Напоминание

Возможности использования дистанционных ИКТ при логопедической работе с детьми


Автор: Шахова Анастасия Аркадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ №38
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Возможности использования дистанционных ИКТ при логопедической работе с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Возможности использования дистанционных ИКТ

при логопедической работе с детьми

Шахова А.А.

магистр лингвистики,

учитель-логопед ГБ ДОУ № 38 СПБ

Аннотация: Целью данной статьи является изучение возможности

проведения коррекционной логопедической работы посредством ИКТ, включая

дистанционные методы работы. Если ранее дистанционные методы применялись в

основном при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья или

проживающими в отдаленных населенных пунктах, то сейчас, в 2020 году, в период

пандемии короновируса, применение дистанционных методов, в том числе в области

дефектологии и логопедии, приобретает чрезвычайно актуальное звучание. В

рамках данной работы анализируются возможности современных компьютерных

технологии в организации дистанционных занятий по коррекции различного вида

речевых нарушений.

Ключевые слова: логопедия, коррекционная работа, компьютерные

развивающие игры, дистанционные методы.

В последнее десятилетие система дистанционного обучения активно

развивается по программе общеобразовательной школы для детей ограничениями

возможностей здоровья (ОВЗ), или же детей, имеющих иные причины, не

позволяющие обучаться в образовательном учреждении, с применением

современных информационных технологий. Занятия проходят через приложения

(Skype и др.), в индивидуальной форме, используются различные онлайн-доски,

упражнения, созданные в программах по типу LearningApps, специализированные

приложения, разработанные для учителей (Moodle), с целью упрощения процесса

подачи материала, повышения качества обучения. В то же время, дистанционные

технологии внедряются и в смежных областях, например как способы оказания

психологической помощи, нейропсихологической реабилитации пациентов и пр. [5].

При развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

так же все чаще используются разные виды ИКТ. Компьютерные игры применяются

в работе с детьми с целью устранения речевых нарушений, улучшения памяти,

внимания, мышления и иных психических функций [4]. За счёт красочной графики,

привлекательности игрового задания, они повышают мотивацию к процессу работы

ребёнка со специалистом

Т. Г. Кибирева пишет, что «компьютерные задания –дополнительный,

рациональный и удобный источник информации и наглядности. Они создают

положительный эмоциональный настрой, мотивируют и ребенка и его наставника,

тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе» [2].

Однако при подборе игр важно учитывать особенности познавательного и

физического развития ребёнка, зону ближайшего развития, специфику его

эмоционально-волевой сферы. Так же необходимо обратить внимание на уровень

сложности материала.

И.Н. Лескина в своей работе «Использование компьютерных игр в

коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми старшего

дошкольного возраста» провела анализ существующих компьютерных развивающих

программ и разделила их в зависимости от направленности, а именно, речевое

развитие:

- Лексика (серия «Поиграйка». «Баба-Яга. Поди туда, не знаю куда...».

«Лунтик. Подготовка к школе». «Артур на работу с родителями». «Незнайкина

грамота». «Маша и медведь. Развивающие задания для малышей -«Баба-Яга учится

читать». Логопедическая программа «Игры для Тигры».)

- Грамматический строй речи («Развитие речи. Учимся говорить правильно».)

- Фонетико-фонематический строй речи («Развитие речи. Учимся говорить

правильно» и логопедическая программа «Игры для Тигры».)

- Грамота («Супердетки. Учимбуквы». «БабаЯга учится читать». «Баба-Яга.

Поди туда, не знаю куда...». «Лёлик готовится к школе». «Лёлик учится читать». «Три

поросёнка против волка. Учим алфавит». «Мой весёлый букварик». «Маша и

медведь. Подготовка к школе». «Лунтик. Подготовка к школе». «Учим буквы и

цифры». Серия «Несерьёзные уроки». «Алик. Скоро в школу»).

- Связная речь («Развитие речи. Учимся говорить правильно». «Развитие

речи. Домовёнок Бу в мире слов».)

- Развитие неречевых психических процессов (внимание: «Шиворот-

навыворот: что здесь не так?» «Супердетки. Тренировка внимания». «Маша и

медведь. Развивающие задания для малышей»; память: «Супердетки. Тренировка

памяти». «Супердетки. Учим стихи и песни». «Развиваем память. Секретная

операция домовёнка Бу». Серия «Поиграйка». «Развитие памяти и внимания».

Серия «Умные игры»; мышление: «Супердетки. Развиваем мышление». «Учимся

мыслить логически». Серия «Несерьёзные уроки». «Учимся анализировать». Серия

«Несерьёзные уроки». «Учимся думать». Серия «Несерьёзные уроки». «Домовёнок

Бу в парке аттракционов». Серия «Поиграйка». «Улица Сезам. Давай учиться!».

«Домик для Чебурашки. Логика»; воображение: «Шиворот-навыворот: что здесь не

так?». «Развитие фантазии и сообразительности». Серия «Умные игры».) [3].

Помимо компьютерных развивающих игр, в рамках коррекционного процесса

возможно и в ряде случаев целесообразно использование способов дистанционной

работы. Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с

помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный

на использовании модульных программ обучения и новейших информационных

технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и

реализующих систему сопровождения учебного процесса [1]. Среда дистанционного

обучения характеризуется тем, что ребенок отдален от педагога в пространстве, в то

же время они имеют возможность поддерживать диалог с помощью средств

телекоммуникации. Особое место в организации дистанционного обучения занимает

программа «Skype».

Занятия с логопедом по «Skype» дают много вариантов взаимодействия с

ребенком. Эта программа позволяет участникам образовательного процесса видеть

и слышать друг друга в реальном времени. Педагог может отправлять ребенку

файлы

различного

формата:

текстовые

документы,

изображения,

фотографии,

аудиофайлы, видеофайлы. Ребенок может увидеть то, что на экране монитора

логопеда, а так же демонстрировать свой экран. Такая функция «Skype» особенно

удобна для контроля в процессе подготовки к обучению грамоте, в становлении

графо-моторных навыков. Онлайн- занятия с логопедом практически не отличаются

от посещения логопедического кабинета и различные варианты взаимодействия

способны

оказать

положительный

эффект

.

Часть

логопедических

упражнений

отрабатывается с помощью родителей прямо на онлайн-занятии.

Онлайн-логопед по «Skype» решает следующие задачи:

-коррекция

и

профилактика

звукопроизношения,

общего

речевого

недоразвития;

- развивающие занятия для памяти, мышления, внимания;

- коррекционные и профилактические мероприятия при нарушенном письме и

чтении.

Условиями, необходимыми для реализации дистанционной логопедической

работы с детьми, являются:

- Наличие средств ИКТ и у педагога и у ребенка (компьютер или ноутбук,

оснащенный

аудио-колонками

и

веб-камерой,

микрофоном)

с

выходом

в

интернет;

- Компьютерная грамотность участников педагогического процесса (логопеда,

ребенка и его родителей);

- Индивидуальный маршрут коррекционной работы с данным ребенком.

Сама возможность коррекционной работы базируется на таких органах чувств

как зрение, слух и осязание. Особенностью дистанционной логопедической работы

является отсутствие тактильного контакта и невозможность проведения

логопедического массажа, использование механического способа постановки звуков

логопедом. Однако наличие рядом с ребенком близкого взрослого дает возможность

под руководством и с инструкцией специалиста проделать эти манипуляции. Таким

образом важную роль в дистанционной работе является обучение профессионалом

взрослого.

Вторая причина необходимости активного участия в занятиях взрослого

состоит в психологической незрелости ребенка и его неумении читать. У части детей

отмечаются такие проявления, как повышенная утомляемость, трудности

концентрации внимания, истощаемость, неусидчивость, низкая мотивация обучения.

Также у большей части детей отмечаются регуляторные проблемы, трудности

рефлексии, неумение самостоятельно организовать свою деятельность, что

обусловлено возрастными особенностями. В следствии этих причин в значительной

части случаев для организации эффективной работы необходима совместная работа

логопеда и родителя во время дистанционных занятий.

Таким образом работа по Skype организуется по двум основным

направлениям — работа с родителями и работа с ребёнком:

1.) Дистанционное консультирование родителей, которое включает:

- Составление плана коррекционной работы, которого будут придерживаться

родители в процессе занятий с ребёнком, оценка эффективности выполняемых

заданий;

- Предоставление необходимых материалов, пособий;

- Составление рекомендаций относительно распорядка дня, организации

окружающей среды, специфики взаимодействия с ребёнком;

- Инструктирование и обучения родителя различным приемам коррекцинного

воздействия;

- Разъяснение интересующих вопросов.Оценка эффективности выполняемой

работы может быть осуществлена посредством видеосвязи с логопедом в момент

занятия, или же предоставлении ему видеоматериалов.

2.) Проведение дистанционного занятия с ребёнком через приложение

видеосвязи в том числе с использованием компьютерных развивающих программ.

Занятия по Skype проходят в форме диалога. Количество обучающих занятий

зависит от вида и степени тяжести речевого нарушения. Длительность каждого

занятия зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Как правило,

дистанционная форма работы применима для детей от 4-5 лет и составляет около

30-50 минут. Последние 5 минут занятия тратятся на консультацию по вопросам

проведения самого занятия, дальнейших планов развития приобретенных навыков и

объяснению домашнего задания. На каждом занятии используется наглядный и

дидактический материал, компьютерные развивающие игры на развитие слухового

восприятия и внимания ребенка, мультимедийные презентации. После проведения

каждого занятия логопед высылает домашнее задание на закрепление полученных

навыков работы и отработку пройденного материала.

Дистанционная форма занятий обладает своими преимуществами:

- Заинтересованность детей: дети с большим энтузиазмом выполняют задания

и упражнения, предложенные с использованием ИКТ.

- Доступность, стабильность и непрерывность занятий: в любое удобное

время и в любой части света – при наличии качественного интернета, есть

возможность заниматься с логопедом.

- Согласование подходящего графика и удобное распределение времени.

- Экономия.

Таким образом на основании сопоставления имеющихся сведений, показано,

что компьютерные средства - дистанционные коррекционные занятия, когнитивные

компьютерные игры - могут рассматриваться как эффективные техники работы с

детьми.

С

помощью

дистанционной

формы

обучения

реализуется

система

комплексного коррекционного воздействия на речь и мышление ребенка. При этой

форме

работы

реализуется

непрерывность

и

системность

работы.

Онлайн

консультации

для

родителей

делают

занятия

более

эффективными,

включая

в

коррекционный процесс членов семьи ребенка. Основной недостаток дистанционных

методов

работы

отсутствие

возможности

механического

коррекционного

воздействия компенсируется за счет обучения взрослых, помогающим ребенку в

занятиях, различным необходимым для устранения речевых нарушений приемам.

При

дистанционной

работе

логопед

должен

иметь

большой

опыт

в

коррекции

каждого нарушения. Он должен обладать большим количеством приемов, чтобы

работая дистанционно, выбрать и применить действенные из них.

Список литературы:

1.Гартфeльдep, Д. В. Дистанционная психологическая помощь:обзор

современных возможностей и ограничений / Д. В. Гертфельдер // Вестник психиатрии

и психологии Чувашии. –2016. –Т.12 No2 –С. 77-96.

2. Кибирева, Т. Г. Компьютерныетехнологии в логопедической работе с

младшими школьниками / Т. Г. Кибирева // Логопед. –2012. –No 10.–С. 66-70.

3. Лескина, И. Н. Использование компьютерных игр в коррекционно-

развивающей работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста / И.

Н. Лескина // Специальное образование: Материалы XIV международной научно-

практической конференции (25-26 апреля 2018г.). –Санкт-Петербург, Ленинградский

государственный университет им. А.С. Пушкина, 2018 –С.159-162

4.Одинокова, Н. А. Особенности включения компьютерных развивающих игр

в занятия с дошкольниками с ограниченными возможностями зрения / Н. А.

Одинокова // Современные проблемы общей и коррекционной педагогики и

психологии детства: Материалы IX Всероссийской научно-практической

конференции с международным участием (23-24 мая 2013г.). –Новосибирск, НГПУ,

2013.

5.Семенович, А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.

Метод замешающего онтогенеза: Учебное пособие /А.В. Семенович. —10-е изд. —

Москва: Генезис, 2017. —474с.



В раздел образования