"ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ".
Автор: Пухова Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЦССВ "Маяк" Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: статья Тема: "ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ". Раздел: дошкольное образование
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ».
В первые годы жизни детей происходит очень существенные изменения в
их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и
удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий:
держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки,
нанизывать на стержень кольца и многое другое. К двум - двум с половиной
годам
он
хорошо
овладевает
ходьбой,
бегом,
может
взбираться
на
небольшое возвышение и спускаться с него.
В раннем детстве дети приобретают умение различать предметы по их
внешним признакам (форма, величина, цвет и др.) и правильно с ними
действовать.
В это же время ребенок овладевает величайшим достоянием человечества
— речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам
начинает
говорить
и
к
трем
годам
довольно
свободно
объясняется
с
окружающими.
Этот
бурный
процесс
развития
не
происходит
сам
собой.
Нормальное
созревание
высшей
нервной
деятельности
—
необходимое
условие
полноценного
развития
ребенка.
Одних
природных
задатков
для
этого
недостаточно,
нужны
дополнительные
воздействия
со
стороны
воспитывающих ребенка людей.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им
созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и
учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как
«Ладушки,
ладушки»,
заставляет
малыша
прислушиваться
к
тому,
что
говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в
ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Народ создал чудесные произведения - потешки, прибаутки, с тем, чтобы
дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки
побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными
интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для
упражнения детей в произнесении звуков.
Богатые
возможности
для
сенсорного
развития
и
совершенствования
ловкости
рук
таят
в
себе
народные
игрушки:
башенки,
матрешки,
неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают
красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок
приобретает умение действовать на основе различения формы, величины,
цвета
предметов,
овладевает
разнообразными
новыми
движениями,
действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и
умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.
Народная
мудрость
создала
дидактическую
игру,
которая
является
для
маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним
в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также
на прогулках, в играх.
Но
наиболее
активной
формой
обучающего
воздействия
являются
специально
организуемые
воспитателем
дидактически
направленные
занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически,
постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им
доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества.
Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в
режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание,
подбор детских игр, воздействовать на всех детей.
Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства. Но уже в
этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на
третьем году жизни внимание ребенка привлекает многое другое из того,
что
его
окружает:
ребенок
может
длительно
рассматривать
картинки,
домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом
следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся
интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные
явления,
дать
нужные
сведения,
пояснения,
воспитателю
необходимо
организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и
говорить с ними по поводу увиденного.
Дидактические игры и занятия дадут хороший результат лишь в том случае,
если воспитатели ясно представляют, какие задачи могут быть решены в
процессе их проведения и в чем особенности организации этих занятий на
ступени раннего детства.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания
маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные
качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь
воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и
говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей
к
подражанию,
воспитатель
побуждает
их
воспроизводить
показанные
действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к
подражанию - необходимое условие усвоения детьми сведений и умений.
Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время занятий,
тем более что не все дети в равной мере овладевают этими качествами.
Вызывая подражание своим действиям и словам, воспитатель учит детей
внимательно присматриваться, вслушиваться, понимать и в меру своих
возможностей делать то, что от них требуется.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает
первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность.
Получая пищу для своего ума, маленький ребенок охотно участвует в
занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать
взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными
знаниями. Он многое узнает о разных предметах, об их назначении, о
внешнем виде, свойствах, таких как форма, цвет, величина, вес, качество
материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир
доступных для их понимания явлений природы и труда старших (бытовой
труд
взрослых
и
старших
детей),
знакомит
с
некоторыми
средствами
передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего
слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача - научить детей
слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.
Таким
образом,
роль
дидактических
игр
и
занятий
в
умственном
воспитании детей несомненна.