Напоминание

"Баснописец, каких не было"


Автор: Алёкминская Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2 им. Ю.Б. Шагдарова"
Населённый пункт: пгт. Могойтуй Могойтуйского района Забайкальского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Баснописец, каких не было"
Раздел: полное образование





Назад




Сценарий праздника, посвящённого дню рождения И.А. Крылова.

( для обучающихся 5-6 классов)

«Баснописец, каких не было…»

Цель: прививать интерес к литературе, приобщать детей к творческому процессу,

Задачи:

- углубить знания об И.А. Крылове, учить видеть за строками

произведения глубокий смысл басни, выражать

свои мысли посредством выразительного чтения и игры,

- развивать творческие способности и коммуникативные умения,

- воспитывать отрицательное отношение к порокам человека.

Оборудование:

- портрет И.А. Крылова

-презентация

-иллюстрации ребят

Ход мероприятия:

1

ведущий:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Всё знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

2

ведущий:

Более двухсот лет прошло со дня рождения Крылова, но до сегодняшнего дня он остаётся

одним из лучших баснописцев. Образ дедушки Крылова появляется в нашем детстве где-

то рядом с чудесными сказками, пока он еще не совсем осознан, но уже такой родной и

близкий.

1 ведущий:

Крылов родился в Москве. Детство и юность его были очень тяжелыми. Отец Андрей

Прохорович был армейским офицером; всё, что оставил он своему сыну- был армейский

сундучок с книгами. Мать Мария Алексеевна не умела читать и писать, но была очень

добра и умна. После смерти отца Крыловы жили в глубокой нищете. Мать нанималась на

работу в богатые дома, а будущий писатель даже в школе не учился. Но он очень хотел

быть образованным человеком и стал самостоятельно изучать математику и языки.

Вскоре, благодаря упорному труду, он стал высокообразованным для своего времени

человеком. Жизнь не баловала его, каждый шаг к успеху казался трудным. Крылов писал

пьесы для театра, выпускал журнал, но именно басня сделала его знаменитым.

- Вы, конечно, знаете, что такое басня, ребята?

2 ведущий:

Крылов написал 205 басен. Они переведены на 60 языков мира. Иван Андреевич любил

Родину и хотел,чтобы все были счастливы. Он считал своим долгом бороться с

недостатками людей. Басни понятны всем: и слушателям, и читателям. Сам Крылов

говорил, что «басня понятна и слуге, и ребёнку». Из народного языка, из пословиц и

поговорок черпал баснописец сюжеты своих басен.

-А кто герои басен Крылова? А было бы интересно, если бы речь в баснях шла только о

животных и мыслили бы они «по-звериному»?

-А если бы речь шла только о людях?

В этом соединении человеческого и звериного и состоит особенность басен Крылова.

Человек и звери живут в одном прекрасном мире басни, разговаривают на одном языке и

прекрасно друг друга понимают.

- Как вы думаете, басня бывает скучной?

Она поучает незаметно, легко, весело, мудро. Некоторые басни похожи на спектакль. Их

легко инсценировать.

1 ведущий

:

Мы пригласили вас в свой маленький театр.

Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,

Раскрыть ваш начинающий талант

И показать, как исполняем роли.

О том, что происходит,когда «в товарищах согласья нет», расскажет басня нам «Квартет».

(выступление 5 «Б» класса).

- Что означает слово «квартет»? (Музыкальное произведение для 4 инструментов).

- Чему учит эта басня? ( В ней разоблачают хвастунов, самоуверенных людей, которые

берутся не за своё дело).

- А сейчас послушаем, о чём говорят Стрекоза и Муравей. Встречайте 5 «В» класс!

- Мы приглашаем на сцену учащихся 6 «А» класса . Они покажут нам басню «Демьянова

уха».

-Какие слова из этой басни мы часто используем? ( сыт по горло, катился градом пот)

- Есть у Крылова басни, в которых нет вывода, но сама басня, коротенький сюжет

заставляют задуматься. Басня « Две собаки». На сцене учащиеся 5 «А» класса.

2 ведущий:

- Пока наши артисты готовятся, я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы знаете басни. Я

буду начинать строчку из известной басни, а вы её продолжайте. Все готовы?

1.

А Васька слушает (да ест)

2.

Да только воз…

3.

А ларчик просто …

4.

Ты виноват уж тем….

5.

Оглянуться не успела, как…

6.

Ай, Моська! Знать она сильна,…

7.

Кукушка хвалит петуха за то, что…

-Итак, басня «Кукушка и петух». На сцене 6 «В» класс.

1 ведущий:

А сейчас давайте вспомним, когда так говорят. Ваша задача - подобрать выражение из

басен Крылова, соответствующее данной ситуации:

-когда человек делает всё по-своему, несмотря на уговоры ( «А Васька слушает да ест»)

-когда один человек хвалит другого, а тот в ответ хвалит первого ( «Кукушка хвалит

Петуха за то, что хвалит он Кукушку»)

- употребляется шутливо, когда человек от переполнивших его эмоций не может

произнести ни слова («От радости в зобу дыханье сперло»)

- Из какой басни эти строки?

Басню «Ворона и Лисица» мы увидим в исполнении 6 «Д» класса.

- «У сильного всегда бессильный виноват» Какая басня так начинается? Правильно,

«Волк и Ягнёнок». Встречаем ребят из 6 «Г» класса.

2 ведущий:

-Пока жюри подводит итоги, мы с вами попробуем отгадать, из каких басен Крылова эти

строки:

1.

« А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь…»

2.

«Вертит очками так и сяк:

Очки не действуют никак.»

3.

«Голубушка! Как хороша!

Ну что за шейка! Что за глазки!»

4.

«Он порча! Он чума! Он язва здешних мест!

А Васька слушает да ест»

5.

«Да только воз и ныне там.»

-А теперь давайте попробуем ответить на несколько трудных вопросов:

1. – В каком городе установлен памятник Крылову?

2. – Каждый герой басни олицетворяет собой определённые качества. Какие качества

олицетворяют Волк? Лиса? Ягнёнок? Осёл?

3 – Какие строчки из басен Крылова стали крылатыми выражениями?

1 ведущий:

-Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца «дедушки Крылова», но

басни его не устарели. Их и сейчас с удовольствием читают взрослые и дети.

Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и знатоками басен И.А. Крылова,

произведения которого останутся для нас умной и нужной книгой. Этим и дорог нам

Крылов – актёр, художник, музыкант. Он сам читал свои басни - и великолепно! Всем

артистам мы хотим сказать «спасибо!» за прекрасную игру.

- Слово предоставляется жюри. ( Подведение итогов)



В раздел образования