Напоминание

"Региональный компонент в процессе обучения иностранному языку"


Авторы: Вылегжанина Евгения Александровна, Фоминская Светлана Петровна
Должность: учителя иностранного языка
Учебное заведение: ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат полиции"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Региональный компонент в процессе обучения иностранному языку"
Раздел: полное образование





Назад




Региональный компонент в процессе обучения иностранному языку

Вылегжанина Евгения Александровна, учитель иностранного языка;

Фоминская Светлана Петровна, учитель иностранного языка

ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» г. Кемерово

Региональный

компонент

является

неотъемлемой

частью

процесса

обучения

иностранным

языкам,

так

как

способствует

формированию

лингвистически

компетентной личности и воспитанию патриотизма и гражданственности.

Ключевые

слова:

краеведение,

региональный

компонент,

процесс

обучения

иностранному

языку,

методы

и

формы

обучения,

воспитание

патриотизма

и

гражданственности.

Одной из важных задач, решение которой может и должно быть осуществлено в

рамках

изучения

иностранного

языка

является

развитие

и

формирование

личности,

обладающей

знаниями

о

собственной

культуре,

осознающей

себя

как

носителя

определенных культурных ценностей, как часть природной и социальной целостности.

Необходимость

решения

данной

задачи

отражена

в

Федеральном

компоненте

государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым одной из целей

изучения иностранного языка является формирование умения представлять свою страну,

ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, формирование умений

выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка.

Большую роль в достижении данной цели играет использование краеведческого

материала на уроках и во внеурочной деятельности. Краеведческий материал приближает

иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, способствует формированию

и

закреплению

у

них

навыков

общения

на

изучаемом

языке. Умение

обучающегося

говорить о том, что ему близко и дорого, о том, что его окружает и волнует, позволяет ему

стать интереснее своему иноязычному собеседнику. Не зная своей родной культуры, не

любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту,

силу и богатство родного края, кто знает и чтит обычаи и традиции своего народа,

бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.

Интеграция

регионального

компонента

в

изучение

иностранного

языка

может

осуществляться по двум направлениям:

- включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории,

географии, литературы, искусства и т.д.) в программу изучения иностранного языка;

-

творческое

переосмысление

полученной

краеведческой

информации,

умение

конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития края.

Предметное

содержание

речи,

отраженное

в

образовательной

программе

по

иностранному языку, таково, что учитель может использовать краеведческую информацию

при изучении практически любой темы, так как краеведение многогранно по своему

содержанию. Учителю необходимо согласовать краеведческий материал с программой,

отбирая ту информацию, которая отражает уникальность региона, его неповторимый

характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой

оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.

На

определённых

этапах

обучения

для

реализации

содержания

языкового

образования

на

уроках

иностранного

языка

в

тематическое

планирование

учебной

деятельности можно включить темы, которые дают наиболее полное и разностороннее

представление о Кемеровской области:

- Географическое положение. Природа. Климат. Население. Коренное население Кузбасса

(шорцы и телеуты). Населенные пункты.

- Кемерово – столица Кузбасса.

- История области. Памятные места на карте. Исторические и культурные памятники.

- Экономика. Промышленность. Сельское хозяйство.

- Экологические проблемы региона.

- Образование.

- Средства массовой информации.

- Спорт.

- Отдых и досуг. Туристические достопримечательности региона.

- Культура. Литература. Изобразительное искусство. Театры. Музеи.

- Известные люди Кузбасса.

Краеведческий материал связывает жизнь и быт любого региона и населённого

пункта с огромным понятием нашей страны и существенно дополняют содержательную

сторону речи. У учащихся появляется интерес глубже изучить свой край, его культуру,

обычаи и традиции. Это способствует формированию уважения к своей стране, малой

Родине, потребности в практическом использовании иностранного языка в различных

сферах

деятельности.

Также

краеведческий

материал

помогает

совершенствовать

практическое владение иностранным языком: обогащается словарный запас обучающихся,

совершенствуются грамматические навыки, развиваются речевые умения.

Введение краеведческой информации в процесс обучения иностранному языку

позволяет

реализовывать

и

воспитательную

задачу

сформировать

у

обучающихся

чувство патриотизма.

Использование краеведческого материала на уроках иностранного

языка в ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» представляется

особенно важным, так как одной из задач учреждения является воспитание патриотизма и

гражданственности у кадет. Педагогу необходимо найти такие методы и формы работы с

учениками, которые позволили бы им самим соприкоснуться с историей и культурой

малой и большой Родины.

Работа с краеведческим материалом может быть организована на определенном

этапе урока иностранного языка, в рамках интегрированного урока с другими учебными

предметами, на отдельном внеклассном занятии, а также иметь более широкие временные

рамки (проектная или исследовательская деятельность).

Включение

регионального

компонента

в

процесс

обучения

возможно

через

организацию различных форм работы:

- подготовка сообщений и докладов;

- защита рефератов;

- выпуск газет и постеров;

- устный журнал;

- написание сочинений;

- работа над проектом;

- инсценировка;

- проведение экскурсий, в т.ч. виртуальных;

- выпуск туристических путеводителей;

- подготовка мультимедийной презентации;

- создание видеофильмов и рекламных роликов;

- исследовательская работа;

- создание веб-квестов.

Реализация

данных

форм

работы

предполагает

использование

современных

методов обучения, таких как:

- проблемное обучение;

- поисковые и информационно-коммуникационные технологии;

- ролевые игры;

- метод проектов.

Указанные

методы

и

формы

работы

имеют

большую

практиче скую

направленность,

позволяют

сочетать

самостоятельную

индивидуальную

работу

с

групповой

и

коллективной.

Необходимо

обучать

школьников

умению

извлекать

и

применять

на

уроке

иностранного

языка

информацию,

получаемую

при

изучении

географии,

истории,

обществознания,

литературы,

биологии

и

других

предметов.

В

процессе работы над краеведческим материалом обучающиеся могут заниматься поиском

фотографий, письменных документов, информации в сети Интернет, посещать местные

музеи

и

достопримечательности,

общаться

с

представителями

старшего

поколения

с

целью получения знаний об истории родного края, знаменитых земляках. Результаты

работы по краеведению на иностранном языке могут быть представлены в классе, учебном

заведении, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т.д.

Таким образом, использование регионального компонента является важной частью

процесса

обучения

иностранному

языку.

Краеведческий

материал

способствует

повышению

эффективности

процесса

обучения

иностранному

языку

и

уровня

положительной

мотивации

учащихся,

их

адаптации

к

окружающей

социальной

и

природной среде, расширяет кругозор, помогает в выборе профессии, является средством

нравственного и патриотического воспитания. Использование в обучении информации,

сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, стимулируют не только их интерес к

изучению

иностранного

языка,

но

и

самостоятельность,

познавательную

активность

каждого

ученика,

развивает

навыки

и

умения

исследовательской

деятельности,

воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.

Литература:

1.

Корниенко,

П.

А.

Использование

краеведческих

материалов

в

обучении

иностранным языкам [Текст]: Дис. канд. пед. наук / П. А. Корниенко. – Пятигорск: 2005. –

185 с.

2. Лиханова, В. В. Образовательные возможности краеведения в процессе обучения

иностранным языкам [Текст] / В. В. Лиханова // Вестник Бурятского государственного

университета. – 2010. – №1. – С. 209-215.

3. Погорелая, Г. В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников

иностранным языкам [Текст] / Г. В. Погорелая // Иностранные языки в школе. – 2013. –

№1. – С. 62-66.

4.

Сороковых,

Г.

В.,

Давыдова,

О.

В.

Региональный

компонент

культуры

как

составляющая содержания обучения иностранному языку. [Текст] / Г.В. Сороковых, О.В.

Давыдова // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1. – С.63-69.

5.

Топленкина,

И.П.

Региональный

компонент

на

уроках

иностранного

языка.

[Текст] / И. П. //Иностранные языки в школе. – 2007. – №3. – С.51-53.



В раздел образования