Автор: Алёкминская Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.Б. Шагдарова"
Населённый пункт: пгт. Могойтуй Могойтуйского района Забайкальского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Баснописец, каких не было"
Раздел: полное образование
Сценарий праздника, посвящённого дню рождения И.А. Крылова.
( для обучающихся 5-6 классов)
«Баснописец, каких не было…»
Цель: прививать интерес к литературе, приобщать детей к творческому процессу,
Задачи:
- углубить знания об И.А. Крылове, учить видеть за строками
произведения глубокий смысл басни, выражать
свои мысли посредством выразительного чтения и игры,
- развивать творческие способности и коммуникативные умения,
- воспитывать отрицательное отношение к порокам человека.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова
-презентация
-иллюстрации ребят
Ход мероприятия:
1
ведущий:
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Всё знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
2
ведущий:
Более двухсот лет прошло со дня рождения Крылова, но до сегодняшнего дня он остаётся
одним из лучших баснописцев. Образ дедушки Крылова появляется в нашем детстве где-
то рядом с чудесными сказками, пока он еще не совсем осознан, но уже такой родной и
близкий.
1 ведущий:
Крылов родился в Москве. Детство и юность его были очень тяжелыми. Отец Андрей
Прохорович был армейским офицером; всё, что оставил он своему сыну- был армейский
сундучок с книгами. Мать Мария Алексеевна не умела читать и писать, но была очень
добра и умна. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать нанималась на
работу в богатые дома, а будущий писатель даже в школе не учился. Но он очень хотел
быть образованным человеком и стал самостоятельно изучать математику и языки.
Вскоре, благодаря упорному труду, он стал высокообразованным для своего времени
человеком. Жизнь не баловала его, каждый шаг к успеху казался трудным. Крылов писал
пьесы для театра, выпускал журнал, но именно басня сделала его знаменитым.
- Вы, конечно, знаете, что такое басня, ребята?
2 ведущий:
Крылов написал 205 басен. Они переведены на 60 языков мира. Иван Андреевич любил
Родину и хотел,чтобы все были счастливы. Он считал своим долгом бороться с
недостатками людей. Басни понятны всем: и слушателям, и читателям. Сам Крылов
говорил, что «басня понятна и слуге, и ребёнку». Из народного языка, из пословиц и
поговорок черпал баснописец сюжеты своих басен.
-А кто герои басен Крылова? А было бы интересно, если бы речь в баснях шла только о
животных и мыслили бы они «по-звериному»?
-А если бы речь шла только о людях?
В этом соединении человеческого и звериного и состоит особенность басен Крылова.
Человек и звери живут в одном прекрасном мире басни, разговаривают на одном языке и
прекрасно друг друга понимают.
- Как вы думаете, басня бывает скучной?
Она поучает незаметно, легко, весело, мудро. Некоторые басни похожи на спектакль. Их
легко инсценировать.
1 ведущий
:
Мы пригласили вас в свой маленький театр.
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть ваш начинающий талант
И показать, как исполняем роли.
О том, что происходит,когда «в товарищах согласья нет», расскажет басня нам «Квартет».
(выступление 5 «Б» класса).
- Что означает слово «квартет»? (Музыкальное произведение для 4 инструментов).
- Чему учит эта басня? ( В ней разоблачают хвастунов, самоуверенных людей, которые
берутся не за своё дело).
- А сейчас послушаем, о чём говорят Стрекоза и Муравей. Встречайте 5 «В» класс!
- Мы приглашаем на сцену учащихся 6 «А» класса . Они покажут нам басню «Демьянова
уха».
-Какие слова из этой басни мы часто используем? ( сыт по горло, катился градом пот)
- Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама басня, коротенький сюжет
заставляют задуматься. Басня « Две собаки». На сцене учащиеся 5 «А» класса.
2 ведущий:
- Пока наши артисты готовятся, я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы знаете басни. Я
буду начинать строчку из известной басни, а вы её продолжайте. Все готовы?
1.
А Васька слушает (да ест)
2.
Да только воз…
3.
А ларчик просто …
4.
Ты виноват уж тем….
5.
Оглянуться не успела, как…
6.
Ай, Моська! Знать она сильна,…
7.
Кукушка хвалит петуха за то, что…
-Итак, басня «Кукушка и петух». На сцене 6 «В» класс.
1 ведущий:
А сейчас давайте вспомним, когда так говорят. Ваша задача - подобрать выражение из
басен Крылова, соответствующее данной ситуации:
-когда человек делает всё по-своему, несмотря на уговоры ( «А Васька слушает да ест»)
-когда один человек хвалит другого, а тот в ответ хвалит первого ( «Кукушка хвалит
Петуха за то, что хвалит он Кукушку»)
- употребляется шутливо, когда человек от переполнивших его эмоций не может
произнести ни слова («От радости в зобу дыханье сперло»)
- Из какой басни эти строки?
Басню «Ворона и Лисица» мы увидим в исполнении 6 «Д» класса.
- «У сильного всегда бессильный виноват» Какая басня так начинается? Правильно,
«Волк и Ягнёнок». Встречаем ребят из 6 «Г» класса.
2 ведущий:
-Пока жюри подводит итоги, мы с вами попробуем отгадать, из каких басен Крылова эти
строки:
1.
« А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь…»
2.
«Вертит очками так и сяк:
Очки не действуют никак.»
3.
«Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка! Что за глазки!»
4.
«Он порча! Он чума! Он язва здешних мест!
А Васька слушает да ест»
5.
«Да только воз и ныне там.»
-А теперь давайте попробуем ответить на несколько трудных вопросов:
1. – В каком городе установлен памятник Крылову?
2. – Каждый герой басни олицетворяет собой определённые качества. Какие качества
олицетворяют Волк? Лиса? Ягнёнок? Осёл?
3 – Какие строчки из басен Крылова стали крылатыми выражениями?
1 ведущий:
-Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», но
басни его не устарели. Их и сейчас с удовольствием читают взрослые и дети.
Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А. Крылова,
произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам
Крылов – актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни - и великолепно! Всем
артистам мы хотим сказать «спасибо!» за прекрасную игру.
- Слово предоставляется жюри. ( Подведение итогов)