. Развивающие задания для малышей»; память: «Супердетки. Тренировка
памяти». «Супердетки. Учим стихи и песни». «Развиваем память. Секретная
операция домовёнка Бу». Серия «Поиграйка». «Развитие памяти и внимания».
Серия «Умные игры»; мышление: «Супердетки. Развиваем мышление». «Учимся
мыслить логически». Серия «Несерьёзные уроки». «Учимся анализировать». Серия
«Несерьёзные уроки». «Учимся думать». Серия «Несерьёзные уроки». «Домовёнок
Бу в парке аттракционов». Серия «Поиграйка». «Улица Сезам. Давай учиться!».
«Домик для Чебурашки. Логика»; воображение: «Шиворот-навыворот: что здесь не
так?». «Развитие фантазии и сообразительности». Серия «Умные игры».) [3].
Помимо компьютерных развивающих игр, в рамках коррекционного процесса
возможно и в ряде случаев целесообразно использование способов дистанционной
работы. Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с
помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный
на использовании модульных программ обучения и новейших информационных
технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и
реализующих систему сопровождения учебного процесса [1]. Среда дистанционного
обучения характеризуется тем, что ребенок отдален от педагога в пространстве, в то
же время они имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств
телекоммуникации. Особое место в организации дистанционного обучения занимает
программа «Skype».
Занятия с логопедом по «Skype» дают много вариантов взаимодействия с
ребенком. Эта программа позволяет участникам образовательного процесса видеть
и слышать друг друга в реальном времени. Педагог может отправлять ребенку
файлы
различного
формата:
текстовые
документы,
изображения,
фотографии,
аудиофайлы, видеофайлы. Ребенок может увидеть то, что на экране монитора
логопеда, а так же демонстрировать свой экран. Такая функция «Skype» особенно
удобна для контроля в процессе подготовки к обучению грамоте, в становлении
графо-моторных навыков. Онлайн- занятия с логопедом практически не отличаются
от посещения логопедического кабинета и различные варианты взаимодействия
способны
оказать
положительный
эффект
.
Часть
логопедических
упражнений
отрабатывается с помощью родителей прямо на онлайн-занятии.
Онлайн-логопед по «Skype» решает следующие задачи:
-коррекция
и
профилактика
звукопроизношения,
общего
речевого
недоразвития;
- развивающие занятия для памяти, мышления, внимания;
- коррекционные и профилактические мероприятия при нарушенном письме и
чтении.
Условиями, необходимыми для реализации дистанционной логопедической
работы с детьми, являются:
- Наличие средств ИКТ и у педагога и у ребенка (компьютер или ноутбук,
оснащенный
аудио-колонками
и
веб-камерой,
микрофоном)
с
выходом
в
интернет;
- Компьютерная грамотность участников педагогического процесса (логопеда,
ребенка и его родителей);
- Индивидуальный маршрут коррекционной работы с данным ребенком.
Сама возможность коррекционной работы базируется на таких органах чувств
как зрение, слух и осязание. Особенностью дистанционной логопедической работы
является отсутствие тактильного контакта и невозможность проведения
логопедического массажа, использование механического способа постановки звуков
логопедом. Однако наличие рядом с ребенком близкого взрослого дает возможность
под руководством и с инструкцией специалиста проделать эти манипуляции. Таким
образом важную роль в дистанционной работе является обучение профессионалом
взрослого.
Вторая причина необходимости активного участия в занятиях взрослого
состоит в психологической незрелости ребенка и его неумении читать. У части детей
отмечаются такие проявления, как повышенная утомляемость, трудности
концентрации внимания, истощаемость, неусидчивость, низкая мотивация обучения.
Также у большей части детей отмечаются регуляторные проблемы, трудности
рефлексии, неумение самостоятельно организовать свою деятельность, что
обусловлено возрастными особенностями. В следствии этих причин в значительной
части случаев для организации эффективной работы необходима совместная работа
логопеда и родителя во время дистанционных занятий.
Таким образом работа по Skype организуется по двум основным
направлениям — работа с родителями и работа с ребёнком:
1.) Дистанционное консультирование родителей, которое включает:
- Составление плана коррекционной работы, которого будут придерживаться
родители в процессе занятий с ребёнком, оценка эффективности выполняемых
заданий;
- Предоставление необходимых материалов, пособий;
- Составление рекомендаций относительно распорядка дня, организации
окружающей среды, специфики взаимодействия с ребёнком;
- Инструктирование и обучения родителя различным приемам коррекцинного
воздействия;
- Разъяснение интересующих вопросов.Оценка эффективности выполняемой
работы может быть осуществлена посредством видеосвязи с логопедом в момент
занятия, или же предоставлении ему видеоматериалов.
2.) Проведение дистанционного занятия с ребёнком через приложение
видеосвязи в том числе с использованием компьютерных развивающих программ.
Занятия по Skype проходят в форме диалога. Количество обучающих занятий
зависит от вида и степени тяжести речевого нарушения. Длительность каждого
занятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Как правило,
дистанционная форма работы применима для детей от 4-5 лет и составляет около
30-50 минут. Последние 5 минут занятия тратятся на консультацию по вопросам
проведения самого занятия, дальнейших планов развития приобретенных навыков и
объяснению домашнего задания. На каждом занятии используется наглядный и
дидактический материал, компьютерные развивающие игры на развитие слухового
восприятия и внимания ребенка, мультимедийные презентации. После проведения
каждого занятия логопед высылает домашнее задание на закрепление полученных
навыков работы и отработку пройденного материала.
Дистанционная форма занятий обладает своими преимуществами:
- Заинтересованность детей: дети с большим энтузиазмом выполняют задания
и упражнения, предложенные с использованием ИКТ.
- Доступность, стабильность и непрерывность занятий: в любое удобное
время и в любой части света – при наличии качественного интернета, есть
возможность заниматься с логопедом.
- Согласование подходящего графика и удобное распределение времени.
- Экономия.
Таким образом на основании сопоставления имеющихся сведений, показано,
что компьютерные средства - дистанционные коррекционные занятия, когнитивные
компьютерные игры - могут рассматриваться как эффективные техники работы с
детьми.
С
помощью
дистанционной
формы
обучения
реализуется
система
комплексного коррекционного воздействия на речь и мышление ребенка. При этой
форме
работы
реализуется
непрерывность
и
системность
работы.
Онлайн
консультации
для
родителей
делают
занятия
более
эффективными,
включая
в
коррекционный процесс членов семьи ребенка. Основной недостаток дистанционных
методов
работы
—
отсутствие
возможности
механического
коррекционного
воздействия компенсируется за счет обучения взрослых, помогающим ребенку в
занятиях, различным необходимым для устранения речевых нарушений приемам.
При
дистанционной
работе
логопед
должен
иметь
большой
опыт
в
коррекции
каждого нарушения. Он должен обладать большим количеством приемов, чтобы
работая дистанционно, выбрать и применить действенные из них.
Список литературы:
1.Гартфeльдep, Д. В. Дистанционная психологическая помощь:обзор
современных возможностей и ограничений / Д. В. Гертфельдер // Вестник психиатрии
и психологии Чувашии. –2016. –Т.12 No2 –С. 77-96.
2. Кибирева, Т. Г. Компьютерныетехнологии в логопедической работе с
младшими школьниками / Т. Г. Кибирева // Логопед. –2012. –No 10.–С. 66-70.
3. Лескина, И. Н. Использование компьютерных игр в коррекционно-
развивающей работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста / И.
Н. Лескина // Специальное образование: Материалы XIV международной научно-
практической конференции (25-26 апреля 2018г.). –Санкт-Петербург, Ленинградский
государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018 –С.159-162
4.Одинокова, Н. А. Особенности включения компьютерных развивающих игр
в занятия с дошкольниками с ограниченными возможностями зрения / Н. А.
Одинокова // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и
психологии детства: Материалы IX Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием (23-24 мая 2013г.). –Новосибирск, НГПУ,
2013.
5.Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.
Метод замешающего онтогенеза: Учебное пособие /А.В. Семенович. —10-е изд. —
Москва: Генезис, 2017. —474с.