Автор: Ахметвалиева Гульнара Ахметовна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие soft skills как одна из задач современного дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
Развитие SOFT SKILLS как одна из задач
современного дополнительного образования
Современный уровень развития цивилизации называют технологичным и
роботизированным.
Учёными
и
социологами
предполагается,
что
ряд
профессий станут устаревшими и исчезнут, а их функционал будет выполнять
искусственный
интеллект.
Но
есть
умения,
которые
доступны
только
человеку, он может развить их у себя и стать успешным в учебной, трудовой
деятельности,
общественной
работе,
карьере.
В
психологии
эти
качества
называются soft skills — гибкие или мягкие навыки.
Профессионализм успешного педагога состоит из трёх составляющих:
hard skills и soft skills.
Hard skills (жёсткие навыки) — специальные знания, владение методикой
выполнения функциональных задач. Они относятся конкретной профессии и
специализации: обучение игре в шахматы, на гитаре, вокалу, хореографии.
Soft skills — надпрофессиональные навыки, не привязаны к предметной
сфере.
Их
применяют
в
различных
видах
деятельности
и
социальном
взаимодействии.
Основной комплекс soft skills, который необходим человеку в XXI веке
для успешной жизнедеятельности, был сформулирован в 2016 году, в ходе
Мирового экономического форума в Швейцарии в Давосе. В него включены
компетенции
с
характерными
чертами
когнитивной
деятельности,
самоменеджментом,
социальными
навыками.
Развитие
гибких
навыков
у
педагогов имеет важное значение, потому что именно на них накладывается
задача формировать soft skills у детей и подростков.
Долгое время считалось, что владение жёсткими навыками обеспечивает
успешность
в
профессии.
Но
исследования
западных
университетов
Гарварда и Стэнфорда доказывают: долговременный и стабильный успех в
деятельности на 75% определяется социальными навыками и только на 25% –
академическими знаниями.
Педагог
может
иметь
высшее
образование,
быть
компетентным
в
преподавании
изобразительного
искусства,
владеть
основами
дизайна,
уверенно пользоваться ПК. Но если он не выстраивает сотрудничество с
коллегами,
не
умеет
устанавливать
контакт
с
учащимися,
презентовать
деятельность
свою
и
творческого
объединения,
планировать
учебный
процесс, правильно распределяя время, его проекты будут малоэффективны.
Портрет успешного педагога выглядит следующим образом. Он публичный
человек.
О
том,
что
он
профессионал,
должны
все
знают.
Отличный
специалист
всегда
убедит
окружающих
в
своих
профессиональных
качествах, не боится и не стесняется заявить о себе, стремится донести новые
идеи до других людей. Поэтому все с ним хотят работать. У него 100-%
сохранность контингента. Он сам себя считает успешным, ведёт себя, как
успешный человек, и так его воспринимают остальные.
Соответственно
он
владеет
навыками
самопрезентации;
умеет
выстраивать
взаимоотношения
с
участниками
образовательного
процесса;
готов решать творческие задачи; проявляет лидерские способности. В эпоху
цифротизации общества данные навыки
являются актуальными, так как
трансформируется представление о профессии педагога.
Большей части людей, которые хотят реализоваться в профессии, часто не
хватает
умений
управлять
своим
развитием,
эффективностью.
Успех
складывается
не
только
из
узких
профессиональных
знаний,
но
и
из
характеристики личности и мягких навыков.
Популярными и востребованными для педагогов дополнительного
образования являются 3 группы soft skills.
Коммуникативные:
умение слушать
умение убеждать и аргументировать свою точку зрения
вести переговоры
проводить презентации
умение самопрезентовать себя, свою деятельность
публично выступать
работать в команде
ориентироваться на результат деятельности
умение вести деловую переписку
ориентироваться на клиента (учащегося и его родителей)
Самоменеджмент:
умение управлять эмоциями
обладание стрессоустойчивостью
управление саморазвитием
умение планировать и ставить цели
умение рационально распределять время (тайм-менеджмент)
рефлексировать
управление энергией
проявление энтузиазма, инициативности, настойчивости
использование обратной связи
Когнитивная деятельность:
обладание системным мышлением
креативным мышлением
структурным мышлением
логическим мышлением
проектным мышлением
умение находить и анализировать информацию
вырабатывать и принимать решения
Отдельно
выделяют
управленческие soft skills, которые актуальны для
руководителей
образовательных
учреждений
или
ст руктурных
подразделений:
умение управлять исполнением
планировать, ставить задачи перед сотрудниками
мотивировать сотрудников к деятельности
контролировать реализацию задач
осуществление наставничества
принятие на себя ситуационного руководства и лидерства
умение проводить совещания
подавать обратную связь
управлять реализацией проектами
управлять изменения
делегировать полномочия своим сотрудникам
Развитие
мягких
навыков —
подготовка
учащихся
к
будущей
профессиональной деятельности. Работодатели государственного и частного
сектора
выставляют
ряд
требований
к
будущему
сотруднику,
предлагая
вакантные места. Предъявляемые требования отражают общие направления в
развитии общества и экономики.
К ним относятся:
-
переход от жесткого контроля рабочих процессов к личной инициативе
изменений;
-
проявление инициативы и осознанное включение в изменения;
-
переход от конкуренции к сотрудничеству и социальной ответственности;
-
отказ от единообразных подходов;
-
переход к системности мышления;
-
сетевое взаимодействие между компаниями.
Система дополнительного образования имеет все возможности для развития
гибких навыков учащихся: занятия в спортивных секциях развивают волевые
качества,
командный
спорт
учит
работать
в
коллективе,
музыка
и
изобразительное
искусство
развивают
оба
полушария
мозга,
образное
мышление.
Целый комплекс гибких компетенций развивает проектная деятельность.
Работа в проекте имитирует модель профессионального рабочего коллектива,
в
котором
имеются
руководитель
(лидер),
креативный
специалист
(инноватор), исполнители, человек, ответственный за продвижение проекта в
СМИ.
На
каждом
этапе
разработки
проекта
происходит
тренировка
различных
видов
компетенций:
распределение
ролей,
обсуждение,
исследовательская работа, презентация результатов работ.
Развитие SOFT SKILLS — важная задача современного дополнительного
образования
в
свете
реализации
Концепции
развития
дополнительного
образования и федерального проекта «Успех каждого ребёнка». Подготовка к
жизни в конкурентных условиях, социализация станут ключами к раскрытию
личностного потенциала детей и подростков. Чем больше развито гибких
компетенций у человека, тем шире его профессиональный выбор.