Автор: Парфенова Анна Леонидовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СОГБПОУ "Техникум отраслевых технологий"
Населённый пункт: пос. Авторемзавод
Наименование материала: Рабочая программа учебной дисциплины
Тема: ""Инженерная графика" для специальности ФГОС 20.02.02 защита в чрезвычайных ситуациях"
Раздел: среднее профессиональное
Смоленское областное государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Техникум отраслевых технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Инженерная графика
.
п. Авторемзавод
2019г.
2
РАССМОТРЕНА
Методической комиссией
теоретического обучения
Протокол №____
от «____»________20__г.
Председатель
___________/……………/
Организация-разработчик:
СОГБОУ СПО «Техникум отраслевых технологий»
Составитель: Парфенова А.Л.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
профессионального образования по специальности ФГОС 20.02.02 Защита в
чрезвычайных ситуациях
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Протокол №___
от «___»_______20___г.
Председатель
______________/………….…./
УТВЕРЖДАЮ
Директор СОГБОУ СПО
«Техникум
отраслевых технологий»
от «__»_____________20___г.
_______________/…………/
3
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
13
4.
КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 01 ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ.
1.1. Область применения программы:
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
«Инженерная
графика»
является частью основной профессиональной образовательной программы по
специальности
ФГОС
20.02.02
Защита
в
чрезвычайных
ситуациях
в
соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В
результате
изучения
обязательной
части
профессионального
учебного
цикла
обучающийся
по
общепрофессиональным
дисциплинам
должен уметь:
-
читать
рабочие
и
сборочные
чертежи
и
схемы
по
профилю
специальности;
-
выполнять
эскизы,
технические
рисунки
и
чертежи
деталей,
их
элементов, узлов;
-
выполнять
графические
изображения
схем
проведения
аварийно-
спасательных работ;
- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую
техническую документацию
в
соответствии с
действующей нормативной
базой;
В
результате
изучения
обязательной
части
профессионального
учебного
цикла
обучающийся
по
общепрофессиональным
дисциплинам
должен знать:
- виды нормативно-технической и производственной документации;
- правила чтения конструкторской и технологической документации;
- способы графического представления объектов, пространственных
образов и схем;
-
требования
государственных
стандартов
Единой
системы
конструкторской
документации
и
Единой
системы
технологической
документации;
-
правила
выполнения
чертежей,
технических
рисунков,
эскизов
и
схем;
- технику и принципы нанесения размеров;
- классы точности и их обозначение на чертежах;
- типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;
5
-
средства
и
методы
автоматизации
графических работ,
принципы
работы систем автоматизированного проектирования;
- технологии компьютерной графики
Освоение
дисциплины
направлено
на
обладание
общими
компетенциями (ОК), включающими в себя способность:
ОК
1.
Понимать
сущность
и
социальную
значимость
своей
будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством,
пострадавшими
и
находящимися
в
зонах
чрезвычайных
ситуаций.
ОК
7.
Брать
на
себя
ответственность
за
работу
членов
команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК
9.
Ориентироваться
в
условиях
частой
смены
технологий
в
профессиональной деятельности.
Освоение
дисциплины
направлено
на
освоение
следующих
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Собирать и обрабатывать оперативную информацию о чрезвычайных
ситуациях.
ПК
1.2.
Собирать
информацию
и
оценивать
обстановку
на
месте
чрезвычайной ситуации.
ПК
1.3.
Осуществлять
оперативное
планирование
мероприятий
по
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
ПК
2.1.
Проводить
мониторинг
потенциально
опасных
промышленных
объектов.
ПК 2.2. Проводить мониторинг природных объектов.
ПК 2.3. Прогнозировать чрезвычайные ситуации и их последствия.
ПК
2.4.
Осуществлять
перспективное
планирование
реагирования
на
чрезвычайные ситуации.
ПК 2.5. Разрабатывать и проводить профилактические мероприятия.
ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
6
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 01 ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
150
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100
в том числе:
лабораторные занятия
43
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50
в том числе:
1.
Выполнение домашней работы
2.
Работа с информацией в сети Интернет
Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачет
2.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 «Инженерная графика».
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
1
2
Введение (2)
Содержание учебного материала:
Инженерная графика как наука. Содержание дисциплины и её связь с другими
дисциплинами. Правила разработки и оформления конструкторской документации.
ЕСКД и ЕСТД. Основная надпись на чертеже
Самостоятельная
работа
обучающихся:
Изучение
ГОСТ
3.1001-2011
система технологической документации
Раздел 1. Общие правила оформления чертежей (8)
Тема 1.1.
Основные правила
оформления чертежей
Содержание учебного материала:
Форматы,
масштабы,
линии
чертежа,
шрифты,
основная
надпись.
Сведения
стандартных шрифтах. Заполнение основной надписи
Практическая работа: «Типы линий»;
Написание текста чертежным шрифтом
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой
(систематизация и закрепление знаний по теме)
Изучение по литературе стандартов ЕСКД, конструкторские документы.
Тема 1.2
Общие правила нанесения
размеров.
Содержание учебного материала:
Общие
правила
нанесения
размеров.
ГОСТ
2.307-2011.
Линейные
и
размеры
и
выносные линии,
стрелки,
размерные
числа
и
их
расположение
чертеже, знаки, применяемые при нанесении размеров.
Практическая работа: «Линейные и угловые размеры и выносные линии, стрелки,
размерные числа»
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение ГОСТ 2.307-2011
РАЗДЕЛ 2. Геометрические построения. (8)
Тема 2.1.
Построение углов. Деление
окружности на равные
части.
Содержание учебного материала:
Построение параллельных прямых. Построение взаимно перпендикулярных
прямых. Деление отрезка прямой. Построение углов. Деление окружности на
равные части.
Практическая работа: «Вычерчивание контура детали с применением деления
окружности на равные части и нанесением размеров».
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой
(систематизация и закрепление заданий по теме)
Тема 2.2.
Сопряжения
Содержание учебного материала:
Понятие сопряжения и лекальных кривых. Виды сопряжений. Построение овала,
эллипса.
Практическая работа: Вычерчивание контура детали с построением сопряжений
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить по литературе циркульные и
лекальные кривые.
РАЗДЕЛ 3. Проекционное черчение. (22)
Тема 3.1.
Проецирование
Содержание учебного материала:
Методы и виды проецирования. Образование проекций. Виды проецирования. Типы
проекций
и
их
свойства.
Комплексный
чертеж.
Проецирование
Проецирование отрезка прямой. Проецирующие
плоскости и плоскость общего
положения.
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и
поиск информации в сети Интернет (систематизация и закрепление заданий по
теме)
Тема 3.2.
Аксонометрические
проекции.
Содержание учебного материала:
Аксонометрические проекции. Общие понятия об аксонометрических проекциях.
Виды
аксонометрических
проекций.
Аксонометрические
оси.
Коэффициенты
искажений. Построение плоских фигур в аксонометрии
Практическая работа: «Аксонометрические проекции геометрических тел»
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой и
поиск информации в сети Интернет.
Тема 3.3.
Проекции геометрических
тел.
Содержание учебного материала:
Формы геометрических тел. Проекции геометрических тел. Проекции точки на
поверхности тела.
Практическая работа: «Построение проекций геометрических тел»; «Построение
точек, лежащих на поверхности проекций геометрических тел»
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с дополнительной литературой (систематизация и закрепление заданий по
теме)
Тема 3.4.
Проекции моделей
Содержание учебного материала:
Анализ геометрической формы. Алгоритмы построение третьей проекции модели
по двум заданным. Способы построение комплексного чертежа по наглядному
изображению модели или с натуры.
Практическая работа: Построение третьей проекции по двум заданным.
Самостоятельная работа:
Работа с дополнительной литературой (систематизация и закрепление заданий по
теме). Подготовка к практической работе.
РАЗДЕЛ 4. Машиностроительное черчение (18)
Тема 4.1.
Чертеж как документ
ЕСКД.
Содержание учебного материала:
Машиностроительный
чертеж,
его
назначение.
Особенности,
виды
изделий
ГОСТ
2.101-2013.
Виды
конструкторской
документации
по
ГОСТ
2.102-2013.
Шифры документов.
Практическая работа: «Выполнение чертежа с дополнительными и местными
видами»
Самостоятельная
работа:
Изучение
ГОСТ
2.101-2013.
машиностроительных чертежей.
Тема 4.2.
Изображения – виды,
разрезы, сечения.
Содержание учебного материала:
Изображения – виды, разрезы, сечения. Виды, их классификация, расположение,
обозначение. Разрезы, их назначение, классификация, обозначение. Сечения, их
классификация, обозначение.
Практическое занятие: «Построение комплексного чертежа модели с простыми
разрезами».
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой (систематизация
и
закрепление
заданий
по
теме).
Подготовка
к
практической
работе.
машиностроительных чертежей.
Тема 4.3.
Эскизы деталей и рабочие
чертежи
Содержание учебного материала:
Эскизы деталей и рабочие чертежи. Форма детали и ее элементы. Графическая и
текстовая части конструкторского документа. Применение нормальных размеров.
Конструктивные и технологические базы. Порядок выполнения эскиза детали с
натуры. Порядок составления рабочего чертежа детали по ее эскизу. Класс точности
и их обозначения на чертежах
Практическая работа: «Выполнение эскиза детали».
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой (систематизация
и закрепление заданий по теме). Подготовка к практической работе. Чтение эскизов.
Тема 4.4.
Сборочный чертеж.
Содержание учебного материала:
Сборочный чертеж. Определение сборочного чертежа. Требования к сборочному
чертежу. Чтение сборочного чертежа. Назначение и форма спецификации согласно
ГОСТ 2.108-68
Самостоятельная работа:. Работа с дополнительной литературой (систематизация
и закрепление заданий по теме). Чтение сборочных чертежей.
РАЗДЕЛ 5. Основы архитектурно-строительного черчения. (15)
Тема 5.1.
Конструктивные элементы
зданий.
Содержание учебного материала:
Конструктивные элементы зданий. Общие сведения и условности в архитектурно-
строительных чертежах. Условные графические изображения элементов зданий и
сооружений
Практическое занятие: «Конструктивные элементы зданий».
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой (систематизация
и закрепление заданий по теме). Подготовка к практической работе.
Тема 5.2.
Генеральный план здания.
Содержание учебного материала:
Генеральный
план.
Понятие
генерального
плана,
его
разработка,
чтение
выполнение.
Практическое занятие: «Вычерчивание чертежа генерального плана»
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой (систематизация
и
закрепление
заданий
по
теме).
Подготовка
к
практической
работе.
архитектурно-строительных чертежей.
Тема 5.3.
Чертежи фасадов зданий.
Содержание учебного материала:
Фасады зданий. Чертежи фасадов зданий, их чтение и выполнение
Практическое занятие: «Вычерчивание фасада здания».
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой (систематизация
и
закрепление
заданий
по
теме).
Подготовка
к
практической
работе.
архитектурно-строительных чертежей.
Тема 5.4.
Чертежи разрезов зданий.
Содержание учебного материала:
Разрезы зданий. Чертежи планов этажей зданий. Чертежи вертикальных разрезов
зданий. Условные графические обозначения материалов в разрезах,
условности
изображения, отметки уровня
Самостоятельная работа: Работа с дополнительной литературой (систематизация
и
закрепление
заданий
по
теме).
Подготовка
к
практической
работе.
архитектурно-строительных чертежей.
РАЗДЕЛ 6. Чертежи и схемы по специальности в САПР. (26)
Тема 6.1
Назначение графического
редактора Microsoft VISIO
Содержание учебного материала:
Функционал и возможности графического редактора «Microsoft VISIO». Основы
графических построений.
Практическое занятие: «Основные действия и операции с фигурами. Создание
схем и рисунков».
Самостоятельная
работа:
Поиск информации
в
сети Интернет по
подготовке
чертежей к печати и формированием таблиц.
Тема 6.2
Построение чертежей и схем
по специальности
Содержание учебного материала:
Требование к условным графическим обозначениям.
Автоматические расчеты надстройки «Графис»
Практическое
занятие:
«Выполнение
планов
эвакуации»;
«Выполнение
расстановки
сил
и
средств
при
пожаре»;
«Выполнение
планов
местности»;
«Изучение надстройки «Графис» - автоматические расчеты параметров пожара»
Самостоятельная работа:
Поиск информации в сети Интернет:. Разделы и библиотеки
для
создания
профессиональных
схем.
Требования
к
оформлению
эвакуации в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009, ГОСТ Р 12.4.026-2001.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
*. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
**. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
*** – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
Тема 6.3
Назначение системы
проектирования «Компас-
3D»
Содержание учебного материала:
Интерфейс,
возможности
и
функционал
графического
редактора
«Компас3D».
Графические примитивы. Свойства объектов.
Практическое
занятие:
«Выполнение
простых
графических
построений,
Изменение свойств объекта »; «Применение встроенных библиотек».
Самостоятельная
работа:
Поиск
информации
в
сети
Интернет.
Разделы
библиотеки для создания профессиональных схем.
Тема 6.4
Построение чертежей и схем
по специальности
Содержание учебного материала:
Знаки
безопасности
ГОСТ
Р
12.4.026-2001.
Условное
графическое
обозначение
средств
пожаротушения
ГОСТ
28130-89.
Условное
графическое
обозначение
маршрутов и направлений эвакуации.
Практическое занятие: «Работа с каталогом ОПС» «Работа с каталогом «План
эвакуации»
Самостоятельная работа: Подготовка к дифференцированному зачету.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
13
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличие учебный
кабинет «Инженерная графика».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся, оснащенные ПК;
- рабочее место преподавателя.
Оснащение кабинета:
- наглядные пособия для выполнения графических и практических работ;
- модели геометрических тел;
- модели геометрических тел по теме «разрезы и сечения»;
- натуральные образцы в разрезе;
- плакаты по разделам и темам;
- детали различных видов.
- комплект литературы;
- комплект заданий;
- образцы выполнения работ.
Оборудование:
- инструмент и приборы для измерения линейных размеров и формы детали.
- набор чертежных принадлежностей.
Технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование, интерактивная доска;
- СD, DVD с учебными фильмами и материалами.
- Лицензионное программное обеспечение («Microsoft VISIO», «Компас»)
Раздаточные дидактические материалы:
- карточки-задания для выполнения графических и практических работ.
14
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной
литературы.
Основные источники:
1.
Анамова Р.Р., Леонова С.А., Пшеничновой Н.В. Инженерная графика, М.:
«Юрайт», 2017. – 245 с.
2.
Бродский А.М, Фазаулин Э.М. и др. Черчение металлообработка, 10-е изд.
М.: ИЦ «Академия», 2013г – 400с
3.
Короев Ю. И Строительное черчение. Учебник для учащихся учреж. 7-е
издание, стереотипное. — Москва : Высшая школа ; Издательский центр
«Академия», 2001. -256 с.
Дополнительные источники:
1. Полежаева Ю.И.Учебник «Строительное черчение», М., «Академия», 2010
– 336 с..
2. Боголюбов С.К. Инженерная графика – М.: Машиностроение, 2000 – 312с.
3.
Чекмарев
А.А.,
Осипов
В.К.
«Справочник
по
черчению
для
специальностей СПО. Учебное пособие. М., «Академия»,2005 -415 с.
Интернет-ресурсы:
1.
Авдеев, М.С. Лекции по инженерной графике [Электронный ресурс] / М.С.
Авдеев. - Электрон. текстовые данные. – М. : 2009 – 2010.
2.
Уроки работы с Microsoft VISIO [Электронный ресурс]
Режим доступа: /–
Загл. с экрана.
3.
Обучение в Компас-3D для начинающих [Электронный ресурс] Режим
доступа: - Загл. с экрана.
4.
Электронный
фонд
правовой
и
нормативно-технической
документации
«Кодекс» -. – Режим доступа: - Загл. с экрана.
15
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
дисциплины
осуществляются
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Умения:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы
по профилю специальности;
выполнять
эскизы,
технические
рисунки
и
чертежи деталей, их элементов, узлов;
выполнять
графические
изображения
схем
проведения аварийно-спасательных работ;
оформлять
проектно-конструкторскую,
технологическую
и
другую
техническую
документацию в соответствии с действующей
нормативной базой;
Анализ
и
оценка
результата
выполнения
практических
работ,
внеаудиторной
самостоятельной
работы.
Знания:
виды
нормативно-технической
и
производственной документации;
правила
чтения
конструкторской
и
технологической документации;
способы
графического
представления
объектов, пространственных образов и схем;
требования
государственных
стандартов
Единой
системы
конструкторской
документации
и
Единой
системы
технологической документации;
правила
выполнения
чертежей,
технических
рисунков, эскизов и схем;
технику и принципы нанесения размеров;
классы
точности
и
их
обозначение
на
чертежах;
типы и назначение спецификаций, правила их
чтения и составления;
средства и методы автоматизации графических
работ,
принципы
работы
систем
автоматизированного проектирования;
технологии компьютерной графики
Анализ
и
оценка
результата
выполнения
практических
работ,
внеаудиторной
самостоятельной
работы.
Накопительная
система
устного
опроса.