Автор: Тясина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ - СОШ №93
Населённый пункт: г. Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие личности младшего школьника через педагогику сотрудничества"
Раздел: начальное образование
Развитие личности младшего школьника через педагогику сотрудничества
Главная
цель
педагога
–
дать
школьнику
возможность
почувствовать
свою
ценность
и
значимость,
способствовать
созданию
условий
для
воспитания
личности,
сочетающей
в
себе
высокие
нравственные
качества,
творческую
индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации.
Идейным
вдохновителем
педагогики
сотрудничества
являлся
Симон
Львович
Соловейчик.
В
педагогике
мира
обучение
в
сотрудничестве
названо
наиболее
успешной
технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания.
Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в
области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.
По данным психологических исследований 90% детей приходят в школу с высоким
уровнем мотивации к учебной деятельности, но уже к концу 1 класса мотивация у
60% снижается. Из-за неудач и разочарований понижается уровень самооценки
учащихся, у них возрастают тревожность и агрессия.
Опыт показывает, что успешность обучения, эмоциональное отношение к
школьной жизни, психологическое и физическое здоровье ребёнка зависит
от
способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают
с учителем и друг с другом.
Для этого у учащихся должны быть сформированы соответствующие качества и
умения:
- Эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности:
желание
участвовать
в
ней;
позитивные
переживания
в
процессе
совместной
деятельности; уверенность в успехе; ощущение положительных эмоций от удачной
совместной работы; адекватная эмоциональная реакция на ошибки и неуспех своей
(товарища) деятельности; желание предложить свою помощь, а также принимать её
от других.
- Деловые отношения на уроке:
умение принимать цель совместной деятельности и сопроводительные указания к
ней (понимать цель деятельности как её результат, адекватно реагировать на
обращения участников – одноклассников, учителя);
-
Умение
взаимодействовать
–
планировать
совместную
общую
деятельность;
договариваться о способах разделения обязанностей; соотносить свои действия с
действиями
партнёра;
принимать
участие
в
сравнении
цели
и
полученного
результата.
-
Наличие
новых
социальных
ролей,
связанных
с
реализацией
деловых
межличностных отношений:
понимание важности коллективного познания и желание быть соучастником
общего дела.
- Статусные характеристики:
включают в себя умения презентовать себя – рассказывать о себе, о своих
возможностях,
объективно
их
оценивать;
выслушивать
мнение
участников
деятельности
о
своей
работе;
адекватно
реагировать
на
критику
своей
работы;
высказывать своё мнение о достигнутом результате деятельности.
Обучение сотрудничеству проходит с 1 класса в несколько этапов.
Этап 1. Создание мотивации взаимодействия.
Этап 2. Обучение правилам эффективного взаимодействия.
Этап 3. Обеспечение опыта совместной деятельности.
Для этого я использую метод коллективной познавательной деятельности В. К.
Дьяченко. Сначала учу школьников работать в парах (например, проверка друг у
друга
определённых
заданий),
т.
к.
парная
работа
–
это
начальная
стадия
формирования деловых межличностных отношений. Затем начинаю работу в парах
сменного состава (например, взаимные диктанты небольших по объёму текстов, их
проверка, исправление ошибок; словарные диктанты, разучивание стихов, таблицы
умножения,
пересказ
текстов
и
т.
д.).
Такая
работа,
как
показывает
опыт,
активизирует учащихся, обеспечивает регулярное общение учащихся друг с другом
на уроке. Каждый ученик получает возможность говорить, объяснять, доказывать,
проверять. У учащихся снимается страх перед ошибкой, ведь они видят, что другие
ученики тоже могут ошибаться. Важно, что в данном случае учебная цель не только
ставится педагогом, но и внутренне принимается детьми. Им нравится такая работа,
а
значит,
повышается
её
результативность.
И
только
после
этого
перехожу
к
коллективному способу обучения – работе в группах.
Хочу отметить, что младшим школьникам нелегко участвовать в совместной работе
даже
тогда,
когда
она
интересна,
т.к.
здесь
сказываются
возрастные
и
индивидуальные особенности, отсутствие опыта коллективной работы, а именно
умений
правильно
её
распределить,
наладить
совместные
действия,
направить
усилия всех на достижение общего результата.
Младших школьников совместной деятельности надо учить. Перед началом такой
работы необходимо разъяснить, как нужно организовать работу, чтобы она шла
дружно, без ссор, как важно помогать друг другу; убедить, что в тех группах, где
складываются дружеские взаимоотношения, и работа идёт веселее и результаты её
выше. Приобщая младших школьников к совместной деятельности, надо включать в
группы
учеников,
объединённых
чувством
симпатии:
они
быстрее
налаживают
сотрудничество,
но
затем
состав
групп
должен
меняться,
чтобы
у
уча
щихся
накапливался опыт общения и поведения в коллективе.
Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология
развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень
важным
в
современной
жизни.
При
обучении
в
сотрудничестве
достигаются
удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за
ее
пределами.
Этому
способствует
сама
атмосфера
обучения
в
сотрудничестве:
развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в
успехах
окружающих
товарищей
не
может
удерживаться
в
границах
учебного
процесса,
начинает
влиять
на
все
существование
ребенка.
Деятельность
сотрудничества
развивает
равенство
ученика
и
учителя.
Ученик
здесь
является
субъектом своей учебной деятельности.