Напоминание

Контроль уровня сформированости лексической компетенции у учащихся


Автор: Корначева Марина Александровна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГКОУ "Московский кадетский корпус "Пансион воспитанниц МО РФ""
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Контроль уровня сформированости лексической компетенции у учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Контроль уровня сформированости лексической компетенции у

учащихся

В

качестве

составной

части,

способствующей

совершенствованию

формирования

лексической

компетенции,

выступает

контроль.

Контроль

имеет следующие функции: стимулирует, систематизирует, корректирует и

направляет самостоятельную деятельность студентов в процессе обучения в

целом и в частности в процессе обучения иноязычному чтению.

На современном этапе контроль признается важнейшим инструментом

педагогической диагностики, средством управления, получения информации

об эффективности учебной деятельности студентов, а также формирования у

них положительной мотивации.

Текущий контроль представляет собой наиболее благоприятный вид

контроля, так как в сопоставлении с промежуточным и итоговым видами

контроля, текущая проверка наименее регламентирована и стандартизирована

в

отношении

целей,

задач

и

форм.

Преимущество

текущего

контроля

проявляется в следующем: в его процессе студенту предоставляется реальная

возможность

занять

активную,

субъектную

позицию

(осуществляется

самообучение,

систематическая

профилактика

ошибок,

отслеживание

и

самопроверка хода становления коммуникативных навыков и умений как

компонентов

компетентностей

у

каждого

студента,

коррекция

и

самокоррекция

ошибок,

овладение

приемами

взаимоконтроля

и

самоконтроля);

данный

вид

контроля

обладает

наибольшим

обучающим

потенциалом

(выступает

формой

общения,

способом

тренировки

в

употреблении нового языкового материала и источником информации о ходе

его усвоения); на этапе текущего контроля наиболее возможно варьирование

его

форм,

режимов,

обеспечивающих

свободу

выбора

и

самовыражения

студентов, стимулирующих их креативное мышление, форм оценки (отметка,

рейтинг, оценочное суждение, взаимо- и самооценка); велика развивающая

роль текущего контроля (совершенствуется саморегуляция, произвольность

внимания, механизмы самоконтроля, самооценки и рефлексии); возможность

активного участия студента в проведении контроля создает предпосылки для

доминирования

внутренних

мотивов

учения,

над

внешними;

ярко

проявляется воспитательная функция текущего контроля (систематическая

проверка

требует

от

студента

ответственности,

воли,

самодисциплины,

самокритичности).

Контрольные

задания

открытого

типа

это

задания,

не

предполагающие однозначно правильного ответа и единственного способа их

выполнения. Открытые задания проверяют владение учебным материалом на

уровне

прод укции

и,

соот вет ст венно,

т ребуют

от

с т уд е н т а

самостоятельности,

инициативности,

мыслительной

активности

в

виде

разнородных знаний, навыков и умений. За счет данных условий открытые

задания

носят

творческий

характер,

то

есть

затрагивают

интересы,

личностные

смыслы,

мотивационную

сферу

обучаемого,

побуждают

его

выражать

собственные

мнения

и

оценки,

делиться

жизненным

опытом.

Возможность

творческой

самореализации

в

ходе

выполнения

заданий

открытого типа позволяет создавать ситуации успеха для каждого студента и,

таким

образом,

реализовать

мотивационно-стимулирующую

функцию

контроля.

Результаты

выполнения

контрольных

заданий

открытого

типа

варьируются

по

качеству

за

счет

предоставления

студентам

свободы

самовыражения

и

отхода

от

нормы,

шаблона,

образца,

при

этом

их

вариативность

вынуждает

оценивающего

прибегать

к

субъективным

суждениям.

Усвоение

лексики,

является

одним

из

параметров

обученности

иностранному языку, который одновременно связан с другими параметрами и

даже определяет их. Совершенствование лексической компетенции студентов

требует

значительного

расширения

их

словарного

запаса.

Специфика

лексической стороны иноязычной речи как объекта контроля требует: 1)

предоставления студентам возможности отражать личностное восприятие и

понимание тех или иных понятий, выражаемых словами иностранного языка;

2) реализации личностной обусловленности словоупотребления индивида,

определяемой

субъектным

опытом,

предметно-коммуникативной

деятельностью человека; 3) выявления у обучаемых способности не только

выполнять

рецептивные

и

репродуктивные

действия

с

лексикой,

но

и

продуктивно, творчески использовать ее на уровне связной речи для решения

собственных

коммуникативных

намерений;

4)

развития

у

обучаемых

компенсаторной

компетенции,

позволяющей

придавать

усваиваемым

навыкам гибкость и подвижность.

Таким

образом,

к

формам

контроля

уровня

сформированости

лексической компетенции относятся тестовые задания, составление плана,

ответы на вопросы и написание эссе.

Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении иностранным

языкам

считается тест.

Языковой

тест

является

современнейшей

стандартизированной

формой

контроля,

позволяющей

измерять

уровень

лингвистической и речевой компетенции обучаемых. Главная отличительная

черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого

состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию. Максимально

повысить надежность измерения и валидность использования теста можно

если следовать трем основным этапам его создания:

1)

дать

ясное

и

недвусмысленные

теоретические

-

научно-обоснованные

определения умений, которые надо измерить;

2) дать точные установки и операции, которых следует придерживаться при

проведении теста и наблюдении за его выполнением;

3)

количественно

определить

результаты

наблюдений,

с

тем,

чтобы

убедиться,

что

используемые

измерительные

шкалы

обладают

всеми

необходимыми качествами.

Тестирование в обучении иностранным языкам проводится для выявления 1)

уровня достижения в определенном виде деятельности; 2) способностей к

определенному виду деятельности; 3) трудностей в овладении тем или иным

видом деятельности и возможных способов их преодоления.

Тесты

могут

быть

итоговыми

или

промежуточными

(тематическими).

Итоговые

тесты

предназначены,

для

того

чтобы

объективно

подтвердить

достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван

способствовать улучшению самого учебного процесса. Тест рассматривается

как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного

для

определения

(диагностики) уровня

обученности

и

характеризующаяся

следующими чертами:

простотой процедуры выполнения,

стандартностью структуры,

мелкой дозировкой учебного материала,

легкостью осуществления обратной связи,

возможностью непосредственной фиксации результатов,

квалиметрическими качествами, т. е. удобством количественного

выражения качества выполнения задания.

Тестовые

задания

подразделяются

на

закрытые,

условно-открытые

и

открытые

типы.

К

закрытому

типу

(клоуз-тесту)

относятся

задания

"Соотнесение", "Множественный выбор" и "Заполнение пропусков". Для них

характерна

внешняя

заданность

формы

и

содержания,

узкий

диапазон

охватываемых

объектов

контроля,

однотипность

ответов,

поэтому

их

применение не позволяет выявлять индивидуальные различия в овладении

студентами тематической лексикой и индивидуальный уровень достижений

каждого

студента.

Клоуз-тест

целесообразнее

использовать

и

в

целях

текущего

(следящего)

контроля,

когда

важно

своевременно

выявить,

как

учащиеся овладели лексическим материалом, пройденным за определенный

промежуток времени. Поскольку одной из особенностей короткого рассказа

являются слова, объединенные в рамках одной темы, то клоуз-тест является

эффективным способом как текущего, так и итогового контроля лексики.

Внедрение в практику создания клоуз-теста данного принципа расширяет

возможности преподавателя при организации текущего контроля, так как

исходя из этого принципа, возможна подготовка нескольких клоуз-тестов за

время

изучения

определенного

короткого

рассказа

и,

таким

образом

проверить усвоение всего лексического материала более экономным путем.

Задания

"Подбор

синонимов

и

антонимов",

"Словообразование",

"Составление словосочетаний", "Перевод" и "Перефразирование" относятся к

условно-открытыму

типу

тестового

контроля.

Их

выполнение

требует

большей самостоятельности и продуктивности действий студентов, однако,

не предполагает решения ими собственных коммуникативных намерений. К

заданиям открытого типа относятся "Актуализация", "Раскрытие понятия",

"Завершение", "Вопросно-ответное задание" и "Написание мини-сочинения"

и др. Они охватывают весь спектр операций и действий, составляющих

лексический

навык,

предполагают

индивидуальный

отбор

студентами

лексики, альтернативность способов их выполнения.

К различным жанрам и типам сочинений относят репортаж, интервью, отзыв

и

рецензию,

путевые

заметки,

портретный

очерк,

характеристику

литературного

героя,

статью,

аннотацию

и

д.р.

Из

них

на

материале

художественного

текста

может

быть

написана

литературно-критическая

статья, дана характеристика героя, рецензия, отзыв и т.д.

Творческий характер установок к данным заданиям реализует личностную

обусловленность словоупотребления благодаря тому, что студенты выражают

свои мнения, суждения, делятся жизненным опытом; лексика английского

языка

"переживается"

студентами,

лучше

осознается

и

усваивается,

соответственно, их выполнение носит обучающе-контролирующий характер.



В раздел образования