Авторы: Вылегжанина Евгения Александровна, Фоминская Светлана Петровна
Должность: учителя иностранного языка
Учебное заведение: ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа-интернат полиции"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: "Региональный компонент в процессе обучения иностранному языку"
Раздел: полное образование
Региональный компонент в процессе обучения иностранному языку
Вылегжанина Евгения Александровна, учитель иностранного языка;
Фоминская Светлана Петровна, учитель иностранного языка
ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» г. Кемерово
Региональный
компонент
является
неотъемлемой
частью
процесса
обучения
иностранным
языкам,
так
как
способствует
формированию
лингвистически
компетентной личности и воспитанию патриотизма и гражданственности.
Ключевые
слова:
краеведение,
региональный
компонент,
процесс
обучения
иностранному
языку,
методы
и
формы
обучения,
воспитание
патриотизма
и
гражданственности.
Одной из важных задач, решение которой может и должно быть осуществлено в
рамках
изучения
иностранного
языка
является
развитие
и
формирование
личности,
обладающей
знаниями
о
собственной
культуре,
осознающей
себя
как
носителя
определенных культурных ценностей, как часть природной и социальной целостности.
Необходимость
решения
данной
задачи
отражена
в
Федеральном
компоненте
государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым одной из целей
изучения иностранного языка является формирование умения представлять свою страну,
ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, формирование умений
выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка.
Большую роль в достижении данной цели играет использование краеведческого
материала на уроках и во внеурочной деятельности. Краеведческий материал приближает
иноязычную коммуникацию к личному опыту обучающихся, способствует формированию
и
закреплению
у
них
навыков
общения
на
изучаемом
языке. Умение
обучающегося
говорить о том, что ему близко и дорого, о том, что его окружает и волнует, позволяет ему
стать интереснее своему иноязычному собеседнику. Не зная своей родной культуры, не
любя её, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту,
силу и богатство родного края, кто знает и чтит обычаи и традиции своего народа,
бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов.
Интеграция
регионального
компонента
в
изучение
иностранного
языка
может
осуществляться по двум направлениям:
- включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории,
географии, литературы, искусства и т.д.) в программу изучения иностранного языка;
-
творческое
переосмысление
полученной
краеведческой
информации,
умение
конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития края.
Предметное
содержание
речи,
отраженное
в
образовательной
программе
по
иностранному языку, таково, что учитель может использовать краеведческую информацию
при изучении практически любой темы, так как краеведение многогранно по своему
содержанию. Учителю необходимо согласовать краеведческий материал с программой,
отбирая ту информацию, которая отражает уникальность региона, его неповторимый
характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой
оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.
На
определённых
этапах
обучения
для
реализации
содержания
языкового
образования
на
уроках
иностранного
языка
в
тематическое
планирование
учебной
деятельности можно включить темы, которые дают наиболее полное и разностороннее
представление о Кемеровской области:
- Географическое положение. Природа. Климат. Население. Коренное население Кузбасса
(шорцы и телеуты). Населенные пункты.
- Кемерово – столица Кузбасса.
- История области. Памятные места на карте. Исторические и культурные памятники.
- Экономика. Промышленность. Сельское хозяйство.
- Экологические проблемы региона.
- Образование.
- Средства массовой информации.
- Спорт.
- Отдых и досуг. Туристические достопримечательности региона.
- Культура. Литература. Изобразительное искусство. Театры. Музеи.
- Известные люди Кузбасса.
Краеведческий материал связывает жизнь и быт любого региона и населённого
пункта с огромным понятием нашей страны и существенно дополняют содержательную
сторону речи. У учащихся появляется интерес глубже изучить свой край, его культуру,
обычаи и традиции. Это способствует формированию уважения к своей стране, малой
Родине, потребности в практическом использовании иностранного языка в различных
сферах
деятельности.
Также
краеведческий
материал
помогает
совершенствовать
практическое владение иностранным языком: обогащается словарный запас обучающихся,
совершенствуются грамматические навыки, развиваются речевые умения.
Введение краеведческой информации в процесс обучения иностранному языку
позволяет
реализовывать
и
воспитательную
задачу
–
сформировать
у
обучающихся
чувство патриотизма.
Использование краеведческого материала на уроках иностранного
языка в ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» представляется
особенно важным, так как одной из задач учреждения является воспитание патриотизма и
гражданственности у кадет. Педагогу необходимо найти такие методы и формы работы с
учениками, которые позволили бы им самим соприкоснуться с историей и культурой
малой и большой Родины.
Работа с краеведческим материалом может быть организована на определенном
этапе урока иностранного языка, в рамках интегрированного урока с другими учебными
предметами, на отдельном внеклассном занятии, а также иметь более широкие временные
рамки (проектная или исследовательская деятельность).
Включение
регионального
компонента
в
процесс
обучения
возможно
через
организацию различных форм работы:
- подготовка сообщений и докладов;
- защита рефератов;
- выпуск газет и постеров;
- устный журнал;
- написание сочинений;
- работа над проектом;
- инсценировка;
- проведение экскурсий, в т.ч. виртуальных;
- выпуск туристических путеводителей;
- подготовка мультимедийной презентации;
- создание видеофильмов и рекламных роликов;
- исследовательская работа;
- создание веб-квестов.
Реализация
данных
форм
работы
предполагает
использование
современных
методов обучения, таких как:
- проблемное обучение;
- поисковые и информационно-коммуникационные технологии;
- ролевые игры;
- метод проектов.
Указанные
методы
и
формы
работы
имеют
большую
практиче скую
направленность,
позволяют
сочетать
самостоятельную
индивидуальную
работу
с
групповой
и
коллективной.
Необходимо
обучать
школьников
умению
извлекать
и
применять
на
уроке
иностранного
языка
информацию,
получаемую
при
изучении
географии,
истории,
обществознания,
литературы,
биологии
и
других
предметов.
В
процессе работы над краеведческим материалом обучающиеся могут заниматься поиском
фотографий, письменных документов, информации в сети Интернет, посещать местные
музеи
и
достопримечательности,
общаться
с
представителями
старшего
поколения
с
целью получения знаний об истории родного края, знаменитых земляках. Результаты
работы по краеведению на иностранном языке могут быть представлены в классе, учебном
заведении, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т.д.
Таким образом, использование регионального компонента является важной частью
процесса
обучения
иностранному
языку.
Краеведческий
материал
способствует
повышению
эффективности
процесса
обучения
иностранному
языку
и
уровня
положительной
мотивации
учащихся,
их
адаптации
к
окружающей
социальной
и
природной среде, расширяет кругозор, помогает в выборе профессии, является средством
нравственного и патриотического воспитания. Использование в обучении информации,
сведений, связанных с реальной жизнью учащихся, стимулируют не только их интерес к
изучению
иностранного
языка,
но
и
самостоятельность,
познавательную
активность
каждого
ученика,
развивает
навыки
и
умения
исследовательской
деятельности,
воспитывает ответственное отношение к делу, способствует становлению личности.
Литература:
1.
Корниенко,
П.
А.
Использование
краеведческих
материалов
в
обучении
иностранным языкам [Текст]: Дис. канд. пед. наук / П. А. Корниенко. – Пятигорск: 2005. –
185 с.
2. Лиханова, В. В. Образовательные возможности краеведения в процессе обучения
иностранным языкам [Текст] / В. В. Лиханова // Вестник Бурятского государственного
университета. – 2010. – №1. – С. 209-215.
3. Погорелая, Г. В. Реализация принципа краеведения в обучении школьников
иностранным языкам [Текст] / Г. В. Погорелая // Иностранные языки в школе. – 2013. –
№1. – С. 62-66.
4.
Сороковых,
Г.
В.,
Давыдова,
О.
В.
Региональный
компонент
культуры
как
составляющая содержания обучения иностранному языку. [Текст] / Г.В. Сороковых, О.В.
Давыдова // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 1. – С.63-69.
5.
Топленкина,
И.П.
Региональный
компонент
на
уроках
иностранного
языка.
[Текст] / И. П. //Иностранные языки в школе. – 2007. – №3. – С.51-53.