Напоминание

"Развитие soft skills как одна из задач современного дополнительного образования"


Автор: Ахметвалиева Гульнара Ахметовна
Должность: методист
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие soft skills как одна из задач современного дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие SOFT SKILLS как одна из задач

современного дополнительного образования

Современный уровень развития цивилизации называют технологичным и

роботизированным.

Учёными

и

социологами

предполагается,

что

ряд

профессий станут устаревшими и исчезнут, а их функционал будет выполнять

искусственный

интеллект.

Но

есть

умения,

которые

доступны

только

человеку, он может развить их у себя и стать успешным в учебной, трудовой

деятельности,

общественной

работе,

карьере.

В

психологии

эти

качества

называются soft skills — гибкие или мягкие навыки.

Профессионализм успешного педагога состоит из трёх составляющих:

hard skills и soft skills.

Hard skills (жёсткие навыки) — специальные знания, владение методикой

выполнения функциональных задач. Они относятся конкретной профессии и

специализации: обучение игре в шахматы, на гитаре, вокалу, хореографии.

Soft skills — надпрофессиональные навыки, не привязаны к предметной

сфере.

Их

применяют

в

различных

видах

деятельности

и

социальном

взаимодействии.

Основной комплекс soft skills, который необходим человеку в XXI веке

для успешной жизнедеятельности, был сформулирован в 2016 году, в ходе

Мирового экономического форума в Швейцарии в Давосе. В него включены

компетенции

с

характерными

чертами

когнитивной

деятельности,

самоменеджментом,

социальными

навыками.

Развитие

гибких

навыков

у

педагогов имеет важное значение, потому что именно на них накладывается

задача формировать soft skills у детей и подростков.

Долгое время считалось, что владение жёсткими навыками обеспечивает

успешность

в

профессии.

Но

исследования

западных

университетов

Гарварда и Стэнфорда доказывают: долговременный и стабильный успех в

деятельности на 75% определяется социальными навыками и только на 25% –

академическими знаниями.

Педагог

может

иметь

высшее

образование,

быть

компетентным

в

преподавании

изобразительного

искусства,

владеть

основами

дизайна,

уверенно пользоваться ПК. Но если он не выстраивает сотрудничество с

коллегами,

не

умеет

устанавливать

контакт

с

учащимися,

презентовать

деятельность

свою

и

творческого

объединения,

планировать

учебный

процесс, правильно распределяя время, его проекты будут малоэффективны.

Портрет успешного педагога выглядит следующим образом. Он публичный

человек.

О

том,

что

он

профессионал,

должны

все

знают.

Отличный

специалист

всегда

убедит

окружающих

в

своих

профессиональных

качествах, не боится и не стесняется заявить о себе, стремится донести новые

идеи до других людей. Поэтому все с ним хотят работать. У него 100-%

сохранность контингента. Он сам себя считает успешным, ведёт себя, как

успешный человек, и так его воспринимают остальные.

Соответственно

он

владеет

навыками

самопрезентации;

умеет

выстраивать

взаимоотношения

с

участниками

образовательного

процесса;

готов решать творческие задачи; проявляет лидерские способности. В эпоху

цифротизации общества данные навыки

являются актуальными, так как

трансформируется представление о профессии педагога.

Большей части людей, которые хотят реализоваться в профессии, часто не

хватает

умений

управлять

своим

развитием,

эффективностью.

Успех

складывается

не

только

из

узких

профессиональных

знаний,

но

и

из

характеристики личности и мягких навыков.

Популярными и востребованными для педагогов дополнительного

образования являются 3 группы soft skills.

Коммуникативные:

умение слушать

умение убеждать и аргументировать свою точку зрения

вести переговоры

проводить презентации

умение самопрезентовать себя, свою деятельность

публично выступать

работать в команде

ориентироваться на результат деятельности

умение вести деловую переписку

ориентироваться на клиента (учащегося и его родителей)

Самоменеджмент:

умение управлять эмоциями

обладание стрессоустойчивостью

управление саморазвитием

умение планировать и ставить цели

умение рационально распределять время (тайм-менеджмент)

рефлексировать

управление энергией

проявление энтузиазма, инициативности, настойчивости

использование обратной связи

Когнитивная деятельность:

обладание системным мышлением

креативным мышлением

структурным мышлением

логическим мышлением

проектным мышлением

умение находить и анализировать информацию

вырабатывать и принимать решения

Отдельно

выделяют

управленческие soft skills, которые актуальны для

руководителей

образовательных

учреждений

или

ст руктурных

подразделений:

умение управлять исполнением

планировать, ставить задачи перед сотрудниками

мотивировать сотрудников к деятельности

контролировать реализацию задач

осуществление наставничества

принятие на себя ситуационного руководства и лидерства

умение проводить совещания

подавать обратную связь

управлять реализацией проектами

управлять изменения

делегировать полномочия своим сотрудникам

Развитие

мягких

навыков —

подготовка

учащихся

к

будущей

профессиональной деятельности. Работодатели государственного и частного

сектора

выставляют

ряд

требований

к

будущему

сотруднику,

предлагая

вакантные места. Предъявляемые требования отражают общие направления в

развитии общества и экономики.

К ним относятся:

-

переход от жесткого контроля рабочих процессов к личной инициативе

изменений;

-

проявление инициативы и осознанное включение в изменения;

-

переход от конкуренции к сотрудничеству и социальной ответственности;

-

отказ от единообразных подходов;

-

переход к системности мышления;

-

сетевое взаимодействие между компаниями.

Система дополнительного образования имеет все возможности для развития

гибких навыков учащихся: занятия в спортивных секциях развивают волевые

качества,

командный

спорт

учит

работать

в

коллективе,

музыка

и

изобразительное

искусство

развивают

оба

полушария

мозга,

образное

мышление.

Целый комплекс гибких компетенций развивает проектная деятельность.

Работа в проекте имитирует модель профессионального рабочего коллектива,

в

котором

имеются

руководитель

(лидер),

креативный

специалист

(инноватор), исполнители, человек, ответственный за продвижение проекта в

СМИ.

На

каждом

этапе

разработки

проекта

происходит

тренировка

различных

видов

компетенций:

распределение

ролей,

обсуждение,

исследовательская работа, презентация результатов работ.

Развитие SOFT SKILLS — важная задача современного дополнительного

образования

в

свете

реализации

Концепции

развития

дополнительного

образования и федерального проекта «Успех каждого ребёнка». Подготовка к

жизни в конкурентных условиях, социализация станут ключами к раскрытию

личностного потенциала детей и подростков. Чем больше развито гибких

компетенций у человека, тем шире его профессиональный выбор.



В раздел образования